Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей с ОНР




Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней развития речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.

Изучение состояния звуковой стороны речи

 

Критерии оценки Баллы Уровни
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.   Высокий
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения.   Средний
Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует   Низкий

 

Состояние фонематических процессов

Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза. Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Возраст Баллы Уровни
  5 лет   22 - 26 12- 21 0 - 11 Высокий Средний Низкий
  6 лет 8-9 5-7 4-0 Высокий Средний Низкий

 

Обследование слоговой структуры слова

В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.

Возраст Баллы Уровни
  5 лет     8-9 5-7 4-0   Высокий Средний Низкий  
6 лет 7-8 4-6 0-3 Высокий Средний Низкий

 

Изучение лексического запаса слов

 

Классификация понятий.

Высшая общая оценка 20 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Знание названий детёнышей животных.Высшая общая оценка 10 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов. В каждом задании подсчитывается количество верных ответов.

Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.

Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.

 

Баллы Уровни
45 - 50 44 - 21 Менее 20 Высокий Средний Низкий

 

Состояние грамматического строя речи

5 лет

· понимание предложных конструкций;

· согласование числительных с существительными;

· образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

· название действий по предьявленному предмету.

5-6 лет

· изменение существительных по числам

6 лет

· относительные прилагательные;

· притяжательные прилагательные;

Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

  Возраст Баллы Уровни
  5 лет 20-24 9-19 0-8 Высокий Средний Низкий
  6 лет 10-13 5-9 0-4 Высокий Средний Низкий
     
           

Обследование связной речи

5 лет

Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»

3 балла – рассказ составлен самостоятельно;

2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;

1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.

6 лет

Составить рассказ по картине

3 балла – рассказ составлен самостоятельно;

2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;

1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.

Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»

3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);

2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);

1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).

По результатам итоговой оценки, ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:

Имя ребенка Дата рождения Уровни развития Уровень речевого развития
Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура слова Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь  
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: