Тема 4. Философия человека.




  1. Проблема человека в философии и науке.
  2. Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность.
  3. Триединая модель человека: тело, душа, дух.
  4. Природное и социальное в человеке.
  5. Смысл жизни. Смерть и бессмертие.
  6. Философские концепции антропосоциогенеза.
  7. Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания.
  8. Философская антропология как течение в философии ХХ века (Макс Шелер, Хельмут Плеснер, Арнольд Гелен).
  9. Психоаналитические концепции человека (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм).
  1. Проблема человека в философии и науке.

Термин «антропология» означает учение о человеке. Направление в философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности, называется философская антропология.

Изучением человека занимаются многие науки, но они дают лишь внешнее описание человека, связанное с его природно- социальным существованием, но не дают понимания его сущности. Сущность (экзистенция) – это наиболее важные свойства, присущие исключительно данному предмету или явлению. Они образуют внутреннюю основу предмета, от которой зависят его изменения. Взаимодействия и развитие. Философы полагали, что сущность всегда глубоко сокрыта, а на поверхности находится существование, т.е. как явление, предмет ведут себя в действительности. В этом проявляется их противоположность. Однако реальный предмет есть единство сущности и существования. Познание сущности дает ключ к пониманию существования.

Понимание природы человека, его сущности связано с постановкой множества вопросов: Чем «человеческое» отличается от «нечеловеческого»? Что значит «быть человеком»? В чём смысл человеческого бытия? Для чего и зачем люди живут, и как они должны жить? Каково предназначение человека, и есть ли оно вообще? Подобные вопросы легко формулировать, но ответить на них очень непросто. ть человекомоличаетсяущности связано с постановкой множества вопросов: Чем "

В истории философии есть множество различных взглядов на понимание сущности человека.

Философы античности рассматривали человека как микрокосмос – малая частица природы – макрокосмоса. Через познание вселенной и существующего в ней порядка, можно познать и самого человека, считали античные философы. Эта точка зрения, только на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Мы действительно зависим от природы, чувствуем её ритмы.В понимании человека сформировались две основные лини. Последователи Пифагора и Платона обосновывали бессмертие души и её перевоплощение из одного тела в другое. По мнению Демокрита и Левкиппа душа человека состоит из особых атомов, которые после его смерти рассеиваются.

Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Он совершил коренной переворот в философии – перейдя от рассуждений о природе к проблеме человека. Изречение «Познай самого себя», написанное в храме Аполлона в Дельфах, Сократ возводит в ранг своего философского девиза и руководящего принципа. Человек, говорит он, должен с помощью философии освободить свою душу от незнания. Тем самым он освободит себя и от зла. Сократ вводит в философию и основной метод нахождения истины – диалог как критическое сопоставление и обсуждение всех возможных точек зрения.

Проблема человека отчётливо проявилась в философии софистов. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать своё мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения. «Обо всякой вещи есть два противоположных мнения», - учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал Протагор. Точка зрения, что различные группы людей должны иметь различные взгляды на правильные действия, получила название релятивизм.

В период средневековья человек рассматривался, как существо созданное по образу и подобию Бога и всецело находится в его воле, а потому он является непостижимой тайной, как и сам Бог.

В Новое время специфика человека усматривалась в разуме, в способности мыслить. Наряду с этим подходом возникает концепция – человек деятельный. Главное в человеке – это реализация способности к действию. По мнению Л. Фейербаха, сущность человека сводится к биологическому телу, от которого и зависят различные аспекты существования человека.

По Марксу человек не существует вне общества, его сущность – совокупность всех общественных отношений. Идеалом Ницше стал образ сверхчеловека, как представителя нового типа людей, ориентированных на самосовершенствование, самотворение, превосходящих современников своими моральными и интеллектуальными качествами. По Фрейду – человек есть существо, в котором бессознательное господствует над сознательным. Представитель экзистенционализма Ж.П. Сартр отрицал возможность определения природы и сущности человека. Человек не поддаётся определения потому, что изначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Сущность человека по Э. Фромму, - в противоречии между двумя конфликтующими в нём самом мирами: животном (природном) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своём поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом разум.

Таким образом, причину такого разброса мнений о сущности человека следует искать, прежде всего, в природе самого человека, тайна которого принадлежит, несомненно, к разряду «вечных проблем», к которым философия возвращалась, и будет возвращаться снова и снова в силу характера и специфики своего предмета.

Если попытаться обобщить многовековой опыт антропологических изысканий, то можно выделить три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человек: одушевленность, деятельность, социальность.

  1. Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность.

Для описания различных ипостасей или характеристик изучения человека с точки зрения его родовой

принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности используются понятия

индивид (в пер. с лат. - неделимый), индивидуальность ( неповторимое своеобразие отдельного существа ),

личность (от лат. реrsona – маска, роль актёра).

В понятии «индивид» воплощается родовая принадлежность человека. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Так, строение руки предполагает возможность использования орудий труда, строение мозга обеспечивает перспективу развития интеллекта, строение тела младенца – возможность прямохождения, а также других особенностей человека, что в совокупности отличает его от детёныша животных (которого сразу же после рождения и до конца жизни называют особью, а не индивидом). Индивид – это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделённость не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле «индивидуальны» все объекты во Вселенной. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным.

Таким образом, когда мы говорим о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально является человеком и, появляясь на свет как индивид, человек постепенно становится личностью, обретая своё измерение и качество.

В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Индивид уже с детства включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает через воспитание и обучение, функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и только благодаря этому становится личностью, т.е. человеком, не похожим на других, по-особенному действующим, мыслящим, любящим, включённым в систему социальных отношений как субъект и соучастник исторического процесса. Индивид и личность едины и вместе с тем не тождественны друг другу, поскольку личность – это особое социальное качество индивида, реализующееся благодаря его включению в социокультурное пространство и усвоению через воспитание и обучение наработанных человечеством знаний, норм и образцов поведения, общения, деятельности. Именно поэтому, говоря о личности, мы наделяем её такими характеристиками, как уникальность, неповторимость, своеобразие. Личность проявляет себя в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Человек становится личностью благодаря тому, что живёт в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы развиваться, человек не смог бы стать личностью

Процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности. Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течении всей его жизни.

Личность человека более или менее пластична. Она изменяется на протяжении своей жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаруживать себя по-разному. Но, тем не менее, существует определённая устойчивость, стабильность качеств личности, обеспечивающая её сохранность, её тождество самой себе. Отсюда вытекает возможность с большей или меньшей точность предсказывать её поведение.

Личность конкретного человека обладает только ей присущими чертами и характеристиками, образующими её индивидуальность, составляющими своеобразие человека, его предназначение, судьбу, характер, отличие от других представителей человеческого рода. Индивидуальность проявляется в специфических характерных для индивида признаках и чертах темперамента, особенностях познавательного процесса (ощущениях, воображения, мышления, памяти), личностных интересах и привычках в индивидуальном стиле общения, поведения и деятельности и т.д. Личность и индивидуальность – не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность ещё не сформировался, и психически больной, у которого произошла деградация личности. Индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится её самобытность, в личности – самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств.

В своей индивидуальности личность абсолютно неповторима, уникальна. Вписываясь в систему межличностных отношений, специфические черты индивидуальности проявляются и реализуются в соответствующих видах деятельности. Поэтому так важен индивидуальный подход к учащимся, членам различных коллективов, как со стороны педагога, так и со стороны руководителя любого ранга, чтобы способствовать выявлению и раскрытию психологических, интеллектуальных, организационных и иных творческих способностей человека.

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность может быть выражена следующей формулой: «Индивидом рождаются ( поскольку он продукт антропогенеза ). Личностью становятся ( учитывая, что это индивид, усвоивший общественно-исторический опыт и активно представляющий себя в соответствующих видах деятельности конкретного общества ). Индивидуальность отстаивают ( ибо индивид преобразует мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности ) ». Каждый человек на свой лад выражает человечество через своеобразное смешение его элементов. Именно прекрасная индивидуальность есть вечное в человеке, и только она может быть бессмертной. В тайне индивидуальности скрыта сущность и судьба человеческой природы

  1. Триединая модель человека: тело, душа, дух.

Каждый конкретный человек представляет собой уникальную ценность. Многомерные измерения человеческой личности высвечивают самые разные его характеристики через описание его типологических особенностей. В рамках двуединой модели человек понимается как биосоциальное существо. Здесь своеобразно переплетаются два типа программ наследования (генетических и социокультурных), два типа потребностей (биологических и социальных) и т.д.

В философии сложилась и более объёмная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

Уже в первобытном обществе возникло представление о том, что в человека надо различать тело и душу.

Понятие тела в философии подчёркивает прирожденные основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Человеческое тело – это особая «вещь» в мире вещей. Для его существования необходим целый ряд материальных условий – определённый химический состав среды, диапазон температур и т.д. Как и у всех живых организмов, у человека есть определённые телесные потребности, без удовлетворения которых его жизнь невозможна. Однако, несмотря на то, что тело человека генетически и функционально обусловлено природно-естественными факторами, всё же оно не является лишь природным элементом. Тело человека представляет собой продукт и социокультурной эволюции, в процессе которой осуществлялось изменение телесной организации человека. Одновременно оно выступает и как элемент природы, и как собственно человеческое тело, рассматриваемое не только с точки зрения его биологических особенностей, но и через призму таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач, страдание и т.д.

Понятие души выражает исторически меняющееся воззрение на психику и внутренний мир. Под душой издавна понималась особая сила, обитающая в теле человека. Душа – центральная категория религиозной антропологии. Характеристика души – нематериальность, бессмертие, способность существовать независимо от тела – обусловлены её происхождением от божественного духовного начала. Тело человека живёт, пока и поскольку в нём есть душа. Отделение бессмертной души человека от смертного тела – конец земной жизни личности. Вопрос о дальнейшем существовании души может быть в принципе решён по-разному: души умерших продолжают блуждать по миру в бестелесном состоянии (что допускает спиритическое общение с ними); они переселяются в другие тела (теория реинкарнации); душа сливается воедино с породившей её мировой душой и прекращает своё особое, индивидуальное существование; после смерти человека его душа переходит в мир иной – рай, ад, чистилище, - и спасение её от мук на том свете зависит от того, как жила она в земном мире (так утверждает христианство или мусульманство).

Чтобы продвинуться в познании человека, его тела и души, необходимо обратиться к научным методам изучения реальности. Что касается человеческого тела, то оно есть материальный объект, доступный наблюдению, и давно уже давно стало предметом многих наук. О человеческом теле наука знает если не всё, то очень многое. Известно, что оно состоит из тех же атомов и элементарных частиц, что и другие тела природы. Его клетки, ткани и органы сходны с тем, что имеется и у других живых существ. Жизнь человеческого тела подчинена всем законам природы, устанавливаемым физикой, химией, биологией и другими науками. С душой дело обстоит сложнее. Пока она понимается как «дух Божий в человеке», изучить её научными методами невозможно. Душа может исследоваться научными методами только тогда, когда и поскольку она рассматривается вне связи с Богом.

Греческое слово «псюхе», означающее душу, по идущей от античности традиции вошло в европейскую философию и науку. От него образовалось слово «психика», которым стали пользоваться для обозначения относящихся к душе явлений и процессов. Науку о психике стали называть психологией. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.

Понятие духа связано не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего в человеке. Царство духа – эта система высших ценностей, сфера человеческой культуры с её нормами, идеалами, смыслами.

В толковом словаре даётся несколько толкований данного термина:

1. Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, начало, определяющее поведение, действия. В здоровом теле здоровый дух.

2. Внутренняя моральная среда. Высокий боевой дух. Не падать духом(не отчаиваться).

3. В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверхъестественное существо. Святой дух.

4. То же, что запах, воздух, дыхание

 

  1. Природное и социальное в человеке.

Среди наиболее важных проблем, решаемых философской антропологией, в первую очередь следует назвать вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. От него зависит прогнозирование путей формирования гармоничной личности. То, что человек существо биологическое, достаточно доказанный факт. Нет сомнения, что каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета кожи, срока жизни и т.п. Однако, также бесспорным является и то, что он - существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей мере его общественной природой, социальной средой в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентации. Поэтому, сущность человека не может быть понята вне общества, в котором он живёт.

Таким образом, человек биосоциальное существо. Но каково соотношение в нём этих двух начал, что определяет сущность человека – сегодня эти вопросы не имеют однозначного решения. Из многообразия подходов к решению данной проблемы можно выделить две крайние концепции в понимании биосоциальной природы человека. При этом каждая из них не отрицает полностью другую, но преувеличивает какую-то одну природу человека.

Так, социологизаторский подход характеризуется тем, что человек рождается с единственной способностью «способностью приобретать человеческие способности». Вне общества, вне социальной среды, человек не может стать человеком, поскольку в его биологической структуре нет ничего такого, что создало бы это само по себе. Биологическое рассматривается как более низкое, животное, а потому не заслуживающее серьёзного внимания. Такой подход характерен, например, для Платона, марксизма. «Какое общество такой и человек» - считают марксисты. Поэтому, чтобы устранить отрицательные человеческие качества необходимо прежде изменить общественные отношения, положив в их основу идеи гуманизма, равенства, справедливости. Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя из естественных, биологических начал. Например, в социобиологии, т.е. научном направлении изучающим влияние биологии на поведение человека, утверждается, что поведение человека на 70 – 80% определяется генами, т.е. наследуется. Никто не может преодолеть своей наследственности, какой бы она ни была плохой или хорошей. Преступность, жадность, альтруизм и т.п. закодированы в генах.

Современные психологи работают с так называемым IQ (коэффициентом интеллектуального развития). Является ли он действительно врождённым? Некоторые психологи доказывают, что IQ ребёнка представляет собой среднеарифметическое от IQ родителей.

Многие считают, что человек объединяет в себе не только природное и социальное, но и духовное начало. Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, свободе, верности идеалам и т.п. Антипод духовности бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных побуждений и т.п. О бездуховности можно говорить в тех случаях, когда человек становится «роботом»; когда внутренний мир человека низводится до животного состояния, например, в результате употребления наркотиков, чрезмерного употребления алкоголя.

 

  1. Смысл жизни. Смерть и бессмертие.

В отличие от других существ, человек осознает собственную жизнь, поэтому он задаётся вопросом, для чего живёт человек? Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Один из аргументов утверждает, что человек лишь разновидность материальных объектов, поэтому говорить о смысле жизни человека также бессмысленно, как и о смысле жизни животного, камня дерева и т.п. Но человек не животное. Его дух, разум не могут существовать бессмысленно. Утрата смысла жизни всегда рассматривалась, как одна из величайших трагедий, как потеря главной точки опоры.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

К пониманию смысла жизни философы подходят с двух позиций: с точки зрения отдельно взятого человека (субъективный) и всеобщий смысл (объективный).

Субъективный смысл жизни – это то, чего он хочет от жизни. Таких смыслов может быть очень много. Например, любящая мать – в воспитании ребёнка, коллекционер – в сохранении и пополнении своей коллекции, альтруист – в служении людям и т.п.

Объективный смысл жизни – это всеобщий смысл жизни, который существует изначально, независимо от знания – незнания, желания – нежелания человека. Философию интересует, прежде всего, объективный смысл жизни. Здесь есть разные концепции смысла жизни.

  1. Гедонизм – смысл жизни в получении наслаждений. Однако жизнь не может быть и не является лишь наслаждением. Она многообразна и нередко те или иные явления жизни вызывают страдания, которые также не лишены смысла, если они помогают ему переносить невзгоды.
  2. Религиозная концепция жизни связывает его с достижением жизни вечной, за пределами жизни человека. Цель жизни «Царство Небесное» представляющее собой идеальное совершенство. Чтобы найти смысл жизни необходимо хорошо узнать Творца и привести свою жизнь в соответствие с его волей. Таким образом, жизнь обретает смысл, предопределённый Богом. Освещая именем Бога основополагающие принципы морали, религия утверждает, что соблюдение их в конечной земной жизни обеспечивает спасение души для бесконечного небесного существования. При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу.
  3. Концепция долга. Человек должен действовать по ведению долга, согласно общим для общества моральным принципам с целью утверждения общего блага. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.
  4. Прагматизм. Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Это значит, что смысл жизни видится в достижении выгоды, успеха.
  5. Утилитаризм. В этой концепции смысл жизни связан с умением извлекать пользу из всего.

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о смысле смерти и бессмертии. В определённом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: рано или поздно, но конец её неизбежен. Это естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Человек обречён на размышления о смерти, и в этом его отличие от животного, которое не знает об этом, но они чувствую приближение смерти. Замечено, что мудрость человека выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. «Мы не знаем, что лучше, жить или умереть…(М. Ганди). Эпикур призывал не бояться смерти. «Если человек живёт, смерти нет, если смерть наступила, человека нет».

Человека всегда интересовал вопрос, что происходит с ним после смерти. Религиозные учения утверждали, что за порогом смерти жизнь человека продолжается, но в каком виде и как понималось по-разному. Материалистическая философия и её приверженцы полагали, что после смерти биологического тела жизнь человека прекращается. Ничто – ни дух, ни душа, ни сознание, ни разум, ни в какой форме уже не существуют. Эзотерическая философия, буддизм и др. считали, что духовное начало человека существует вечно и последовательно перевоплощается из одного тела в другое. Высказывается мнение о наличии у человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в иных измерениях.

С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждать о видах относительного бессмертия человека.

1. В генах потомства.

2. Растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот Вселенной.

3. В результатах жизненного творчества человека.

В 60-е г. ХХ в. в странах Запада появилась биоэтика – комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, медицины, биологии и др. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти: клонирование, суицид, эвтаназия, пересадка органов, новые технологии деторождения и т.п.

Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

На протяжении многих лет тема эвтаназии вызывает в обществе неоднозначную реакцию.

 

Многие учёные опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определённым психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода может провоцировать требования тяжелобольного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за ним. И в этом ещё одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса. Общим явилось мнение, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях следует её узаконить. Церковь полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь – как в случае аборта, так и в случае эвтаназии. Однако в вопросе об отказе от искусственного жизнеобеспечения церковь не так категорична. В случае наличия малейшего шанса на выход из коматозного состояния необходимо использовать все возможные методы для того, чтобы поддержать жизнь пациента. Это особенно важно тогда, когда больной не способен самостоятельно высказать своего согласия. Но если коматозное состояние необратимо, то не обязательно использовать мучительные и дорогостоящие методы как материального, так и личного характера. Искусственное поддержание жизни человека при полном отсутствии мозговой деятельности, рефлексов, самостоятельных дыхания и сердцебиения было бы надругательством над умирающим и тяжёлой травмой для его родственников.

  1. Философские концепции антропосоциогенеза.

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза.

Антропосоциогенез – это теории происхождения человека как общественного существа.

Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существует несколько гипотез происхождения человека.

В соответствии с эволюционной теорией, считается, что человек – всецело продукт естественного отбора и генетических мутаций. Эти факторы привели к появлению у человекообразных обезьян новых позитивных качеств: прямохождения, развитию гортани, увеличению мозга и т.п. В пользу этой теории указывает тот факт, что у человека очень большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми существами, но и с простейшими. Например, с шимпанзе – на 98%, с крысой – на 80% и даже с бананом – на 50%. Дополняет эту теорию трудовая теория происхождения человека. Согласной этой теории природные изменения не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность не мыслимая без сложных цепочек целей, без их осмысления и т.п. могла сыграть решающую роль в появлении человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась всё более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Но возникает вопрос, почему наши предки начали трудиться. В природе животные, включая наших предков, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать своё существование. Но даже и тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Противники эволюционной теории справедливо указывают на её слабые места и нерешённые вопросы – сомнительную роль случайного фактора в совершенствовании и усложнении форм жизни, необъяснённость причин различий в хромосомном наборе человека и человекообразной обезьяны, неспособность объяснить происхождение огромных доисторических останков человеческих существ, рост которых, по предположению ряда исследователей, мог достигать нескольких метров.

Теологическая концепция (креационизм). Человека створяет Бог благодаря своему всемогуществу. Этот процесс не предполагает никакой эволюции. Как говорит Библия: в тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу. Это первое человеческое существо явилось мужчиной. Женщина была создана позже из его «ребра». Сначала они существовали в райских садах в духовной сфере бытия. Но за определённый проступок, именуемый «познанием добра и зла», Бог низвергает их в природную жизнь на Землю. Так начинается род человеческий.

В теологической концепции, по сути говоря, нет никакого объяснения процесса происхождения человека, а лишь присутствует констатация «факта» о его сотворении. Не известны и серьёзные аргументы в пользу этой теории.

Инопланетная версия происхождения человека. Здесь упор делается на то, что требования предъявляемые к человеческому мозгу во много раз ниже, чем его возможности. Следовательно, сверхвозможности мозга обусловлены его инопланетным происхождением. Но где та планета, где исходные требования к мозгу во много раз выше, чем здесь.

Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры, поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества – морали, искусства, философии и т.д. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Назовём версии (модели) происхождения и развития культуры.

Игровая модель Й. Хейзинга связывает возникновение человека с развитием игры. Игра – это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хейзинга противостоит сфере труда, подчиненной требования практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия, мораль и т.д.) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако с их появлением возникает особый человеческий мир.

Психоаналитическая модель З. Фрейдаобуславливает возникновение культуры и человекапоявлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык.

 

  1. Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания.

Сознание является одним из основных понятий в классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «внутренний мир» и т.д.

Проблема сознания является одной из самых загадочных. Это вытекает из самой природы сознания. Сознание нельзя измерить, каким-то образом количественно выразить, ощутить или наблюдать, ибо оно не обладает ни массой, ни формой, ни энергией в том смысле, как это имеет место по отношению к физическим объектам. И тем не менее мы знаем, что сознание существует, что оно играет ключевую роль в отношениях человека с миром.

Сознание существует, но проявляется оно не в явном виде, а опосредовано – через язык и целеполагающую деятельность людей. Следовательно, выявить его сущность невозможно, не анализируя эти составляющие человеческого бытия. Сознание существует как символическая деятельность. Мысль «зашифрована» или «закодирована» в знаке или символе. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков.

Современная наука даёт серьёзные основания утверждать, что сознание является процессом работы человеческого мозга, выступает как его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него.

Сознание даёт человеку второй мир – идеальный мир. Прежде чем что-то сделать, человек сначала мысленно представляет себе своё дело и его последствия. У него есть много таких идеальных моделей действий, ощущений, моделей вкуса, запаха, с помощью которых он ориентируется в мире. Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже ни в каком виде не существует, и предвосхищать будущее. Человеческое существование невозможно без памяти, без фантазии.

Сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление. Первые пять составляющих образуют то, что называется психикой. Это чисто человеческие качества, хотя чувства, эмоции, память есть и у животных. Орёл видит гораздо дальше человека, но человек видит гораздо больше орла. Человек видит всё не только глазом – видит всем своим сознанием, видит воображением, видит мыслью.

Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание – сознание направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий; самосознание – сознание, направленное на самого себя, способность человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, своё положение в мире; сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В духе человек возвышается над природой, познаёт законы Вселенной и на основании этих законов может строить машины, возводить дома и т.п. В принципе познавать мир, развивать цивилизацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. Если бы человек не имел души, он был бы такой машиной. Душа – нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Душа есть часть человеческого сознания, но та часть, благодаря которой существуют и все остальные составляющие, душа – это корень человека, из которого живут он и его сознание.

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом).

В современной научной литературе выделяют т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: