Исследование имиджевых оценок главы региона в печатных и электронных СМИ г. Тюмени




В данной части выпускной квалификационной работы проведен анализ имиджевой оценки главы региона. Для выполнения практической части дипломной работы было выбрано два вида исследований: мониторинг и контент-анализ, с помощью которых были определены характеристики имиджа главы региона.

Первый вид исследования, который был взят за основу - мониторинг. Мониторинг - (англ. monitoring от лат. monitor - предостерегающий) непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды (явлений, процессов и т.д.). Сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их (явлений, процессов) действительном положении, тенденциях их развития, соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг в связях с общественностью - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о сфере паблик рилейшнз, ее элементах. Мониторинг СО должен ориентировать на информационное обеспечение ПР - деятельности, раскрывать состояние базисного и технологического субъектов паблик рилейшнз, способствовать прогнозу их развития. Мониторинг может быть динамическим, когда изучаемый объект рассматривается в развитии. Конкурентный предполагает обследования противоположных систем. Сравнительный мониторинг осуществляется при сопоставлении одних результатов с другими, объектов более высокого уровня. Комплексный - экспертиза проводится по нескольким основаниям. Применительно к связям с общественностью мониторинг может быть информационным, при котором происходит структуризация, накопление и распространение информации. Фоновый мониторинг предназначен для выявления новых проблем и рисков в связях с общественностью. Проблемный - выявление причин и закономерностей развития паблик рилейшнз.

Исследования в области связей с общественностью требуют сбалансированного применения многих исследовательских методов. Перечисленные методы исследования универсальны и могут быть использованы во всех научных сферах, в том числе в СО. Обоснование понятий, определений, анализ различных сторон изучаемого предмета, вычленение его составных частей и соединение их в единое целое являются необходимыми условиями выполнения научного исследования [6, с. 52].

Средства массовой информации(СМИ) являются основным транслятором имиджформирующей информации, в связи с этим, для определения имиджевых оценок губернатора В.В. Якушева, в данной дипломной работе были использованы мониторинг и контент-анализ публикаций в рамках проекта «Губернаторские чтения».

Для проведения исследований были выбраны одни из самых рейтинговых печатных и электронных СМИ, по итогам исследований компании «Медиология» (приложение 1). Основным фактором, формирующим рейтинг, является индекс цитируемости (ИЦ) - показатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку.

«Индекс цитируемости рассчитывается на базе математико-лингвистического анализа текстов 11 000 открытых источников. Во избежание самоцитирования из анализа исключены ссылки на издания, объединенные единым брендом и редакцией. Также не учитываются показатели посещаемости, тиража или аудитории. Под ссылками подразумеваются упоминания источника в контексте всех возможных словосочетаний: «в газете … опубликовано интервью», «по сообщению…», «как передали…», «по материалам…» и т.п., а также гиперссылки в интернет-изданиях» [34].

За основу были взяты публикации в следующих изданиях:

. «Тюменские известия»

. «Тюменская область сегодня»

. «Тюменский курьер»

. «Тюменская правда»

. «Тюменская линия»

. «Vsluh.ru»

. «Tumix.ru»

. «72.ru»

Для исследования имиджевых характеристик губернатора в рамках «Губернаторских чтений», были рассмотрены публикации, содержащие информацию непосредственно относящуюся к данному проекту.

Принцип подбора публикаций для исследований:

. Статья должна содержать информацию, непосредственно касающуюся проекта «Губернаторские чтения».

. В публикации должно быть упоминание о главе региона В.В. Якушеве.

. Текст должен содержать не только цитаты из речи губернатора, но и «мнение журналиста».

Отобрав статьи, подходящие по всем вышеперечисленным критериям, мы перешли на следующую ступень исследования: изучение оценочной характеристики, относительно деятельности главы региона в рамках проекта «Губернаторские чтения». Из общего количества публикаций (приложение 2) были выделены статьи с положительной и нейтральной оценкой.

Проведя мониторинг СМИ, было отмечено отсутствие отрицательной оценочной информации, это указывает на исключительное формирование положительного имиджа, на что СМИ, как транслятор, реагирует в первую очередь.

Проект «Губернаторские чтения» наибольшее освещение, среди выбранных СМИ, получил в публикациях информационного агентства «Тюменские известия». А по итогам рейтинга, представленного на сайте «Медиалогия» (приложение 1) агентство «Тюменские известия» является самым цитируемым издательством Тюменской области, что является положительным фактом в формировании имиджа главы региона В.В. Якушева.

 

Табл.1 Оценка имиджа главы региона

  Оценочная характеристика
Наименование СМИ «положительная» «нейтральная»
1. «Тюменские известия»    
2. «Тюменская область сегодня»    
3. «Тюменский курьер»    
4. «Тюменская правда»    
5. «Тюменская линия»    
6. «Vsluh.ru»    
7. «Tumix.ru»    
8. «72.ru»    
Общее количество публикаций    

 

Подводя итоги мониторинга публикаций в СМИ (табл. 1), можно сделать вывод, что количество положительных оценок превышает количество нейтральных. Данный факт указывает на то, что СМИ, в рамках данного проекта, оценивают имидж главы региона, как положительный.

 

Рис. 1 Оценка имиджа губернатора В.В. Якушева

 

Анализируя рис. 1, можно сделать выводы, что СМИ практически в равном соотношении транслируют положительную и нейтральную оценочную информацию, относительно имиджа главы региона в рамках проекта «Губернаторские чтения». Ярким примером положительной оценки является цитата из статьи С.М. Моор, напечатанной в газете «Тюменский курьер» (приложение 3): «если мы думаем, что наша страна самая лучшая, то она самая лучшая, если мы думаем, что тюменская земля самая прекрасная, она самая прекрасная! А наш губернатор не только так думает, но и хочет сделать наш край процветающим, а мы, граждане, по идее, должны ему в этом помогать. «Губернаторские чтения» это уникальная возможность сверить свои ориентиры в научном и социальном пространстве, определить: правильно ли движется твой корабль, не сбился ли твой компас?».

Проведя анализ СМИ, было выявлено, что наибольшее количество статей, содержащих положительную оценочную информацию, опубликовано в парламентской газете «Тюменские известия» и в тюменской интернет-газете «Вслух.ru» (рис. 2).

 

Рис. 2 Соотношение публикаций в СМИ, содержащих положительную оценочную информацию

 

Далее мы рассмотрим размещение публикаций с нейтральной оценочной информацией. В данном случае, под «нейтральной», следует понимать информацию, содержащую лишь факты и не вносящую эмоциональную оценку в текст. Например, на сайте «Вслух.ru», в опубликованной статье, под названием «Губернаторские чтения»: стратегию нужно реализовывать», написано следующее: «Губернаторские чтения» касаются очень широкого круга тем: экономики, политики, культуры, но есть одна тема, которая возникает неизменно, - наше будущее, сообщил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, открывая сегодня очередные «Губернаторские чтения». То есть в тексте статьи изложена конкретная информация, факт выступления губернатора.

 


 

Рис. 3 Соотношение публикаций в СМИ, содержащих нейтральную оценочную информацию

 

На рис. 3 изображено соотношение публикаций в СМИ, содержащих нейтральную оценочную информацию. По данным мониторинга, большее количество статей, содержащих нейтральную оценку, опубликовано в парламентской газете «Тюменские известия» и в издании «Тюменская область сегодня».

Проведенное исследование, в виде мониторинга, позволяет сделать вывод, что имидж главы региона В.В. Якушева, в рамках проекта «Губернаторские чтения» положителен. Многие журналисты в своих статьях отмечают инициативность губернатора, его участие и патронатство, рассматриваемого нами проекта.

В следующей части для исследования был использован метод контент-анализа, который является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения текстовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов. Выделяют две основные формы применения методики: направленный и ненаправленный контент-анализ.

Количественный (частотный) контент включает стандартизированные процедуры подсчета выделенных категорий. Во всех его инвариантах он заключается в установлении определенных ключевых слов (понятий) и подсчете частоты их употребления в массе отобранных текстовых материалов. Качественный контент-анализ нацелен на углубленное содержательное изучение текстового материала, в том числе, с точки зрения контекста, в котором представлены выделенные категории. Он наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме [6, с. 53].

В данной выпускной квалификационной работе использован количественный (частотный) контент-анализ, для выявления имиджевых характеристик главы региона В.В. Якушева. Проведя анализ публикаций в СМИ, было выявлено частое употребление слов «инициативность», «патронаж» и однокоренных им слов.

Инициатива - (франц. initiative - от лат. initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях[60]. Учитывая определение, можно заявить, что применение данного понятия относительно главы региона, влияет положительно на формирование имиджа. Так же, рассмотрим понятие патронаж, которое в переводе с французского («patronage») означает покровительство, попечительство. Данный термин часто употребляется в статьях, применительно к проекту «Губернаторские чтения». Например, в статье Белоусовой В., опубликованной в газете «Тюменская область сегодня»: «Напомним, что «Губернаторские чтения» - проект главы региона Владимира Якушева. Под его патронажем в Тюменской области проходит серия публичных лекций ведущих представителей отечественного экспертного сообщества - экономистов, социологов, политологов. Выступления посвящены различным аспектам российской модернизации, в том числе применительно к региональной специфике».

В практической части было подсчитано количество употребления слова «инициатива» в публикациях СМИ. Результаты представлены в таблице 2.

 

Табл. 2 Употребление понятия «инициатива» в публикациях СМИ

СМИ количество статей количество употреблений
«Тюменские известия»    
«Тюменская область сегодня»    
«Vsluh.ru»    
«Тюменский курьер»    
«72.ru»    
Общее количество    

 

Обратимся к табл. 1, в которой указано общее количество публикаций, отобранных для анализа - пятьдесят девять статей, с упоминанием В.В. Якушева в рамках проекта «Губернаторские чтения». Пятнадцать статей (табл. 2), авторы которых, употребляют в своем тексте понятие «инициатива» или однокоренные слова. Так как слово имеет положительную смысловую нагрузку и эмоциональный фон, то можно сделать вывод, что глава региона является инициативным, деятельным, развивающимся политиком. Если брать во внимание вывод первой части данной главы, о том, что темы для каждого чтения подбираются индивидуально и являются актуальными для каждого момента времени, и сопоставить с инициативностью губернатора, то складывается положительный имидж умного, развивающегося, интересующегося, амбициозного губернатора, готового расти и вести за собой общественность.

 

Табл. 3 Употребление понятия «патронаж» в публикациях СМИ

СМИ количество статей количество употреблений
«Тюменская область сегодня»    
«Тюменский курьер»    
«Тюменская линия»    
«Vsluh.ru»    
Общее количество    

 

Далее, проанализировав и просчитав количество употребления понятия «патронаж», можно отметить, что из пятидесяти девяти публикаций, в четырнадцати из них содержится данное слово. Понятие «патронаж» используют в рамках проекта «Губернаторские чтения», объясняя что В.В. Якушев участвует в каждом чтении, поддерживает их и ищет новые способы совершенствования проходящих дискуссий. Если проследить развитие, опираясь на первую часть данной главы, можно сказать, что у губернатора, получается, достигать поставленных целей. Так же важным моментом является то, что губернатор может не только проявить инициативу по созданию проекта, но и реализовывать его и совершенствоваться ежегодно.

Таким образом, в данной части выпускной квалификационной работы было проведено два вида исследования: мониторинг и количественный контент-анализ. В процессе исследования были изучены имиджевые оценки губернатора в печатных и электронных СМИ, в рамках «Губернаторских чтений». По итогам мониторинга было выявлено, что выбранные нами для анализа, публикации носят положительный или нейтральный характер, что говорит о позитивном влиянии проекта на имидж главы региона В.В. Якушева.

Сделав контент-анализ, были выбраны основные характеристики, присваиваемые губернатору: инициатива и патронаж проекта. Первая характеристика раскрывает губернатора, как деятельную, развивающуюся, интересующуюся личность, готовую расти «над собой» и вести за собой общественность Тюменского региона. Патронатство, попечительство проекта «Губернаторские чтения» говорит о том, что глава региона не только выдвигает идеи, но и сам, реализовывает проект, поддерживает его развитие и становление в Тюменской области и РФ. Данный факт говорит об умении губернатора, ставить цели и достигать их. А это важнейший показатель для общественности, потому что человек, умеющий отлично реализовывать свои идеи, может так же отлично управлять регионом.

 


Заключение

Тема формирования имиджа политического деятеля является актуальной в наше время. В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен имидж политического лидера, его специфика и технологии формирования. В профессиональной деятельности очень важно уметь управлять своим имиджем, потому что это первый аспект, на который обращает внимание общественность. Особенно важна работа с имиджем в политической сфере. От того, как будет восприниматься портрет главы региона, на прямую зависит отношение людей ко всей системе в целом, т.к. губернатор является представителем власти в глазах общественности. Очень важно умело и профессионально создать имидж политику, чтобы его фигура не вызывала негативный резонанс. Это и стало причиной выбора темы для выпускной квалификационной работы: «Губернаторские чтения» как имиджформирующее мероприятие главы региона на примере деятельности В.В. Якушева.

В соответствии с поставленной целью и задачами работы, было сделано следующее:

1) изучено понятие «персональный имидж», технологии и инструменты его формирования;

) рассмотрена специфика формирования имиджа политического лидера, каналы коммуникации;

) рассмотрен проект «Губернаторские чтения», как знаковое событие в жизни региона, его развитие и резонанс;

) анализ имиджевой оценки главы региона, в рамках проекта «Губернаторские чтения», с помощью мониторинга и контент-анализа.

Анализ научной литературы и результаты исследования позволили сделать вывод, что формирование имиджа политического лидера требует особого подхода и использование инструментариев и технологий, выделенных в первой главе. В практической части выпускной квалификационной работы были применены методы анализа: мониторинг и контент-анализ, которые доказали положительное влияние проекта «Губернаторские чтения» на имидж главы региона В.В. Якушева. В этом помогают удостовериться рассмотренные во второй главе публикации с положительной оценкой, и выявленные ключевые слова («инициатива», «патронаж»), используемые в статьях, позиционирующие губернатора как активную, развивающуюся, амбициозную личность.

Результаты дипломного исследования могут быть применены в работе ПР-специалистов, имиджмейкеров, спичрайтеров, политологов.

 


 

Литература

 

1. Борисов В.А., Быков И.А., Гончаров В.Э., Гусев К.А., Шуршиков А.Б. Связи с общественностью в политике: Учебное пособие/ СПбГУТ. - СПб, 2000. - 87 с.

2. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов / К.П. Боришполец. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 230 с.

3. Володарская Е.А. Имидж науки как социально-психологический феномен. Монография. - М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2006. 140 с.

4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе - 2001 - 148 с.

5. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ [Автореферат].: Москва, 2005,

. Герасимова, Г.И. Методология и методы исследования в связях с общественностью [Текст]: учебное пособие / Г.И. Герасимова; под ред. П.С. Медведева. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 104 с.

. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникационные технологии: Учеб. пособие. для студентов вузов / Под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 138 с

8. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков/ Под редакцией доктора политических наук Е.В. Егоровой-Гантман. - 90 с.

9. Егорова - Гантман Е.В. Как делать имидж политика/ Под редакцией доктора политических наук Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова. - 67 с.

10. Жировских О.А. Имидж и его составляющие, - Мн.: Веды, - 2007. - 654 с.

11. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью.- СПБ.: Питер, 2011. - 384 с.

12. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 302 с.

13. Политическая имиджелогия (коллективная монография)/ Под общ. науч. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.

14. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть I. Основы PR: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 156 с.

15. Ольшанский Д.В. Политический ПР - СПб: «Питер», 2003. - 544 с. - ИП (серия «Маркетинг для профессионалов»)

16. Имидж. Энциклопедический словарь/ [Авт., сост. - А.Ю. Панасюк]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.: ил. - (Библиотека энциклопедических словарей).

17. ПанасюкА.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007 - 266 с.

18. Е. Петрова. Имидж политика: работа имиджмейкеров или состояние электората? // Журнал «Корпоративная имиджелогия» - 2008. - №01 (02).

19. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл - бук, К.: Ваклер - 2000. - 768 с.

20. Почепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. -256 с.

21. Почепцов, Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: Изд-во АЛЕФ - Украина, 1997. - 140 с.

. Соловьев А.И. Политические коммуникации /Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю.Ю. и др.]; под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.

23. Татаринова Г.Н. Введение в специальность «Связи с общественностью»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-вo ОмГТУ, 2000. - 45 с.

24. Политическаясоциология: Учебник для вузов /Под ред. чл. - корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495с

25. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. - СПб.: Алетейя, 2001. - 429 с.

26. Черепанова, В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 187 с.

27. Чумиков, А.Н. Актуальные связи с общестенностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учебно-практическое пособие/А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Высшее образование, Юрайт - Издат, 2009. - 721 с. - (Прогрессивный учебник).

28. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика (учебник) - Дело АНХ, 2010. - 604 с.

29. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / Отв. Ред. А.П. Чудинов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 292 с.

30. Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / Отв. ред. А.П. Чудинов. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 292 с.

31. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер - Изд-во Феникс, 2008, - 528 с.

32. Ульяновский А. Корпоративный имидж: Технологии формирования для максимального роста бизнеса/ Издательство: Эксмо, 2008 г., - 400 с.

. Информационно-аналитическая система «Медиалогия». Режим доступа: https://www.mlg.ru/

. Петрова Е.А. Омский опыт брендинга территорий:
на пути к новому имиджу России // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org

. «Губернаторские чтения» // Журнал Полития. Режим доступа: https://www.politeia.ru

. Профессиональный PR-портал «Советник». Режим доступа: https://www.sovetnik.ru/

. Бодалев А.А. Имидж - это серьезно // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/bod_1.html

. Петрова Е.А. Имидж и судьба человека // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/petrova_sudba.htm

. Профессиональный научно-популярный журнал PR-Диалог // Режим доступа: https://www.pr-dialog.ru/

. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направление исследования // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/pet_1.html

. Яндекс/словари. Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: