Диагностические критерии.




Психологическая классификация РДА (по О.С.Никольской)

Несмотря на то, что синдром ДА изучается в России более 50 лет и за эти годы проведено много исследований, опубликовано большое количество медицинских психологических и педагогических работ, остаются неясными многие аспекты этиологии, патогенеза, систематики и лечения аутизма.

За последние десятилетия ХХ века представления о причинах возникновения аутизма стали значительно более определёнными, хотя о полной ясности в этом вопросе говорить преждевременно. Все существующие концепции можно разделить на психогенные и биологические.

Представления о психогенной природе аутизма возникли в конце 40-х, начале 50-х годов ХХ века и развивались в ресле психоаналитических представлений. С 1945 года в психоаналитической литературе появились сообщения (со ссылкой на мнение Л.Каннера) о недостатке теплоты и ласки в отношениях аутичных детей и их матерей, о властности, эгоцентричности, чрезмерной рациональности, доминантности, холодности матерей аутичных детей. В рамках этой концепции аутизм рассматривался как психогенное расстройство, в основе которого- нарушение взаимодействия между матерью и аутичным ребёнком.

В целом предложенная психоаналитиками теория очень оптимистична: стоит кому-либо помочь аутичному ребёнку пробиться через барьер «стеклянного шара» в реальный мир, и развитие само собой вернётся в нормальное русло, скрывающаяся в раковине аутизма личность получит необходимые возможности для самореализации.

Однако усилия психоаналитиков, направленные как на самого ребёнка, так и на его близких, привели к относительному успеху лишь в очень немногих случаях, что вызвало естественное недовольство родителей. Кроме того, психоаналитическая концепция подразумевала, что фактически причиной аутизма являются особые черты личности, характера матери аутичного ребёнка. В настоящее время большинство исследователей аутизма придерживаются немногие специалисты, но, тем не менее, её не отрицают полностью, т. к. основана она на исследованиях, проведённых учёными (в т.ч. Каннером). Большинство исследователей аутизма придерживаются биологической концепции, которая предполагает большую роль генетических факторов, органического поражения ЦНС.

Диагностические критерии.

Единых диагностических критериев, которые были бы общепринятыми и удовлетворяли всех, нет. Тем не менее, как и при диагностике любого синдрома, в случае ДА необходимо опираться на какие-то значимые симптомы. Такие симптомы были выделены Лео Каннером:

1.Глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми;

2.Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;

3.Поглощённость вращающимися или вращаемыми с использованием тонкой моторики объектами;

4.Мутизм, или не направленная на межличностную коммуникацию речь;

5.Хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сегена. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. Всё это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.

Между тем, клинико-психологической классификации, адекватной этим задачам не имеется. Существующие классификации чаще всего построены по этиологическому, либо по патогенетическому принципу. Официально утверждённой является Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Более развёрнутую классификацию предлагает НЦПЗ РАМН (1997г.)

Как отмечают сами авторы (В.М.Башина,1999 г.), они более придерживаются в ней патогенетического признака (учитывается генез, возраст, динамика), однако эти моменты недостаточно связаны с клиникой. Эти недочёты связаны со сложностью классификации аутизма.

О.С. Никольской (1985 г.) предложена психологическая классификация. Не отрицая первазивного характера психических расстройств при ДА, считается, что ведущим в патогенезе являются нарушения нарушения эмоциональной сферы (В.В. Лебединский и др. 1990г.). градация классификации (группы аутистического дизонтогенеза) должны отражать варианты защитных реакций аутичных детей. Тяжесть и глубину аутистических расстройств. Группы выделены на основе особенностей вторичных стереотипных поведенческих образований, являющихся по природе своей компенсаторными, аутостимуляционными и,в то же время, патологическими, не направленными на развитие ребёнка. Теоретической базой являются представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения (В.В.Лебединский и др. 1990г.). В каждой из 4-хгрупп (или видов аутистического дизонтогенеза) преобладают механизмы того или иного уровня базальной системы, эмоциональной регуляции поведения (уровни полевой реактивности, эмоциональной экспансии, эмоционального контроля соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: