ииПЖАЪНСй КОМПаиЦчи И ОСОбеиНОСГПи НО ai40AU30






 







(поА- Иконникову, К. Пчельникояу) (Рачрайотана с учетом скоростей транспорта)

\*в. Bo&ipuAnuc городского ансамбля трог^ссеоаюкенил (Вестминстерское cofowcrnao - по Г. Коллепу)


147. Условные панорамы города 1 -паиорамацептральчого района Берлине; 2 - панорама города прсры оной структуры

србды; длительность во времени форми­рования эстетического представления о городе (образа города). Одновременно следует иметь в виду различия индиви­дуальных представлений о городе, опре­деляемых художественной культурой, психологической установкой человека, реальными условиями восприятия. Та­ким образом, эстетическое потребление городской среды представляет собой многоплановый, развернутый во време­ни процесс, основой которого, наряду с непосредственным визуальным во­сприятием, являются такие инстру­менты психики и сознания, как ассоциа­тивное мышление, память, воображение и др. Все это формирует эстетическое представление о городе как о системе образов, о ряде пространственных ком­позиций, взаимосвязь которых опреде­ляется не только их.непосредственной визуальной связанностью, но и более tсложной системой коммуникаций.

Эстетическое представление о горо­де, как правило, иерархично: выделяют­ся общегородские ориентиры, на базе которых строится общее-представление о городе, и элементы, формирующие представление о среде, непосредственно окружающей человека,-жилой, про­изводственной. Можно говорить о мно­жестве образных моделей города в пред­ставлении разных людей и социальных гРуип в соответствии с их эстетически­ми вкусами и установками, культурны­ми нормами, а также с характером по-


г Л 1 60

 

вседневных трудовых и бытовых процес­сов, влияющих на оценку эстетической информации. Процесс этот интуитивен, однако опосредуется как общим бага­жом художественно-градостроительной культуры, так и образом жизни в целом.

В решении композиции городского плана необходимо учитывать характер освоения "эстетической информации-те формы сознания и психики, которые уча­ствуют в формировании представления о художественном образе города. Со­ответственно, композиционный анализ и проектирование должны учитывать за­коны композиции, определяющие:

непосредственное визуальное во­сприятие городских ансамблей;

построение композиции, разворачи­вающейся во времени, в сумме от­дельных «видовых кадров» (рис. 146);

композиционную организацию об­ширных территориальных систем, эсте­тическое освоение которых происходит в результате накопления в памяти от­дельных впечатлений и формирования сложно-ассоциативного представления об образе города. В этом случае в проек--гировании используются много­образные условные модели (рис. 147). При этом необходимо учитывать эсте­тические представления и идеалы эпохи. различных социальных групп населения.

Еще более сложную композицион­ную задачу представляет проектирова­ние систем расселения регионального масштаба (рис. 148). Помимо увеличе­ния размеров таких систем и усложнения иерархической структуры их эстетиче­ского восприятия, они отличаются от го­рода и другими особенностями. Эстсти-


298 р


2УУ


■ ■



 

148. Комплексна я ciesia роионалыюй с р китеиту рно-п рос три ястве i той 1кспо(иц,ии<' Камгнныи попа /поГ.С. JauKuny) I - на мятынки прпроди; -' горола-иьо/ш;


$ -горола-врспостн;

4 - усадьбы; 5 - иегорлчесгнв
пам*1нш;и;6 кульговис
гамяттшхи и комплексы;

? - воен и »« борони те пьяы.0 сооружен ля:

5 - п рамы шленн ы есоо ружей)


 


ческое представление об объектах тако­го масштаба формируется как образ края, в котором- неразрывно связаны особенности природы и создаваемых че­ловеком градостроительных образова­ний. Построение композиции таких си­стем включает поэтому эстетический анализ и оценку качеств природного и антропогенного ландшафта как основу преобразования облика территории в процессе ее градостроительного освое­ния. Исследование характерных типиче­ских свойств ландшафта, формирующих представление о его идеальном образе (в соответствии с современными предста­влениями), анализ территориальной и пространственной структуры, геоме­трии ландшафта, выявление наиболее ценных в эстетическом отношении эле­ментов (участков)-такова основа анали­за, предопределяющего композицион­ное решение.

Следует отметить различия и в со­держании предпроектного компози­ционного анализа при проектировании объектов разного масштабного уровня. Так, создание ансамбля площади, улицы, комплекса зданий общественно­го центра в сложившемся городе требует исследования композиционных качеств городской среды,, градостроительного «контекста», в котором располагается проектируемый объект.

Формирование нового города тре­бует анализа природного ландшафта в первую очередь как исходной основы построения градостроительной компо­зиции. Проектирование региональной системы расселения определяет задачу исследования природного ландшафта как важнейшей составляющей в облике территориальной системы.

Еще одна особенность построения градостроительной композиции на ре­гиональном уровне-отсутствие в ней четких границ. Если на всех уровнях про­ектирования, включая город, важной за­дачей является обеспечение целостности композиционной системы, то в масшта­бе района это требование сохраняется только применительно к задачам соб­ственно проектным: проектировщик в силу образности представления всегда рассматривает объект проектирования

.'•>'


не только как функциональную, но и как композиционную целостность. Вместе с тем в реальности границы таких систем практически не воспринимаются, в них нельзя ощутить каких-либо компози­ционных «барьеров» или четких «зон влияния».

Сказанное еще раз подтверждает от­меченную особенность градостроитель­ного мышления, которое приближается к комплексному отражению мира худо­жественной культурой народов и поко­лений. Оно не столько формирует свое эстетическое видение мира в индиви­дуальном художественном произведе­нии, сколько участвует в безграничном во времени и пространстве потоке худо­жественного сознания, выражаемого как в градостроительных построениях, так и в эстетическом видении природы.

1.6. Проект и реализация

градостроительных

композиций

Для градостроительства харак­терна двух стадийность создания компо­зиционных структур-первоначально в проекте, а затем-в реальном форми­ровании комплексов зданий и сооруже­ний, городов и поселков, региональных систем расселения. В процессе градо­строительного творчества мысленный перевод языка проекта на язык реальных пространственных структур осущест­вляется органично: архитектор работает как бы в двух языках одновременно. При этом чем больше мастерство проекти­ровщика, тем в большей мере его про­ектное представление отражает ре­альные художественные качества буду­щих объектов.

Вместе с тем аналитическая соста­вляющая в процессе композиционного поиска относится в ряде случаев либо к реальному объекту, либо к проекту, до­статочно четко разделяя эти стадии. Так, предпроектный композиционный ана­лиз ситуации относится к реальным гра­достроительным или природным объек­там. При этом непосредственное эмо­циональное восприятие эстетических качеств среды рационально осмысли­вается применительно к поставленным



чичшюно-грайоаврОШПП


Глоп 2. Комяатионка* структура градостроительных объект* 301


 


Глава 2. Композиционная структура градостроительных объектов

задачам. В предпроектном анализе мо­гут решаться задачи: выявление стили­стических характеристик городской за­стройки, акцентных и рядовых элемен­тов композиции, видовых точек и трасс наиболее активного восприятия компо­зиции и т.д. Полученная информация в этом случае носит рациональный ха­рактер и может передаваться в виде аб­страктных символов на соответствую­щих чертежах.

Одновременно может решаться спе­циальная задача достижения эстетиче­ской выразительности проектной ин­формации и, соответственно, прово­диться анализ художественных качеств, выразительности градостроительной графики как особого рода искусства. В этом плане представляют интерес ис­следования возможностей языка черте­жа и объемно-пространственных моде­лей. вопросы целесообразности унифи­кации приемов подачи информации, возможности одновременной передачи функциональной и эстетической инфор­мации и т.д.

2.1. Элементы градостроительной композиции

Наиболее общими категориями в построении архитектурной и градо­строительной композиции являются п ространство и масса - п рост ранство площадей, улиц, жилых дворов (на более высоком территориальном уровне-до­лин, водоемов, сельскохозяйственных территорий) и масса отдельных зданий, массивов застройки, озеленения (на бо­лее высоком уровне-массивов рельефа, поселений, отдельных крупнейших со­оружений). Большой диапазон масшта­бов градостроительного проектирова­ния определяет значительные различия в реальных характеристиках этих кате­горий, в их отражении в проекте. Так, проектирование ансамбля площади


Учитывая, однако, что профессио­нальное мышление архитектора-проек­тировщика характеризуется единством видения проектного и реального строе­ния объекта, в разборе задач компози­ционного анализа мы не будем, как пра­вило. разделять их.

Названные выше особенности градо­строительных систем как объектов худо­жественного творчества определяют структуру композиционного анализа, осуществляемого в процессе проектиро­вания и в специальных исследованиях композиции сложившихся и развиваю­щихся градостроительных образований. Особенностями анализа являются;

выявление функциональной обусло­вленности композиционных решений;

выявление природной обусловленно­сти композиции;

выявление исторической обусловлен­ности (преемственности) композиции;

исследование композиции с учетом восприятия объектов во времени;

учет двухстадийности в формирова­нии градостроительных объектов.

обращается к реальным параметрам
пространства, к объемам и пластике за­
стройки и микрорельефа. Проектирова­
ние города оперирует преимущественно
планировочными представлениями

о структуре магистралей и массивов за­стройки, с большой мерой условности. наделяя их объемно-пространственны­ми характеристиками. В масштабе рай­онной планировки полностью преобла­дает территориально-планировочный подход к композиции.

В планировочном двухмерном пред­ставлении композиции противопоста­вление пространства и массы теряетсвое значение. Более того, они часто интегри­руются при обозначении композицион­ной структуры объекта. Например, ком­позиционные оси города обычно пони­маются одновременно как пространство


улиц и их застройка, в качестве до­минанты городского плана может рас­сматриваться комплекс площадей и со­оружений центра, в историческом горо­де - ансамбль кремля и окружающих его комплексом. Что же касается регио­нальных градостроите.)1ьных систем, то там в качестве центра композиционного построения может выступать и целый

город-

Формируя территориально-про­странственные композиции, градо­строительство оперирует геометриче­скими построениями планировочных схем. учитывая и используя при этом ху-j южественный потенциал застройки. Только в застройке реализуется компози­ционный потенциал планировочных реше­нии. Собственно градостроительные по­строения создают лишь предпосылки для окончательной реализации компо­зиционного замысла, тогда как в за­стройке реализуются принципы гармо­нического соотношения городского про­странства и массивов сооружений, обла­дающих многообразием масштаба, ри­сунка, пластики, цвета.

И все же мы можем выделить как особую задачу построение собственно градостроительной (планировочной) композиции и определить принципы гармонизации элементов в плане города и региона. Значимость решений этой за­дачи определяется тем художественным потенциалом, который, как будет далее показано, закладывается в решение го­рода (системы расселения) уже на стадии его планировки.

Говоря о структуре градостроитель­ной композиции, мы должны опреде­лить ее элементы и характер их взаимо­связи. В масштабе отдельных ансамб­лей мы оперируем категориями объем­но-пространственной композиции, ха­рактеризуя свойства сооружений и орга­низуемого ими пространства. Собствен­но планировочные композиции обра­щаются к более общим категориям, изображая в геометрических символах эстетическую значимость и характер элементов городского плана.

Для характеристики выразительно­сти градостроительной композиции ис­пользуются понятия двух типов. Пер-


вые определяют эстетическую значи­мость элементов в пространственной системе. Значимые элементы выступают в виде композиционных центров (узлов, доминант) и осей, формирующих в* сово­купности основу (каркас) композиции (рис. 149). Ведущие элементы компози­ции выделяются на фоне рядовой за­стройки, образуя иерархию узлов и осей. различающихся по своей роли в компо­зиции города. Роль ведущих элементов в композиции могут выполнять наряду с архитектурными сооружениями и про­странствами также элементы природной среды. Так, например, основу компози­ции центрального ядра Киева соста­вляют оси Крепдатика и набережной Днепра, композиционные узлы площа­дей (при этом пространственный мас­штаб нарастает по мере приближения к Днепру).

Вторая группа понятий позволяет описать качественные конкретно-образные свойства композиции, выде­лить территории, различающиеся по ха­рактеру. образному строю архитектурно-планировочного решения. Здесь речь идет о сопоставлении исторически сло­жившейся и новой застройки, жилых и промышленных комплексов, разных по характеру архитектурного решения общественных центров города. Для опи­сания градостроительных элементов по характеру композиции используются понятия зона и граница, применительно к описанию градостроительной среды и собственно планировочным реше­ниям. Выделяются, например, зоны ис­торически сложившейся или новой за­стройки, застройки разных стилей, в парковом ансамбле - регулярной или ландшафтной планировки. В тех слу­чаях, когда рассматривается объемно-пространственная композиция от­дельных комплексов, анализ характера композиции использует традиционные для архитектора модели описания от­дельных зданий. Образная характери­стика градостроительной среды слагает­ся из ряда компонентов-рисунка, пла­стики и цвета застройки, се масштаба и ритмического построения, стилевых характеристик, т.е. всего арсенале! средств архитектора-градостроителя.








14V. Формирование узлов SX. Средства

гвайострпытелвной комполщии художественной
Москвы и взаимосвязь их со выразительности

структурой природного градостроительных ансамбле*

ландшафта (поЭ. Б>*ану -на аркулре

«Архитектурной фантазии-

ф. Гтрди)


 

 

tea i к*. слышх ооъехтоъ

Названные понятия находят раз­личные пространственные выражения на разных масштабных уровнях проекти­рования. В масштабе площади или улипы в качестве доминанты может вы­ступать отдельное здание или сооруже­ние. Композиционные центры в масшта­бе города-это, как правило, комплексы зданий, площадей, отрезки улиц; в масштабе региона композиционными центрами становятся целые поселения.

Так же соответствуют масштабу объекта подходы к образному анализу градостроительных систем. В масштабе плошали речь идет о различиях в рисун­ке, цвете, стилевых характеристиках от­дельных сооружений. В городской среде выделяются различные по характеру улицы и площади, районы застройки, различные по геометрии элементы пла­нировки (см. рис. 145). В региональных системах наряду с характером архитек­туры поселений оценивается образный характер окружающих ландшафтов.

Границы между разными по характе­ру композиционными зонами могут представлять собой линию (дорогу, ули­цу), по которой соседствуют участки за­стройки разной этажности, масштаба, стилевой характеристики. Границы мо­гут приобретать территориально более развитой характер, превращаясь в «пере­ходные» зоны. Роль таких зон могут играть территории смешанной застрой­ки в пограничной полосе городского центра, включающей элементы разного времени строительства и разного харак­тера; санитарно-защитные зоны между жилой и промышленной застройкой, крупные магистрали с защитными по­садками. В некоторых случаях эти гра­ницы приобретают характер «барье­ров», обладающих объемными характе­ристиками (налы, шумозащитные посад­ки). Иногда границы зон проходят по улицам, которые одновременно играют роль композиционных осей, что придает им особую значимость в композиции.

Разнообразие элементов и их иерар­хия по значимости в композиции опреде­ляют характер связей и в конечном сче­те-композиционную структуру градо­строительных систем. Композиционные связи выражаются в направленности раз-


304 PeiiV,i V Комяошыш.мно-градоопроиюеллг.чй апаш.


Глава 2. Композицчо*"** струыпура градостроительных объектов 305


 



вития композиции, в ориентированности всех названных элементов. Так, струк­турные оси города - магистральные улицы, бз'львары, река-последователь­но «разворачивают» композицию за­стройки, «ведут» зрителя с помощью си­стемы ориентиров. Так же направленно организуется и композиция города в це­лом, в которой можно выделить цен­тральные и периферийные зоны, центры и «подпентры»; эта система может быть весьма сложной, иерархически соподчи­ненной.

Итак, структура градостроительной композиции формируется из простран­ственных элементов. Взаимосвязь этих элементов строится на основе их сопо­ставления, пространственного чередова­ния и иерархической соаодчиненности. Теория градостроительной композиции исследует законы этих отношений и формы их проявления. Задачами ком­позиционной организации 1радострои-тельных систем являются гармонизация этих отношений, обеспечение много­образия, сложности, соподчиненное™ элементов, формирующих своеобраз­ную, эстетически значимую и целостную композицию. Планировочное построе­ние при этом-важный фактор и соста­вляющая в формировании образа горо­да.

Средствами гармонизации про­странственной взаимосвязи и соотноше­ния элементов градостроительной ком­позиции служат такие приемы, как ритмическое чередование элементов в пространстве, их контрастное или нюансное противопоставление, сораз­мерность и масштабность. Можно сгруппировать эти приемы примени­тельно к основным целям создания эсте­тически полноценной среды: достиже­ния задуманного характера и силы воздействия формируемого объекта и создания целостной композиции.

2.2. Характер композиционных элементов градостроительных систем

Характер воздействия градо­строительной среды, эмоциональная окраска, «тональность» этого воздей-


ствия составляют важнейшую сторону художественного произведения архитек­турно-градостроительного искусства Градостроительная среда обладает вы­сокой степенью выразительности, спо­собностью передать сложную гамму эмоциональных переживании. В своем движении по городу человек последова­тельно воспринимает отдельные про­странственные ансамбли - фрагменты единой городской композиции. Эти фрагменты различны по создаваемому эмоциональному эффекту, каждый фраг­мент городской среды воплощает свои черты мироощущения, вплетаясь в поли­фоническое богатство художественного облика города.

Средствами художественного языка, формирующего облик, своеобразие, ин­дивидуальность каждого фра] мента градостроительной среды является весь арсенал композиционных приемов (рис. 150). Сопоставление и сочетание элементов среды по силуэту, пластике, фактуре, цвету, масштабу создает многообразные по облику и эмоцио­нальному воздействию компози­ционные системы. Собственно планиро­вочные решения играют при этом роль «дирижера», организующего компози­цию городской среды и одновременно определяющего многие ее художе­ственные качества. Так, регулярный ме­трический строй «гипподамовой» си­стемы планировки «задает» определен­ную монотонность городского ланд­шафта и требует введения акцептов в виде комплексов зданий и пространств площадей. Радиально-кольцевая схема обладает большим потенциалом кон­трастного и направленного формирова­ния композиции, акценты которой фик­сируются в узловых точках плана. Криволинейные улицы формируют зам­кнутость перспектив, разнообразие све­товых эффектов, тогда как прямоли­нейные проспекты создают предпосыл­ки целостного и доминантного прочте­ния осевой композиции.

Характер восприятия среды-ло­кальность масштабов единовременно воспринимаемых фрагментов (независи­мо от уровня - городского центра, горо­да в целом или регионального уровня»


15!. Типологическое многообразие застройки аай реконструкции


определяегсопоставимость приемов по­строения композиции градострои­тельных систем разных масштабных уровней. Как и цри восприятии город­ской среды, эстетический облик региона складывается из отдельных локальных фрагментов, сопоставляемых и соеди­няемых во времени в единую компози­цию, поэтому формирование компози­ции на любом уровне включает конкрет­но-чувственное образное представление об объекте, которое складывается из ря­да впечатлений. Различие заключается в более сложном иерархизированном со­четании этих разовых фрагментарных представлений в нашем сознании.

Различные по характеру фрагменты кОхМпозиции непосредственно склады­ваются в образное представление, когда речь идет о масштабах площади, улицы. 13 масштабе города происходит от­бор информации-в сознании непроиз­вольно фиксируются лишь наиболее яр­кие, характерные фрагменты и общий характер застройки. Образ города складывается в сочетании этих предста­влений - интегрированного восприятия обшего характера среды и «вплетенных» в эту ткань образов-символов, концен­трирующих образную информацию.

В масштабе региона механизм фор­мирования образного представления о среде аналогичен. Отличие заключает­ся веще большей «избирательности» ин­формации и ее иерархизированносги. Наряду с реальными фрагментами среды, сознание оперирует и такими обобщенными представлениями, как «образ города», «образ ландшафта». Так, представление о ландшафте Сред­него Урала сочетает и отдельные ви­довые кадры-пейзажи, и образное пред­ставление об исторических городах-за­водах-памятниках культуры, и образ го рода-гиганта Свердловска.

Важная особенность композиции градостроительных объектов (и художе­ственного облика среды)-сложное пере­плетение и наложение различных компо­зиционных тем, формирование общего характера композиции как результата интеграции многообразных по художе­ственно-эмоциональному строю фраг­ментов (рис. 151).




м гралктр-'. 307

доминанты, Г-фояовм мстрс*га;5-првроджиеоси юмлошцнм .4 - точки пакорамяого восприятия

152-.Аийлизкомпотчии uc*mfi*,tacu с.южшшейся заспройкиС? здаля (то Ю- В. Рвыикжому) I -нсгариго-архитепурный

J5J. Комлоняшанно-г.ро- стран1яые*ный анализ ансамб­ля уап/ы ш городе (по В. Л. Ви-

I КОЫШИШШОЯКЫД свдхв;6 онал?п иертрхнчесхоя СОIIОЛЧИИСННОССИ «ОМЛОШЦКИ улицы асястеыс города

23. Композиционная значи­мость элементов градостроительных систем

Наряду с различиями в характе­ре образного строя элементов градо­строительной композиции и их сочета­ний самостоятельное влияние на худо­жественную выразительность среды имеет соотнесение элементов по их зна­чимости в композиции. Иерархия элемен­тов по их роли, ритмическое чередова­ние акцентных и рядовых (фоновых) элементов является средством гармони­зации пространственных структур и важным условием создания целостной композиционной системы. Значимость, «акцентность» элементов градострои­тельной композиции обеспечивается их противопоставлением окружающей сре­де за счет общих параметров объектов (размеров, протяженности, высоты зда­ний, размеров водоемов, элементов ре­льефа и др.), своеобразия их простран­ственного решения (силуэта, пластики, цвета зданий, пластики и фактуры эле­ментов благоустройства, малых форм, озеленения и др.). масштаба сооружений и пространств. Важную роль играет ме­стоположение объекта в системе плани­ровки, определяющее возможности его восприятия (рис. 152). Размещение зда­ния в точке, замыкающей перспективу улиц, в панорамно раскрывающейся за­стройке, на высокой точке рельефа при-. дает ему роль доминанты-здесь выяв­ляется значение планировочного реше­ния в иерархическом строении компози­ции градостроительного объекта.

Композиция города предполагает ритмическое чередование элементов разной значимости, что помогает «рас­членить» сложный процесс усвоения гра­достроительной композиции, иерархи-зировать его. А это в свою очередь составляет основу единого целостного восприятия композиции.

2.4. Целостность градостроительных систем

Наряду с художественной вы­разительностью, образностью создавае­мой градостроительством среды, важ-


ной композиционной задачей является достижение целостности ее восприятия. Прежде чем говорить о средствах дости­жения образной целостности градо­строительных объектов, следует указать на их отличие в этом плане от других объектов художественного творчества. Средовое восприятие градострои­тельных объектов, особенно-городов и систем расселения, часто не позволяет определить их четкие границы. Так, мы не фиксируем композиционной границы города, постепенно переходящего в при­городную застройку, тем более - не фик­сируем границы районов расселения, по­этому целостности образного восприя­тия объекта не может помочь представ­ление о его границах. Границы склады­ваются в сознании как*один из «резуль­татов» процесса восприятия. И здесь можно снова обратить внимание на сходство объектов градостроительного искусства с феноменом художественной культуры. В процессе многократного восприятия отдельных фрагментов складывается представление о целостно­сти явления, его структуре. Одновремен­но можно говорить о художественной конкретности этого представления.


Вместе с тем каждый градострои­тельный объект формируется по едино­му замыслу, представляя в проекте за­вершенное композиционное построение. •это определяет участие архитектора-градостроителя в формировании це­лостных пространственных систем, на­правленность решения на создание усло­вий их единого восприятия, на интегра­цию образных фрагментов в единый образ города или региона.

Средствами достижения компози­ционной целостности градострои­тельных объектов является обеспечение необходимого многообразия, сложности


 

элементов композиции, их иерархиче­ской соподчиненное™, соразмерности эле­ментов и их гармонического сочетания в пространстве, компактности системы. Для целостного образного восприя­тия градостроительной композиции не­обходимо достаточное многообразие ее элементов. Монотонное повторение одинаковых элементов застройки и пла­нировки лишает композицию завершен­ности. В свою очередь и излишняя слож­ность, многотемность композиции как в планировке, так и в застройке также на­рушает ее целостность.


Рагдел У. Коытгтционно.градостпрои'пельник ачалш


 


 



134. <~исте на панировочных модулей ячарновомансамбяе Версаля(ао.Ч. В. Лчисимочай)

м<м<мч

шиком две взаимосвязанные задачи. Первая-создание способной к разви­тию, «открытой» композиционной схемы. Наиболее ярко, в виде образа-символа, такую композицию предложил

Понятие разнообразия относится к различиям и в характере элементов композиции, и в их значимости. Отсут­ствие акцентов в застройке, как и излиш­нее злоупотребление ими, в конечном счете приводит к одному результату— потере целостности композиции, ее рас­падению на отдельные фрагментарно воспринимаемые комплексы.

Показатель сложности планировоч­ной композиции характеризует много­образие планировочных элементов и связей между ними. Он выражается в многообразии (числе типов) элементов |каркаса-осей и узлов; в многообразии рядовой застройки, в плотности нестан­дартных элементов по отношению к территории.

Сложность композиции непосред­ственно связана с иерархической струк­турой объекта (рис. 153). Как уже отме­чалось, чем больше размеры градо­строительного образования, тем слож­нее по составу элементов и их иерархиче­ской организации становится компози­ция. В проекте планировки соподчине­ние элементов композиции фиксируется следующими характеристиками:

числом иерархических уровней в по­строении планировочной композиции;

соотношением на каждом иерархиче­ском уровне акцентных и рядовых эле­ментов;

соотношением акцентных элементов разного уровня (композиционной значи­мости) по их эстетическому потенциалу.

Иерархическое строение композиции непосредственно связано с иерархией функциональной организации объектов проектирования. Примером различной иерархической организации компози­ционных структур мо гут служить плани­ровочные схемы городов различной величины.

Важным условием целостности ком­позиции является соразмерность, гармо­ничность сочетания элементов в про­странстве. Средства достижения этих качеств-симметрия и асимметрия про­странственных структур, контрастное и нюансное сопоставление элементов по масштабу, ритмика чередования, «мо­дульность». Гармонизация элементов i пространстве создает основы «прочте-


ния» композиции, познания компози­ционной логики и организованности (рис. 154). При этом чем четче прием ор­ганизации - контрастность противопо­ставления, четкость ритмического по­строения, жесткость симметрии, тем • «понятнее» композиция и активнее ее роль в обшей системе, тем более обшир. ной становится «зона влияния» такой композиции.

Гармоничность, соразмерность эле­ментов определяют не только условие целостности композиции, но и сдау ее эстетического воздействия, художе­ственное совершенство. Необходимое свойство целостной градостроительной композиции - ее компактность - такое строение, которое обеспечивает эффек­тивные визуальные и ассоциативные связи в восприятии элементов среды (рис. 155). По аналогии с функциональ­ной компактностью речь идет об обеспе­чении «доступности» эстетической ин­формации. Компактность композицион­ного строения достигается средствами компактной конфигурации плана (ком­плекса, города), обеспечивающей повы­шение комлозиционного единства эле­ментов за счет их визуальной связанно­сти и сокращения времени их последова­тельного восприятия в процессе пере­движения; рациональным размещен нем, «равнодоступностью» акцентных эле­ментов (композиционного каркаса) в ря­довой застройке: организацией ви­зуальных коммуникаций (раскрытием перспектив, панорам) и трасс «экспози­ции», обеспечивающих включение всех эстетически значимых элементов и ак­тивное восприятие композиции. Потеря композиционной компактности может привести к расчленению целостной ком­позиции на локальные фрагменты.

2.5. Развитие композиции градостроительных систем

Все названные характеристики градостроительной композиции дина* мичны, изменяются с ростом городской территории, реконструкцией застройки. трассировкой новых магистралей. Изме­нение композиционной структуры с рО" стом города ставит перед проектиро8*


Глам 2. Композиционна* структура градостроительных абкктт 309

Н. Ладовский в «параболе» развития Москвы (рис. 156). Вторая -задача - обес­печение преемственности развития ком­позиции во всех ее характеристиках. Так сохранение целостности комнозицион-



Глаеа 2. Коми

НУ Схема юмпозииион ио-*изуаяь ных сеяхй с. Величии УЬпюг(по иселедовачипм ЦЯИИТИА J

157. Представление о компоту чон ной структуре города, вмявяенык р уктных

интервью жютсмй (а), и полученное при натурном o6e.iev0Ganwi(6) (Бостон К. Линчу)

1. Выявление композиционною каркаса города Ландшафтно-нространственнын анализ выявляет: генерализованный рельеф местности. показывающий доминантные точки города и определяющий условия восприятия конкретных городских территорий и элементов; зоны влияния значительных компонентов ландшафта (ценной зелени, крупных акваторий, памятников при­роды); ландшафтно-планировочные узлы разных категорий и значимости, которые являются узла­ми, формирующими композиционную структуру юрода (см. рис. 144,4, БУ Анализ зависимости условий восприятия эле­ментов «г характера движения показывает распре­деление композиционных узлов, восприни­маемых: с движущеюся транспорта '(водные артерии, въезды в город, транспортные площади, магистрали); при пешеходном движении (пеше­ходные узлы, туристские маршруты и др.). Эле­менты дифференцируются в соответствии с их значимостью, интенсивностью и характером дви­жения (рис. 144, В). Анализ размещения намятых н исторических мест фиксирует расположение существующих па-

 

taoccmpoiam

нои структуры с ростом городской тер­ритории обеспечивается развитием ком­позиционного каркаса, его террито­риальным ростом. Актуальными являются задачи образного противопо­ставления новой и сложившейся за­стройки или, наоборот, «вписывания» современной застройки в историческую ткань города.

Ориентированность, направлен­ность развития городов определяет динамичность композиции городских планов, требует от архитектора предви­дения направления развития



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: