СЮЗАН Е. ГОТТЛИБ, доктор медицины




СОВЕТЫРОДИТЕЛЯМ

ПРОБЛЕМЫ

ДЕТСКОГО

СНА

СЮЗАН Е. ГОТТЛИБ, доктор медицины

Как избежать сражений перед сном, которые устраивают дети? В этой кни­ге рассказывается о приятных для де­тей ритуалах отхода ко сну и о созда­нии уютной обстановки в детской спальне, содержатся советы о том, как помочь детям справиться с ночными кошмарами, бессонницей, ночным не­держанием мочи, как решить многие другие проблемы, связанные со сном ребенка. Вы узнаете также о характер­ных особенностях сна на каждом эта­пе детства—от младенчества до школь­ного возраста.

Перевод с английского У. В.Сащиной

нсультант Т. А. ГАРМАШ — психолог,

Высший психологический колледж

при Институте психологии

Росийской Академии наук

МОСКВА «РОСМЭН» 1998

ББК 88.8 Г73

Готтлиб Сюзан Е.

Г73 Проблемы детского сна: Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998. - 157 с. - (Серия «Советы родите­лям»).

В книге рассказывается о приятных для детей ритуалах от­хода ко сну и о создании уютной обстановки в детской спальне, даются ответы и рекомендации родителям, как решить многие проблемы, связанные со сном ребенка.

ISBN 5-257-00463-1

ББК 88.8

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5 Часть I. Нормальная структура сна

1. Сон в младенчестве 8

2. Сон ребенка, начинающего ходить 15

3. Сон дошкольников 21

4. Сон детей младшего школьного возраста 26

Часть II. Полезные привычки, связанные со сном

5. Время отхода ко сну 32

6. Ритуалы отхода ко сну 37

7. Образцы вечерних ритуалов 41

8. Атмосфера в детской спальне 45

9. Хвала дневному сну 49

10. Непрерывный ночной сон 54

11. Темперамент и сон 59

12. Совместный сон 63

Часть III. Родители и детский сон

13. Не отстраняйтесь от проблем 68

14. Наиболее общие рекомендации 75

15. Научные сведения о сне 79

16. Ассоциации, связанные с началом сна 83

17. Ночное кормление 90

18. Колики 94

19. Различные виды периодического поведения 98

20. Синдром «зова из-за двери» 102

21. «Ранняя пташка» 107

22. Нелюбовь к своей постели 112

23. Чудовища и другие ночные «гости» 117

24. Ночные кошмары 122

25. Сон, болезни и медикаменты 127

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

Часть IV. Нарушения сна

26. Бессонница

27. Ночные страхи

28. Сомнилоквия и лунатизм

29. Ночное недержание мочи

30. Приступы апноэ во сне Вопросы и ответы

132 136 139 143 150 155

ВВЕДЕНИЕ

Отход детей ко сиу может стать либо приятным ри­туалом, сближающим членов семьи, либо време­нем суток, наступление которого внушает ужас. Эта книга поможет родителям лучше понять многие про­блемы детского сна и успешно справиться с ними.

Прежде всего необходимо знать возрастные ступени сна. Поэтому в первой части книги подробно рассматри­ваются особенности сна, характерные для каждого этапа детства — от младенчества до школьного возраста вклю­чительно. От главы к главе прослеживаются вехи разви­тия у ребенка двигательных, речевых и мыслительных навыков, влияющие на сон. Прочитав об общих для детей возрастных трудностях сна, родители встретят их более подготовленными.

Наилучший способ решения проблем, связанных со сном, — профилактика. На ней сосредоточена вторая часть книги, рассказывающая о том, как организовать ре­жим дня ребенка, распознавать утомление и создавать бла­гоприятствующую сну обстановку в спальне. Родители уз­нают, насколько полезны ритуалы отхода ко сну, и позна­комятся с интересными образцами их творческого воп­лощения. Темперамент, послеобеденный и ночной сон, со­вместный сон с родителями также входят в число рассмат­риваемых вопросов.

Проблемы, связанные со сном, — неизбежные спутни­ки детства. Мало кто вырастает, не сталкиваясь с ними. И спектр их весьма широк. Некоторым детям трудно ус­покоиться перед сном. Другие засыпают быстро, но но­чью то и дело пробуждаются. Есть дети, которые спят крепко, но, свежие и отдохнувшие, вскакивают уже с утра пораньше. Не редкость в детском возрасте страшные сно­видения и ночные кошмары. На сон ребенка могут вли­ять и колики, ночные кормления, заболевания...

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

Жизнь семьи, в которой ребенок плохо спит, полна стрессов. Вот почему родителям незачем сидеть сложа руки и ждать, когда эти проблемы отпадут сами собой. Прочитав третью часть книги, они на реальных приме­рах познакомятся с причинами возникновения подобных проблем и методами их разрешения — от начальной ста­дии до окончательного результата. Приведенные здесь советы позволят родителям обрести уверенность и пони­мание ситуации, конкретными действиями помочь своим детям.

Нарушения сна — предмет разговора в четвертой час­ти книги. Признаки и лечение бессонницы, ночных стра­хов, лунатизма, сомнилоквии (речевой активности во вре­мя сна), ночного недержания мочи и приступов апноэ (ос­тановки дыхания) во сне подробно рассматриваются на реальных примерах.

Последняя часть книги включает раздел вопросов и ответов.

Предотвращение и решение связанных с детским сном проблем требуют огромных усилий. Однако их полностью оправдывает результат — счастливые и энергичные роди­тели и дети.

Часть I

НОРМАЛЬНАЯ

СТРУКТУРА

СНА

СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Первый год жизни ребенка — время поразительных перемен: вес, который младенец имел при рожде­нии, увеличивается втрое, закладываются основы двигательной и речевой активности, устанавливаются вза­имоотношения малыша с людьми, занимающими цент­ральное место в его жизни. Заметные изменения в спо­собности организовать сон и бодрствование отражают до­стижения ребенка в других областях развития. В этой гла­ве описана связь между основными вехами развития и сном. Младенчество — вполне подходящее время для при­обретения относящихся ко сну полезных привычек. Впос­ледствии они послужат ключом к предотвращению мно гих проблем — спутников детского сна.

От рождения до 3 месяцев

Задача младенца в течение первых 3 месяцев жизни — приспособиться к жизни вне материнской утробы. Сво­евременное и постоянное удовлетворение потребно­стей является для малыша жизненно важным фактором успешного освоения им новой среды.

С самого рождения ребенок обладает определенным репертуаром видов поведения, позволяющим ему заявлять о своих потребностях. Родители же учатся распознавать поведенческие сигналы малыша, чтобы соответствующим образом проявлять заботу о нем. К примеру, если Мириам громко плачет, усердно сосет пальчик и ничего не ела в два часа, родители делают вывод, что Мириам голодна, и кормят ее.

Родители учатся понимать и сигналы детского поведе­ния, имеющие отношение ко сну. Благодаря своевремен­но создаваемой ими благоприятной для сна обстановке у малыша развиваются определенные привычки, связан-

СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

ные с этой стороной жизни. В результате он лучше спит по ночам, а вместо того чтобы часто засыпать и просы­паться днем, крепко спит довольно продолжительное вре­мя и затем дольше бодрствует.

В первые три месяца жизни ребенок спит по 16—17 ча­сов в сутки. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часо­вым бодрствованием, что непосредственно связано с цик­лом кормления. Насытившись, ребенок засыпает и про­сыпается вновь, только когда проголодается. После кор­мления младенец непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте малыш еще не в состоянии подолгу об­ходиться без сна.

Родители могут воспользоваться преимуществами это­го естественного цикла для установления регулярного режима сна. После приблизительно часового бодрствова­ния малышу нужно помочь заснуть. Этого можно добить­ся, перестав стимулировать его активность или перейдя в затемненную и тихую комнату. Выработке режима способ­ствует и постоянное место для сна, которое младенец в конце концов начнет связывать именно с этим состояни­ем. Комната ребенка не должна быть звуконепроницае­мой. Родителям незачем отключать телефон или запре­щать другим детям играть поблизости. Младенец наделен внутренней способностью не реагировать на внешние раздражители, когда он хочет спать.

Приблизительно в возрасте 6 недель у малыша в тече­ние суток появляется один период продолжительной ак­тивности, обычно приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для прогулки. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между про­буждением и сном и способствует закреплению режима дня.

К трехмесячному возрасту режим дня начинает изме­няться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ре­бенка всегда клонит в сон. Это означает возникновение сохраняющегося до двенадцатимесячного возраста режи­ма с двумя периодами дневного сна. С целью его закреп­ления родители должны организовать свой распорядок

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

так, чтобы в это время находиться дома. Ребенку будет легче заснуть в знакомой обстановке.

У детей, родившихся недоношенными, режим сна и бодрствования несколько иной. Поначалу они спят боль­ше, чем родившиеся в срок малыши. Повышенная актив­ность проявляется в период предполагавшегося срока появления их на свет.

От 3 до 6 месяцев

Поведение детей в этом периоде жизни становится более предсказуемым и понятным, они живее, чем раньше, реагируют на происходящее вокруг. Приобре­тенные к этому времени навыки — такие, как способ­ность дотягиваться до какого-либо предмета и удержи­вать его, смех, лепет, подражание звукам, — позволя­ют малышу все активнее вступать в общение с окружа­ющими.

Режим младенца 3—6 месяцев уже в большей степени приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, причем по два-три раза и приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон наступает в 7—9 часов вечера. Еще одна отрадная воз­растная особенность состоит в том, что 50—70% таких детей ночью спят, не просыпаясь, по 7 часов. Пробужде­ние наступает между 6 и 8 часами утра.

Однако режим сна в этом возрасте по-прежнему зави­сит от режима кормлений. Некоторых детей все еще не­обходимо кормить или ночью — обычно через 4—6 часов после последнего кормления, или рано утром. Но ни в том, ни в другом случае не следует стимулировать активность ребенка — тогда он не перепутает день и ночь.

От 6 до 9 месяцев

Этот возраст характеризуется существенными измене­ниями. Происходит всплеск мышечной активности: ма­лыш начинает сидеть, ползать и пытается вставать. Раз­витие более тонких двигательных навыков уже позволя­ет ему брать небольшие предметы.

Толчком к развитию мыслительных способностей ста-

СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

новится понимание принципа константности, или посто­янства предмета. Малыш осознает, что люди и вещи про­должают существовать, даже если он их не видит. Эту до­гадку подтверждает игра в прятки. Она придает ребенку уверенность в его предположениях, поскольку исчезнув­ший человек или предмет неожиданно вновь появляется перед глазами. Кроме того, младенец учится отличать зна­комых людей от тех, кого видит редко. Это явление назы­вается распознаванием незнакомцев.

Распорядок дня усложняется. Число кормлений ва­рьируется от 3 до 6 в сутки, совокупное время сна — от 13 до 15 часов. Обычное расписание выглядит следую­щим образом: пробуждение в 6.30 утра, два дневных сна — с 9 до 10.30 и с 13.30 до 15.00 - и отбой в 19.30. Около 60—80% малышей спят всю ночь. Связь между кормле­нием и сном ослабевает: при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды.

На этом этапе полезно ввести ритуал отхода ко сну, если он еще не сложился сам собой. Способствующий плавно­му переходу от активности к засыпанию, он часто начина­ется с купания и может включать чтение, пение колыбель­ных, ласки. Особенно важным здесь является завершаю­щий момент. Не дожидаясь, когда ребенок заснет, его сле­дует перенести туда, где ему предстоит провести всю ночь. Как только малыш научится засыпать сам в определенном месте, он сможет, таким образом, справляться с непроиз­вольными пробуждениями среди ночи.

Постижение ребенком постоянства мира происходит не только днем. У многих детей данной возрастной груп­пы отмечены ночные пробуждения, сопровождающиеся плачем. Это так называемый естественный ночной плач. Младенец просыпается после неглубокого сна и обнару­живает, что рядом никого нет. Он уже знает, что родите­ли где-то в другом месте, и потому, призывая их, плачет.

В этой ситуации родителям важно успокоить ребенка и вселить в него уверенность, что они непременно вер­нутся. Но утешать малыша нужно без помощи кормления или игры. Не стоит вынимать его из кроватки. Чем менее стимулирующим будет вмешательство, тем быстрее он зас-

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

нет. Успокоить его помогут негромкий монотонный голос, поглаживание по спине, тихая музыка. Повторение неко­торых компонентов ритуала, выполняющегося перед от­ходом ко сну, также служит эффективным средством пе­реориентации малыша. Ночной плач прекращается сам собой, как только ребенок убедится в постоянстве окру­жающей обстановки.

Родители могут предложить малышу засыпать с каким-либо предметом, имеющим для него особое значение, на­пример с мягкой игрушкой. Такой объект обеспечивает физическую, осязаемую связь между состоянием сна и бодрствования. Ее улавливают не все дети, но если это произошло, прикосновение к игрушке становится для них важным элементом вечернего ритуала.

Если ребенок продолжает проверять догадку о посто­янстве предметов, рекомендуется дать ему на ночь какую-нибудь вещь, принадлежащую родителям и виденную им у них. Это могут быть рубашка или шарф, от которых исхо­дит материнский или отцовский запах. Малыш поймет, что родители вернутся за этой вещью, и будет считать ее частью их самих.

От 9 до 12 месяцев

Этот период первого года жизни ребенка — начало стремления к самостоятельности. Научившись ползать или ходить, он преодолевает расстояние, отделяющее его от родителей. Слова и жесты помогают ему точнее выра­зить свои потребности. В то же время младенца пока еще завораживают и пугают недавно приобретенные навыки.

Спит подросший малыш по 14 часов в сутки: 12 часов но­чью и по часу дважды в день. Обычно он пробуждается в 6.30 или 7.00; в 10.00 и в 13.00 наступает дневной сон, а в 19.00 — ночной. Некоторые дети к году отказываются от утреннего сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольству­ясь кратким дневным сном, раньше ложатся вечером.

Поразительная физическая активность ребенка неиз­бежно влияет на режим его сна. Малыш, который целы­ми днями учится ходить, нуждается в более продолжитель­ном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют

СОН В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь. В дневное время родителям не­обходимо поработать над этим навыком.

Следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну: ребенку должно хватать времени на то, чтобы ус­покоиться. Этот переходный период должен занимать не менее 20 минут.

В 9—12 месяцев могут возникнуть такие привычки, как посасывание пальца или удары головой о спинку или бо­ковые стенки кровати. Этому явлению даются различные объяснения. Согласно одной из версий, подобные привыч­ки помогают малышу успокоиться, согласно другой — из­бавиться от избыточной энергии.

Еще одно новшество в поведении — нежелание уклады­ваться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодр­ствования. И он будет прибегать к ней в ситуациях, когда нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым особенно привязан, или же просто не желает прекращать дневную активность.

Проблемы сна в первый год жизни

В течение первого года жизни режим сна ребенка пре­терпевает существенные изменения. Некоторые привыч­ки, приобретенные в это время, в дальнейшем могут стать причиной возникновения ряда связанных со сном проблем.

Самое досадное — если ребенок не в состоянии про­спать всю ночь. Он будет просыпаться среди ночи пото­му, что привык к кормлению или играм. Ему может недо­ставать умения успокаиваться после обычного ночного пробуждения. Иногда младенцам, чтобы спокойно спать всю ночь, не хватает физиологической зрелости. О непре­рывном ночном сне подробно говорится в совете 10.

Решение о том, где должен спать ребенок, тоже следу­ет принимать в первый год его жизни. Младенец с легкос­тью может приспособиться спать как в одиночестве, так и рядом с родителями. Но как только привычка сформи­руется, отвыкнуть от нее будет гораздо сложнее. Этот вопрос обсуждается в совете 12.

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

Возможно, ребенок спит хорошо, но в неподходящее время. Это затруднение можно устранить, подчеркнув разницу между дневным и ночным общением с ним. Но­чью общаться с малышом следует приглушенным голосом, деловито и монотонно. Днем же, во время бодрствования, необходимо всесторонне стимулировать его активность.

Если родители предпочитают, чтобы потребность ре­бенка в сне в основном удовлетворялась ночью, продол­жительность дневного сна следует ограничить. Допустим, если она составляет 5 часов, с каждым разом ее можно сокращать на полчаса, пока она не станет вполне прием­лемой. Объяснить детям, что пришло время укладывать­ся спать, помогает ритуал отхода ко сну.

Младенчество — чудесный период в жизни ребенка, но в полной мере насладиться им можно лишь в том случае, если всем членам семьи хватает времени как следует от­дохнуть и выспаться.

■45,

СОН РЕБЕНКА,

НАЧИНАЮЩЕГО

ХОДИТЬ

Двухлетняя Флавия впервые сама забралась на лесенку и с восторгом оглядела гостиную с высоты нового наблюдатель­ного пункта. «Смотрите на меня!» - закричала она. Миссис Тодаро зааплодировала достижению дочери. Флавия сияла, а потом, увидев понадобившуюся ей игрушку, решила спускать­ся. Она опустила ножку, но... ступеньки, по которым было так легко взбираться, теперь казались недосягаемо далеки. Малыш­ка повернулась и попыталась двигаться вниз спиной вперед, но ей никак не удавалось достать до следующей ступеньки. Она за­колотила кулачками по перилам и горько расплакалась. Миссис Тодаро взяла Флавию на руки и гладила ее по спине, пока девоч­ка не перестала всхлипывать.

Жизнь ребенка в возрасте от года до 3 лет полна приключений и напоминает «американские горки». Он упорно добивается независимости. Любимым выражением становится «я сам!». Весь спектр приобретенных малышом навыков — таких, как умение хо­дить, бегать, говорить, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком, — обеспечивает ему недоступную прежде свободу действий. Ребенок теперь может преодо­левать расстояние, отделяющее его от людей, которые о нем заботятся. Он в состоянии выражать свои желания, высказывать просьбы и задавать вопросы. Лучше владея собственным телом, уже в меньшей степени нуждается в повседневной помощи взрослых.

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

WWWHWWWWWWMWWWWWWWWWWHVWH

Карабкаться на самый верх лестницы восхитительно, а обнаружить, что умения с нее спускаться тебе недоста­ет, — досадно. Разочаровываясь подчас в своих новых спо­собностях, дети ищут утешения в объятиях родителей.

Малыш, научившийся ходить, совершает различные поступки не задумываясь. Иногда результаты воодушевля­ют его, иногда — вызывают раздражение. Таким образом он постепенно узнает границы своих физических возмож­ностей, формирующие, наряду с установленными родите­лями правилами, поведение ребенка. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает понимать, что, живя в обще­стве, добиться полной независимости нельзя.

Жизнь с ребенком в возрасте 1—3 лет требует от роди­телей терпения, гибкости, такта и чувства юмора. Их за­дача —обеспечить безопасную обстановку для проявлений детской независимости. Родители должны направлять стремления ребенка, не подавляя их, и предоставлять ему свободу, не создавая хаоса.

Распорядок сна

Малыши, научившиеся ходить, спят по 12—13,5 часа в сутки. Час или два из них обычно занимает дневной сон. Хотя продолжительность его у различных детей широко варьируется — от 20 минут до 4 часов. В год с небольшим ребенок может спать днем дважды.

Обычный распорядок включает пробуждение в 6.30 утра, затем часовой или полуторачасовой сон в 9.30, второй тихий час с 14.00 до 15.30 и отбой в 19.00. В 15—18 месяцев в жизни малыша наступает переходный период: одного тихого часа ему слишком мало, двух — слишком много. Тогда, чтобы компенсировать недостаток сна, отбой можно устраивать раньше.

К двухлетнему возрасту большинство детей отказыва­ются от второго дневного сна. Идеальный распорядок пре­дусматривает тихий час после обеда. Энергии, восстанов­ленной за это время, ребенку хватает на поддержание ак­тивности вплоть до отбоя.

В некоторых случаях чрезмерно длительный дневной сои следует прерывать. Делать это необходимо как мож-

СОН РЕБЕНКА, НАЧИНАЮЩЕГО ХОДИТЬ

■^ИЛЧ^Ч'Ч^Ч^^^'Ч^**^**"''**^***^**"*''***''*"***''******************^*^"

но осторожнее и мягче. Нужно помнить, что ребенок бу­дет готов возобновить активную деятельность не раньше чем после 30-минутного отдыха.

Кроме того, родители должны знать, каким образом у детей в возрасте 1—3 лет проявляется переутомление. На­рушается физическая координация, снижается ловкость движений, учащаются падения. Усталые дети легко раздра­жаются, любой пустяк может вызвать у них слезы. Лучшее средство в такой ситуации — сон. Но если ребенок не в состоянии даже заснуть, надо обязательно заставить его отдохнуть как-то иначе — например, занявшись с ним ти­хими играми.

Проблемы сна

Заметную роль в возникновении проблем, связанных со сном, играет в этом возрасте способность ребенка кон­тролировать окружение, замечать чье-либо отсутствие, т.е. фактор расставания. Нежелание ложиться спать наблю­дается более чем у 50% детей 1—3 лет, поскольку отход ко сну означает не что иное, как расставание их с родителя­ми.

Малыши опасаются, что за время сна мир, который они так ценят, изменится. Это справедливо даже в том случае, если дети живут в спокойной, стабильной обстановке. Ведь ограниченные мыслительные способности ребенка еще не позволяют ему заглянуть в будущее, в завтрашний день. Поэтому каждый вечер, укладываясь в постель, он совершает прыжок в неизвестность.

Дети не хотят покидать дневной мир, место их три­умфов и достижений. Они не желают отстраняться от интересных событий, происходящих в доме. Кроме того, малыши в возрасте 1—3 лет болезненно восприни­мают ультиматумы: им не нравится, когда приказывают ложиться спать. В задачу их самоопределения входит приобретение собственной точки зрения, отличающей­ся от родительской. Если ребенок почувствует, что для домашних его отход ко сну имеет большое значение, собственные принципы заставят его решительно вос­противиться.

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

Распространенным проявлением подобного детского сопротивления является синдром «зова из-за двери» (см. совет 20). Ребенок неоднократно вскакивает с постели, находя для этого многочисленные причины. Но все они — лишь тактика, применяемая для того, чтобы оттянуть вре­мя отхода ко сну, а значит, и расставание, сопутствующее отбою. Если требования удовлетворяются, малыш и впредь будет вести себя подобным образом. Преодоление этого синдрома требует от родителей твердости и уста­новления определенных рамок.

Еще одна распространенная проблема, касающаяся сна детей 1—3 лет, — частые ночные пробуждения. Такое случается с малышами, привыкшими засыпать лишь во время укачивания или кормления и, следовательно, не приученными и не умеющими засыпать самостоятель­но после спонтанного ночного пробуждения. Вырабо­тать этот необходимый навык можно, изменив набор ас­социаций, связанных у ребенка со сном. Данный метод описан в совете 16.

Родители должны заранее договориться и о том, как действовать в случае ночных «визитов» ребенка, умеюще­го выбираться из кроватки. Выходить из ситуации можно различными способами: например, брать ребенка к себе в постель, заранее класть на пол спальный мешок или на­стойчиво возвращать малыша в свою кроватку, как толь­ко его присутствие будет замечено. Каким бы ни было выбранное решение, в дальнейшем родители должны твердо и непоколебимо стоять на своем. Подробнее эта проблема рассмотрена в совете 22.

Некоторых детей в возрасте 1—3 лет мучают ночные кошмары, обычно связанные со стрессами в повседнев­ной жизни. Если они повторяются часто, рекомендуется установить их зависимость от дневных стрессов. Встре­вожить малыша может приучение к унитазу, появление няни или изменение состава семьи (см. совет 24).

У детей этой возрастной группы нередко наблюдают­ся ночные страхи. Охваченный страхом ребенок рывком садится на постели и не реагирует ни на какие вопросы родителей. Внешне кажется, что он бодрствует, но на са~

СОН РЕБЕНКА, НАЧИНАЮЩЕГО ХОДИТЬ

мом деле — спит и утром не помнит о случившемся. Ноч­ные страхи — нормальное явление, вызванное частичным пробуждением от глубокого сна (см. совет 27).

Богатое воображение детей в возрасте 1—3 лет может привести к появлению у них различных тревог и боязней, самой распространенной из которых является боязнь раз­луки с близкими. Рекомендации по этому поводу содержат­ся в совете 23.

Стремление малыша поскорее начать день может быть причиной слишком ранних пробуждений. Различные под­ходы к данной проблеме рассмотрены в совете 21.

Профилактика проблем сна

Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ло­житься спать, можно преодолеть с помощью продуманно­го ритуала отхода ко сну. За это время малыш смиряется с мыслью о предстоящем расставании с родителями. Если ритуал еще и забавен, он охотно участвует в нем. При эф­фективном воздействии ритуала сон наступает вместе с его завершением.

Ритуал отхода ко сну — идеальный образец детской са­мостоятельности, ограниченной определенными услови­ями. Пусть родители решают, сколько книг можно про­честь ребенку перед сном, но выбор книг остается за ним. Кроме того, малыш должен иметь возможность выбрать, что надеть, — лиловую пижаму, например, или розовую ночную рубашку. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он сам решит, какую именно. Ритуал следует завер­шать успокаивающим напоминанием о том, что родители никуда не денутся: «Увидимся утром, малыш».

Благодаря ритуалу реализуется склонность детей конт­ролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет заранее предвкушать каждое из них. Он будет настаивать, чтобы ежевечерне эти шаги ко сну повторялись без изме­нений. Подробную информацию о ритуале отхода ко сну вы найдете в советах 6 и 7.

Ребенок в возрасте 1—3 лет, как и раньше, берет в по­стель любимую игрушку или вещь, имеющую для него осо-

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

бое значение. Эти предметы выражают физическую связь между сном и бодрствованием и, следовательно, облегча­ют процесс перехода из одного состояния в другое. Если же у малыша нет привязанности к какому-либо конкрет­ному предмету, его будет радовать ежевечерняя церемо­ния выбора игрушки, которой выпадет честь составить ему компанию предстоящей ночью.

Воспитание ребенка в возрасте 1—3 лет становится для родителей экзаменом на изобретательность и уравнове­шенность. В этот период они заново познают чудеса мира и истинную радость жизни.

сон дошкольников

Дети в возрасте 5 лет демонстрируют более бога­тые речевые и двигательные навыки в познании большого мира за пределами семьи, за стенами дома, двигательные способности дошкольников дают им воз­можность без труда бегать, прыгать и карабкаться. Разви­тие мелких мышц руки позволяет строить различные со­оружения из кубиков, орудовать ножницами, карандашом или кисточкой.

Одновременно происходит обогащение речи. Лекси­кон детей в этом возрасте включает в себя тысячи слов. Длина предложений увеличивается, возрастает их грам­матическая сложность. Дошкольники способны задавать до 400 вопросов в день. Они умеют распознавать уста­лость, голод или озноб, могут выслушивать объяснения и правильно отвечать на поставленные вопросы. Их речь становится понятной не только близким родственникам, но и всем взрослым.

Основной принцип мышления детей этой возрастной группы — эгоцентризм. Они наблюдают за перемещени­ем луны по небу, уверенные, что она движется вслед за ними. Вера в анимизм побуждает их после падения пинать «противную дорожку», которая ушибла их. Дошкольники с трудом понимают, что другие люди могут не всегда раз­делять их точку зрения.

Развивается ощущение собственного «я». Ребенок при­числяет себя к определенному полу и отождествляет со­ответственно с одним из родителей.

Дети этого возраста продолжают исследовать принцип контроля над окружением, но более утонченным спосо­бом, чем малыши 1—3 лет. Они по-прежнему нуждаются в твердых и постоянных напоминаниях со стороны роди­телей о рамках поведения. Кроме того, дошкольники ус-

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

пешно распознают непоследовательность. Почувствовав ее, они начинают агрессивную борьбу за совершение сдел­ки, пытаясь манипулировать окружающими. Это благо­приятный период для объяснения ребенку сущности по­ступков и их последствий. Первоначальное недопонима­ние причинно-следственной связи к 5 годам сменяется ее ясным осознанием.

Дошкольники обладают богатейшим воображением. Они способны устраивать общие с ровесниками игры, особенно ролевые, в которых повторяются события их жизни или сюжеты любимых книг.

Развитое воображение способно создавать и пугающие образы. Дети этого возраста боятся шумных, злобных, неуправляемых существ. В их страхах могут присутство­вать как реальные, так и воображаемые животные. Жут­кие образы отражают внутреннюю борьбу, которую ребе­нок ведет с самим собой. Он пытается обуздать агрессив­ные чувства и опасается, что не сумеет справиться с ними. Дополнительная причина страха заключается в склонно­сти дошкольников приписывать человеческие качества неодушевленным предметам.

Распорядок сна

Все перечисленные изменения в развитии оказывают влияние на режим сна. Дошкольники спят ночью 11—12 часов. Большинство отказываются от дневного сна. Тихий час у них ассоциируется с младшим возрастом, а они ни в чем не желают походить на младенцев. Но после целого дня, проведенного в детском саду, дети в возрасте 3—5 лет могут ощущать усталость.

Родители должны попытаться выкроить днем какое-то время, чтобы ребенок отдохнул и набрался сил. Он охот­но согласится на менее интенсивную деятельность — при условии, что ее не назовут дневным сном или тихим ча­сом. Так, во время «видеосна» можно посмотреть корот­кую видеозапись спокойного содержания. Эффект будет более ощутимым, если кто-нибудь из родителей останет­ся в комнате вместе с ребенком — читая, просматривая бумаги, просто отдыхая. В этом случае у младшего члена

ЩИ1И» >»ЧУ»'» 1Ш11Ш********1******

сон дошкольников

семьи не возникнет желания проверить, не занимаются ли другие более шумными делами, или узнать, что вообще происходит в доме. Даже если ребенок не заснет, он хоро­шо отдохнет рядом с родителем.

Существуют и другие варианты стратегии снижения ак­тивности. Некоторые игрушки — мозаику, например, или мелкие фигурки — можно отложить для игр лишь в строго определенные часы. Кроме того, время дневного отдыха отлично подходит для чтения. Иногда у детей возникает желание самостоятельно листать книгу или делать вид, что они читают ее мягким игрушкам. Другие любят слушать чтение родителей или предпочитают аудиозапись.

Проблемы сна

Самая общая проблема этого возраста, связанная со сном, — в нежелании ложиться спать. Дошкольники мо­гут до бесконечности изобретать причины, объясняя, по­чему не идут в постель. Именно в этом случае родители должны установить твердые правила отхода ко сну и тща­тельно их придерживаться.

Дошкольники способны понять, что они обязаны лечь спать в определенное время. Им можно объяснить, какое положение стрелок на часах соответствует отбою. Мож­но напоминать, сколько им осталось играть, пользуясь таймером. По сигналу таймера, который объективнее любого родителя и не реагирует на слезные мольбы: «Еще Пять минуток!», дети должны прекратить игру и пригото­виться ко сну.

Родители, чтобы добиться послушания, могут восполь­зоваться стремлением детей к контролю и похвале. Вмес­то того чтобы спорить с ребенком и поддаваться на его уловки, они могут предложить ему приз, если ребенок ля­жет в постель вовремя. За каждый вечер беспрекословно­го отхода ко сну можно приклеивать к календарю цветную наклейку. Если на календаре окажется семь картинок под­ряд, в воскресенье ребенка будет ждать особая награда.

Многочисленные тревоги дошкольников могут приве­сти к нарушениям сна. Понимание же и помощь со сторо­ны родителей помогают преодолеть их. К счастью, дети

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО СНА

tWWWHWWtWWHWWWHWt

данного возраста обычно уже способны объяснить, что их беспокоит.

Наиболее распространенные тревоги включают боязнь ночного недержания мочи, стрессы, связанные с посеще­нием детского сада, опасения попасть в больницу или уме­реть. Ночное мочеиспускание в постель в 3—5 лет наблю­дается довольно часто и считается нормальным. Ребенка, который опасается этого, можно успокоить, предложив ему пользоваться подгузниками — пообещав, что родите­ли, братья и сестры не станут дразнить его или относить­ся к нему как к малышу. Если ребенка тревожат события, происходящие в детском саду, родителям следует погово­рить с воспитателем и выяснить, в чем дело. Боязнь сно­ва попасть в больницу может возникнуть у детей на про­тяжении первых шести недель после госпитализации и выписки. Нужно обязательно успокоить сына или дочь, выбрав доступные аргументы и объяснив, что смысл пре­бывания в больнице — выздоровление.

Кроме того, дошкольников мучит страх перед смертью. После смерти кого-то из родных они обычно боятся, что случившееся — их вина, или ожидают скорой смерти ро­дителей. Отец и мать должны помочь детям приобрести верные представления о завершении жизни, предоставить им точную информацию.

На дошкольный возраст приходится пик ночных кошма­ров. Это свидетельство того, что ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Обычно такие сны населены животными или страшными воображаемыми су­ществами, преследующими заблудившегося малыша. Мучи­мый ночными ужасами, он нуждается в ободрении и сочув­ствии. Напомните ему, что сон — всего лишь его собствен­ная выдумка. Однако реальные чувства, вызванные кошма­рами, умалять нельзя. Если кошмары редки, они не являют­ся причиной для беспокойства; частые же, с повторяющим­ся сюжетом требуют своего исследования — чтобы обнару­жить источник страха и помочь ребенку справиться с ним (см. более подробное объяснение в совете 23).

Дети 3—5 лет могут также испытывать опасения перед отходом ко сну. Они боятся, что кто-то спрятался под кро-

сон дошкольников

ватью или следит за ними из окна. В таком случае надо ободрить ребенка и объяснить, что родители сумеют за­щитить его. Успокаивающий ритуал отхода ко сну, порож­дающий у ребенка позитивные образы, может принести немалую пользу (см. советы 6, 7 и 23).

Дошкольные годы — замечательный возраст. Приобре­тенные к этому времени хорошие привычки, связанные со сном, помогают всем членам семьи полнее насладить­ся этим периодом жизни ребенка.

сон детей младшего

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Середина детства, с 6 до 10 лет, является преимуще­ственно периодом развития ребенка как индивидуума и как члена семьи, школьного коллектива и общества.

Основную озабоченность детей в этом возрасте вызы­вает самооценка, вырастающая из достижений в учебе, спорте или в других областях. Уважительное отношение сверстников также ведет к ее повышению. Школьник мо­жет приобрести повышенную самооценку, четко планируя сво<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: