Грешник нуждается в Спасителе




Пост и поклонение

1. Неем.9:1 – что произошло после проведения праздника Кущей?

После завершения праздника Кущей руководители народа снова собрали людей. Они проводили время, празднуя; теперь пришло время вернуться к незавершенному делу признания своих грехов и покаяния перед Богом.

2. Неем.9:2 - почему израильтяне отделились от иноплеменников?

а) Почему в этом тексте автор употребил выражение «семя Израилево»? Что отличало Израиль от всех других народов земли? Рим.9:4.

«Израильтяне они. Бог удостоил их быть сынами Его, явил им славу Свою и дал им Свои заветы. Есть Закон у них, и служении в Храме, и Божии обещания » (Рим.9:4, ИПБ).

(а) Израильтяне - это имя определяет их назначение - быть избранным народом Божиим. Будучи наследниками Иакова, который получил от Бога имя Израиль, они являются наследниками обетований, данных их праотцам. (В Новом Завете это имя перенесено на Христианскую церковь, которую Павел называет Израилем Божиим - Гал.6:16).

Бог усыновил Израиля. Слово «усыновление» выражает отношение между Богом и Израилем, выраженное в Исх.4:22 – «Израиль есть сын Мой, первенец Мой». И как сыны Божии они не должны были жить и поступать как прочие народы (ср. Втор.14:1,2; 32:6; Иер.31:9; Ос.11:1 (2-я ч.); 1 Цар.8:19,20, др.). Призыв к Аврааму и его семени быть особенным народом Божиим ознаменовал начало усыновления.

(б) Из всех народов только один Израиль удостоился иметь видимое присутствие Божие. Его присутствие было видно в столпе облачном и огненном, в сверкании молнии на горе Синай, а также в осеняющем облаке, наполняющем скинию и первом храме, построенном Соломоном (Исх.24:16; 40:34,35; 1 Цар.4:22; Евр.9:5 и др.).

Когда пришла полнота времени, Израиль был удостоен чести видеть славу Божьего присутствия в воплощении Сына Божьего (Ин.1:14,11).

Также Бог открыл Израилю славу Своего характера (Исх.33:19 и 34:6,7).

(в) Бог заключил с Израилем Завет. Язычники были чужды заветов обетования (Быт.17:2,7,9; Исх.2:24), хотя сами Иудеи смотрели на эти обетования довольно странно. Они считали, что Бог был обязан постоянно их благословлять и ограждать. В то же время, они пренебрегали своими обязанностями и не исполняли тех условий, на которых были основаны данные им обетования.

(г) Из всех народов только Израиль получил Закон, данный ему Богом на горе Синай, - откровение воли Божией (Втор.4:8; Неем.9:13,14). Но одно лишь обладание законом Божиим без послушания не принесло им благословение.

(д) Богослужение: Греч, latreia, переведённое как служение Богу в Евр.9:1,6. Поскольку назначение всей церемониальной системы состояло в том, чтобы воспитать из Иудеев святой народ и открыть им Божий план праведности через веру в грядущего Искупителя, Израилю было дано величайшее преимущество в том, что им было вверено служение Богу. Но этим преимуществом они пренебрегли (Мф.21:13; Ин.2:14-16).

б) Ср. с Неем.10:28,29 – Израиль принял решение перестать жить «как прочие народы», но идти путем, заповеданным им Богом, храня Его Закон и поступая по Его Заповедям (ср. с Еф.4:17,18).

«Весь остальной народ: священни­ки, левиты, привратники, певцы, храмовые служители, все, кто отделился от других народов (или: народов (других) земель) и решил соблюдать Божий Закон, — все они вместе с жена­ми и взрослыми сыновьями и дочерь­ми, способными понимать, поддержали своих знатных собратьев и при­несли клятвенный обет поступать по Божьему Закону, данному через слугу Божьего Моисея, соблюдая и исполняя заповеди Господа, Владыки нашего, храня Его установления и выполняя Его » (Неем.10:28,29, ИПБ).

в) В Библии описаны отрицательные примеры воздействия «других народов» на Израиля, например: Исх.12:38 и Чис.11:4; Чис.25:1-3.

г) Поскольку Бог дал Свой Закон Израилю, Израильтяне несли ответственность перед Богом за его нарушение. Иноплеменники не имели доли в грехе израильского народа. Израиль совершил общенациональное покаяние в прошлых грехах.

3. Пс.31:3-5 – почему в нашей духовной жизни так важны исповедание перед Богом и покаяние?

4. Неем.9:2 (2-я ч.) – какой урок мы можем для себя извлечь из духовного опыта Израиля?

а) Совместные публичные молитвы демонстрируют глубокое понимание израильтянами природы греха. Важный шаг к победе над грехом – осознание своих грехов и признание себя грешником (Иер.3:12,13), а также понимание своей великой нужды в Спасителе.

Только жертва Христа дарует спасение. Мы можем быть оправданы только Христом. «Когда через покаяние и веру мы принимаем Христа как своего Спасителя, Господь прощает наши грехи и отменяет наказание, предписанное за нарушение закона. Тогда грешник предстает перед Богом как праведный человек; он принят Небесами, и через Духа общается с Отцом и Сыном » (Э. Уайт. Избранные вести, кн. 3, с. 191).

Поскольку Его благость побуждает нас исповедать свои грехи и раскаяться в них, мы должны с помощью Божьей оставить их.

Евангелие даровано нам так же, как эта благая весть звучала для них.

б) Смиренное признание прошлых грехов народа показало, что возвратившиеся пленники поняли, как легко они могут впасть в такое же непослушание и неверие Богу, что и их праотцы. Они хотели разорвать этот порочный круг. Израильтяне признали грехи, которые привели их в плен. Они вытеснили Бога из своей жизни, в сущности, сказав: «Боже, мы не желаем Тебя!» Поскольку Бог уважает желания человека и не навязывает Себя Своим подданным, Он позволил Своему народу испытать последствия отвержения Господа.

в) Израильтяне могли винить своих предшественников, которые стали причиной изгнания всего народа, либо они могли жаловаться на выбор своих руководителей и отсутствие благочестия в жизни предыдущих поколений. Однако вместо того, чтобы лелеять ненависть и обиды, они смиренно исповедовались перед Богом.

5. Неем.9:3 – что стало побудительной причиной для раскаяния? Ср. с 2 Тим.3:16.

а) В 24-й день седьмого месяца израильтяне снова собрались вместе для исповеди, молитвы и поста. И вновь этот день начинается с чтения из книги Закона. Глубокое погружение в Слово Божье обличает, весь народ обращается к Богу в покаянии. Люди не только раскаиваются в своих грехах, но и в грехах, совершенных их народом на протяжении всей его истории.

б) В Неем.9:3 сообщается, что четверть дня народ читал из книги закона, а еще четверть — исповедовали грехи и поклонялись Господу. Чтение Торы стало побудительной причиной для раскаяния, которое должно основываться на истине, исходящей от Бога. Благодаря чтению Библии Бог приближается к нам, и Святой Дух может говорить с нами и наставлять нас. Истина Его Слова формирует наше мышление и понимание, поощряет и поднимает нас. Израильтяне скорбели и плакали, потому что пребывание в святом присутствии Бога заставляет осознавать Его красоту и доброту, показывая, насколько удивителен тот факт, что Творец Вселенной пребывает с человеком, несмотря на его греховность. Таким образом, мы понимаем, что без Бога в нашей жизни мы ничем не отличаемся от наших предков-язычников. Только с Богом, производящим преобразования в нас, мы можем быть теми, кем должны быть.

6. Для самоанализа. Какое место в вашей духовной жизни занимает размышление над Словом Божьим, а также исповедь, молитва и пост?

7. Дан.9:4–19 - почему эта молитва актуальна и для нас? Что она говорит каждому лично и церкви в целом?

8. О какой важной теме наших молитв говорится в Дан.9:13 (2-я ч.) и Ос.14:3? Почему так важно просить об этом Господа?

«Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою » (Дан.9:13).

«Возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос.14:3).

 

Начало молитвы

1. Неем.9:4–8 - каковы основные темы этой молитвы и почему она сосредоточена на них? Почему учение о Боге как о нашем Творце и Жизнедателе так важно для нашей веры?

Темы молитвы - прославление Бога; признание Его Творцом Вселенной; воспоминание о Завете с Авраамом и о Божьей верности в исполнении Его Слова.

а) В еврейской культуре имя давало определение личности. Таким образом, хвала, воздаваемая имени Божьему, демонстрирует миру, что это имя достойно хвалы и чести. Это имя Создателя Вселенной. Молитва начинается с поклонения Богу как Творцу и как Тому, Кто «живит» все (Неем.9:6). Слово «живить» означает «давать жизнь».

б) Признание того, что все Им создано и стоит (Кол.1:16,17) - это самое первое, что должен осознать и уразуметь человек.

в) Тот, Кто создал все, — это Тот, Кто избрал Авраама — человека, у которого «сердце» было «верным». Аврааму зачастую не хватало веры, но когда он получил повеление принести в жертву сына, то не дрогнул (Быт.22). Он научился быть верным — не за одну ночь, а благодаря постоянному хождению с Богом. В еврейском мышлении «сердце» соотносится с разумом. Авраам развил верность в мыслях и действиях и был признан за это Богом.

г) Первые несколько фраз молитвы сосредоточены на Боге как (1) на Творце, (2) на Жизнедателе и (3) на Исполняющем Свои обетования. Народ сначала вспоминает о том, Кто есть Бог: Он Тот, Кто сотворил нас, хранит нас и всегда исполняет Свои обетования. Память об этом помогает нам сохранить свою жизнь в перспективе и научиться доверять Ему даже в самых сложных ситуациях, когда может показаться, что Он далек от нас и не заботится о наших проблемах.

2. В какой заповеди нам велено Богом проводить каждую седьмую часть недели, вспоминая Его как своего Создателя? Почему это настолько важно?

 

Уроки прошлого

1. Неем.9:9–22 – какова тема следующей части молитвы? Какой контраст здесь описан?

Реакцией людей на чтение Библии стала молитва, в которой подчеркивалась Божья доброта, в отличие от истории неверности Израиля. Происходит осознание всего, что сделал Господь для Израиля как для нации, а также честный анализ и признание собственного отступничества.

Молитва переходит от восхваления Бога за Его верность к истории о неверности израильтян, когда они находились в Египте, а затем блуждали по пустыне. В ней излагается все, что Бог дал израильтянам, но, к сожалению, «отцы» ответили на эти дары гордостью, упрямством и пренебрежением к милосердным поступкам Бога.

Они перечисляют все, что сделал народ со времен Авраама, отказываясь следовать за Богом. В этом явлены примеры противления хождению с Богом, даже отвержения Его. Но Бог вновь и вновь приходит к людям и спасает их. Чтение Торы приводит к тому, что они слагают воедино историю человеческих поражений и Божьих побед.

Так же, как Бог был верен в прошлом, Он продолжает заботиться о них и сейчас. Несмотря на трудности, которые они испытывают на своей родине, строя храм, стены и город, Бог видит и не оставляет их.

Признание человеческой греховности и отсутствия истинной преданности Богу — важный шаг в исповеди и покаянии. И хотя эти тексты говорят о людях, которые жили очень давно, никто не может отрицать, что каждый из нас имеет те же проблемы, что и они.

2. Для самоанализа. Осознаете ли вы Божью заботу, которую Он ежедневно проявляет о вас на протяжении всей вашей жизни? Какова ваша ответная реакция?

3. Втор.8:2 - почему важно всегда помнить о том, как Бог действовал в прошлом?

Знание того, что Бог сделал для израильтян, дает уверенность, что, поскольку Бог так много совершил для них в прошлом, Он будет продолжать заботиться о них и в дальнейшем. Вот почему так важно, чтобы люди всегда помнили, как Бог действовал в прошлом. Как только они это забывали, сразу же попадали в беду.

4. Вспомните времена, когда вы были точно уверены, что Бог участвует в вашей жизни. В чем можно черпать утешение, когда возникнут трудности и переживания?

5. Как научиться верить в Божью благость среди испытаний, проблем и страха за будущее?

Изучите опыт Иова – Иов был готов потерять все, даже детей (Иов 1:13-21), но не отказался разорвать свои отношения с Богом и разрушить Завет с Ним (Иов 2:9,10; Иов.13:15; 19:25-27).

6. Каждый человек в своей жизни проходит период осознания прошлых ошибок, а также учится извлекать из них те или иные уроки. Втор.32:29 – каков следующий шаг на пути нашего духовного становления? Пс.138:23,24 и 142:8 – как обрести мудрость, о которой говорится во Втор.32:29 (ИПБ)?

«О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор.32:29).

«Это тот народ, у которого разума нет и которому видения недостает! 0, если бы только у них была мудрость понять да уразуметь что их ждет впереди!» (Втор.32:28,29, ИПБ).

Осознание прошлых грехов и покаяние в них – важный жизненный шаг, но еще важнее, когда мы научимся размышлять о последствиях тех или иных поступков, которые мы совершаем, а также осознавать последствия решений, которые мы принимаем. Осознанный выбор пути, заповеданного Богом, убережет нас от боли, причиненной собственным непослушанием Богу.

 

Закон и пророки

1. Неем.9:23–31 – о чем повествует следующий раздел молитвы? Что противопоставили израильтяне «великой благости» Божьей (Неем.9:25)? Как Израиль воспринял Божьи благословения, дарованные ему?

«3ахватив укрепленные горо­да и плодородные поля, они овладели домами, полными всякого добра, вы­сеченными в камне колодцами, ви­ноградниками, масличными рощами и плодовыми деревьями — всем в изобилии. Насыщаясь, они становились тучными, наслаждались великой Тво­ей благостью — и, закоснев в упрям­стве, восстали против Тебя, пренебрег­ли Твоим Законом, убили Твоих пророков, призывавших их к покаянию, а Тебе ответили великим кощунством » (Неем.9:25,26, ИПБ).

«Они ели, насыщались, тучнели » (Неем.9:25).

Следующий раздел молитвы/проповеди повествует о жизни в Ханаане. Им были переданы земли, города, виноградники и поля, готовые к использованию, но они все приняли как должное, проявив непокорность Богу.

В Неем.9:25 евреи признают, что их предки «наслаждались» по великой благости Бога. Корень используемого глагола совпадает с названием Едема, «Едемский сад» (Быт.2:15). Возможно, лучшим переводом было бы «они жили, как в Едеме».

Евангелие — это, в конце концов, восстановление, и что может быть лучшим символом, чем Едем, чтобы представить то, к чему мы в конечном счете должны будем прийти? Бог вызвал еврейский народ и возвысил в древнем мире, чтобы создать самое близкое отражение Едема, которое могло бы существовать на падшей земле. Даже после пленения и возвращения они все еще обладали огромным потенциалом. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай» (Ис.51:3).

2. Втор.32:12-18; Иер.5:28 – что значит «тучнеть» в приведенных контекстах?

«Разжирели они, залоснились, злодеяний их не счесть: не вершат они суд праведный — дело сироты в его пользу не решают и по справедливости бедного не судят» (Иер.5:28, ИПБ).

3. Неем.9:25,26 - в чем была проблема Израиля? Как нам не попасть в подобную ловушку?

а) Люди «наслаждались по великой благости Твоей», но их удовольствие было не в Боге, а в том, что они имели от Него. Обладание всем не означает близких отношений с Богом. Как часто мы думаем: «Если бы у меня было то или иное, тогда я точно был бы счастлив». Израильтянам Бог дал все, и все же такое «счастье» уменьшало их преданность Богу. Слишком часто нам легче сосредоточиться на подарках, нежели на Том, Кто это все обеспечивает. Это фатальный обман! Конечно, это не означает, что мы не вправе быть счастливыми, пользуясь тем, что Бог даровал нам. Он желает, чтобы мы радовались Его дарам, но эта радость не гарантирует отношений с Богом. На самом деле, если мы не будем осторожны, полученное от Господа может стать камнем преткновения.

б) Да, народ наслаждался материальными благословениями, которые Господь обещал им, благословениями, которые, насколько возможно в падшем мире, напоминают обилие Едема. И это было хорошо. Они были вправе наслаждаться ими. Бог создал физический мир именно таким образом, чтобы люди могли наслаждаться им. Израиль был благословен Богом. Их грех заключался не в том, что они «наслаждались жизнью» по великой благости Бога, а в том, что забыли Господа (Иез.23:35), Чьей добротой они наслаждались. Благословения стали целью, а не средством достижения цели, которая заключалась в том, чтобы открыть Бога окружающим народам.

4. Иисус сказал: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Что подразумевается под «обольщением богатства» и как это связано с молитвой раскаяния, которую мы изучаем на этой неделе?

5. Что происходит, когда мы изгоняем Бога из своей жизни?

Иезекииль рисует перед нами картину, как Бог покидает Израиль после того, как Он посылал народу предупреждение за предупреждением (Иез.5:11; Иез.8:6). Когда люди не желают Его, Бог удаляется. Его престол перемещается к Масличной горе, и когда Его присутствие покидает Иерусалим, город постигает опустошение (Мф.23:37-38). Когда защита Бога снята, приходит сатана, потому что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр.5:8).

6. Неем.9:29,30,33-35 – что осознали Израильтяне? Ср. с Лев.18:5; 2 Пар.20:20 (2-я ч.) и Неем.9:29.

а) В данной главе руководители народа теперь исповедовались, в чем они были неверны Богу. Пересматривая свою историю, они конкретно называли преступления, совершенные ими как нацией. Они поняли, что Божий закон и Его пророки важны для их развития, как благочестивой нации в целом, так и каждой личности в отдельности. Теперь народ Израиля, оглядываясь назад, видит все, что он как нация сделал. Каждый из них осознавал, что не прилагал достаточно усилий, чтобы ходить с Богом.

б) В Писании они видели неоднократные примеры Божьей верности. Согласно книге пророка Иезекииля, их история не оканчивается на том, что Бог покидает Иерусалим (Иез.43:1–5; Иез.48:35). Когда их угоняют в Вавилон, Бог идет в Вавилон вместе с ними. Он никогда не покинет Свой народ. Он позволяет им отойти на некоторое время, чтобы пробудить и вернуть их к жизни с Ним, но никогда не отпустит их. В конце книги пророка Иезекииля Он обещает отвести их обратно в Иерусалим, и Сам отправляется туда с ними. Возвратившиеся пленники видели, что Бог вернулся назад в землю Израиля. Он был с ними.

в) Бог дал нам Свои заповеди для полноты жизни и послал Своих пророков, чтобы раскрывать Его истину. Важный вопрос для всех нас: как мы применяем эти дары?

7. Неем.9:20 – на что еще обращает внимание народ?

В Неем.9:20 народ обращает внимание на то, что Бог дал им Свой «благой Дух», чтобы наставлять их и сделать мудрыми. Бог дает наилучшие дары. Святой Дух наставляет нас, когда мы позволяем Ему делать это. Бог дал израильтянам все, что они хотели и в чем терпели недостаток (Святого Духа, пищу, воду, царство, землю, победу в войне, водоемы, высеченные из камня, виноградники, оливковые рощи и фруктовые деревья). И все же народ восхищался только тем, что дал ему Бог, а не Самим Богом. Удивительно, но когда наступили тяжелые времена и народ воззвал к Богу, Он снова услышал его. Почему? По Своей великой милости.

8. Неем.9:17 – каким увидели люди Бога, анализируя прошлую жизнь?

Бог любит Своих детей и сострадает им. Божье милосердие, благость, верность и любовь контрастирует с неверностью Его народа. Люди вкладывали все, что имели, в свои собственные достижения, и все же Бог не оставил их. Они решили поклоняться другим богам, и все же Бог не покинул их. «Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» (Неем.9:17). Наш Бог всегда готов простить нас и изменить нашу жизнь.

9. Неем.9:27-28 – какая общая тема звучит в этих стихах? Почему так важно осознавать это?

«Ты выслушивал… с небес » (Неем.9:27-28). Всякий раз, когда народ взывал к Богу, Он слышал их. Бог ждет, чтобы мы воззвали к Нему. Всякий раз, когда мы делаем это, Он слышит. Он не игнорирует наши слезы и мольбы. Иногда нам может показаться, что Бог молчит, потому что у нас нет ответов, какие мы хотим; однако Он останавливается всякий раз, когда мы взываем к Нему, так же, как Он остановился ради слепого Вартимея, который взывал к Иисусу, потому что хотел прозреть (Мк.10:46-52). Бог сошел на гору Синай, чтобы поговорить с людьми, хотя впоследствии они отвергли Его и вместо Него выбрали для поклонения золотого тельца. Почему Бог так неотступно следует за нами? Потому что Он стремится быть ближе к нам. Израильтянам было дано обетование, что Бог всегда слышит нас. Поскольку Он слышал их предков, они верят, что теперь Он также будет слушать их и отвечать. И Он делает это.

10. Неем.9:33 – к какому выводу пришли в итоге самоанализа Израильтяне?

Исповедание грехов меняет ситуацию. Отождествив себя со своими согрешившими предками, они наконец заявили: «Мы виновны » (Неем.9:33).

11. Как нам признать свою греховность и в то же время не позволить сатане ее использовать, чтобы обескуражить нас и побудить полностью отказаться от своей веры?

 

Хвала и прошение

1. Неем.9:32–38 - чем завершается молитва исповедания? Как народ определяет причину своего бедственного положения?

а) «И теперь, Боже наш, Боже вели­кий, могучий и благоговение внушаю­щий, верно хранящий Завет Свой и любящий любовью неизменной, да не со­чтешь Ты ничтожным то страдание, что обрушилось на нас: на царей, на вельмож, на священников и на проро­ков, на наших отцов и на весь Твой на­ род со времен царей ассирийских и до наших времен. Во всем, что нас по­стигло, видна Твоя праведность, ибо дела Твои истинны, а мы творили зло. Ни цари наши, ни вельможи, ни свя­щенники, ни отцы наши не соблюдали Твоего Закона и не внимали запове­дям Твоим и предостережениям Тво­им. В собственном своем царстве, при великих Твоих благодеяниях, на зем­ле просторной и обильной, которой Ты наделил их, не служили они Тебе, не оставляли своих злодеяний. И вот сегодня мы — рабы. В той самой стране, что Ты дал нашим от­цам, чтобы они насыщались ее пло­дами и пользовались ее благами, — теперь мы здесь рабы. Весь ее обиль­ный урожай — для царей, которых Ты поставил над нами за наши грехи. Распоряжаются они и телами нашими, как пожелают, а мы в большом бедствии» (Неем.9:32-36, ИПБ).

Молитва начинается и оканчивается восхвалением Бога за то, Кто Он: великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость. Молящиеся люди искренни в своем признании Божьей доброты к ним.

б) Народ взывает к Богу в своем отчаянии и немощи (Неем.9:37-38), прося Его вновь вступиться за них. Они подают прошение в форме заключения завета с Богом.

«И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! да не будет малым пред лицом Твоим все страдание, которое постигло нас» (Неем.9:32).

Они пережили одну тиранию за другой и сейчас надеются на смягчение приговора.

Признавая факт неверности своего народа, они понимают, что им нужно подчиняться Господу, чего не делали их отцы. Это стало выражением их желания быть верными Господу и Его заповедям. И как слуги Божьи они просят Его вмешаться и защитить их интересы.

Общество израильтян вместе с Ездрой и Неемией описывает свой нынешний опыт как состояние «великого стеснения» (Неем.9:37), которое можно сравнить с бедствием, пережитым израильтянами в Египте (Неем.9:9). В своей молитве они восхваляют Бога за то, что Он увидел их несчастье в Египте и обратил на них внимание. Общество теперь просит Бога вмешаться так же, как и в прошлом, хотя они этого не заслуживают, потому что ни царь, ни князья, ни священники, ни пророки, ни отцы не были верны. Таким образом, они полагаются только на Божью милость и милосердие, а не на себя или на дела своих предков в надежде, что Господь станет их Защитником (ср. с Дан.9:16-19).

Они просят Бога вмешаться, действовать, видеть, слышать и отвечать.

2. Рим.5:6–8 - как эти тексты отражают то, что израильтяне просили у Бога? Какое утешение мы можем получить из слов Павла в Послании к римлянам?

«Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их…» (Суд.3:9).

«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин.4:14).

Бог услышал Свой народ и спас Его посредством искупительной жертвы Иисуса Христа, принесенной за все человечество.

 

Уроки, выводы

1. В главе 9 книги Неемии записана молитва-исповедь израильского народа. Какова ее структура? Чем она может быть полезна для нашего жизненного опыта?

а) Восхваление Бога (Неем.9:4–8).

б) Божья верность несмотря на неверность Израиля в Египте и в пустыне (Неем.9:9–22).

в) Божья благость несмотря на неверность Израиля в земле Ханаанской (Неем.9:23–31).

г) Восхваление Бога и просьбы к Нему (Неем.9:32–38).

2. Неем.9:1,3 – почему люди сочли необходимым столько времени посвятить общению с Богом?

Яркий опыт многочасового чтения и слушания Библии, за которым следует исповедь Богу и восхваление Его, требует невероятной сосредоточенности и удивительной жажды Бога.

3. Так же, как израильтяне, осознавшие, что они могут извлечь уроки из опыта и ошибок своих предков, мы сегодня можем многому научиться у израильтян. Как помог вашему духовному становлению их жизненный опыт?

4. Можете ли вы проанализировать и отметить, что Бог сделал для вас в прошлом? В каких событиях вы ясно видите Божье водительство? Как влияет на вашу жизнь осознание Божьей благости?

5. Притч.28:13 – на каком условии мы обретаем прощение?

6. Как у израильтян было обетование о Божьей великой милости, так сегодня оно есть и у нас. Что вы можете доверить Богу, зная, что Он полон милости и любви к вам?

7. Какой драгоценный опыт вы обрели для себя, изучая данный урок?

а) Нам необходимы прощение, очищение и новое сотворение.

б) Хотя наши неудачи реальны, у нас есть надежда на то, что Иисус помилует нас и облечет в Свою праведность.

в) Др.

 

Вывод. «Бог привязан к Своим де­тям на земле любовью, кото­рая сильнее смерти. Отдав Своего Сына, Он отдал нам все сокровища неба в одном даре. Жизнь, смерть и ходатайство Спасителя, служение ангелов, призывы Духа, за­бота Отца, действующего над всеми и через всех, неослабе­вающий интерес небожите­лей — все это ради спасения человечества.

Будем же чаще думать об удивительной Жертве, кото­рая была принесена ради нас, и попытаемся оценить неу­станные усилия, которые Небо прилагает для спасения заблудших и возвращения их в Отчий дом. … Неужели мы останемся глухи к милостивому призыву Бога? Что еще Он мог сде­лать для нас? Войдем же в правильные отношения с Тем, Кто возлюбил нас столь удивительной любовью! Воспользуемся предложенными нам средствами, чтобы упо­добиться Ему, вернуться к согласию и общению с От­цом, Сыном и святыми анге­лами, посылаемыми на слу­жение людям» (Э. Уайт, «Путь ко Христу», глава 3 «Грешник нуждается в Спасителе»).

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 


Э. Уайт «Путь ко Христу»

 

ГЛАВА 2

Покаяние

Как человек может войти в верные отношения с Богом? Как грешник может стать праведником? Только через Христа мы можем быть приведены в согласие с Богом, Его святостью, но как нам прийти ко Христу? Многие задают тот же вопрос, который беспокоил людей в день Пятидесятницы, когда, осознав свой грех, они спрашивали: “Что нам делать?” Первым словом в ответе Петра было слово “покайтесь” (Деян. 2,37). В другой раз, вскоре после этого, он сказал: “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3,19).

Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.

Многие не понимают истинной природы покаяния. Люди сожалеют о соделанном грехе и даже внешне изменяют свое поведение, поскольку боятся, что за их неверные поступки им придется страдать. Но это не есть покаяние в библейском смысле. Они оплакивают последствия греха, а не сам грех. Такой была печаль Исава, когда он понял, что навсегда потерял право первородства. Валаам, устрашившись ангела, стоявшего на его пути с обнаженным мечом, признал свою вину, чтобы не лишиться жизни: но он не чувствовал подлинного раскаяния в грехе, отвращении ко злу. Он не изменил своих намерении. Иуда Искариот, предав своего Господа, воскликнул: “Согрешил! я, предал Кровь невинную” (Матф. 27.4).

Ужасное ощущение обреченности и страх перед надвигающимся судом вынудили его сделать это признание. Его страшили последствия его поступка, но в глубине души он не сокрушался и не сожалел о том, что предал непорочного Сына Божьего и “отрекся святого Израилева”. Египетский фараон, когда его постигали суды Божьи, признавал свои грех, чтобы избежать дальнейших страданий, но, как только язвы прекращались, продолжал вести себя вызывающе но отношению к Богу. Все эти люди скорбели о последствиях греха, но не о самом грехе.

Когда же сердце покоряется влиянию Духа Божьего, то совесть грешника пробуждается и он начинает понимать глубину и святость закона Божьего, который является основанием Божественного правления на небе и на земле. Свет, Который “просвещает всякого человека, приходящего в мир”, озаряет тайники души и обнаруживает скрытое во мраке (Иоан. 1,9). Грешник начинает умом и сердцем понимать свою вину. Он признает праведность Господа и чувствует страх от того, что со своими пороками и нечистотой находится в присутствии Того, Кому известны все тайны человеческой души. Он видит любовь Бога, красоту святости, радость чистоты. Он жаждет очищения и изменения, чтобы войти и общение с Небом.

Молитва Давида после его падения являет собой пример истинной печали о грехе. Его покаяние было искренним и глубоким. Он не пытался смягчить свою вину и молился не ради того, чтобы избежать нависшего над ним наказания. Давид понимал чудовищность своего преступления и порочность своей души, он чувствовал отвращение к своему греху. Он молился не только о прощении, но и об очищении сердца. Он жаждал испытать радость святой жизни, восстановить согласие и общение с Богом. Посмотрите, в каких идущих из глубины сердца словах выражает он пережитое им: “Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства” (Псал. 31,1-2).

“Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мною... Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега... Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня... Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою” (Пс. 50,3-16).

Совершить такое покаяние своими силами невозможно; его можно получить только у Христа, Который “восшел на высоту и дал дары человекам”.

Именно в этом вопросе многие заблуждаются и поэтому не получают той помощи, которую Христос желает им оказать. Им кажется, что они не могут прийти ко Христу, если прежде не покаются, и что покаяние готовит путь к прощению их грехов. Покаяние, в самом деле, предшествует прощению грехов. И это верно, ибо только сокрушенное и кающееся сердце чувствует нужду в Спасителе. Но должен ли грешник ждать, пока он покается, чтобы потом идти к Иисусу? Должно ли покаяние превращаться в барьер, разделяющий грешника со Спасителем?

Библия не учит, что грешник должен покаяться прежде, чем он сможет принять приглашение Христа: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Матф. 11,28). Ведь к истинному покаянию ведет сила, которая от Христа исходит. Петр разъяснил это в своем обращении к израильтянам, сказав: “Его возвысил Бог десницей Своей в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов” (Деян. 5,31). Мы также не можем покаяться без Духа Христова, пробуждающего совесть, как не можем получить прощение без Христа.

Христос — Источник всякого благого порыва. Только Он может привить нам отвращение ко греху. Всякое стремление к истине и чистоте так же, как и осознание своей греховности, свидетельствует о том, что Его Дух воздействует на наши сердца.

Иисус сказал: “И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Обе” (Иоан. 12,32). Христос должен быть открыт грешнику как Спаситель, умерший за грехи мира; взирая на Агнца Божьего, распятого на Голгофском кресте, мы начинаем лучше понимать тайну искупления, и благость Божья ведет нас к покаянию. Своей смертью ради спасения грешников Христос явил непостижимую любовь. Эта любовь, понятая грешником, смягчает его сердце, пленяет разум и пробуждает в душе раскаяние.

Правда, иногда людям становится стыдно за греховную жизнь, и они оставляют некоторые из своих дурных привычек еще до обращения ко Христу. Но любая их попытка стать лучше, их искреннее желание поступать правильно есть ни что иное, как проявление влекущей их силы Христовой. Не осознанное ими влияние действует на душу так, что совесть пробуждается и в жизни происходит заметное исправление. Христос побуждает их смотреть на Свой крест, чтобы видеть Того, Кто был распят за их грехи. Тогда им открывается Его заповедь, очевидной становится порочность их прежней жизни; они видят, какие глубокие корни пустил в их сердце грех. Они начинают отчасти понимать праведность Христа и восклицают: “Что же такое грех, если потребовалась столь великая цена за искупление всех, оказавшихся в его плену? Сколько же потребовалось любви, страдания и унижения, чтобы мы не погибли, но имели вечную жизнь! Неужели Бог так любит нас?”

Грешник может сопротивляться этой любви, этой силе, влекущей его ко Христу; однако, если он не воспротивится, то непременно будет привлечен к Иисусу; познавая план спасения, он придет к подножью креста с покаянием в своих грехах, которые причинили столько страданий возлюбленному Сыну Божьему.

Тот же Божественный Разум, Который так мудро все устроил в мире природы, обращается к людям и вызывает в их сердцах невыразимую жажду. И ничто в этом мире не может утолить ее. Дух Божий призывает их искать источник мира и покоя — благодать Христову. Через видимое и невидимое влияние наш Спаситель постоянно пытается отвлечь людей от греховных наслаждений, не могущих насытить душу, и привлечь их внимание к неисчислимым преимуществам, которые они могут обрести в Нем. Ко всем этим душам, которые тщетно пытаются напиться из разбитых водоемов мира сего, обращена Божья весть: “Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Откр. 22,17).

Если вы всем сердцем стремитесь к чему-то лучшему, к тому, чего этот мир дать не может, признайте это стремление за голос Божий, обращенный к вам. Просите Его дать вам покаяние, открыть вам Христа в Его безграничной любви, в Его совершенной чистоте. Любовь к Богу и человеку — принципы закона Божьего — нашли совершенное отражение в жизни Спасителя. Бескорыстная любовь и добрые дела — вот, чем была полна Его жизнь. Когда мы взираем на Него, когда свет, исходящий от нашего Спасителя, озаряет нас, тогда только мы видим собственную греховность и испорченность.

Возможно, мы, подобно Никодиму, обольщаем себя мыслью, что живем правильно, не совершаем безнравственных поступков и нам, как всем прочим грешникам, не нужно смиря



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: