Николай Алексеевич Некрасов
(1821–1877)
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
История создания
Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Н. А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х гг. Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 г. Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 г. Издание первой части растянулось на несколько лет. «Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле–августе 1873 г., «Пир — на весь мир» — осенью 1876 г. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующих изданиях не совпадает. В 1877 г. Некрасов умирает. Поэма остается неоконченной. |
О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни». «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”» |
Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку” в течение двадцати лет». Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его: — А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”? — А вы как думаете? Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ <…>. — Пья-но-му! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо» |
Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа |
Жанр «Кому на Руси жить хорошо» — реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея. Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 г. — отмена крепостного права), пребывавшей в переходном состоянии |
Особенности композиции
Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность: |
Часть первая |
Пролог |
В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура. «В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож, Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...» Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном. Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца» |
Глава 1. Поп |
Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси» |
Глава 2. Сельская ярмонка |
Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого» |
Глава 3. Пьяная ночь |
Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют: «Пьем много мы по времени, А больше мы работаем». «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть?» В семьях, где не прикасаются к спиртному, «Не пьют, а также маются, Уж лучше б пили, глупые» |
Глава 4. Счастливые |
Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую жизнь, какие они счастливцы. Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине |
Глава 5. Помещик |
Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. «Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет». Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что «Усадьбы переводятся, Взамен их распложаются Питейные дома!» Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться. Мужики делают вывод: «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..» |
Последыш (Из второй части) |
1. «Петровки. Время жаркое...» 2. «Помещик наш особенный...» 3. «Пошли за Власом странники...» |
Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится», абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли |
Крестьянка (Из третьей части) |
Пролог Глава 1. До замужества Глава 2. Песни Глава 3. Савелий, богатырь святорусский Глава 4. Демушка Глава 5. Волчица Глава 6. Трудный год Глава 7. Губернаторша Глава 8. Бабья притча |
Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу. Матрена Тимофеевна — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла». |
Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя |
Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика.Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставилоградочку на могиле Демы; умер в 107 лет.Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка,восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящуюобессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенкачуть не высекли, наказание за сына получила мать.В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забралив рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану ».Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторшеЕлене Александровне, которая «добра была, умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барынейна колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когдауже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалеланесчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой.Многого натерпелась женщина, однако «Ославили счастливицей, Прозвали губернаторшей Матрену с той поры...» |
Пир на весь мир |
Вступление 1. Горькое время — горькие песни Барщинная Про холопа примерного — Якова верного 2. Странники и богомольцы О двух великих грешниках 3. Старое и новое Крестьянский грех Голодная Солдатская 4. Доброе время — добрые песни Соленая Бурлак Русь |
Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину. В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них — «про холопа примерного — Якова верного », который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяшамалолетка качать». «Вы рос племянничек Якова, Гриша » и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги », который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился. «Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!» Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», — тогда «только что рухнется дерево — / Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однаждывстретил он пана Глуховского, который не задумывался о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца,и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя грехов!..» Услышали странники и рассказ о крестьянине, которыйне исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ,не отпустил на волю «восемь тысяч душ».Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет песни о матушке-Руси. Возможно, именно он — будущий народный герой и счастливец. «Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!..» |
Сюжетные ходы, не получившие развития |
мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика; - не получает сюжетного развития предостережение пеночки: «А водки можно требовать В день ровно по ведру. Коли вы больше спросите, И раз и два — исполнится По вашему желанию, А в третий быть беде!» - обрывается история о Ермиле Гирине и т. д. |
Роль песен в поэме
Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа |
Некрасов использует народные песни и свои стилизации |
В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова — ответ на главный вопрос о счастье |
Формы развития сюжета
Рассказ, преимущественно монолог, встреченного «счастливца» или иного персонажа | Изображение того, что видят и слышат мужики, Выступая в роли обычных наблюдателей | Рассказ от имени автора-повествователя, когда странников в сюжете нет |
«Поп», «Помещик» | «Сельская ярмонка», «Последыш» | О Григории Добросклонове |
Характеристика отдельных персонажей
Яким Нагой | «В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..» Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге, «Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся» |
Ермила Гирин | Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам: «В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал, / В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному, / Душой не покривил». / И этим заслужил / «Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами, / Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!» Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму: «Несут Ермилу денежки, / Дают, кто чембогат». Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно, «И выдать гроша лишнего / Ермилу не пришлось». / «Рубль лишний — чей Бог ведает! — / Остался у него». Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению |
Савелий | «С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил». Дедушка Савелий — русский богатырь. О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!» Не желая терпеть более издевательств немца Фогель, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу. В собственной семье Савелия не понимают: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Дед сочувствует тяжелой женской доле: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…» |
Григорий Добросклонов | Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно голодающий, думает о народе, о родной стране: «Не надо мне ни серебра / Ни золота, а дай господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!» Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»: «И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, — и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия / Убогого и темного / Родного уголка». В его песне звучат такие слова: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!» Герой будет деятельно бороться за народное счастье: «Ему судьба готовила / Путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь» |