Почему ребёнок не хочет читать…
За последние годы увеличилось количество детей, не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребёнок отказывается читать! В чём причина такого поведения? Как изменить ситуацию?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребёнка, его взаимодействию с родителями.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребёнок получает до школы. «Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка. Прежде чем читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребёнка читать, они должны развить в нём любовь к чтению.
Первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать.
Начинать следует в первые же дни жизни ребёнка. Когда вы берёте младенца на руки и разговариваете с ним, вы даёте ему ощущение тепла и безопасности (хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает).
Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые слабые и нечленораздельные попытки малыша заговорить. Если вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит вашу задачу в будущем.
Уделяйте ребёнку больше времени. В раннем детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребёнка к школе, к общению в компании сверстников.
Самый серьёзный конкурент чтению ребёнка – телевизор, любой гаджет. В зависимости от того, как это обставлено, и телевизор, и видео могут сыграть роль как толчка к развитию, так и тормоза.
Время, которое ребёнку разрешено проводить перед телевизором, с гаджетом, должно быть ограничено. Тщательно отбирайте передачи, которые вы разрешаете малышу смотреть. Телевизор не должен находиться в комнате ребёнка.
Когда ребёнок подрастает, дайте ему возможность выбора: просматривая вместе с ним программу на неделю, вместе выбирайте передачи. Предложите малышу выбрать то, что ему хочется. Заведите в доме нечто вроде семейной доски объявлений; список выбранных передач можно вывешивать на этой доске.
Смотрите телевизор и видео вместе с ребёнком. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задавать вопросы, например:
1. Как ты думаешь, что произошло?
2. Что происходит с ним сейчас?
3. Зачем, по-твоему, он это сделал?
4. Как ты считаешь, что будет дальше?
Поощряйте и другие виды игровой деятельности как дома, так и на свежем воздухе. При правильном подходе и телевизор, и видео могут стать эффективными средствами обучения и развлечения.
У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.
Ставьте для себя и для ребёнка реальные цели. Ведите и направляйте его, но не подталкивайте.
Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Умение читать – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребёнка.
По сути, чтение для ребёнка – это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую «страну чудес», которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.
Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трёх лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они ещё не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трёхлетний малыш умеет задолго до того, как начнёт рассуждать о разных мудрёных вещах.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:
1. регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
2. читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров и др.;
3. использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всём остальном;
4. разрешить ребёнку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;
5. сделать для ребёнка карточки с повседневно повторяющимися словами;
6. записывать истории, которые малыш будет диктовать;
7. устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;
8. обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;
9. дома у ребёнка всегда должна быть достаточно материалов для чтения;
10. сами родители должны подавать ребёнку пример, читая книги, газеты, журналы;
11. родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребёнок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Всё последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам – будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлечённый и естественно сформировавшийся читатель.
Следует знать, что иногда у детей бывают специфические нарушения чтения, так называемые дислексии. Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. По данным различных авторов, распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика и составляет приблизительно 10% от общего количества. Задержки в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой обучаемости чтению. Если к моменту поступления в школу у ребёнка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом и чтением. Чаще всего дети не в состоянии естественным путём «перерасти» выраженные, и, тем более, серьёзные речевые недостатки: для этого потребуется помощь родителей и специалиста по развитию речи.
Можно выделить ряд признаков, которые помогут распознать нарушения, влияющие на развитие речи и готовность к чтению.
Слух. Бывает ли, что:
1. когда вы зовёте ребёнка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит вас;
2. ребёнок «упускает» что-то, сказанное в его присутствии;
3. часто «проглатывает» окончание слов; когда вы разговариваете с малышом, он пристально следит за вашей мимикой?
Язык и речь. Бывает ли, что:
1. трудно ли понять, что говорит ваш малыш?
2. подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
3. мог ли он произносить слова в три года?
4. говорил ли он предложениями в четыре года?
5. трудно ли ребёнку подбирать слова?
6. старается ли он разговаривать?
Зрение. Бывает ли, что:
1. щурится ли ребёнок?
2. подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
3. как далеко он садится от телевизора?
Сфера эмоций. Показатели неблагополучия:
1. выраженная замкнутость;
2. резкая смена настроений;
3. частые вспышки раздражения, гнева;
4. вялость, апатия;
5. эмоциональная невыразительность;
6. плаксивость, частое плохое настроение.
Если вы заметили какое-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистом.
До того, как вы обратились к врачу, понаблюдайте за малышом и постарайтесь подготовить краткое описание его поведения в соответствующие моменты, чтобы вам было что рассказать консультанту.
Своевременная коррекция нарушений позволит вашему ребёнку вовремя научиться читать, читать с интересом, а, следовательно, и предупредить отставание в развитии и обучении.