Распространение пиетизма.




Пиетизм

ПИЕТИЗМ – мистическое течение конца 17–18 вв., противостоящее протестантской ортодоксии, ставящее религиозные чувства выше религиозных догматов. В широком смысле под пиетизмом понимают религиозно-мистическое настроение и поведение. Пиетизм подчеркивает необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести «божественную благодать». Основатель – немецкий теолог Ф.Я.Шпенер.С 1670 проводил в своем доме т.н. collegia pietatis («школы благочестия», отсюда название движения «пиетизм»), собрания для чтения Библии, проповеди, поощрения благочестия и пробуждения живой деятельной веры, чуждой ортодоксального формализма.

 

Spener и Франке

Немецкая лютеранская церковь в конце семнадцатого века трудился в многообразии трудности. Его работа была тесно ограничена князей многих суверенных государств Германии. Многие из его министров казалось, заинтересованных в философские споры и риторические показной роскоши, как и в поощрении своих прихожан. И разрушительного Тридцатилетней войны (1618 - 48), боролся якобы за религию, создали распространенное настороженное о церковной жизни в целом. Чтобы быть уверенным, картина была не совсем мрачной. Из Голландии и пуританской Англии пришли стимулирование реформ. А в немецком - говорит признаков земли христианской жизненной осталась, как и труды Иоганна Арндта, чьи Истинное христианство (1610) было сильное влияние на более поздних лидеров пиетизма.

Но во многих местах эти признаки жизни и была скрыта от формализма и фальши церковных лидеров. Эта ситуация была изменена неустанной работе Филиппа Якоба Шпенера, известный часто, как отец пиетизма, который был назван в 1666 году в качестве старшего министра во Франкфурте-на-Майне. Там он обратился за моральной реформы в городе. Он был инициатором далеко - обширной переписки, которая в конечном счете принесло ему звание «духовный наставник всей Германии». Самое главное, он также способствовал основные реформы в практической жизни церкви. Проповедь в 1669 году упомянул о возможности миряне собрались вместе, отложив в сторону "очки, карты или кости", и подбадривая друг друга в христианской вере. Следующий Spener года возбуждено себя такой коллегии pietatis («благочестивые собрания») для удовлетворения по средам и воскресеньям молиться, чтобы обсудить проповеди на прошлой неделе, и применять отрывки из Священного Писания и писаний преданным отдельных жизней.

Spener сделал важный шаг к возрождению церкви в 1675 году, когда ему было предложено подготовить новое предисловие к проповеди Иоганн Арндт. В результате была знаменитая Пиа Desideria (благих пожеланий). Говоря простым языком этой краткой работе рассмотрены источники духовного упадка в протестантской Германии и предложил предложений по реформе. Тракт был непосредственным ощущением. В нем Spener критике дворяне и князья, для осуществления несанкционированного контроля над церковью, министров для замены холодного доктрины теплой верой и мирян за несоблюдение надлежащего христианского поведения. Он назвал положительно для возрождения озабоченность Лютера и в начале Реформации, даже когда он изменил Реформации преподавания незначительно. Например, Spener рассматривать скорее как спасение, возрождение (новое рождение), чем в качестве оправдания (время наладить с Богом), хотя реформаторы заложили больший упор на последнем.

Spener предлагается шесть предложений по реформе в Pia Desideria который стал краткое резюме пиетизма:

  • (1) не должно быть "более широкое использование Слово Божие среди нас". Библия, Spener сказал: "должно быть главным средством для реформирования что-то".
  • (2) Spener называют также к обновлению "духовным священством," священства всех верующих. Здесь он привел пример Лютера, призывая всех христиан принимать активное участие в общей работе христианского служения.
  • (3) Он призвал к реальности христианской практике и утверждал, что христианство является более простым делом знания.
  • (4) Spener затем призвал сдержанность и благотворительность в религиозные споры. Он попросил своих читателей любить и молиться за неверующих и заблудших, и принять умеренный тон в спорах.
  • (5) Затем он призвал к реформе в сфере образования министров. Здесь он подчеркнул необходимость подготовки в благочестии и преданности, а также в академических предметов.
  • (6) Наконец, он просил министра, чтобы проповедовать поучительные проповеди, понятной людям, а не технические дискурсы, которые мало были заинтересованы или не мог понять.

Хотя эти предложения представляют собой повестку дня для реформы и модернизации, они также поставили две трудности, которые когда-либо были неприятной для пиетизма. Во-первых, многие священнослужители и профессиональные богословы выступали против них, некоторые из беспокойства за сохранение своего традиционного статуса, а другие из неподдельный страх, что они приведут к безудержной субъективности и antiintellectualism. Во-вторых, некоторые миряне приняли предложения Spener как разрешения на отклонения от установленной церкви в целом, хотя Spener сам отверг separatistic выводы из его идей.

Spener оставили Франкфурте в Дрезден в 1686 году, и оттуда он был вызван в Берлин в 1691 году. Его время в Дрездене был отмечен споры, но это не было потерь, ибо в Дрездене он встретил своего преемника, Август Герман Франке. В Берлине, Spener помог основать университет в Галле, на который Франке был назван в 1692 году. Под руководством Франке в университете Галле показал, что пиетизма может означать, когда на практике. В быстрой последовательности Франке открыл свой собственный дом как школу для бедных детей, он основал мире - знаменитый детский дом, он создал институт для подготовки преподавателей, а позже он помог найти издательство, медицинские клиники и другие учреждения.

Франке пережили драматические преобразования в 1687 году, источник всей его жизни заботу о евангелизации и миссии. Под его руководством Галле стал центром миссионерской самых амбициозных протестантизма усилия к тому времени. В университете создан Центр восточных языков, а также поощрять усилия по переводу Библии на новые языки. Миссионерское влияние Франке ощущалось непосредственно через миссионеров, которые пошли от Галле до чужих полях и косвенно через такие группы, как Моравии и активный датская миссия которого черпали вдохновение из лидеров пиетизма.

В истории христианства периодически возобновляется тенденция, когда на передний план выдвигается повседневная жизнь христианина и уделяется меньше внимания формальным теологическим конструкциям и церковной организации. Историки пиетизма подчеркивают четыре основных признака этой тенденции. (1) Ее практический характер. Для пиетистов главное - душа человека, и поэтому особое значение они уделяют христианскому образу жизни. (2) Библейски ориентированный характер. Пиетисты, если перефразировать Дж. Уэсли, - это "люди одной книги", все жизненные цели и правила к-рых основаны на Св. Писании. (З)Перфекционистский пафос. Пиетисты всерьез озабочены святостью жизни, всеми силами пытаются следовать Божьим законам, распространять христианское благовестив и помогать нуждающимся. (4)Реформистский пафос. Пиетисты обычно противостоят тому, что они называют "сухостью" и "выхолощенностью" официальной Церкви и церковной практики.

Шпенер и Франке. Немецкой лютеранской церкви в кон. XVII в. приходилось преодолевать многочисленные трудности. Ее деятельность жестко контролировали князья независимых германских государств. Многие пасторы были не меньше увлечены философскими спорами и риторическими упражнениями, чем заботой о своих конгрегациях. Разрушительная Тридцатилетняя война(1618 48), которую вели под религиозными знаменами, породила скептическое отношение к церковной жизни. Однако картина не казалась слишком мрачной. Реформам в Германии способствовали события в Голландии и пуританской Англии. В немецкоязычных землях христианство сохраняло свою жизненность, о чем свидетельствовали, напр., писания И. Арндта. Его "Истинное христианство" (1610)оказало сильное влияние на будущих деятелей пиетизма.

Тем не менее во многих местах еще неугасшую церковную жизнь искажали и сухость, и беспринципность церковных лидеров. Ситуацию изменил неутомимый труд Ф.Я. Шпенера, приглашенного в 1666 г. старшим пастором во Франкфуртна Майне. Шпенера нередко называют отцом пиетизма. Он призвал к нравственным переменам и положил начало обширной переписке на духовные темы, благодаря чему его позже именовали "духовным советником всей Германии". Еще важнее то, что Шпенер способствовал реформам повседневной церковной практики. В проповеди, произнесенной в 1669 г., он говорил о том, что миряне могут собираться вместе и, "отставив стаканы, карты и кости", поддерживать друг друга в христианской вере. В следующем году Шпенер сам создал collegia pietatis ("собрание благочестивых"), встречавшееся по средам и воскресеньям для молитвы и обсуждения услышанной накануне проповеди. Участники читали отрывки из Св. Писания и благочестивой литературы, размышляя о том, как можно связать все это с повседневной жизнью.

В 1675 г. Шпенера попросили составить новое предисловие к проповедям И. Арндта. Тогдаон и предпринял решительный шаг к возрождению Церкви - увидели свет его знаменитые Pia Desideria ("Благочестивые помыслы"). В этой работе он кратко и доходчиво проанализировал причины духовного упадка в протестантской Германии и предложил ряд реформ. Трактат произвел настоящий фурор. Шпенер критиковал дворян и князей за непозволительный контроль над Церковью, пасторов - за подмену живой веры сухими доктринами, мирян - за нежелание вести себя по-христиански. Он прямо призывал к возрождению идей Лютера и ранней Реформации, хотя несколько изменил их учение, - к примеру, он рассматривал спасение скорее как возрождение (новое рождение), а не как оправдание перед Богом.

В Pia Desideria Шпенер предложил шесть основных направлений реформы, вместе составивших краткое изложение программы пиетизма. (1)Надо "шире использовать среди нас Слово Божье". Библия "должна стать главным орудием всякого изменения". (2) Необходимо возродить "духовное священство", священство всех верующих. Убеждая каждого христианина активно участвовать в христианском служении, Шпенер приводил в пример Лютера. (3) Необходимо воплощать христианство на практике; христианство- больше, чем простое знание. (4) В религиозных спорах надо проявлять сдержанность и благородство. Шпенер просил своих читателей любить неверующих и заблуждающихся, молиться за них, вести диспуты в сдержанном тоне. (5)Надо иначе готовить пасторов. Шпенер подчеркнул, что необходимо воспитывать пасторов в набожности и благочестии, а не только преподавать им академические знания. (6)Пасторы должны произносить поучительные проповеди, понятные людям, а не заумные лекции, которые мало кому понятны и интересны.

Хотя эти предложения составили программу реформирования и обновления, они выявили два нелегких момента, ставших постоянной проблемой для пиетизма. Во-первых, многие деятели Церкви и профессиональные теологи сопротивлялись предложениям Шпенера - одни хотели сохранить прежний статус, другие искренне боялись опасного субъективизма и антиинтеллектуализма. Во-вторых, нек-рые миряне восприняли предложение Шпенера как призыв выйти из официальной Церкви, хотя он сам отвергал любые сепаратистские выводы из своих построений.

В 1686 г. Шпенер перебрался из Франкфурта в Дрезден, откуда в 1691 г. его пригласили в Берлин. Пребывание в Дрездене было отмечено непрекращающимися спорами, но оказалось небесполезным - здесь он познакомился со своим будущим преемником А. Г. Франке. В Берлине Шпенер содействовал основанию университета в Галле, который в 1692 г. предложили возглавить Франке. Под руководством Франке университет этот показал, что такое пиетизм, воплощенный в жизнь. Франке превратил собственный дом в школу для бедных детей, основал получивший всемирную известность приют для сирот, институт для подготовки учителей, а позже участвовал в создании издательства, медицинской клиники и других учреждений.

Пережив в 1687 г. драматическое религиозное обращение, Франке неизменно стремился к евангелизаторской и миссионерской деятельности. Под его руководством университет Галле стал центром самых смелых миссионерских проектов того времени. Университет основал Центр восточных языков и содействовал новым переводам Библии. Влияние миссионерских идей Франке распространялось через миссионеров, отправлявшихся из Галле в другие земли, а косвенно - и через такие движения, как Моравские братья или Датская миссия, вдохновлявшиеся вождями пиетизма.

Распространение пиетизма.

 

Шпенер и Франке стали вдохновителями самых разных направлений в германском пиетизме. Крестник Шпенера и ученик Франке, граф Н. Л. фон Цинцендорф возглавил возрожденную Моравскую церковь. Под руководством Цинцендорфа беженцы из Моравии образовали нечто вроде collegiapietatis внутри немецкого лютеранства, а затем возродили Богемский союз братьев. Моравские братья, как они себя называли, пронесли пиетистскую заботу о личной духовности буквально по всему миру. Переломным в истории англоязычного христианства стал момент, когда Дж. Уэсли оказался в обществе Моравских братьев, путешествуя по Джорджии в 1735 г. Знакомство с их образом жизни, а по возвращении в Англию- и с их вероучением способствовало его евангелическому пробуждению.

Под общим влиянием Шпенера и Франке пиетистское отношение к Библии сформировалось среди еще одной группы немецких лютеран из Вюртемберга. Лидером ее стал И.А.Бенгель (16871752), сочетавший академическую ученость и благоговейное отношение к Св. Писанию. Бенгель изучал текст НЗ, тщательно и взвешенно его комментировал, написал несколько книг о Тысячелетнем Царстве.

Скоро волны пиетизма, исходившие из Галле, Вюртемберга и от Моравских братьев, дошли до Скандинавии. Со шведскими и финскими солдатами, захваченными в плен во время войны с Россией (1709), пиетизм проник в Сибирь. В Англии пиетизм получил распространение благодаря Уэсли. В ответ на просьбы немецких иммигрантов о духовном наставничестве сын Франке отправил за океан основателя американского лютеранства Г.М. Муленберга. Кроме того, в молодой Америке пиетизм оказал воздействие на меннонитов, Моравских братьев, Братьев общинной жизни и голландских реформатов. Влияние Шпенера, Франке и их последователей не прекратилось и в XIX в. Возрождение интереса к Лютеру и его теологии, активная евангелизаторская деятельность Базельской миссии и Общества внутренней миссии Дании, проповедь норвежца X. Н. Хауге (17711824) и основание Шведской миссии Церкви Завета (1878) восходят корнями к пиетизму предыдущей эпохи.

Влияние пиетизма.

 

Историки долго изучали взаимоотношения пиетизма с Просвещением - рационалистически гуманистическим движением, бурный рост которого в XVIII в. привел со временем к секуляризации Европы. Разные авторы отмечали, что пиетизм и Просвещение одновременно ополчились на протестантскую ортодоксию, что оба движения отстаивали права каждого человека и обращали больше внимания на практику, чем на теорию. Главный исторический вопрос заключается в том, не проложил ли пиетистский антитрадиционализм, индивидуализм и практицизм путь к нехристианскому проявлению тех же свойств. Но пиетисты остались верны Св. Писанию, субъективизм их находился под контролем христианского вероучения, а значит, каковы бы ни были взаимоотношения пиетизма с Просвещением, основную причину скепсиса и рационализма надо искать в иных источниках.

Такая же историческая неясность сопутствует взаимосвязи пиетизма и интеллектуальных движений, возникших как реакция на Просвещение. Какникак три великих мыслителя постпросвещенческой эпохи - философ-идеалист И. Кант, гениальный писатель И. В. Гёте и теологромантик Ф. Шлейермахер- в юности были привержены пиетизму. Вероятно, целесообразно рассматривать пиетизм как движение, параллельное Просвещению и позднейшим европейским движениям, с их поисками личного смысла и неприятием иссякших традиций. Но, поскольку пиетизм в самой сущности своей привержен Евангелию, он оставался источником бесспорно христианского возрождения.

В XVIIXVIII вв. религиозные движения, близкие пиетизму, возникли вне Германии. Фактически немецкий пиетизм был одной из вариаций общей темы - потребности выйти за пределы выхолощенных формул о Боге, чтобы установить с Ним более близкие отношения. Такие попытки предпринимали английские пуритане кон. XVIXVII в. Пуританин из Новой Англии К. Мейтер, переписывавшийся с Франке, старался распространить пиетистский дух в Новом Свете. После смерти Мейтера прошло немного лет, но американское Великое пробуждение 173040х гг. имело уже пиетистские черты. В Англии труд "Настойчивый призыв к благочестивой и святой жизни" (Serious Call to a Devout and. Holy Life, 1728) У. Ло отстаивал нечто близкое пиетистской морали. А методизм Уэсли, с его акцентом на Св. Писание, приверженностью евангелизму и учительству, с его духом практической благотворительной деятельности и евангелического экуменизма, носил, по самой своей сути, пиетистский характер.

Пиетистские элементы можно наблюдать и вне протестантизма, в католицизме и иудаизме. Янсенистское движение во Франции XVII в. подчеркивало религию души, за крую ратовал Шпенер. Основатель хасидского движения в иудаизме Баал ШемТов (1700-60) тоже стремился вырваться за пределы ортодоксального обряда и обрести близостьс Богом.

Общая оценка пиетизма должна учитывать обстоятельства его происхождения. В узком ли немецком употреблении или в более общем смысле, пиетизм был сложным феноменом. Он вобрал в себя мистицизм позднего Средневековья, прибавив к нему приверженность Св. Писанию и мысли о священстве мирян, характерные для ранней Реформации. Противостоя формализму и сухой ортодоксии теологического истеблишмента, пиетизм в своей заботе о подлинно личном религиозном опыте был продуктом своего времени. Он в некотором смысле был христианским ответом на то, что называлось "открытием индивида", вырабатывая христианскую форму индивидуализма и практицизма в Европе при переходе к Новому времени.

В специфически христианских категориях пиетизм можно рассматривать как серьезную попытку реформировать протестантское наследие. Страхи ранних его оппонентов частично оправдались - в худшем варианте пиетистские тенденции могут привести к чрезмерному субъективизму и неумеренной эмоциональности, повредить тщательному научному анализу, раздробить Церковь в угоду эмоциональному сепаратизму, выработать новые кодексы почти законнической морали и принизить ценность предания. Вместе с тем пиетизм был и остался источником мощного возрождения Церкви. В своих лучших проявлениях он доказывает абсолютную необходимость Св. Писания для христианской жизни, вдохновляет мирян на христианское служение, поощряет миссионерство, способствует развитию религиозной свободы и сотрудничества верующих, призывает христиан не успокаиваться до тех пор, пока они не обретут близость с Богом.

Влияние пиетизма

 

Церковь - уникальное Божье творение. Несмотря на то, что на протяжении тысячелетий, старается отстраниться от воздействия государств и цивилизаций, её колоссальное влияние на мировую историю неоспоримо. Этому явлению присущи как позитивные, так и негативные аспекты. В то время, когда мирские ценности проникали в Церковь, начинались войны, революции и «смутное время» во всём мире. Когда же Церковь возвращалась под власть Создателя: учила людей правильным отношениям и личному подчинению Господу, восстанавливался порядок, приходил покой для народов. Середину семнадцатого столетия можно назвать «сном» реформации в Европе. Тридцатилетняя война, возникшая в результате догматических противоречий между католицизмом, лютеранством и кальвинизмом, утвердила границы стран, в которых влияние этих учений было максимально. Однако Церковь, как «Столп и утверждение истины», потеряла свой авторитет, как у простого народа, так и в среде интеллектуалов этого времени. Действительно, как можно доверять учениям о преображении и вечной жизни, если после «спора о доктринальной чистоте» между их последователями, в Европе царствовал хаос: нищета, разруха, полное нравственное падение. Разве таким может быть результат «войны за истину»? Люди, будто бы, забыли слова Христа: «Царство Моё не от мира сего», и силой «насаждали» в своих странах государственные религии. Государство определяло нормы и доктрины, в которые граждане обязаны были верить с самого рождения. Крещение младенцев, с последующим принятием их в лоно общины, именующей себя «истинной Церковью» - один из прискорбных примеров такого «спасения». Разочарование доктринами Церкви вызвало волну противостояния в умах мыслителей и стало движущей силой для возникновения идей новой эпохи – Просвещения. Его учение «человек – царь вселенной», сводило на нет доктрины христианства о грехопадении и спасении. Человек уже не нуждался в советах Творца, так как определил себя сам «мерилом истины». Рационализм во Франции, эмпиризм в Англии, даже полный скептицизм в Шотландии – результат отсутствия доверия к учению Церкви, а, значит и к Христу. Но и в самой Церкви людей уже не устраивал формализм. То, что соблазнённые искали вне Бога, истинно верующие находили в Нём Самом. Для этого они отвергали «сухие» учения и акцентировались на практике христианства. Движение пробуждения или реформирования жизни - «ревивализм» побуждало изменять не доктрину, а саму жизнь. Пиетизм – форма ревивализма, зарождение которого историки относят к Германии. Лютеранство «засыпало». Истина «обросла» формами и традициями. Стараясь устоять под действием внутренних и внешних давлений, христианство «сдалось» под власть государства. Лютеранство, которое век назад «вдохновило» Европу на пробуждение веры, по форме уже почти не отличалось от католицизма. «Номинальные» христиане - вот продукт формальной веры. Против «сухой веры» выступил Яков Шпенер. Толчком, к этому, возможно, послужило произведение Арндта «Истинное христианство», которое комментировал Шпенер. Его революционное учение, что «лучше быть кальвинистом (или даже католиком!) с живой верой, чем строго ортодоксальным лютеранином без таковой…», «всколыхнуло» умы всех, кто был разочарован формальностью в церкви и искал живых отношений с Творцом. Произведение «Благочестивые помыслы» стало самой известной его книгой. В ней подвергся критике государственно - религиозный строй в Германии: как дворяне, так и служители. «Духовный советник Германии», напомнил принцип Лютера о священстве всех верующих. «Миряне могут собираться вместе и, «оставив стаканы, карты и кости», поддерживать друг друга в христианской вере», - звучал призыв его проповеди в 1669г году. А в следующем - первая малая группа: «собрание благочестивых» (Colegia pietatis), на которых изучалось Писание и был поставлен акцент на практическом применении изученного. Это история возникновения пиетизма. Шесть основных идей пиетизма: 1) «Шире использовать среди нас Божье Слово». Библия должна стать главным инструментом всякого изменения». 2) Возрождение «духовного священства»- священство верующих Лютера. 3) Христианство- больше, чем простое знание, но практика. 4) Сдержанность и благородство в религиозных спорах. (Недавно закончилась «религиозная война»). Нужно любить неверующих и заблуждающихся, молиться за них, вести диспуты в сдержанном тоне. 5) Воспитывать пасторов в набожности и благочестии, а не только преподавать им академические знания. 6) Пасторы должны проповедовать понятно, а не читать «заумные» лекции. Эти идеи вдохновили Августа Германа Франке (1663- 1727). Шпенер был проповедником пиетизма, а Франке учителем, причём практикующим эту науку. Его называли «Благочестивым из благочестивейших», хотя он о себе говорил: «Ты вообще не какой не христианин, в тебе ещё никогда не было положено основания для этого». В семье родители с детства доносили ему Библейские истины. В 17 лет, будучи магистром Лейпцигского университета, он собирался со своими студентами на коллегии друзей Библии. Но возрождение произошло через семь лет. Находясь в Люнебурге у наставника Сандхагена, проповедовал на 31 стих из 20-й главы Евангелия от Иоанна. Перед этим день он провёл в молитве: «Боже, исторгни меня из этого гибельного состояния!» И Бог осветил его сердце, подарив живую веру в Своего Сына. После возвращения в Лейпциг начинает распространение Новых Заветов и духовных книг. Волна гонений со стороны приверженцев «традиционной» религии заставляет его переехать в Эйфрут, где к живой вере приходит множество католиков. Это вызывает очередное противостояние. Под влиянием Шпенера переезжает в Галле. Здесь организовывает Гальский университет, где со временем около 6000 тыс. студентов в год могли получить не только теорию, но и практические навыки христианства. Галле стал центром пиетизма не только в Германии. Скандинавия и Восточная Европа ощутили непосредственное влияние в результате служения выпускников Гальского университета. Здесь была основана первая протестантская миссия в Индию. Франке не остановился на преподавании - его жизнь стала примером христианства. Получив как подаяние всего 4 таллера, организовывает приют для сирот, где к моменту смерти Франке находилось уже 134 ребёнка и 15 учителей. В школах, связанных с приютом обучалось 2207 детей у 175 учителей. 148 детей имели бесплатный обед, 212- ужин, 255 студентов – возможность бесплатно питаться. Все эти достижения были результатом молитв: Франке вставал в 4 утра и два часа посвящал Господу: час проводил в молитве, а час в изучении Божьего слова. Его жизнь можно было назвать служением Христу (сам он был пастором соседней конгрегации) и в этом было немалое участие жены - Анны Магдалины. Особая любовь к детям не могла не остаться без ответа. Феномен «Детского пробуждения» - большого увеличения в 1707 году молящихся на улицах детей, едва не вызвал конфликта с правительством. Детей проводили за город, где «большое количество детей от четырёх лет собиралось в чистом поле, от всего сердца молясь и воспевая псалмы…». Через три года в Гальский «Педагогиум» на обучение поступает десятилетний крестник Шпенера- Николай Людвиг Фон Цинцендорф (1700 – 1760 гг). Он родился в аристократической, богатой семье, в которой было много приверженцев пиетизма. В Галле, находясь под влиянием Шпенера, мальчик получил хорошее основание для развития веры. С 16-и лет в Виттенберге изучает юриспруденцию, но в то же время не оставляет исследования Библии, трудов Лютера и пиетистов. А в двадцать, полностью посвящает себя служению. Путешествуя по Европе, по дороге в Париж, в Дюссельдорфе, молодой человек, перед которым открыты двери «высшего общества», посещает картинную галерею. Его внимание привлекает полотно Стенберга «Распятие». Множество раз, не отрываясь, он перечитывает текст под картиной: «Я это сделал для тебя, а что ты сделал для меня?» По прошествии нескольких часов, с наступлением сумерек, сторож предупредил о закрытии зала, но в душе юноши был рассвет. Его сердце открылось для Божьей благодати и любви. В 1722 году Цинцендорф принимает в своём поместье христиан из Моравии и Богемии, где с момента подавления восстания Гусситов, не прекращались гонения и преследования верующих. Он отдаёт своё имение Бертельсдорф под строительство поселения для несчастных и называет его Гернгутт- Град Господень. Со временем это община превращается в «монашеский орден» без обетов и целибата (в котором мужчины и женщины жили отдельно), но с полным посвящением Христу. Её называли «церковью внутри церкви». Имея тесные отношения с лютеранами они приняли Аугсбургское исповедание, но «учили своих последователей «религии сердца»- (интимно - эмоциональное переживание единства с Христом как Спасителе мира)». Не обходилось и без разногласий между «чешскими братьями», лютеранами и реформатами, вошедшими в орден. 13 августа 1727 года, по словам свидетелей, «пришёл Святой Дух Гернгутта» в момент служения с Вечерей Господней. После этого прекратились всякие догматические прения. Через десять лет, от епископа «Чешских братьев» Д. А. Яблонского, Цинцердорф принимает хиротонию и становится епископом в Гернгутте, но позднее отказывается от сана, утверждая, что Главой Церкви может быть только Иисус Христос. Он не собирается выстраивать чёткую структуру по примеру ортодоксальных церквей. Мало того, его стремление к «межконфесиональности» не давало преференций честолюбивым лидерам. Служителям становились люди, любящие Христа и способные передать эту любовь другим. Это помогло сформировать общину христиан, которые не имели привязанности к родной земле или мирским ценностям, а значит, были готовы к далёким поездкам. Из Гернгутта миссионеры отправляются за тысячи километров, неся Добрую Весть во все концы Земли. В это же время, в 1737 году, на пути в Англию в шторм попадает корабль, на котором из своего миссионерского путешествия возвращается Джон Уэсли. Его заинтересовала жизнерадостность и уверенность моравских братьев, плывших с ним. В Англии он посещает собрания этой церкви и, в конце – концов, его сердце наполняется силой Святого Духа настолько, что Богу удаётся коснуться десятков тысяч сердец через его проповедь. Но ещё большее влияние имела организация методичного изучения Писания, созданная по примеру немецких Colegia pietatis, которое переняли моравские братья а от них и кружки изучения Библии Уэсли. Можно смело заявить, что пиетизм способствовал возникновению методизма – «двигателя» оживления Церкви в Англии, а позднее в Америке. В 1741 году Цинцендорф сам отправляется проповедовать индейцам Северной Америки, где по примеру Гернгуттера он строит церкви, организовывает школы, распространяет литературу. В Южной Америке проводиться аналогичная работа с рабами – неграми. Так же в Америке он делает попытки объединить Церковь – начало христианского экуменического движения. Главной идеей его проповеди была «живая вера», в противовес мёртвому догматизму. А с точки зрения пиетизма, реформирование вероучения должно всегда сопровождаться реформированием жизни. Это и является истинным благочестием. Так пробуждение в Чехии, начатое в результате служения Яна Гуса, получило новый импульс и могло распространиться по всей Земле благодаря влиянию пиетизма. Ни один из мучеников не умер зря, ни один из стремившихся к личной святости не воевал с грехом зря, ни один из являвших дела благочестия не жертвовал своими желаниями напрасно. Господь направлял Своим Духом людей, ищущих Его силы и после смерти Шпенера, Франке, Цинцендорфа, Уэсли… Сейчас их можно отнести к «облаку свидетелей», однако в пробуждениях и оживлениях Церкви они имеют неоспоримые заслуги. А пробуждения благотворно влияли и на историю государств, в которых происходили. Известен факт французской революции. Известно так же, что как в политическом, так и в экономическом развитии, Франция была очень похожа на Англию. Однако большинство историков утверждает, что революции в Англии не произошло из-за влияния методизма: устремления людей из «низших» классов на внутреннее изменение сердца (благочестие – «пиетизм»), от которого ожидались и внешние изменения. Пиетизм распространялся и на наших территориях. На Украине до сих пор существует оскорбительное прозвище «штунда», которым называют протестантов. Но мало кто знает, что произошло оно от немецкого слова «час». Во время пробуждения в 19-м веке в немецких колониях, именно столько проходило собрание по изучению Писания в домах поселенцев из Германии, а потом и уверовавших из местного населения. Они собирались помимо официального православного Богослужения. Именно «штундистов» преследовала проправославная власть царской России, потому что именно они очень отличались от «православных» благочестием. В наше время ставится под сомнение благотворное влияние пиетизма на развитие Церкви. Пиетист созвучно с оскорбительным «святоша». Так же известно, что в юности «благочестием» увлекались Кант, Гёте и другие критики христианства. Его приверженцев упрекают в субъективизме и эмоциональности, даже законничестве. Позднее, те, кто назвал себя «пиетисты», начали надменно относиться к «невозрождённым». Грехом были названы любые увеселительные программы, так как жизнь, по их мнению, должна проходить в постоянном покаянии. Ортодоксальность, с которой боролись «пионеры благочестия», приобрела очертания формальной религии. Живая вера сердца и личные отношения с Христом уступали номинальному «слащавому» поклонению и фанатичному пренебрежению достижениями науки. До сих пор «лжепиетисы» стараются очернить проявления прогресса и развитие культуры. Пиетизм – желание и способность жить благочестиво. Христос говорит: «Без меня не можете делать ничего». Пиетизм – благочестие, сила которого «подпитывается» Самим Христом. Это способность «разорвать цепи» обрядности ради живых отношений с Богом. Это освобождение от религий, которые навязывало человеку государство через веру в то, что «Слово Божие живо и действенно». Индивидуализм человека, который философы «эпохи просвещения» противопоставили Божьей суверенности, в пиетизме приобретает абсолютно новые формы. Каждый может иметь личные отношения с Небесным Отцом, которые невозможно не будет увидеть со стороны - практика веры. Но главная заслуга этого движения в том, что пиетизм «призывает христиан не успокаиваться, пока они не обретут личные отношения с Богом»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: