Педагогические средства управления конфликтными ситуациями




Конфликтные ситуации и конфликты могут быть вызваны независимыми от конфликтантив обстоятельствами (через транспорт студент опоздал на занятия) и по инициативе оппонентов (некорректное поведение),. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента во многом зависит процесс развития конфликта и его решения. Для успешного решения конфликтных ситуаций в педагогическом конфликте преподавателю необходимо учитывать следующие положения:

- Пытаться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться предотвращать или правильно решать;
- Осознать реальные причины таких ситуаций, знать трудности их решения и необходимость овладения способами их предупреждения;
- При решении конфликтов преподаватель имеет профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации;
- Участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте;
- Разница возраста и жизненного опыта участников влияет на их позиции в конфликте;
- Поскольку участники по-разному понимают события и их причины, педагог не всегда учитывает глубину переживаний ребенка, а ученик (студент) часто не справляется со своими эмоциями, не анализирует ситуацию;
- Часто присутствие других школьников или студентов в процессе протекания конфликта делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает коллективного характера. Это выливается в обсуждение личностных качеств индивида в коллективе, естественно может его травмировать.

Профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении.Каждая ошибка педагога при решении конфликта вызывает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики. Таким образом, конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Управление конфликтом - это воспитательные действия, которые проводятся педагогом последовательно и целенаправленно. Набор воспитательных средств достаточно богат: например, при возникновении беспредметных конфликтных ситуаций (учащиеся начинают открыто провоцировать учителя на раздражение) это уместная шутка, переключение внимания и другое; если же ситуация может быть оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу учебной деятельности, необъективной оценки), целесообразно применение невербальных и вербальных приемов таких, как повторное объяснение, корректное замечание со стороны учителя.

Для того, чтобы успешно управлять конфликтными ситуациями, необходимо уметь их анализировать.

- Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и др.); - Что предшествовало возникновению ситуации; - Возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступка; - Ситуация глазами ученика и учителя; - Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или ему все равно) - Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя); - Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности или отношений); - Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, коррекция поведения ученика; - Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант:
- Описание ситуации и ее участников; - Определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; - Что помешало педагогу предупредить конфликт (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.); - Приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; - Оценка;
- Какую информацию получил учитель о своих педагогические успехи и просчеты; анализ своего поведения в ситуации и ошибки; - Варианты отношений с учеником после конфликта.

Третий вариант:
- Описание ситуации или конфликта; - Причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика; - Содержание конфликта для каждого из его участников; - Психологический анализ отношений между участниками ситуации; - Перспективные воспитательные и познавательные цели в различных вариантах решения ситуации.

Ситуация 1. "На уроке литературы в VI классе при проверке домашнего задания учительница трижды спрашивала одного ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему" неуд ". На следующем уроке учительница снова начала занятия по опросу этого ученика и, когда он отказался отвечать, выгнала его с урока. На следующие занятия по этому предмету ученик перестал ходить, всячески избегая встреч с учителем, хотя по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему "двойку". Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Анализ ситуации. На первом уроке ученик молчал, и учителю необходимо было после урока определить причины молчания и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика уже была проявлением протеста. Почувствовав давление со стороны учителя, ученик обнаружил подростковую принципиальность, упрямство, самолюбие и негативизм. В то же время учитель в своих действиях допустила очень серьезные педагогические ошибки: не определила причин отказа отвечать, не увидела в ученику "человека". На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику и тем самым усугубила конфликт, несмотря на особенности возраста и обнаружив субъективизм в отношении ученика. Ученик расценил позицию учителя о себе как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены. Вина учителя состоит, в частности в том, что она не выяснила причину неподготовленности ученика, ведь по другим предметам он хорошо успевал. Его опрос на следующем уроке было грубым нарушением отношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным.

Во время управления конфликтными ситуациями необходимо учитывать определенные условия. Так, в разговоре с учениками учителю нужно четко знать, что стоит сказать, как сказать, когда сказать, при ком сказать и зачем сказать, чтобы достичь цели. Как показывает практика, диалог учителя с учениками часто ведется в командно-административном стиле и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольство поведением ученика. Сближению позиции учителя и ученика, их взаимопониманию помогут определенные приемы, достаточно редко применяются учителями, а именно:

- Следует называть ученика по имени; - Применять невербальные средства общения и умение слушать;
- Не упрекать подростковые его близкими по неблагополучия; - Применять прием «возвращение эмоций", увидеть хорошее в "нарушителю", выразить надежду на его исправление; - Уметь разделять с учениками их радости.

Практика показывает, что при решении конфликтов школьные учителя чаще всего применяют наказание, считая их одним из основных средств воздействия и без учета установки А. С. Макаренко: "Как бы строго не понес наказания воспитанник, наложенное наказание должно всегда решать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с питомцем в нормальных отношениях "(А. С. Макаренко, 1984). Одним из наиболее часто применяемых методов наказания вызов родителей и упреки им за все проступки ученика без учета возможных последствий. Одним из таких случаев является таковой.

Ситуация 2. Во время перерыва классный руководитель пригласила к учительской родителей ученика VII класса и в его присутствии и в присутствии учителей строго отчитывала их за неуспеваемость и поведение школьника. Парень стоял, опустив голову. Мать плакала, осознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность хоть как-то исправить поведение сына. Каждый из присутствующих учителей пытался живописно дополнить перечень проступков ученика, вспомнить все его «грехи». Никто из присутствующих не обнаружил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но на лице уже не было смирения и раскаяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда классный руководитель завершила свое выступление пафосными словами: "Ты понял, куда скатываешься, как к тебе относятся учителя, к чему ты мать доказал?!", - он злобно посмотрел на классного руководителя и выбежал из учительской ".

Анализ ситуации. Такой "беседой" учителя не воспитали, а только ожесточили подростка: ведь он не простит своего публичного "избиения" и эмоционального пытки. Агрессия может привести и к деструктивным, и к аутодеструктивных последствий.

Для решения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер затяжного противостояния, иногда приглашают «третьего». При выборе «третьего» целесообразно учесть его желание и возможность включиться в разрешение ситуации, помочь конфликтующим сторонам глубже понять причины конфликта. Таким «третьим» должна быть значима для конфликтующего ученика человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: