Транснационализация в мировой экономике. Стратегии ТНК.




Природные ресурсы мира, их характеристика, особенности стран Европы и России.

Природные ресурсы — это естественные ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.

По происхождению:

• Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, земельные,животного мира)

• Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам хозяйственного использования:

• Ресурсы промышленного производства

• Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

• Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

• Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

• Исчерпаемые

• Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

• Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

• Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

• Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

По степени заменимости:

• Незаменимые;

• Заменимые.

По критерию использования:

• Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);

• Потенциально-перспективные;

• Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

 

Природно-ресурсный потенциал России

Природно-ресурсный потенциал России составляет свыше 20% мировых запасов. Это обеспечивает России особое место среди индустриальных стран. Природные ресурсы, используемые экономикой России, составляют 95,7% национального богатства страны. На территории страны находятся крупные месторождения топливно-энергетического сырья: нефти, природного газа, угля, урановых руд.

Россия занимает первое место в мире по запасам газа (32% мировых запасов, 30% мировой добычи); второе место по уровню добычи нефти (10% доля мировой добычи); третье место по запасам угля (22 угольных бассейна, 115 месторождений, в том числе в европейской России – около 15,6%; в Сибири – 66,8%; на Дальнем Востоке – 12,9%; на Урале – 4,3%). По разведанным запасам железных руд Россия занимает тоже первое место, по олову – второе, по свинцу – третье. Также Россия занимает лидирующее положение в мире по обеспеченности лесом.

В России насчитывается пять крупных нефтегазовых провинций, расположенных в Европейской части страны и в Западной Сибири на территории 10 краев и областей и 11 республик: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Северо-Кавказская и Прикаспийская.
Кроме того, на территории страны добываются и металлические руды: железо, никель, медь, алюминий, олово, полиметаллы, хром, вольфрам, золото, серебро. Разнообразны и неметаллические руды: фосфотиты, апатиты, тальк, асбест, слюда, калийные и поваренные соли, алмазы, янтарь, драгоценные и полудрагоценные камни. Также широко распространены строительные материалы: песок, глина, известняк, мрамор, гранит, цементное сырье и другое.

Природно-ресурсный потенциал Европы

Природные ресурсы мирового значения

Уголь:

• Общие запасы: 3 место в мире после Азии и Америки

• Каменный уголь: 3 место в мире после Азии и Америки

• Бурый уголь - 3 место после Америки и Азии

• Разведанные запасы: 3 место после Азии и Америки

• Каменный уголь - 2 место после Азии

• Бурый уголь - 3 место после Америки и Азии

• По каменному углю: Чехия, Германия, Польша, Великобритания

• По бурому углю: Германия, Восточная Европа

Горно-химическое сырье (калийные соли): Германия, Франция

Рекреационные ресурсы: Южная Европа, Франция и др.

Природные ресурсы регионального значения

Лесные
3 место в мире после Южной Америки и СНГ
Лесистость - 32% - делит 3 место с Заруб. Азией, уступая Латинской Америке и СНГ.
Самые лесистые: Финляндия (59%), Швеция (54%)

Рыбные
Северная Европа (Норвегия, Исландия)

Минеральные

• Урановые руды: Франция, Швеция, Испания

• Железные руды: Франция, Швеция

• Медные руды: Польша, Финляндия, бывш. Югославия

• Нефть: Великобритания, Норвегия, Румыния

• Газ: Нидерланды, Великобритания, Норвегия

• Ртутные руды: Испания, Италия

• Бокситы: Франция, Греция, Венгрия, Хорватия, Босния и Герцеговина

• Сера: Польша

• Графит: Чехия

Гидроэнергетические ресурсы
Ресурсы полного речного стока на душу населения - 6 тыс. м3год, меньше только в Азии
Гидропотенциал - на предпоследнем месте (ниже только в Австралии и Океании). Но высока степень освоенности - 70% - 1 место в мире.

Агроклиматические ресурсы
Средиземноморье, Средняя и Восточная Европа


Транснационализация в мировой экономике. Стратегии ТНК.

Главной тенденцией современной мировой экономики является глобализация основных проходящих в ней экономических процессов.

При транснационализации отдельные части воспроизводственных процессов переносятся из одной страны в другую посредством прямых иностранных инвестиций (ПИИ), к которым относят инвестиции, сделанные за рубежом в целях организации филиалов или установления контроля над иностранными компаниями, становящимися зависимыми. ПИИ осуществляют в основном транснациональные корпорации, которые являются основой транснационализации.

Главным стимулом переноса отдельных частей воспроизводственного процесса в другие страны является для ТНК увеличение прибыли, стабильно получаемой на достаточно длительном интервале времени, за счет увеличения объемов продаж, освоения новых рынков и сокращения затрат с использованием специфических экономических и институциональных особенностей принимающих стран.

К настоящему времени накоплен солидный арсенал теоретических подходов к проблеме транснационализации. Среди них: теории жизненного цикла продукта, догоняющего цикла, олигополистической защиты и путей инвестиционного развития наций, которые показывают закономерности этапов, проходимых ТНК и принимающими странами в ходе экономической эволюции, а также технологическая концепция, теория монополистических преимуществ, теория интернализации, эклектическая теория и теория конкурентного преимущества наций, выделяющие различные группы факторов, являющиеся мотивацией транснационализации и обеспечивающие достижение основной цели корпорации - увеличения прибыли.

С конца XIX в. ТНК прошли долгий путь экономической эволюции от картелей и синдикатов первого поколения ТНК, трестов второго поколения, концернов и конгломератов третьего поколения к глобальным корпорациям четвертого и пятого поколений ТНК. Специфической особенностью появившихся в конце XX в. ТНК пятого поколения является то, что они сформировались в транснациональный капитал, который стал самостоятельным экономическим организмом со своей структурой и внутренними целями развития. Финансовая мощь современного транснационального капитала стала превосходить даже объединенные финансовые возможности ведущих государств мира.

В процессе экономической эволюции ТНК выработали различные модели внутренней организации и стратегии поведения в окружающей рыночной среде. В настоящее время наибольшее распространение получили линейно-функциональная, дивизиональная, матричная и сетевая структуры управления ТНК. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее перспективной и гибкой представляется сетевая структура, изоморфная по структуре и сходная по принципам организации информационно-компьютерным глобальным сетям.

На экономическую эффективность ТНК значительное влияние оказывает внутренняя корпоративная политика, философия корпорации и принятая на предприятиях трудовая этика. Философия современных ТНК представляет собой синтез положений волюнтаристической философии, хорошо объясняющей движущие силы и цели транснационализации, прагматизма, обосновывающего использование идеологии как "инструмента действия" в достижении целей ТНК, и либерализма, позволяющего эффективно достигать целей ТНК через открытие для них внутренних национальных рынков сбыта, капиталов и рабочей силы. Наибольших достижений добились ТНК тех стран, которые сумели осуществить синтез современного менеджмента с национальными традициями организации. Долгое время в этих вопросах лидировали японские ТНК. В последние годы западным ТНК удалось догнать японские, заимствовав часть их достижений в сфере менеджмента и адаптировав их к национальным условиям и институтам.

Специфическими для ТНК являются стратегии прямых иностранных инвестиций (ПИИ-стратегии). По мотивации ПИИ-стратегии делятся на ресурсоищущие, направленные в страны с дешевыми ресурсами, затратно ориентированные, когда принимающая сторона создает предпосылки для уменьшения себестоимости (дешевая рабочая сила и т.д.), рыночно-ищущие, побудительными мотивами для которых служат освоение новых рынков и усиление конкуренции.

В конце XX в. в отношениях национальных государств и транснационального капитала происходят глубокие перемены. В результате роста могущества ТНК, дерегулирования финансовых рынков и возникновения рынков евровалют транснациональный капитал стал ведущей экономической силой. Его движение не только не регулируется, но при современном соотношении сил и не может быть реально отрегулировано национальными государствами и существующими, пока еще недостаточно сильными и фактически зависимыми от ТНК наднациональными организациями.

Сейчас становится очевидной необходимость наднационального регулирования движения транснационального капитала. При современном состоянии регулирующих возможностей наднациональных организаций неизбежны периодические повторения и нарастание глобальных кризисов, как это было характерно для национального уровня до введения в передовых странах системы государственного регулирования экономики.

Россия уже вступила на путь транснационализации, однако пока она уступает своим конкурентам по привлечению ПИИ как на Востоке (Китай, Индия и др.), так и на Западе (Польша, Венгрия, Чехия и др.). Важную роль для привлечения иностранных инвестиций в Россию могут сыграть политическая и экономическая стабильность в стране, законодательство, надежно защищающее права иностранных инвесторов, развитие фондового рынка и банковской системы, а также готовность предприятий к приему ПИИ.

При осуществлении транснационализации у нас в стране нужно на первом этапе стимулировать приток иностранных инвестиций, а затем, проведя модернизацию производства и управления отечественных корпораций, при активной поддержке государства перейти ко второму этапу, связанному с организацией иностранных подразделений отечественных корпораций и экспансией на иностранные рынки. Современные российские ТНК могут быть разделены на формально зарегистрированные как транснациональные финансово-промышленные группы, действующие на основании закона "О ФПГ", и неформальные, но гораздо более мощные ТНК типа Газпрома, "ЛУКойла" и т.п.

На современном этапе мировая экономика развивается под воздействием борьбы между транснациональным капиталом и национальными государствами за экономическую власть. Объективно оба эти основные акторы мировой экономики заинтересованы в глобальном регулировании. Однако ТНК хотят создать систему либеральных правил поведения на мировых рынках в противовес протекционистским мерам национальных государств, а государства, напротив, пытаются зарегулировать движение транснационального капитала.

Глобализация и транснационализация мировой экономики идет сейчас под мощным воздействием беспрецедентно быстрого развития информационно-коммуникационных технологий. Будущее транснационализации будет в решающей степени определяться ходом развития информатизации экономики и общества. В недалеком будущем существенно изменится стратегия и организация ТНК. Маркетинг и научные разработки будут координироваться в сети, а основные различия в стратегии ТНК будут перенесены в сферу поставок товаров.

Будущее российской экономики существенно зависит от укрепления мощи национальных ТНК. По-видимому, транснационализация России будет следовать по нашим основным экспортным направлениям, то есть ПИИ нашей страны в первую очередь пойдут через экспортно ориентированные, сырьевые неформальные ТНК. Однако наряду с этим необходимо при государственной поддержке развивать высокотехнологичные ТНК, в первую очередь в сфере новых информационных технологий. Без такого развития Россия не сможет органично войти в современный экономический мир, который уже во многом является "миром ТНК".

Стратегии ТНК

1. Гибкость инвестиционной политики, при которой наиболее важные решения в ТНК принимаются не в жестких рамках какой-то заранее спланированной региональной стратегии, а под воздействием складывающихся обстоятельств: политики правительств, конкурентной борьбы, доступа к передовым технологиям и маркетинговым сетям. Например, ряд японских ТНК, специализированных на производстве компонентов для автомобилей, переместили месторасположение своей деятельности с территории стран – членов АСЕАН в Китай после присоединения КНР к ВТО, поскольку в Китае наметилось улучшение условий для функционирования иностранных компаний.

2. Организация кластеров. Родительские компании высокотехнологичных ТНК объединяют свои предприятия в кластеры – сконцентрированные на одной территории технологически взаимосвязанные компании, производящие однородную продукцию. Преимущество их в том, что научные и производственные их достижения как целой системы превышают сумму составных частей.

3. Использование вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция в международных компаниях помогает защитить те или иные нововведения в технологиях от конкурентов.

4. Производство и сбыт товаров широкого потребления. Чтобы предприятия ТНК быстро реагировали на меняющийся спрос и гибко приспосабливались к запросам потребителей в разных странах, ТНК используют принцип «управление маркетингом» и проводят горизонтальную интеграцию производства. Она предусматривает выпуск однородной продукции в разных странах. В каждой стране организовано производство продукции по стандартам, фасонам и качеству. Например, в США – стандартные фасоны по умеренным ценам, в Европе – высококачественные товары широкого ассортимента с возможным спросом на дорогие модели одежды, в Японии – преимущественно изделия высокого качества.

5. Постоянное расширение географических направлений международного бизнеса. Этот процесс ведется на основе двух факторов:

- не ограничиваются деятельностью на хорошо изученных рынках, а постоянный поиск новых рынков сбыта по всему миру;

- опередить соперников в наиболее полном использовании конкурентных преимуществ государств всего мира по принципу: найти выгодных партнеров по производству и сбыту в нужном месте в нужное время.

6. Признание нововведений ключевым фактором конкурентоспособности. Перед ТНК стоит проблема: стать единоличным обладателем нововведения, т.е. монополистом. Совмещение своей стратегии с политикой правительств принимающих государств. Такое совмещение интересов достигается, когда зарубежные филиалы ТНК передают свой опыт производства и менеджмента местным предприятиям, обучают местных специалистов и создают условия для внедрения на предприятиях принимающих стран современных эффективных технологий.

7. Стремление ТНК к лидерству на избранных рынках. Стремление к лидерству на избранных рынках стимулирует ТНК к непрерывному совершенствованию качества продукции и технологии для удовлетворения возрастающих потребностей покупателей. Одновременно ТНК принимают меры к нейтрализации соперников, часто прибегая к поглощению конкурентов в соответствии с принципом: «Если вы не можете победить нас, присоединяйтесь к нам».

8. Близость рынков сбыта. Это позволяет международным компаниям снижать транспортные расходы и лучше удовлетворять потребности местных потребителей.

9. Концентрация усилий на выпуске высококачественной продукции ограниченного ассортимента. Например, у корпорации «Боинг» (США) 90% объема продаж приходится на авиационную технику, у компании «Тойота моторс» (Япония) 84% - на автомобили, у американской фирмы «Мерк» - второй в мире по объему выпуска фармацевтических товаров – объем сбыта лекарственных препаратов превышает 80% всех продаж фирмы.

10. Широкое использование субпоставок. Практика показывает, что для успешного выхода на рынок с новой, пользующейся спросом продукцией целесообразно не осуществлять затраты на освоение производства всех ее компонентов, а заключить соглашения о сотрудничестве с компаниями, обладающими опытом в изготовлении и сбыте таких компонентов. Контракты на субпоставки позволяют каждому партнеру специализироваться в своей отрасли, не упуская возможности получения максимальной выгоды от реализации пользующегося спросом на рынке сложного продукта. Специалисты ТНК оказывают фирмам-субпоставщикам необходимую технологическую и финансовую поддержку, передают им опыт использования эффективных методов организации производства, обучают их специалистов.

В результате система многих ТНК «обрастает» сетью субпоставщиков, которые приспосабливают свою стратегию, включая маркетинг, логистику, технические характеристики и системы быта продукции, к стратегии ТНК. Малые и средние независимые предприятия благодаря сотрудничеству с ТНК получают возможность повысить доходы, получить кредиты, капитал, технологии, опыт международного менеджмента и часто превращаются в высокотехнологичные динамичные компании.

Сотрудничество с ТНК может представлять интерес для российских предприятий, ориентированных на передовые технологии. Металлургические заводы Урала, Заволжский моторный завод, литейный завод КамАЗа, предприятие «Зенит» в Красногорске стали субпоставщиками крупных западных автомобильных концернов «Мерседес-Бенц», «Форд», «Ман», «Бош». Согласно контрактам, российские предприятия изготавливают чугунные и алюминиевые заготовки, которые в перспективе планируются обрабатывать также в России и поставлять в Европу уже в виде готовых узлов и деталей. Изделия получают европейский сертификат качества, что обеспечивает повышение международной конкурентоспособности продукции российских предприятий.

К рискам для субпоставщиков следует отнести возможное давление на них со стороны ТНК по вопросам снижения цен на продукцию субпоставщиков и на стоимость их рабочей силы.

11. Развитие экспорта и зарубежных филиалов. В стратегии ТНК большое значение придается поддержанию определенного уровня экспортных поступлений. Если предприятие в стране базирования головной компании по каким-либо причинам снижают объем экспорта своих изделий, то незамедлительно принимают меры по расширению экспорта изделий из зарубежных филиалов, что способствует вывозу продукции из принимающих стран. Такие меры обеспечивают постоянное присутствие ТНК на мировом рынке и сохранение международными компаниями своих долей на этом рынке.

С целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и сохранения уровня конкурентоспособности международные компании объединяют усилия с другими участниками мирового рынка.

12. Распространение международного стратегического партнерства (альянсов). Альянсы между ТНК – это долгосрочные соглашения о совместной деятельности на любой из стадий производственного цикла продукции – от НИОКР до совместного производства и реализации товаров и услуг. Цель альянсов – объединить научный потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИОКР, снизить их стоимость и разделить риски освоения производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий. В ряде случаев участниками альянсов становятся конкуренты.

Комбинации альянсов с внутрифирменными связями международных компаний образуют систему горизонтальной и вертикальной интеграции производства и НИОКР, которая регулируется с применением информационных технологий.

Важным фактором снижения издержек производства на предприятиях ТНК выступают международные соглашения о кооперации производства.

Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и рекламных компаний.

Конкурентные преимущества альянсов:

- формирование совместных групп экономистов и маркетологов для проведения маркетинговых исследований;

- организация зарубежных филиалов, представляющих интересы альянсов на внешних рынках;

- расширение ассортимента предложений потребителям новых технологий, разработанных на базе НИОКР исследовательскими центрами участников альянса;

- участие в крупномасштабных дорогостоящих проектах;

13. В структуре международного производства товаров и услуг предприятиями ТНК увеличивается капиталовложения в сферу услуг.

14. Предоставление максимальной самостоятельности зарубежным филиалам. В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК представляют им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. При этом материнская компания уделяет небольшое внимание контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно.

15. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса.

Многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности их национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований о закупках на местном рынке компонентов для готовой продукции, выпускаемой зарубежными филиалами ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды.

Во многих отраслях производства товаров и услуг международные компании учитывают специфические условия спроса в принимающих странах. ТНК, специализирующиеся в различных отраслях международного предпринимательства, функционируют в соответствии со своей специфической стратегией. В то же время специфика отрасли определяет общие черты в стратегии международных компаний в одной отрасли.

16. В стратегии всех ТНК большое внимание уделяется «замкнутому рынку» системы международной корпорации. В ней различают три товаропотока:

1. продажи головной компании своим зарубежным филиалам;

2. продажи зарубежных филиалов своим головным компаниям;

3. продажи одних зарубежных филиалов другим в рамках системы продажи одной ТНК.

17. Стратегия ТНК находится под влиянием и даже управлением крупных держателей акций – институциональных инвесторов. Это например, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

18. Стратегия аутсорсинга, заключающаяся в передаче функций производства товаров и услуг независимым компаниям и сохранение функций НИОКР и маркетинга за предприятиями системы ТНК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: