Методическое обеспечение проекта




Маштанова Людмила Геннадьевна

Род деятельности: Образование

Номинация: Зеленый регион

Муниципальное образование: Долгопрудный

Проект

Кратко о себе: Я работаю воспитателем в детском саду. Люблю работу с детьми. В тысячах людей пока еще пропадают задатки, данные природой; тысячи людей могли бы стать выдающимися учеными, поэтами, композиторами, если бы их детство проходило в условиях, благоприятствующих рождению таланта...Я люблю свой педагогический труд как раз за то, что главное в нем — познание человека. Воспитывая, я прежде всего познаю человека, рассматриваю те многочисленные грани его души, в которых где-то таится то, что из человека выйдет, если к этим граням умело прикоснуться и отшлифовать их… Видение граней неисчерпаемой человеческой души - это и есть мастерство воспитания. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство. Василий Александрович Сухомлинский

 

 

Цель проекта:
Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. Развитие интереса и любови к природе родного края.

Задачи проекта:
1.Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

3.Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

4.Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).

5.Формировать представление о Красной книге как о документе; растениях и животных Московской области, которые занесены в Красную книгу.

6.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.

7. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

Описание проекта:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.

Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Так как наше государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды и экологическую грамотность - бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Например у нас есть Фаунистический заказник «Долгие пруды», который находится в непосредственной близости от Долгопрудного - между Дмитровским шоссе и железной дорогой (Савеловское направление МЖД). Это особо охраняемая природная территория города Москвы включает в себя усадебные комплексы «Виноградово» и «Заболотье». Правда, постройки усадьбы «Заболотье» до наших дней не дожили, сохранились лишь остатки старинного парка. В советское время территории обеих этих усадеб входили в черту города Долгопрудный, но в декабре 1984 года отошли к Москве.
В заказнике «Долгие пруды» растут старые дубы, липы и сосны, а также пихты, ели и клёны. Встречаются растения, занесенные в Красную книгу города Москвы: незабудка болотная, ландыш майский, чина весенняя, медуница неясная, первоцвет весенний и др.
Из краснокнижных птиц здесь обитают желтая трясогузка, полевой жаворонок, чибис, пустельга, коростель, малый зуек, луговой чекан. Встречаются также обыкновенная горлица и ушастая сова. На болотах гнездятся водоплавающие и околоводные птицы: красноголовый нырок, чирок-трескунок, черношейная поганка, хохлатая чернеть, погоныш и др. Почти все эти виды занесены в Красную книгу города Москвы. Но изюминкой заказника является колония озёрных чаек, самая большая в Москве.
Из млекопитающих в заказнике обитают горностай, ласка, заяц-беляк, черный хорь, полевая мышь, обыкновенная полевка, мышь-малютка и водяная кутора. Земноводные представлены тремя видами лягушек и обыкновенным тритоном. А всего в заказнике «Долгие пруды» 19 видов зверей, 71 вид птиц, пять видов земноводных и два вида пресмыкающихся.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия очень часто практикуются. Я считаю, что, если ребенок в дошкольном возрасте участвует в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшем обучении гарантирован. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Экологическое воспитание осуществляется в нашем саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На прилегающем к зданию участке посажены:- лиственные и хвойные деревья, кустарники, многолетние цветы и однолетники. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проходит модернизация природного окружения для создания единого здоровьесберегающего, экологически чистого пространства для детей и взрослых. Мы моделируем композиционно выстроенную, эстетически оформленную природную зону на территории АОУ.

На участке мы с помощью родителей создали специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, выделили уголок “Зеленой аптеки”, сделали ручеек, бассейн и т. д.

В детском саду я провожу кружковую работу, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

В дошкольном учреждении «Жемчужинка» созданы следующие условия для осуществления экологической работы с детьми дошкольного возраста:

· Уголок с живыми питомцами (золотые рыбки, попугаи, черепахи);

· Оранжерея

· Летняя теплица; огород, уютный лесок для отдыха

· Уголки природы во всех возрастных группах.

Мероприятия в рамках проекта:
Формы реализации проекта:

- целевые прогулки, экскурсии с детьми в ФАУНИСТИЧЕСКИЙ ЗАКАЗНИК «ДОЛГИЕ ПРУДЫ», контактный зоопарк (Проводятся походы в природу, где у детей формируются широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик),

-наблюдения, рассматривание, сравнение растений и животных во время прогулки и на занятиях в группе (Организуется регулярная и разнообразная деятельность детей в зеленой зоне учреждения, познавательное – проведение наблюдений, практическое – создание и поддержание необходимых условий для содержания живых существ, природносохранную – зимняя подкормка птиц. Используется эмоционально-доброжелательное взаимоотношение с живыми существами. В процесс экологического воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, оценивают их, придумывают названия, объясняют почему они решили именно так назвать то или иное растение. Стали больше обращать внимание детей на экологоразвивающую среду, созданную в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего года),

-экологические акции для взрослых и детей («Посади дерево», «Субботник».)

-рассматривание картин и иллюстраций;

- ведение календаря природы (используется в работе систематическое ознакомление детей за ростом растений; отражение различных наблюдений в календаре природе);

-беседы познавательно-эвристического характера; («Поможем природе», «Правила поведения в природе», «Первоцветы», «Охрана растений», «Насекомые весной», «Деревья весной»);

-разнообразные сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения («Дерево — это...», «Что будет, если...», «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Благодарение», «Какого растения не стало?», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Что я за зверь», «Ходят капельки по кругу», «Земля», «Огонь, вода, воздух», «Ручейки-озеро», «Пчелки и комарики», «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», Хороводная игра «Мы в зеленые луга пойдем»).

-опыты и эксперементы с водой, песком, глиной (. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Детям задаю вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты);

-экологические тесты и задачи;

- видео - и аудиозаписи (слушание звуков природы);

- инсценировки, театрализации экологических сказок (сказка «Гуси лебеди»)

- труд в цветнике, зимнем саду, на огороде;

-чтение художественной литературы Ф.Тютчев «Весенние воды», Я.Аким «Апрель», З.Шорыгина «Зеленые сказки».

-загадывание и отгадывание загадок, разучивание стихов. (Было замечено, что дети больше интересуются животными, чем растениями, реагируют на взаимодействие с ними. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше. Привлекали внимание дошкольников с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, которые легко входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений.

-праздники, досуги, развлечения;

- создание проблемных ситуаций;

- конструирование из бумаги («Лодка», «Красивый цветочек», «Лягушонок»)

- рисование экологических плакатов, знаков, рисунков («Защитим землю», «Что такое весна», «Веселый ежик»)

- аппликация («Мы любители природы».)

-ручной труд «Игрушки для игр с водой и воздухом»

- слушание: А. Вивальди «Весна», Чайковский «Времена года»

- презинтация проекта - открытый показ непосредственно образовательной деятельности: «Домашние животные», «Животные».

-экологические выставки, экспозиции; оформление альбома «Красная книга Московской области» (Вместе с детьми создаются и используются самодельные книги, ведутся альбомы по впечатлениям от наблюдений за природными объектами);

- консультации для воспитателей, родителей;

-непосредственно образовательная деятельность («Путешествие капельки воды», «Морское путешествие», «Ядовитые растения и грибы», «Лесные жители могут быть опасны», «Как защититься от клещей, комаров», «Что делать, если ушибся, или поранился». «Лесной пожар», «Если вы заблудились в лесу», «Путешествие по временам года»).

- использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествия в Заказник «Долгие пруды», КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п.)

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Ветер”, “Северный полюс” и др.). Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому мы значительное внимание уделяем работе с родителями.

-Работу с родителями провожу в форме собраний (групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

· ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д.);

· организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);

· ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

· туристические походы на природу, соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья”, «Минута семейной славы» и т.д.

· Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников был составлен план работы с родителями.

· Мы рассказывали родителям, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети в детском саду: насыпают корм в кормушку, кормят рыб. Дети часто приносят корм для обитателей живого уголка.

В детском саду ежегодно организовываются дни открытых дверей, где родителям предлагается посмотреть на обитателей живого уголка.

С большим интересом отнеслись родители к выставке «Удивительный мир природы». Дети совместно с родителями участвовали в оформлении этой выставки, а также в изготовлении поделок.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Охват проекта:
30 человек: воспитанники ДОУ, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.

Затраченные ресурсы:
Период проведения проекта: с июня 2016 по май 2017.

Достигнутые результаты:
В системе подхода в работе с детьми в нашем детском саду предполагается сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключается авторитарная модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядные пособия и модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самоаскрытию и самосовершенствованию личности. В результате дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. У детей сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети дошкольного возраста стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего города. Ребята могут отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года. Сформированы знания: - о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и их свойств; - представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении; - представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка); - представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. Дети научились: - вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: «Все живые организмы имеют равное право на жизнь». «В природе все взаимосвязано». «В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое». - проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. - гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей. К экологическому проекту были привлечены родители. Это дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада и экологическом просвещении родителей. Анализ показателей экологизации педагогического процесса в детском саду, результатов тестирования и анкетирования среди педагогов и родителей, успешности привития экологической культуры в разные возрастные периоды учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по экологии эффективна и дает положительные результаты.

Таким образом, видно, что проводимая работа над проектом на тему «С любовью к родному краю» эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.

Мы выявили актуальности нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Мы сделаем всё, чтобы наш детский сад имел эстетический вид. Ценность этой работы заключается в следующем:· приобретение опыта по благоустройству детскго сада и прилегающей территории силами воспитанников и родителей с наименьшими затратами.

Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Методическое обеспечение проекта

1. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., Издательство: Мозаика-Синтез.

2. Экологическое образование в детском саду», Н.А.Рыжова

3. Азбука общения, Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П.Воронова

4. Интернет- ресурсы.

5. Детям о природе. Экология в играх для детей Л.М.Потапова.

6. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина. 7. Добро пожаловать в экологию, О.А. Воронкевич.

7. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

8. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

9. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.

10. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.

11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9

12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: