СОВЕТЫРОДИТЕЛЯМ
ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОГО
СНА
СЮЗАН Е. ГОТТЛИБ, доктор медицины
Как избежать сражений перед сном, которые устраивают дети? В этой книге рассказывается о приятных для детей ритуалах отхода ко сну и о создании уютной обстановки в детской спальне, содержатся советы о том, как помочь детям справиться с ночными кошмарами, бессонницей, ночным недержанием мочи, как решить многие другие проблемы, связанные со сном ребенка. Вы узнаете также о характерных особенностях сна на каждом этапе детства—от младенчества до школьного возраста.
Перевод с английского У. В.Сащиной
нсультант Т. А. ГАРМАШ — психолог,
Высший психологический колледж
при Институте психологии
Росийской Академии наук
МОСКВА «РОСМЭН» 1998
ББК 88.8 Г73
Готтлиб Сюзан Е.
Г73 Проблемы детского сна: Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998. - 157 с. - (Серия «Советы родителям»).
В книге рассказывается о приятных для детей ритуалах отхода ко сну и о создании уютной обстановки в детской спальне, даются ответы и рекомендации родителям, как решить многие проблемы, связанные со сном ребенка.
ISBN 5-257-00463-1
ББК 88.8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5 Часть I. Нормальная структура сна
1. Сон в младенчестве 8
2. Сон ребенка, начинающего ходить 15
3. Сон дошкольников 21
4. Сон детей младшего школьного возраста 26
Часть II. Полезные привычки, связанные со сном
5. Время отхода ко сну 32
6. Ритуалы отхода ко сну 37
7. Образцы вечерних ритуалов 41
8. Атмосфера в детской спальне 45
9. Хвала дневному сну 49
10. Непрерывный ночной сон 54
11. Темперамент и сон 59
12. Совместный сон 63
Часть III. Родители и детский сон
13. Не отстраняйтесь от проблем 68
14. Наиболее общие рекомендации 75
15. Научные сведения о сне 79
16. Ассоциации, связанные с началом сна 83
17. Ночное кормление 90
18. Колики 94
19. Различные виды периодического поведения 98
20. Синдром «зова из-за двери» 102
21. «Ранняя пташка» 107
22. Нелюбовь к своей постели 112
23. Чудовища и другие ночные «гости» 117
24. Ночные кошмары 122
25. Сон, болезни и медикаменты 127
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
Часть IV. Нарушения сна
26. Бессонница
27. Ночные страхи
28. Сомнилоквия и лунатизм
29. Ночное недержание мочи
30. Приступы апноэ во сне Вопросы и ответы
132 136 139 143 150 155
ВВЕДЕНИЕ
Отход детей ко сиу может стать либо приятным ритуалом, сближающим членов семьи, либо временем суток, наступление которого внушает ужас. Эта книга поможет родителям лучше понять многие проблемы детского сна и успешно справиться с ними.
Прежде всего необходимо знать возрастные ступени сна. Поэтому в первой части книги подробно рассматриваются особенности сна, характерные для каждого этапа детства — от младенчества до школьного возраста включительно. От главы к главе прослеживаются вехи развития у ребенка двигательных, речевых и мыслительных навыков, влияющие на сон. Прочитав об общих для детей возрастных трудностях сна, родители встретят их более подготовленными.
Наилучший способ решения проблем, связанных со сном, — профилактика. На ней сосредоточена вторая часть книги, рассказывающая о том, как организовать режим дня ребенка, распознавать утомление и создавать благоприятствующую сну обстановку в спальне. Родители узнают, насколько полезны ритуалы отхода ко сну, и познакомятся с интересными образцами их творческого воплощения. Темперамент, послеобеденный и ночной сон, совместный сон с родителями также входят в число рассматриваемых вопросов.
Проблемы, связанные со сном, — неизбежные спутники детства. Мало кто вырастает, не сталкиваясь с ними. И спектр их весьма широк. Некоторым детям трудно успокоиться перед сном. Другие засыпают быстро, но ночью то и дело пробуждаются. Есть дети, которые спят крепко, но, свежие и отдохнувшие, вскакивают уже с утра пораньше. Не редкость в детском возрасте страшные сновидения и ночные кошмары. На сон ребенка могут влиять и колики, ночные кормления, заболевания...
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
Жизнь семьи, в которой ребенок плохо спит, полна стрессов. Вот почему родителям незачем сидеть сложа руки и ждать, когда эти проблемы отпадут сами собой. Прочитав третью часть книги, они на реальных примерах познакомятся с причинами возникновения подобных проблем и методами их разрешения — от начальной стадии до окончательного результата. Приведенные здесь советы позволят родителям обрести уверенность и понимание ситуации, конкретными действиями помочь своим детям.
Нарушения сна — предмет разговора в четвертой части книги. Признаки и лечение бессонницы, ночных страхов, лунатизма, сомнилоквии (речевой активности во время сна), ночного недержания мочи и приступов апноэ (остановки дыхания) во сне подробно рассматриваются на реальных примерах.
Последняя часть книги включает раздел вопросов и ответов.
Предотвращение и решение связанных с детским сном проблем требуют огромных усилий. Однако их полностью оправдывает результат — счастливые и энергичные родители и дети.
Часть I
НОРМАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА
СНА
СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
Первый год жизни ребенка — время поразительных перемен: вес, который младенец имел при рождении, увеличивается втрое, закладываются основы двигательной и речевой активности, устанавливаются взаимоотношения малыша с людьми, занимающими центральное место в его жизни. Заметные изменения в способности организовать сон и бодрствование отражают достижения ребенка в других областях развития. В этой главе описана связь между основными вехами развития и сном. Младенчество — вполне подходящее время для приобретения относящихся ко сну полезных привычек. Впоследствии они послужат ключом к предотвращению мно гих проблем — спутников детского сна.
От рождения до 3 месяцев
Задача младенца в течение первых 3 месяцев жизни — приспособиться к жизни вне материнской утробы. Своевременное и постоянное удовлетворение потребностей является для малыша жизненно важным фактором успешного освоения им новой среды.
С самого рождения ребенок обладает определенным репертуаром видов поведения, позволяющим ему заявлять о своих потребностях. Родители же учатся распознавать поведенческие сигналы малыша, чтобы соответствующим образом проявлять заботу о нем. К примеру, если Мириам громко плачет, усердно сосет пальчик и ничего не ела в два часа, родители делают вывод, что Мириам голодна, и кормят ее.
Родители учатся понимать и сигналы детского поведения, имеющие отношение ко сну. Благодаря своевременно создаваемой ими благоприятной для сна обстановке у малыша развиваются определенные привычки, связан-
СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
ные с этой стороной жизни. В результате он лучше спит по ночам, а вместо того чтобы часто засыпать и просыпаться днем, крепко спит довольно продолжительное время и затем дольше бодрствует.
В первые три месяца жизни ребенок спит по 16—17 часов в сутки. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления. Насытившись, ребенок засыпает и просыпается вновь, только когда проголодается. После кормления младенец непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте малыш еще не в состоянии подолгу обходиться без сна.
Родители могут воспользоваться преимуществами этого естественного цикла для установления регулярного режима сна. После приблизительно часового бодрствования малышу нужно помочь заснуть. Этого можно добиться, перестав стимулировать его активность или перейдя в затемненную и тихую комнату. Выработке режима способствует и постоянное место для сна, которое младенец в конце концов начнет связывать именно с этим состоянием. Комната ребенка не должна быть звуконепроницаемой. Родителям незачем отключать телефон или запрещать другим детям играть поблизости. Младенец наделен внутренней способностью не реагировать на внешние раздражители, когда он хочет спать.
Приблизительно в возрасте 6 недель у малыша в течение суток появляется один период продолжительной активности, обычно приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для прогулки. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между пробуждением и сном и способствует закреплению режима дня.
К трехмесячному возрасту режим дня начинает изменяться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ребенка всегда клонит в сон. Это означает возникновение сохраняющегося до двенадцатимесячного возраста режима с двумя периодами дневного сна. С целью его закрепления родители должны организовать свой распорядок
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
так, чтобы в это время находиться дома. Ребенку будет легче заснуть в знакомой обстановке.
У детей, родившихся недоношенными, режим сна и бодрствования несколько иной. Поначалу они спят больше, чем родившиеся в срок малыши. Повышенная активность проявляется в период предполагавшегося срока появления их на свет.
От 3 до 6 месяцев
Поведение детей в этом периоде жизни становится более предсказуемым и понятным, они живее, чем раньше, реагируют на происходящее вокруг. Приобретенные к этому времени навыки — такие, как способность дотягиваться до какого-либо предмета и удерживать его, смех, лепет, подражание звукам, — позволяют малышу все активнее вступать в общение с окружающими.
Режим младенца 3—6 месяцев уже в большей степени приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, причем по два-три раза и приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон наступает в 7—9 часов вечера. Еще одна отрадная возрастная особенность состоит в том, что 50—70% таких детей ночью спят, не просыпаясь, по 7 часов. Пробуждение наступает между 6 и 8 часами утра.
Однако режим сна в этом возрасте по-прежнему зависит от режима кормлений. Некоторых детей все еще необходимо кормить или ночью — обычно через 4—6 часов после последнего кормления, или рано утром. Но ни в том, ни в другом случае не следует стимулировать активность ребенка — тогда он не перепутает день и ночь.
От 6 до 9 месяцев
Этот возраст характеризуется существенными изменениями. Происходит всплеск мышечной активности: малыш начинает сидеть, ползать и пытается вставать. Развитие более тонких двигательных навыков уже позволяет ему брать небольшие предметы.
Толчком к развитию мыслительных способностей ста-
СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
новится понимание принципа константности, или постоянства предмета. Малыш осознает, что люди и вещи продолжают существовать, даже если он их не видит. Эту догадку подтверждает игра в прятки. Она придает ребенку уверенность в его предположениях, поскольку исчезнувший человек или предмет неожиданно вновь появляется перед глазами. Кроме того, младенец учится отличать знакомых людей от тех, кого видит редко. Это явление называется распознаванием незнакомцев.
Распорядок дня усложняется. Число кормлений варьируется от 3 до 6 в сутки, совокупное время сна — от 13 до 15 часов. Обычное расписание выглядит следующим образом: пробуждение в 6.30 утра, два дневных сна — с 9 до 10.30 и с 13.30 до 15.00 - и отбой в 19.30. Около 60—80% малышей спят всю ночь. Связь между кормлением и сном ослабевает: при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды.
На этом этапе полезно ввести ритуал отхода ко сну, если он еще не сложился сам собой. Способствующий плавному переходу от активности к засыпанию, он часто начинается с купания и может включать чтение, пение колыбельных, ласки. Особенно важным здесь является завершающий момент. Не дожидаясь, когда ребенок заснет, его следует перенести туда, где ему предстоит провести всю ночь. Как только малыш научится засыпать сам в определенном месте, он сможет, таким образом, справляться с непроизвольными пробуждениями среди ночи.
Постижение ребенком постоянства мира происходит не только днем. У многих детей данной возрастной группы отмечены ночные пробуждения, сопровождающиеся плачем. Это так называемый естественный ночной плач. Младенец просыпается после неглубокого сна и обнаруживает, что рядом никого нет. Он уже знает, что родители где-то в другом месте, и потому, призывая их, плачет.
В этой ситуации родителям важно успокоить ребенка и вселить в него уверенность, что они непременно вернутся. Но утешать малыша нужно без помощи кормления или игры. Не стоит вынимать его из кроватки. Чем менее стимулирующим будет вмешательство, тем быстрее он зас-
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
нет. Успокоить его помогут негромкий монотонный голос, поглаживание по спине, тихая музыка. Повторение некоторых компонентов ритуала, выполняющегося перед отходом ко сну, также служит эффективным средством переориентации малыша. Ночной плач прекращается сам собой, как только ребенок убедится в постоянстве окружающей обстановки.
Родители могут предложить малышу засыпать с каким-либо предметом, имеющим для него особое значение, например с мягкой игрушкой. Такой объект обеспечивает физическую, осязаемую связь между состоянием сна и бодрствования. Ее улавливают не все дети, но если это произошло, прикосновение к игрушке становится для них важным элементом вечернего ритуала.
Если ребенок продолжает проверять догадку о постоянстве предметов, рекомендуется дать ему на ночь какую-нибудь вещь, принадлежащую родителям и виденную им у них. Это могут быть рубашка или шарф, от которых исходит материнский или отцовский запах. Малыш поймет, что родители вернутся за этой вещью, и будет считать ее частью их самих.
От 9 до 12 месяцев
Этот период первого года жизни ребенка — начало стремления к самостоятельности. Научившись ползать или ходить, он преодолевает расстояние, отделяющее его от родителей. Слова и жесты помогают ему точнее выразить свои потребности. В то же время младенца пока еще завораживают и пугают недавно приобретенные навыки.
Спит подросший малыш по 14 часов в сутки: 12 часов ночью и по часу дважды в день. Обычно он пробуждается в 6.30 или 7.00; в 10.00 и в 13.00 наступает дневной сон, а в 19.00 — ночной. Некоторые дети к году отказываются от утреннего сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь кратким дневным сном, раньше ложатся вечером.
Поразительная физическая активность ребенка неизбежно влияет на режим его сна. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в более продолжительном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют
СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь. В дневное время родителям необходимо поработать над этим навыком.
Следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну: ребенку должно хватать времени на то, чтобы успокоиться. Этот переходный период должен занимать не менее 20 минут.
В 9—12 месяцев могут возникнуть такие привычки, как посасывание пальца или удары головой о спинку или боковые стенки кровати. Этому явлению даются различные объяснения. Согласно одной из версий, подобные привычки помогают малышу успокоиться, согласно другой — избавиться от избыточной энергии.
Еще одно новшество в поведении — нежелание укладываться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодрствования. И он будет прибегать к ней в ситуациях, когда нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым особенно привязан, или же просто не желает прекращать дневную активность.
Проблемы сна в первый год жизни
В течение первого года жизни режим сна ребенка претерпевает существенные изменения. Некоторые привычки, приобретенные в это время, в дальнейшем могут стать причиной возникновения ряда связанных со сном проблем.
Самое досадное — если ребенок не в состоянии проспать всю ночь. Он будет просыпаться среди ночи потому, что привык к кормлению или играм. Ему может недоставать умения успокаиваться после обычного ночного пробуждения. Иногда младенцам, чтобы спокойно спать всю ночь, не хватает физиологической зрелости. О непрерывном ночном сне подробно говорится в совете 10.
Решение о том, где должен спать ребенок, тоже следует принимать в первый год его жизни. Младенец с легкостью может приспособиться спать как в одиночестве, так и рядом с родителями. Но как только привычка сформируется, отвыкнуть от нее будет гораздо сложнее. Этот вопрос обсуждается в совете 12.
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
Возможно, ребенок спит хорошо, но в неподходящее время. Это затруднение можно устранить, подчеркнув разницу между дневным и ночным общением с ним. Ночью общаться с малышом следует приглушенным голосом, деловито и монотонно. Днем же, во время бодрствования, необходимо всесторонне стимулировать его активность.
Если родители предпочитают, чтобы потребность ребенка в сне в основном удовлетворялась ночью, продолжительность дневного сна следует ограничить. Допустим, если она составляет 5 часов, с каждым разом ее можно сокращать на полчаса, пока она не станет вполне приемлемой. Объяснить детям, что пришло время укладываться спать, помогает ритуал отхода ко сну.
Младенчество — чудесный период в жизни ребенка, но в полной мере насладиться им можно лишь в том случае, если всем членам семьи хватает времени как следует отдохнуть и выспаться.
■45,
СОН РЕБЕНКА,
НАЧИНАЮЩЕГО
ХОДИТЬ
Двухлетняя Флавия впервые сама забралась на лесенку и с восторгом оглядела гостиную с высоты нового наблюдательного пункта. «Смотрите на меня!» - закричала она. Миссис Тодаро зааплодировала достижению дочери. Флавия сияла, а потом, увидев понадобившуюся ей игрушку, решила спускаться. Она опустила ножку, но... ступеньки, по которым было так легко взбираться, теперь казались недосягаемо далеки. Малышка повернулась и попыталась двигаться вниз спиной вперед, но ей никак не удавалось достать до следующей ступеньки. Она заколотила кулачками по перилам и горько расплакалась. Миссис Тодаро взяла Флавию на руки и гладила ее по спине, пока девочка не перестала всхлипывать.
Жизнь ребенка в возрасте от года до 3 лет полна приключений и напоминает «американские горки». Он упорно добивается независимости. Любимым выражением становится «я сам!». Весь спектр приобретенных малышом навыков — таких, как умение ходить, бегать, говорить, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком, — обеспечивает ему недоступную прежде свободу действий. Ребенок теперь может преодолевать расстояние, отделяющее его от людей, которые о нем заботятся. Он в состоянии выражать свои желания, высказывать просьбы и задавать вопросы. Лучше владея собственным телом, уже в меньшей степени нуждается в повседневной помощи взрослых.
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
WWWHWWWWWWMWWWWWWWWWWHVWH
Карабкаться на самый верх лестницы восхитительно, а обнаружить, что умения с нее спускаться тебе недостает, — досадно. Разочаровываясь подчас в своих новых способностях, дети ищут утешения в объятиях родителей.
Малыш, научившийся ходить, совершает различные поступки не задумываясь. Иногда результаты воодушевляют его, иногда — вызывают раздражение. Таким образом он постепенно узнает границы своих физических возможностей, формирующие, наряду с установленными родителями правилами, поведение ребенка. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает понимать, что, живя в обществе, добиться полной независимости нельзя.
Жизнь с ребенком в возрасте 1—3 лет требует от родителей терпения, гибкости, такта и чувства юмора. Их задача —обеспечить безопасную обстановку для проявлений детской независимости. Родители должны направлять стремления ребенка, не подавляя их, и предоставлять ему свободу, не создавая хаоса.
Распорядок сна
Малыши, научившиеся ходить, спят по 12—13,5 часа в сутки. Час или два из них обычно занимает дневной сон. Хотя продолжительность его у различных детей широко варьируется — от 20 минут до 4 часов. В год с небольшим ребенок может спать днем дважды.
Обычный распорядок включает пробуждение в 6.30 утра, затем часовой или полуторачасовой сон в 9.30, второй тихий час с 14.00 до 15.30 и отбой в 19.00. В 15—18 месяцев в жизни малыша наступает переходный период: одного тихого часа ему слишком мало, двух — слишком много. Тогда, чтобы компенсировать недостаток сна, отбой можно устраивать раньше.
К двухлетнему возрасту большинство детей отказываются от второго дневного сна. Идеальный распорядок предусматривает тихий час после обеда. Энергии, восстановленной за это время, ребенку хватает на поддержание активности вплоть до отбоя.
В некоторых случаях чрезмерно длительный дневной сои следует прерывать. Делать это необходимо как мож-
СОН РЕБЕНКА, НАЧИНАЮЩЕГО ХОДИТЬ
■^ИЛЧ^Ч'Ч^Ч^^^'Ч^**^**"''**^***^**"*''***''*"***''******************^*^"
но осторожнее и мягче. Нужно помнить, что ребенок будет готов возобновить активную деятельность не раньше чем после 30-минутного отдыха.
Кроме того, родители должны знать, каким образом у детей в возрасте 1—3 лет проявляется переутомление. Нарушается физическая координация, снижается ловкость движений, учащаются падения. Усталые дети легко раздражаются, любой пустяк может вызвать у них слезы. Лучшее средство в такой ситуации — сон. Но если ребенок не в состоянии даже заснуть, надо обязательно заставить его отдохнуть как-то иначе — например, занявшись с ним тихими играми.
Проблемы сна
Заметную роль в возникновении проблем, связанных со сном, играет в этом возрасте способность ребенка контролировать окружение, замечать чье-либо отсутствие, т.е. фактор расставания. Нежелание ложиться спать наблюдается более чем у 50% детей 1—3 лет, поскольку отход ко сну означает не что иное, как расставание их с родителями.
Малыши опасаются, что за время сна мир, который они так ценят, изменится. Это справедливо даже в том случае, если дети живут в спокойной, стабильной обстановке. Ведь ограниченные мыслительные способности ребенка еще не позволяют ему заглянуть в будущее, в завтрашний день. Поэтому каждый вечер, укладываясь в постель, он совершает прыжок в неизвестность.
Дети не хотят покидать дневной мир, место их триумфов и достижений. Они не желают отстраняться от интересных событий, происходящих в доме. Кроме того, малыши в возрасте 1—3 лет болезненно воспринимают ультиматумы: им не нравится, когда приказывают ложиться спать. В задачу их самоопределения входит приобретение собственной точки зрения, отличающейся от родительской. Если ребенок почувствует, что для домашних его отход ко сну имеет большое значение, собственные принципы заставят его решительно воспротивиться.
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
Распространенным проявлением подобного детского сопротивления является синдром «зова из-за двери» (см. совет 20). Ребенок неоднократно вскакивает с постели, находя для этого многочисленные причины. Но все они — лишь тактика, применяемая для того, чтобы оттянуть время отхода ко сну, а значит, и расставание, сопутствующее отбою. Если требования удовлетворяются, малыш и впредь будет вести себя подобным образом. Преодоление этого синдрома требует от родителей твердости и установления определенных рамок.
Еще одна распространенная проблема, касающаяся сна детей 1—3 лет, — частые ночные пробуждения. Такое случается с малышами, привыкшими засыпать лишь во время укачивания или кормления и, следовательно, не приученными и не умеющими засыпать самостоятельно после спонтанного ночного пробуждения. Выработать этот необходимый навык можно, изменив набор ассоциаций, связанных у ребенка со сном. Данный метод описан в совете 16.
Родители должны заранее договориться и о том, как действовать в случае ночных «визитов» ребенка, умеющего выбираться из кроватки. Выходить из ситуации можно различными способами: например, брать ребенка к себе в постель, заранее класть на пол спальный мешок или настойчиво возвращать малыша в свою кроватку, как только его присутствие будет замечено. Каким бы ни было выбранное решение, в дальнейшем родители должны твердо и непоколебимо стоять на своем. Подробнее эта проблема рассмотрена в совете 22.
Некоторых детей в возрасте 1—3 лет мучают ночные кошмары, обычно связанные со стрессами в повседневной жизни. Если они повторяются часто, рекомендуется установить их зависимость от дневных стрессов. Встревожить малыша может приучение к унитазу, появление няни или изменение состава семьи (см. совет 24).
У детей этой возрастной группы нередко наблюдаются ночные страхи. Охваченный страхом ребенок рывком садится на постели и не реагирует ни на какие вопросы родителей. Внешне кажется, что он бодрствует, но на са~
СОН РЕБЕНКА, НАЧИНАЮЩЕГО ХОДИТЬ
мом деле — спит и утром не помнит о случившемся. Ночные страхи — нормальное явление, вызванное частичным пробуждением от глубокого сна (см. совет 27).
Богатое воображение детей в возрасте 1—3 лет может привести к появлению у них различных тревог и боязней, самой распространенной из которых является боязнь разлуки с близкими. Рекомендации по этому поводу содержатся в совете 23.
Стремление малыша поскорее начать день может быть причиной слишком ранних пробуждений. Различные подходы к данной проблеме рассмотрены в совете 21.
Профилактика проблем сна
Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ложиться спать, можно преодолеть с помощью продуманного ритуала отхода ко сну. За это время малыш смиряется с мыслью о предстоящем расставании с родителями. Если ритуал еще и забавен, он охотно участвует в нем. При эффективном воздействии ритуала сон наступает вместе с его завершением.
Ритуал отхода ко сну — идеальный образец детской самостоятельности, ограниченной определенными условиями. Пусть родители решают, сколько книг можно прочесть ребенку перед сном, но выбор книг остается за ним. Кроме того, малыш должен иметь возможность выбрать, что надеть, — лиловую пижаму, например, или розовую ночную рубашку. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он сам решит, какую именно. Ритуал следует завершать успокаивающим напоминанием о том, что родители никуда не денутся: «Увидимся утром, малыш».
Благодаря ритуалу реализуется склонность детей контролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет заранее предвкушать каждое из них. Он будет настаивать, чтобы ежевечерне эти шаги ко сну повторялись без изменений. Подробную информацию о ритуале отхода ко сну вы найдете в советах 6 и 7.
Ребенок в возрасте 1—3 лет, как и раньше, берет в постель любимую игрушку или вещь, имеющую для него осо-
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
бое значение. Эти предметы выражают физическую связь между сном и бодрствованием и, следовательно, облегчают процесс перехода из одного состояния в другое. Если же у малыша нет привязанности к какому-либо конкретному предмету, его будет радовать ежевечерняя церемония выбора игрушки, которой выпадет честь составить ему компанию предстоящей ночью.
Воспитание ребенка в возрасте 1—3 лет становится для родителей экзаменом на изобретательность и уравновешенность. В этот период они заново познают чудеса мира и истинную радость жизни.
сон дошкольников
Дети в возрасте 5 лет демонстрируют более богатые речевые и двигательные навыки в познании большого мира за пределами семьи, за стенами дома, двигательные способности дошкольников дают им возможность без труда бегать, прыгать и карабкаться. Развитие мелких мышц руки позволяет строить различные сооружения из кубиков, орудовать ножницами, карандашом или кисточкой.
Одновременно происходит обогащение речи. Лексикон детей в этом возрасте включает в себя тысячи слов. Длина предложений увеличивается, возрастает их грамматическая сложность. Дошкольники способны задавать до 400 вопросов в день. Они умеют распознавать усталость, голод или озноб, могут выслушивать объяснения и правильно отвечать на поставленные вопросы. Их речь становится понятной не только близким родственникам, но и всем взрослым.
Основной принцип мышления детей этой возрастной группы — эгоцентризм. Они наблюдают за перемещением луны по небу, уверенные, что она движется вслед за ними. Вера в анимизм побуждает их после падения пинать «противную дорожку», которая ушибла их. Дошкольники с трудом понимают, что другие люди могут не всегда разделять их точку зрения.
Развивается ощущение собственного «я». Ребенок причисляет себя к определенному полу и отождествляет соответственно с одним из родителей.
Дети этого возраста продолжают исследовать принцип контроля над окружением, но более утонченным способом, чем малыши 1—3 лет. Они по-прежнему нуждаются в твердых и постоянных напоминаниях со стороны родителей о рамках поведения. Кроме того, дошкольники ус-
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
пешно распознают непоследовательность. Почувствовав ее, они начинают агрессивную борьбу за совершение сделки, пытаясь манипулировать окружающими. Это благоприятный период для объяснения ребенку сущности поступков и их последствий. Первоначальное недопонимание причинно-следственной связи к 5 годам сменяется ее ясным осознанием.
Дошкольники обладают богатейшим воображением. Они способны устраивать общие с ровесниками игры, особенно ролевые, в которых повторяются события их жизни или сюжеты любимых книг.
Развитое воображение способно создавать и пугающие образы. Дети этого возраста боятся шумных, злобных, неуправляемых существ. В их страхах могут присутствовать как реальные, так и воображаемые животные. Жуткие образы отражают внутреннюю борьбу, которую ребенок ведет с самим собой. Он пытается обуздать агрессивные чувства и опасается, что не сумеет справиться с ними. Дополнительная причина страха заключается в склонности дошкольников приписывать человеческие качества неодушевленным предметам.
Распорядок сна
Все перечисленные изменения в развитии оказывают влияние на режим сна. Дошкольники спят ночью 11—12 часов. Большинство отказываются от дневного сна. Тихий час у них ассоциируется с младшим возрастом, а они ни в чем не желают походить на младенцев. Но после целого дня, проведенного в детском саду, дети в возрасте 3—5 лет могут ощущать усталость.
Родители должны попытаться выкроить днем какое-то время, чтобы ребенок отдохнул и набрался сил. Он охотно согласится на менее интенсивную деятельность — при условии, что ее не назовут дневным сном или тихим часом. Так, во время «видеосна» можно посмотреть короткую видеозапись спокойного содержания. Эффект будет более ощутимым, если кто-нибудь из родителей останется в комнате вместе с ребенком — читая, просматривая бумаги, просто отдыхая. В этом случае у младшего члена
ЩИ1И» >»ЧУ»'» 1Ш11Ш********1******
сон дошкольников
семьи не возникнет желания проверить, не занимаются ли другие более шумными делами, или узнать, что вообще происходит в доме. Даже если ребенок не заснет, он хорошо отдохнет рядом с родителем.
Существуют и другие варианты стратегии снижения активности. Некоторые игрушки — мозаику, например, или мелкие фигурки — можно отложить для игр лишь в строго определенные часы. Кроме того, время дневного отдыха отлично подходит для чтения. Иногда у детей возникает желание самостоятельно листать книгу или делать вид, что они читают ее мягким игрушкам. Другие любят слушать чтение родителей или предпочитают аудиозапись.
Проблемы сна
Самая общая проблема этого возраста, связанная со сном, — в нежелании ложиться спать. Дошкольники могут до бесконечности изобретать причины, объясняя, почему не идут в постель. Именно в этом случае родители должны установить твердые правила отхода ко сну и тщательно их придерживаться.
Дошкольники способны понять, что они обязаны лечь спать в определенное время. Им можно объяснить, какое положение стрелок на часах соответствует отбою. Можно напоминать, сколько им осталось играть, пользуясь таймером. По сигналу таймера, который объективнее любого родителя и не реагирует на слезные мольбы: «Еще Пять минуток!», дети должны прекратить игру и приготовиться ко сну.
Родители, чтобы добиться послушания, могут воспользоваться стремлением детей к контролю и похвале. Вместо того чтобы спорить с ребенком и поддаваться на его уловки, они могут предложить ему приз, если ребенок ляжет в постель вовремя. За каждый вечер беспрекословного отхода ко сну можно приклеивать к календарю цветную наклейку. Если на календаре окажется семь картинок подряд, в воскресенье ребенка будет ждать особая награда.
Многочисленные тревоги дошкольников могут привести к нарушениям сна. Понимание же и помощь со стороны родителей помогают преодолеть их. К счастью, дети
ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА
tWWWHWWtWWHWWWHWt
данного возраста обычно уже способны объяснить, что их беспокоит.
Наиболее распространенные тревоги включают боязнь ночного недержания мочи, стрессы, связанные с посещением детского сада, опасения попасть в больницу или умереть. Ночное мочеиспускание в постель в 3—5 лет наблюдается довольно часто и считается нормальным. Ребенка, который опасается этого, можно успокоить, предложив ему пользоваться подгузниками — пообещав, что родители, братья и сестры не станут дразнить его или относиться к нему как к малышу. Если ребенка тревожат события, происходящие в детском саду, родителям следует поговорить с воспитателем и выяснить, в чем дело. Боязнь снова попасть в больницу может возникнуть у детей на протяжении первых шести недель после госпитализации и выписки. Нужно обязательно успокоить сына или дочь, выбрав доступные аргументы и объяснив, что смысл пребывания в больнице — выздоровление.
Кроме того, дошкольников мучит страх перед смертью. После смерти кого-то из родных они обычно боятся, что случившееся — их вина, или ожидают скорой смерти родителей. Отец и мать должны помочь детям приобрести верные представления о завершении жизни, предоставить им точную информацию.
На дошкольный возраст приходится пик ночных кошмаров. Это свидетельство того, что ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Обычно такие сны населены животными или страшными воображаемыми существами, преследующими заблудившегося малыша. Мучимый ночными ужасами, он нуждается в ободрении и сочувствии. Напомните ему, что сон — всего лишь его собственная выдумка. Однако реальные чувства, вызванные кошмарами, умалять нельзя. Если кошмары редки, они не являются причиной для беспокойства; частые же, с повторяющимся сюжетом требуют своего исследования — чтобы обнаружить источник страха и помочь ребенку справиться с ним (см. более подробное объяснение в совете 23).
Дети 3—5 лет могут также испытывать опасения перед отходом ко сну. Они боятся, что кто-то спрятался под кро-
сон дошкольников
ватью или следит за ними из окна. В таком случае надо ободрить ребенка и объяснить, что родители сумеют защитить его. Успокаивающий ритуал отхода ко сну, порождающий у ребенка позитивные образы, может принести немалую пользу (см. советы 6, 7 и 23).
Дошкольные годы — замечательный возраст. Приобретенные к этому времени хорошие привычки, связанные со сном, помогают всем членам семьи полнее насладиться этим периодом жизни ребенка.
сон детей младшего
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Середина детства, с 6 до 10 лет, является преимущественно периодом развития ребенка как индивидуума и как члена семьи, школьного коллектива и общества.
Основную озабоченность детей в этом возрасте вызывает самооценка, вырастающая из достижений в учебе, спорте или в других областях. Уважительное отношение сверстников также ведет к ее повышению. Школьник может приобрести повышенную самооценку, четко планируя сво<