Дедуктивный метод Р. Декарта




 

Рационалистический (в узком смысле) подход в познании исходит из того положения, что не все знания, необходимые для процесса познания, можно получить методом индуктивного обобщения. Таковы все универсалии (общие абстрактные понятия, категории), а также ряд принципиальных утверждений, которые, по сути, родствены геометрическим аксиомам (Декарт назвал «вечными истинами», «врожденными идеями», «интуитивным знанием»), например: «Из ничего ничто не возникает», «Немыслимо одновременно быть и не быть одним и тем же» (аристотелевский закон исключения противоречия), «Тот, кто мыслит, не может не существовать, пока он мыслит» и другие. Данное знание существует изначально, оно аксиоматическое и открывается человеку интуитивно [9, c. 221].

Для получения нового знания необходимо из этих неоспоримых истин вывести все возможные последствия. Такой метод Ф. Бэкон образно сравнил с работой паука, который ткет паутину из себя. Однако новаторство Декарта в том, что его метод – это метод построения гипотетической модели, или теории, изучаемого объекта, который позволяет построить модель так, чтобы она была целостной, продуманной (в этом смысле рациональной) во всех деталях, непротиворечивой. Но построением модели вся процедура познания не ограничивается, поскольку далее необходимо сравнить, насколько она согласуется с опытом.

Описание своего дедуктивного метода Декарт свел в конечном итоге к четырем правилам, которые изложил во второй главе «Рассуждение о методе». Более ранняя работа «Правила для руководства ума» (которая при жизни автора не издавалась) содержит двадцать одно правило [13, c. 115]. Перечислим четыре основных правила.

Первое правило формулирует требование последовательно осуществлять сомнение, то есть «тщательно избегать поспешности и предубеждения», и требование включать в суждения только то, что представляется «уму настолько ясно и четко, что никоим образом не сможет дать повод сомнению».

Второе правило рекомендует для облегчения познания делить сложную проблему на части.

Третье правило советует исходить от простого к сложному, иначе говоря, «располагать мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, к познанию наиболее сложных». Такая формулировка третьего правила может показаться схожим с описанием индукции. Но разница между индуктивным методом и рациональным принципиальная. Для Декарта простое существует в уме человека и открывается ему интуитивно; Бэкон же ищет простое в самом внешнем вещном мире.

И наконец, четвертое правило советует делать перечни и обзоры полными, чтобы ничего не упустить.

 

Методологические принципы И. Ньютона

 

Самой яркой фигурой, олицетворяющей естествознание XVII в., вполне справедливо считается английский физик и математик Исаак Ньютон (1643-1727), который заложил теоретические основы механики и астрономии, сделал большой вклад в оптику, начал новое направление математических исследований. В 1687 гг. Ньютон опубликовал свою выдающуюся работу «Математические начала натуральной философии».

И. Ньютон дал естествознанию теоретические конкретно научные знания в виде трех фундаментальных законов движения (механики): закона инерции, закон пропорциональности силы ускорению и закон равенства действия противодействию. Сформулировав закон всемирного тяготения, И. Ньютон внес неоценимый вклад в науку, хотя от объяснения причин и происхождения этого явления он отказался.

Методологический принцип, который отстаивал И. Ньютон: считать правильным лишь то утверждение науки, которое получено из опыта с помощью индукции.


Заключение

Наука классического периода начинается в Европе с Ф. Бэкона, достигает наивысшего расцвета в трудах И. Ньютона и заканчивается революцией в физике в конце XIX – начале ХХ в. Стержневой научной дисциплиной классического периода была механика, которая изучала устойчивые зависимости, которые можно выразить преимущественно математическим языком. Она ориентировала исследования на поиск причин явлений, знание которых при условии соблюдения логических правил мышления обязательно должно привести к ожидаемым последствиям. Выдающуюся роль в исследовании играл эксперимент, с помощью которого можно было определить стабильность, однозначное функционирование исследуемого объекта в заранее заданных условиях. Считалось, что ради достоверности описаний и объяснений надо исключить все, что касается влияния человеческой деятельности на объект. Познание толковали как теоретическое обобщение данных наблюдения и эксперимента.

Основной чертой классической науки является то, что знание носит объективный характер, а сам путь к их накоплению и открытию – субъективный. Классическая наука имела личностно-мировоззренческую ориентацию. Для классической науки характерно сочетание теоретических и эмпирических методов исследования. Основная цель классической науки –формирование общего представления о мире и месте в нем человека.

Классическую науку (додисциплинарную (ХVII-XVIII вв.) и дисциплинарную (XIX в.), согласно состояниям ее развития) составляют идеалы, нормы научного мышления, соответствующая научная картина мира, а также философские идеи и категории, на которых она основывается. Замена любой части этих принципов составляет научную революцию, что и произошло в начале ХХ в. и привело к развитию неклассической науки.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что Галилей начал в науке традицию систематической ориентации на опыт в сочетании с его математическим осмыслением. Эксперимент – это опыт, который проводится планомерно, через посредство которого исследователь задает природе интересующие его вопросы.

Особое значение в философии Нового времени получили индуктивный метод, предложенный Ф. Бэконом, и дедуктивный метод Р. Декарта. Собственно индукция и дедукция как приемы мысли были известны еще со времен Сократа, Платона, Аристотеля. Более близким идейным источником для Бэкона была «островная», английская традиция, связанная с номинализмом, которая очень ярко также проявилась в эпистемологических построениях Дж. Беркли и Д. Юма. Декарт был включен в «континентальную» традицию, связанную с умеренным реализмом, который своими корнями уходит в философию Аристотеля.

Бэкон и Декарт критиковали предыдущие подходы к познанию и в то же время использовали некоторые элементы из старых познавательных конструкций, подчиняя традиционные ходы мысли новым ценностям и задачам. Кроме того, они приумножили методический арсенал новыми орудиями мысли. Таким образом, несмотря на то, что направления эмпиризма и рационализма (или, как его еще называли, догматизма) существовали в методологических изысканиях Бэкона и Декарта, однако, благодаря тому, что они были этими философами переосмыслены и методично выстроены, аналогичные ходы мысли в Новое время станут квалифицироваться через призму эмпиризма Бэкона и рационализма Декарта (в узком смысле).

 


Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

2. Бельская Е.Ю. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторина. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 416 c.

3. Бельская Е.Ю. История и философия науки (философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова. - М.: МАИ, 2014. - 224 c.

4. Борецкая Н. П. Основы научных исследований: учеб. пособ. / Н. П. Борецкая, Е. В. Кравченко; Донец. ин-т рынка и соц. политики. — Донецк: Донец. ин-т рынка и соц. политики, 2014. — 134 с

5. Бранденбург В.Я. К проблеме становления научного познания: от классической науки к современному этапу// Философская мысль. - 2016. - № 9. - С. 22.

6. Булдаков С.К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 141 c.

7. Бучило Н.Ф. История и философия науки: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.

8. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. висш. учебн. заведений обуч. по гуман. спец./ Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садовин. -М.: ЮНИТИ, 2003. - 680 с.

9. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки: Учебник для магистратуры / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 450 c.

10. Лебедев С.А. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки// Вопросы философии. - 2014. - № 1. - С. 72-82.

11. Пафомова Л.А. Классическая наука как основа возникновения современной науки// Информация–Коммуникация–Общество. - 2016. - Т. 1. - С. 123-127.

12. Пенкина М.В. Классическая наука: общая характеристика// Вестник научных конференций. - 2015. - № 3-1 (3). - С. 102-103.

13. Старостин А.М. Философия науки: Учебное пособие / А.М. Старостин. - М.: Дашков и К, 2016. - 368 c.

14. Царьков И.И. Классическая наука нового времени и право: опыт заимствования// Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С. 88-117.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: