Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней развития речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.
Изучение состояния звуковой стороны речи
Критерии оценки | Баллы | Уровни |
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | Высокий | |
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. | Средний | |
Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует | Низкий |
Состояние фонематических процессов
Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза. Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 22 - 26 12- 21 0 - 11 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
Обследование слоговой структуры слова
В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 7-8 4-6 0-3 | Высокий Средний Низкий |
Изучение лексического запаса слов
Классификация понятий.
Высшая общая оценка 20 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий детёнышей животных.Высшая общая оценка 10 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов. В каждом задании подсчитывается количество верных ответов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.
Баллы | Уровни |
45 - 50 44 - 21 Менее 20 | Высокий Средний Низкий |
Состояние грамматического строя речи
5 лет
· понимание предложных конструкций;
· согласование числительных с существительными;
· образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
· название действий по предьявленному предмету.
5-6 лет
· изменение существительных по числам
6 лет
· относительные прилагательные;
· притяжательные прилагательные;
Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни | |||
5 лет | 20-24 9-19 0-8 | Высокий Средний Низкий | |||
6 лет | 10-13 5-9 0-4 | Высокий Средний Низкий | |||
Обследование связной речи
5 лет
Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
6 лет
Составить рассказ по картине
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»
3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);
2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);
1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).
По результатам итоговой оценки, ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:
Имя ребенка | Дата рождения | Уровни развития | Уровень речевого развития | |||||
Звукопроизношение | Фонематические процессы | Слоговая структура слова | Словарный запас | Грамматический строй речи | Связная речь | |||