Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями




Детей и молодежи

 

В педагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и др.), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединение – группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влияние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для многих подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Желание подростков быть членами неформальной группы объясняется их потребностью, во-первых, в информации (особенно по проблемам, решить которые они не могут в школе или семье), во-вторых, в общении и эмоциональном контакте, в-третьих, в реализации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных видах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т.д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений. Так, группы стабильные по составу обычно отличаются преобладающим авторитетом лидера и жесткой субординацией внутригрупповых взаимоотношений (автократическая группа). Такие группы стремятся к территориальной и корпоративной автономности (своя территория, свои «законы», «моральный кодекс»). Неустойчивые неформальные группы, напротив, характеризуются отсутствием постоянного лидера и плохой внутренней организацией (анархическая группа). Встречаются также группы, основанные на дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи (демократическая группа).

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные (рис. 93).

Рис. 93. Классификация неформальных групп по социальной направленности

 

Проведена классификация неформальных объединений по видам деятельности или направленности интересов (рис. 94).

Рис. 94. Классификация неформальных групп по видам деятельности
или направленности интересов

 

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие – в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения. Принадлежность подростков и старшеклассников к той или иной неформальной группе приводит нередко к тому, что они не принимают образ жизни, виды деятельности, нормы поведения, предлагаемые школой, педагогами или учебной группой.

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л.И. Маленковой предложены правила общения с представителями неформальных объединений:

r принять подростка или старшеклассника таким, каков он есть;

r использовать умения и навыки, освоенные учащимся в неформальной группе, включив его в разнообразную деятельность классной группы;

r в зависимости от социальной направленности неформальной группы постепенно формировать позитивные или негативные отношения к ценностям, которые приняты в этой группе, при этом общение с подростком строить в логике «диалога культур»;

r активно поддерживать социально ценные инициативы неформальной группы, приобщая к ним учащихся класса или школы.

Социальные педагоги, классные руководители и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия «ученическое самоуправление». Установите его связи с понятиями «управление учреждением образования», «соуправление».

2. Каковы функции ученического самоуправления?

3. Охарактеризуйте формы школьного и классного ученического самоуправления.

4. Сформулируйте условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе.

5. Назовите известные вам детские и молодежные объединения в Республике Беларусь. Какие функции они выполняют?

6. Каковы цель, задачи, принципы, содержание деятельности Белорусской республиканской пионерской организации?

7. Охарактеризуйте подростковые, молодежные неформальные объединения в зависимости от социальной направленности, видов деятельности и направленности интересов.

8. Раскройте педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи.

Рекомендуемая литература

1. Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся: учеб. пособие / В. Т. Кабуш. – 4-е изд. – Минск: Акад.

последиплом. образования, 2005. – 187 с.

2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 209–224.

3. Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных

объединениях: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. рук., работников учреждений внешкольного воспитания и обучения. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.

4. Подласый И. П.Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 60–91.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – С. 96–110.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 363–364; 398–404.

7. Степаненков, Н. К.Педагогика школы: учеб. пособие. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 373–405.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 349–367.

9. Храмцова, Ф. И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской

направленности школьников: пособие для зам. директоров школ по воспитат. работе, кл. рук., педагогов-организаторов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 160 с.

Глоссарий

r Ученическое самоуправление – такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей. Реализуется через передачу отдельных функций управления учащимся, их органам или организациям.

r Детское общественное объединение или организация – социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

r Белорусская республиканская пионерская организация – добровольное общественное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов.

r Неформальная группа – группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы; не имеет юридически фиксированного статуса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: