Описанное развитие ситуации является неприемлемым для нас.




Нам необходимо в кратчайшие сроки предпринять управленческие меры, которые смогли бы качественно изменить ситуацию. Мы должны до 2024 года совершить демографический прорыв, а для этого выработать такие решения, которые смогут обеспечить достижение показателей национального проекта «Демография».

И это не только задача исполнительных органов государственной власти, но и чёткая установка для дальнейших действий органов местного управления, нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ. Ваше мнение, ваш опыт и включенность в процесс формирования государственных программ, в процедуру оценки их эффективности позволят нам вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий в области народосбережения.

Кратко напомню, что в соответствии с плановыми значениями национального проекта Ульяновской области предстоит повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,522 (базовое значение 2017 года) до 1,635 (плановый показатель 2024 года). При этом необходимо обеспечить рост показателя коэффициента рождаемости в возрастной группе 25-29 лет с базового уровня 99,79 родившихся на 1000 женщин возрастной группы до 108,4 рождённых к 2024 году, а для возрастной группы 30-34 лет соответственно с 73,5 до 100,2 рождённых к 2024 году.

Данные показатели необходимо сопоставить с численностью женщин, попадающих в данные возрастные группы к 2024 году. А здесь мы имеем значительное снижение численности женщин возрастной группы 25-29 лет в среднем на 34%. Учитывая, что возраст первого рождения всё более смещается к показателю 26 лет, то мы можем говорить об угрозе невыполнения в складывающихся условиях этого показателя.

Перекрыть угрозу неисполнения этого показателя ресурсами второй возрастной группы (30-34 года) также будет проблематично несмотря на то, что данная возрастная группа не сокращается по численности. Таким образом, как никогда остро встаёт вопрос о сохранении каждого брака, омоложении среднего возраста создания семьи и сохранения каждой беременности.

Если говорить о позитивных результатах региональной демографической политики, то я отмечу увеличение числа многодетных семей. Все более популярными в Ульяновской области становятся семьи, в которых растёт 3-4 ребёнка. Если в 2005 году было чуть больше 4000 многодетных семей, то в этом году их уже более 13 тыс.

Увеличивается и число молодых многодетных семей. При этом мы фиксируем еще один положительный тренд – среди многодетных семей снижается доля неблагополучных семей. Нам надо сохранить эти тренды.

Я убежден, что основные контуры и направления региональной демографической политики были правильными. Мы шли и будем идти по пути комплексности и системности.

Основными задачами до 2030 года должны стать: стабилизация численности населения, сокращение среднего возраста, достижение положительного миграционного сальдо, сокращение заболеваемости и смертности населения трудоспособного возраста.

Стратегическая цель – обеспечить устойчивый прирост населения Ульяновской области, используя все возможности и все инструменты демографической политики.

Её перезагрузка предполагает осмысление пройденного нами опыта и выработку новых оснований и принципов.

Какие выводы и уроки мы получили?

Первое. Демографическая политика, как и сама демографическая ситуация – это квинтэссенция всех направлений региональной политики экономической, социальной, культурной, спортивной, в комплексном развитии территорий, в сфере жилищного строительства, образовании, экологии, здравоохранении, туризма и так далее. Демография - ключевой показатель эффективности системы управления и качества жизни. Нет ни одной сферы, которая бы практически напрямую не влияла на демографию.

Важно выбирать правильный фокус внимания и осуществлять, то, что можно назвать демографической экспертизой любых решений власти в любой сфере. Прежде чем что-то делать, мы должны отчетливо понимать, как это решение скажется на демографических показателях, на наших семьях, на различных социальных группах. Иными словами, мы должны прогнозировать и учитывать демографические эффекты.

Второе. Мы должны исходить из того, что необходимо использовать все резервы и возможности, даже самые минимальные для увеличения численности населения и сокращения убыли. У нас нет какого-либо одного мощного ресурса, который стал бы приоритетом. Мы должны находить и максимально использовать любые возможности. Здесь уместна поговорка «курочка по зернышку клюет». Повторю, нам надо использовать все возможности, работать точечно и очень адресно.

Третье. Центром приложения сил и ресурсов является семья. Семья с детьми. Успех возможен только когда, когда будут созданы комплексные условия для развития семьи, для счастливого материнства и отцовства. На этом я остановлюсь подробнее.

Я считаю, что прорывным решением для нас станет поддержка многодетности. Еще более конкретно, мы должны сосредоточить основные усилия на комплексной поддержке семей, начиная с рождения 3-го и 4-го ребенка. Понятно, что при этом мы не отказываемся от уже существующих мер поддержки. Заявляю, что для нас приоритетом станет поддержка именно 3 и 4 рождений. Такие семьи государство должно брать под патронат на всех этапах жизненного цикла как семьи, так и этих детей.

Задача всей системы государственного и муниципального управления в том, чтобы сконцентрироваться на создании комплексных условий для рождения именно 3 и 4 -х детей. Мы должны создать экосреду для социальной и экономической самостоятельности таких семей. Обеспечить комфортность прохождения всех этапов жизненного цикла человека – от младенцев до людей преклонного возраста. Под это должны быть настроены все государственные сервисы (соцзащита, образование, медицина, и так далее), а также городская среда, доброжелательная к семьям.

Как следует из исследования Сергея Игоревича Рыбальченко, к сожалению, практика такова, что сегодня доля финансирования мер поддержки первых и вторых детей в национальном проекте «Демография» составляет более 90% от всего объема финансирования поддержки семей с детьми. Поддержка рождения третьих и последующих детей в Ульяновской области — 5,3%. При этом в демографически успешных странах этот уровень выше 40%. А именно 3 и 4 роды обеспечивают расширенное воспроизводство.

Рассмотрим типичную ситуацию. В благополучной полной семье трое детей рождается в среднем примерно в течение 5-6 лет. Для женщины это диапазон с 25-27 лет до 30-35 лет. И есть еще репродуктивный резерв как минимум на 5 лет, а максимум и на 10-15. При средней продолжительности жизни женщины в 79 -80 лет она к 55 -57 годам успевает вырастить, обучить детей, оставаясь в работоспособном, активном возрасте и впереди остаётся еще, как минимум четверть жизни. Вполне себе хороший сценарий.

Какие для такого сценария должны быть условия?

- Уверенность семьи в завтрашнем дне, стабильность и предсказуемость жизненных траекторий членов семьи.

- Создание условий для хорошего репродуктивного здоровья.

- Устойчивость брака. Здесь очень важным является защищенность, детей, и прежде всего женщин от разводов. Думаю, что мы должны подумать над инициированием областной программы, защищающей неполные многодетные семьи от социального неблагополучия. Пропаганда ответственного отцовства.

- Материальное благополучие семьи. Задача государства не дотягивать уровень доходов на каждого члена семьи до прожиточного минимума, а обеспечивать доходы на уровне среднего по региону.

- Качество, доступность и безопасность различных семейных сервисов, связанных со здоровьем, обучением, возможностями развития, досуга, мобильности.

- Социальная защищенность многодетной семьи на законодательном уровне. Считаю, что все отпуска по уходу и декретные отпуска входили в профессиональный стаж работы и учитывались при начислении пенсии. - Кроме того, необходимо наконец-то ввести так называемую «материнскую заработную плату» за рождение и воспитание четвертого и последующих детей. В самое ближайшее время Ульяновская область выйдет с такими инициативами на федеральный уровень. Прошу Сергея Игоревича подержать меня в этом.

- Серьезным направлением нашей работы должна стать пропаганда семейных ценностей, ценностей многодетной семьи. Мы разрабатываем программу воспитания, включающую в себя идеологическую, воспитательную работу среди молодежи, которая будет формировать правильное восприятие и оценку семейно-нравственных ценностей.

Именно с этой целью в сентябре прошлого года мы приняли решение об издании большой энциклопедии семей под общим названием «Жизнь замечательных семей». Сегодня мы выполнили свое обещание и буквально несколько минут тому назад провели презентацию первого издания. Считаю, что эта энциклопедия станет исторической книгой, в которую внесены многопоколенные семьи региона, бережно хранящие семейные традиции и ценности. Это иллюстративные примеры самых достойных, благонадежных родовых древ.

Сегодня экземпляры книг разлетятся по всем муниципальным образованиям, по всем семья летопись которых занесена на её страницы. С электронным вариантом книги можно будет ознакомиться и на официальном сайте министерства соцблагополучия. Я уверен, что «Жизнь замечательных семей» станет своеобразным пособием для молодых семей, прочитав которую, многие, в хорошем смысле слова, заразятся изучением истории своей семьи, своих предков.

- Особое направление – развитие детских садов различных форматов и различных форм собственности. Вариативная система ухода за детьми жизненно необходима для региона. Следует целенаправленно стимулировать альтернативные государственным и муниципальным детским садам и яслям формы раннего ухода за детьми – семейные и частные нелицензированные детские сады, сертифицированные няни. Эти услуги востребованы особенно после повышения пенсионного возраста, и продлении трудового времени бабушкам и дедушкам.

- Сильным сдерживающим рождаемость фактором являются пожилые престарелые родители, больные члены семьи старших поколений. Необходимо развивать альтернативные форматы ухода за ними, детские сады для пожилых.

– Поддержка молодых семей. В Ульяновской области уже делаются первые шаги в этом направлении. Так с 2021 года в регионе будет дана новая жизни проекту «Жильё для молодых семей», которым будет предусмотрено обеспечение нуждающихся молодых семей жильём комфорт-класса, в отличие от прежнего стандартного жилья.

Отдельное направление будет создано для молодых семей в рамка проекта «Зажиточная семья», что позволит молодой семье развивать собственное дело и не отказываться от рождения ребёнка.

Иными словами, семейная политика должна концентрироваться на полном сопровождении многодетных молодых семей на весь период взросления последнего ребенка.

Ульяновская область должна стать Регионом, доброжелательным к семьям и детям

Это доброжелательная поликлиника, женская консультация, доброжелательная школа, детский сад и все остальные учреждения.

Вся инфраструктура должна быть также ориентирована на семьи с детьми: хорошие дороги, тротуары с удобными спусками, съездами, наличие комнат для мамы с ребёнком, игровой зоны, комфортные и безопасные детские площадки.

Считаю, что мы можем, не дожидаясь разработки федерального проекта, уже сейчас инициировать приоритетный региональный проект «Многодетный регион ». Самой весомой из вновь принятых мер может стать отцовский семейный капитал при рождении третьего и последующих детей в семье. Он станет дополнением региональному материнскому капиталу.

Долгое время акцент в поддержке рождаемости мы делали на мерах поддержки женщин в возрасте до 35 лет. Считаю, что эти возрастные рамки надо расширять. Мировые тенденции показывают, что успешное материнство может быть и в более позднем возрасте. Мы должны продумать действенные меры поддержки для любой женщины, желающей материнства. Тем более, что сейчас все больше женщин, принимающих на себя ответственное решение сохранения беременности и рождения ребенка после 40 лет. Думаю, что для этих женщин нужно предусмотреть материальные и не материальные меры поддержки.

Четвертое. Считаю, что надо подумать над созданием регионального фонда будущих поколений. Его наполняемость можно решать за счет перенаправления части акцизов, собираемых на уровне региона.

Кроме того, нам нужен своеобразный демографический маневр. Он связан с пересмотром структуры поддержки семей. Их три вида Прямые выплаты. Сервисы или услуги. Налоговые льготы для семей. Нам следует увеличивать долю сервисов, услуг и налоговых льгот и сокращать практику веерных прямых выплат.

Мы все должны понимать, что демографическая политика – это не направление социальной защиты, не инструмент раздачи денег.

Государственная семейная политика не должна сводиться к материальным мерам поддержки семей. Раздачей денег демографическую ситуацию не изменить. Мы должны создавать условия для появления автономных, самодостаточных семей. Формировать особую социальную экосистему, способствующую развитию и поддержанию этой автономии. Автономная самоорганизованная семья – это семья, поведение которой позволяет ей жить без регулярной социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Это семья, способная приспосабливаться к меняющимся условиям жизни за счёт внутренних ресурсов. Наша задача – помочь семье сформировать эти ресурсы.

То есть задача государственной семейной политики заключается в том, чтобы развить социальную экосистему, состоящую из социальных услуг, поддерживающих функции семьи, государственных и общественных институтов, поставляющих эти услуги, Такая «семейная» экосистема должна способствовать развитию компетенций, необходимых для воспитания автономности.

Очень важно победить «психологию наследственной бедности». Вытаскивать целые семьи из порочного круга настроений привычек, безнадёжного отношения к миру, которые конструируют бедность. А это, в том числе, и вопросы образования. Чем более образован человек, тем более он способен к развитию, к изменениям.

Одним из инструментов в формировании автономности семьи является «социальный контракт». Нам следует и дальше идти по пути развития этого нового института. По сути, это инструмент поддержки развития семейного бизнеса, который становится также и дополнительной скрепой семейных отношений, и отличной средой для трудового, экономического и патриотического воспитания детей. Семейный бизнес позволяет оставаться на плаву малым населённым пунктам, возвращать молодёжь после учёбы домой, видеть в детях не обузу, а шанс расширить свой семейный бизнес.

Необходимо повышать качество обучения потенциальных получателей социальных контрактов, развивая предпринимательские компетенции – упаковывать бизнес идеи, нащупывать новые ниши, знать финансы и законодательство. И тогда мы сможем повысить количество автономных семей даже в пока непривлекательных в настоящее время территориях. А это путь к повышению качества жизни.

Кроме того, если мы хотим вывести семьи на траектории самостоятельного развития, мы должны подумать, как дополнить «социальный контракт» другими сервисами. Дать возможность маме, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, пройти программу переобучения. Понятно, что для решения всех этих задач нам нужен алгоритм межведомственного сопровождения семей. Всем сейчас нужна финансовая и цифровая грамотность.

Пятое. Миграционные перспективы

Приходится констатировать, что мы уже давно имеем отрицательное миграционное сальдо. Вклад миграции в сокращение численности населения весьма существенен. Так за 2019 год население Ульяновской области в общем сократилось на 9 тыс. человек. Из них за счёт миграции мы потеряли 2395 человек (четвёртую часть). Миграция вносит свой вклад в естественную убыль посредством сокращения численности населения трудоспособного и младше трудоспособного возраста. Возрастная структура миграционных потерь за 2019 год выглядит следующим образом: 73% потери трудоспособного населения, 19% потери населения младше трудоспособного возраста, 8% потери населения старше трудоспособного возраста. Данная особенность обусловлена преимущественно трудовой и образовательной миграцией.

Можем ли мы что-то изменить в этой картине? Думаю, что сможем. Мы обычно ставим задачу сократить число уезжающих из региона. Давайте немного по-другому поставим вопрос. Что мы должны делать, чтобы привлечь к нам людей из других регионов, и даже из-за рубежа?

Думаю, что первым шагом должно стать развитие системы среднего профессионального и высшего образования. У региона есть хороший потенциал. Прошу вас усилить работу, а может даже сформировать целую «артель» рекрутеров для перетягивания молодёжи из районов «приграничных» нашейобласти, расширяя при этом сферу медицинских и сельскохозяйственых специальностей. Нам нужны молодые кадры для работы в село. Кроме образовательной миграции в наш регион, необходимо усилить работу по культурной и социальной адаптации трудовых мигрантов, приехавших к нам в регион.

Еще один ресурс интереса к Ульяновской области - комплексное, устойчивое развитие сельских территорий. Развитые сельские территории должны стать магнитом, притягивающим к себе трудоспособное население.

Немаловажное направление, которое мы будем продолжать – это работа с трудовыми мигрантами, приехавшими к нам, по их культурной и социальной адаптации.

Уважаемые коллеги!

Итак, мы даем старт нашей уникальной акции - акции «Роди патриота в день России». А это значит, что мы начинаем новый демографический год и логично будет начать нашу 16 акцию с так называемой «нулевой демографической версты». Прошу вас всех присоединится к ней и войти в нее с новыми амбициозными задачами, идеями и решениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: