Реалии Российской Федерации через призму цивилизационного подхода




Если отбросить излишний скептицизм и представить, что в Российской Федерации «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации, что в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».

Ясность в приведенный тезис внесет определение культуры.

Культура - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности.

Что необходимо для государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе?

) Обеспечение свободы и социальной защиты граждан.

Это регламентирует конституция Российской Федерации в первой главе во второй статье.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

) Обеспечение основных прав граждан.

Статья двадцатая второй главы конституции РФ.

«Каждый имеет право на жизнь».

Статья двадцать шестая.

«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

) Конечно, для цивилизационного подхода главным всегда остаётся культурный фактор.

Статья сорок четвертая.

. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Логичным образом, для соответствия с предметом данной работы Российская Федерация должна развиваться как государство, обеспечивающее экономическую стабильность граждан, потребляющих неимоверное количество товара, и остающихся преданными культурным идеалам.

А какой предстает Россия перед цивилизационным подходом?

В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», положивший начало реформированию российской средней и высшей школы. В законе декларировался отказ от командно-административного управления системой народного образования, приоритет гуманистических принципов в обучении и воспитании, адаптивность системы образования. Средним и высшим учебным заведениям была предоставлена определенная академическая свобода. Главной своей задачей государство считает сохранение единого образовательного пространства страны.

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. На первый план выдвинулась массовая культура. Шоу-бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

Снятие идеологических преград позволило России резко активизировать культурные связи с миром. Наряду с западной массовой культурой, со всеми ее негативными явлениями, расширение контактов с зарубежными странами в целом оказало позитивное влияние на российскую культуру. Современные средства международной информации значительно раздвинули культурные горизонты, сделали мировые культурные события мгновенным достоянием и граждан нашей страны.

Результатом распространения массовой культуры стал рост уровня потребления. Даже ключевое понятие социального устройства - счастье рассматривается как абсолютизированный принцип общества потребления. Счастье наделяется количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, лежащими в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния. Иными словами, потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека. Навязанная идеология потребления, утверждающая, что обладание нужными предметами приводит к ликвидации отрыва от превосходящих классов, поддерживает веру человека в демократию посредством мифа о равенстве людей.

В современной России не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен - он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.

Вывод этой точки зрения. Законодательство обеспечивает граждан естественными правами и материальными благами. Общество расхватывает, не успевший остыть товар потребления, доставленный со всевозможных точек света. А интерес к культуре растет с каждым днем. Поп-арт, характеризующейся отображениями элементов быта находит в умах ценителей особое толкование, и вызывает у случайных зевак истинное восхищение.

Церковь, не смотря на светское государственное устройство, вмешивается в политические прения с поддержкой одного из кандидатов на чисто демократических выборах. За что получает протестантские выступления внутри храмов и попадает в зал судебных заседаний для дачи показаний, тем самым умоляя свой авторитет перед истинно верующими гражданами.

И с помощью формационного, и цивилизационного подходов видны ужасы разлагающегося государства. Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления могут возникнуть у лиц, не следящих за политическим развитием страны, отвлеченных на массовую культуру и бытовые заботы. Методы, которые позволят руководящим лицам Российской Федерации не создавать иллюзии благоденствия, а честно информировать население о государственных достижениях и о положении дел на политическом фронте, не стесняясь результатов.


Заключение

 

На протяжении всей курсовой работы проводился анализ и выявление проблем, как социальных, так и политических, в Российской Федерации. Было установлено, что при данном уровне развития общество государство всеобщего благоденствия выглядит утопией, общество высокого уровня народного потребления - несформировавшимся организмом, а цивилизационный подход - указателем на недостатки. Поэтому сейчас будут изложены прогрессивные предложения по модернизации Российского государства.

Первая необходимая инновация - иной порядок перераспределения доходов между бюджетами. Сейчас в основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Правильной корректировкой стала бы отмена равенства между бюджетами федеральных округов. Каждый федеральный округ имеет необходимые ресурсы для самостоятельного формирования собственного бюджета, на который он бы и существовал. Государство ежегодно бы взимало фиксированный налог с каждого округа. Такая постановка решала бы проблему перекачивания денег из Сибирского федерального округа в Северо-Кавказский.

Следующий шаг к модернизации общества и государства - введение бесплатного высшего образования, как во времена СССР. Для этого придется свернуть с курса западной системы, отказаться от тестирования и снова ввести внутривузовские вступительные экзамены. Низшей ступенью обучения - установить, игнорируемый сейчас, специалитет. Высшие учебные заведения должны спонсироваться из бюджета федерального округа, на территории которого они располагаются. А для большей эффективности выпускники ВУЗов будут в обязательном порядке участвовать в программе распределения по областям. Минимальный срок работы на отведенном предприятии - три года.

Во избежание народных бунтов и революционных воззрений в обществе, следует подвергнуть редакции восемьдесят первую статью конституции. Пункт первый: «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В истинно демократических странах срок полномочий президента составляет четыре года. Очередь пункта третьего:

«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». При такой трактовке возможно появление диктатора, использующего подставное лицо, для чередования на должности президента. Слово «подряд» из статьи следует удалить.

Также государство всеобщего благоденствия не может существовать без обеспечения всех граждан бесплатным жильем. Первая статья «Жилищного кодекса Российской Федерации» гласит: «Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению». К законодательству никаких претензий быть не может, основные права граждан описаны подробно и понятно, но практика имеет значительные расхождения с теорией. Поэтому для достижения государства всеобщего благоденствия «Жилищный кодекс» должен начинаться фразой: «Государство обязывается обеспечить каждого гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, бесплатным жильём». Конечно, такая преамбула к «Жилищному кодексу» звучит утопично, но она в совершенстве отражает права человека, выраженные в определении государства всеобщего благоденствия. И её исполнение, как ни что иное, даст опору для растущего государства всеобщего благоденствия.

Следующим шагом станет военная служба. Статья первая федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пункт первый.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе;

Один из немногих примеров, когда за основу стоит взять структуру, разработанную в Соединенных Штатах Америки.

Если ещё в СССР, как в тоталитарном государстве, основным направлением в экономике была оборонная промышленность, то в демократической Российской Федерации основное направление просто перестало существовать. Армия лишилась передовых разработок и, в целом, средств для существования. 16 марта 1992 года Указом Бориса Николаевича Ельцина были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. Наконец, 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего, совершив неконституционный шаг - поправка в конституцию РСФСР 1978 года, наделяющая президента полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами, вступила в силу только 4 января 1993 года. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

Но ни Верховный Главнокомандующий, ни генерал, не остановили деградации Вооруженных Сил Российской Федерации, как социального института. Поэтому массовые уклонения от военной службы переросли в обыденное явление.

В итоге, самым оптимальным будет переход Вооруженных сил на контрактную основу, также как в Соединенных Штатах Америки после окончания войны во Вьетнаме. Неэффективные программы, вроде «Государственной программы развития вооружений на 2007-2015 годы», не следует даже начинать. На сегодняшний день предельно ясно, Вооруженные силы нуждаются в увеличении ежегодного финансирования, минимум в два раза.

На каком бы культурно-историческом типе не базировалось государство - без надлежащей армии долго оно не просуществует.

Цель работы достигнута, проанализированы подходы к определению понятий государства всеобщего благоденствия, цивилизационного подхода, общества высокого уровня народного потребления. Проведены параллели с Российской Действительностью. Вынесены предложения, и, возможно, они ещё не совершенны и требуют серьезной доработки, но главная задача выполнена - они воздвигнуты. И вполне допустимо, что в скором времени кто-то из молодых юристов возьмется за их реализацию.


Список литературы

1. Кастельс М. Галактика: Размышления об обществе. Екатеринбург, 2011. С. 83 - 140;

2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2010. С. 157 - 313, 399 - 434, 455 - 464;

3. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2009. С. 292 - 308;

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 492 - 505;

5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 130 - 164;

6. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. С. 15 - 38.

7. Еляков, А.Д. Современное информационное общество [Текст] / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - М.: 2011. - 115 с.

8. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М. [Текст]: Изд-во МГУ, 2005. - 95 с.

9. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. [Текст] / Научное издание. Москва: «Academia», 2012,576 с.

10. Интернет и современное общество. [Текст] // СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 284 с.

11. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. [Текст] // Под науч. ред. А.В. Короткова - М.: ООО «Трейн», 2007. - 472 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: