Характеристика отдельных персонажей




Николай Алексеевич Некрасов

(1821–1877)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания

Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Н. А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х гг. Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 г. Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 г. Издание первой части растянулось на несколько лет. «Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле–августе 1873 г., «Пир — на весь мир» — осенью 1876 г. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующих изданиях не совпадает. В 1877 г. Некрасов умирает. Поэма остается неоконченной.

О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни». «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»
Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку” в течение двадцати лет». Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его: — А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”? — А вы как думаете? Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ <…>. — Пья-но-му! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо»
Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа
Жанр «Кому на Руси жить хорошо» — реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея. Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 г. — отмена крепостного права), пребывавшей в переходном состоянии

Особенности композиции

Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:
Часть первая
Пролог
В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура. «В каком годурассчитывай, В какой землеугадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож, Сошлисяи заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...» Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном. Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца»
Глава 1. Поп
Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси»
Глава 2. Сельская ярмонка
Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого»
Глава 3. Пьяная ночь
Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют: «Пьем много мы по времени, А больше мы работаем». «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть?» В семьях, где не прикасаются к спиртному, «Не пьют, а также маются, Уж лучше б пили, глупые»
Глава 4. Счастливые
Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую жизнь, какие они счастливцы. Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине
Глава 5. Помещик
Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. «Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет». Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что «Усадьбы переводятся, Взамен их распложаются Питейные дома!» Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться. Мужики делают вывод: «Порвалась цепь великая, Порваласьрасскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
Последыш (Из второй части)
1. «Петровки. Время жаркое...» 2. «Помещик наш особенный...» 3. «Пошли за Власом странники...»
Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится», абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли
Крестьянка (Из третьей части)
Пролог Глава 1. До замужества Глава 2. Песни Глава 3. Савелий, богатырь святорусский Глава 4. Демушка Глава 5. Волчица Глава 6. Трудный год Глава 7. Губернаторша Глава 8. Бабья притча
Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу. Матрена Тимофеевна — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».
Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя
Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика.Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставилоградочку на могиле Демы; умер в 107 лет.Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка,восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящуюобессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенкачуть не высекли, наказание за сына получила мать.В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забралив рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану ».Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторшеЕлене Александровне, которая «добра была, умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барынейна колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когдауже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалеланесчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой.Многого натерпелась женщина, однако «Ославили счастливицей, Прозвали губернаторшей Матрену с той поры...»
Пир на весь мир
Вступление 1. Горькое время — горькие песни Барщинная Про холопа примерного — Якова верного 2. Странники и богомольцы О двух великих грешниках 3. Старое и новое Крестьянский грех Голодная Солдатская 4. Доброе время — добрые песни Соленая Бурлак Русь
Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину. В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них — «про холопа примерного — Якова верного », который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяшамалолетка качать». «Вы рос племянничек Якова, Гриша » и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги », который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился. «Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!» Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», — тогда «только что рухнется дерево/ Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однаждывстретил он пана Глуховского, который не задумывался о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца,и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя грехов!..» Услышали странники и рассказ о крестьянине, которыйне исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ,не отпустил на волю «восемь тысяч душ».Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет песни о матушке-Руси. Возможно, именно он — будущий народный герой и счастливец. «Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!..»
Сюжетные ходы, не получившие развития
мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика; - не получает сюжетного развития предостережение пеночки: «А водки можно требовать В день ровно по ведру. Коли вы больше спросите, И раз и два — исполнится По вашему желанию, А в третий быть беде!» - обрывается история о Ермиле Гирине и т. д.

Роль песен в поэме

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа
Некрасов использует народные песни и свои стилизации
В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова — ответ на главный вопрос о счастье

Формы развития сюжета

Рассказ, преимущественно монолог, встреченного «счастливца» или иного персонажа Изображение того, что видят и слышат мужики, Выступая в роли обычных наблюдателей Рассказ от имени автора-повествователя, когда странников в сюжете нет
«Поп», «Помещик» «Сельская ярмонка», «Последыш» О Григории Добросклонове

Характеристика отдельных персонажей

Яким Нагой «В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..» Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге, «Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся»
Ермила Гирин Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам: «В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал, / В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному, / Душой не покривил». / И этим заслужил / «Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами, / Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!» Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму: «Несут Ермилу денежки, / Дают, кто чембогат». Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно, «И выдать гроша лишнего / Ермилу не пришлось». / «Рубль лишний — чей Бог ведает! — / Остался у него». Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению
Савелий «С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил». Дедушка Савелий — русский богатырь. О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!» Не желая терпеть более издевательств немца Фогель, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу. В собственной семье Савелия не понимают: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Дед сочувствует тяжелой женской доле: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…»
Григорий Добросклонов Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно голодающий, думает о народе, о родной стране: «Не надо мне ни серебра / Ни золота, а дай господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!» Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»: «И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, — и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия / Убогого и темного / Родного уголка». В его песне звучат такие слова: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!» Герой будет деятельно бороться за народное счастье: «Ему судьба готовила / Путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: