Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Понятие «общение» в современной психологии
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. (42)
Общение — сложный и многогранный процесс.
А. А. Бодалев –взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”.
Б. Ф. Ломов выделяет три функции общения:информационно-коммуникативную,регуляционно-коммуникативную,аффективно-коммуникативную.
Б. Д. Парыгин отмечает, что этот процесс может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения.
В. Н. Куликов отмечает, что Б. Д. Парыгин представил полную и всестороннюю картину общения, все его компоненты. В. Н. Куликов говорит, что одни из этих компонентов (интеракция и коммуникация) выражают существо общения, а другие (отношение людей друг к другу, сопереживание) скорее выглядят как условия успеха общения. Поэтому, учитывая разное значение компонентов, он предлагает рассматривать общение как “процессобменаинформациейивзаимодействиялюдейнаосновевзаимопонимания”.
Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Процесс общения (коммуникации).
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.
Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.
Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов):
1. Информационно-коммуникативная функция.
2. Регуляционно-коммуникативная функция.
3. Аффективно-коммуникативная функция.
Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.
Перечень этих функций можно расширить.
4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.
Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:
● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);
● потребность в привязанностях;
● в значимости или самоутверждении;
● в социальных ориентирах и объекте подражания;
● в самосознании, в самооценке.
Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3 -х критических ситуациях:
1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.
2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения:
- алкоголь,
- наркотики,
- аутообщение (общение с самим собой) = шизофрения,
- чрезмерная разговорчивость, привязчивость,
- персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными),
- религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).
3. дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания:
1) неврозы;
2) сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.;
3) суицид.
Виды общения
Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.
1. По содержанию:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
- Когнитивное (обмен знаниями);
- Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
- Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).
2. По целям:
- Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
- Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.
3. По средствам:
- Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);
- Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);
- Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
- Косвенное общение (общение через посредников).
Классификация.
- Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
- Личностное общение.
- Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.
- Вербальное общение.
- Невербальное общение.
- Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:
- Личностно-ориентированное (межличностное);
- Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);
- Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).
Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).
Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002).
Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.
Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем.
1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.
2. Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.
3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.
4. Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.
Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
- Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
- Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
- Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);
- Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);
- Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).