(поА- Иконникову, К. Пчельникояу) (Рачрайотана с учетом скоростей транспорта) |
\*в. Bo&ipuAnuc городского ансамбля трог^ссеоаюкенил (Вестминстерское cofowcrnao - по Г. Коллепу)
147. Условные панорамы города 1 -паиорамацептральчого района Берлине; 2 - панорама города прсры оной структуры
србды; длительность во времени формирования эстетического представления о городе (образа города). Одновременно следует иметь в виду различия индивидуальных представлений о городе, определяемых художественной культурой, психологической установкой человека, реальными условиями восприятия. Таким образом, эстетическое потребление городской среды представляет собой многоплановый, развернутый во времени процесс, основой которого, наряду с непосредственным визуальным восприятием, являются такие инструменты психики и сознания, как ассоциативное мышление, память, воображение и др. Все это формирует эстетическое представление о городе как о системе образов, о ряде пространственных композиций, взаимосвязь которых определяется не только их.непосредственной визуальной связанностью, но и более tсложной системой коммуникаций.
Эстетическое представление о городе, как правило, иерархично: выделяются общегородские ориентиры, на базе которых строится общее-представление о городе, и элементы, формирующие представление о среде, непосредственно окружающей человека,-жилой, производственной. Можно говорить о множестве образных моделей города в представлении разных людей и социальных гРуип в соответствии с их эстетическими вкусами и установками, культурными нормами, а также с характером по-
г Л 1 60
вседневных трудовых и бытовых процессов, влияющих на оценку эстетической информации. Процесс этот интуитивен, однако опосредуется как общим багажом художественно-градостроительной культуры, так и образом жизни в целом.
В решении композиции городского плана необходимо учитывать характер освоения "эстетической информации-те формы сознания и психики, которые участвуют в формировании представления о художественном образе города. Соответственно, композиционный анализ и проектирование должны учитывать законы композиции, определяющие:
непосредственное визуальное восприятие городских ансамблей;
построение композиции, разворачивающейся во времени, в сумме отдельных «видовых кадров» (рис. 146);
композиционную организацию обширных территориальных систем, эстетическое освоение которых происходит в результате накопления в памяти отдельных впечатлений и формирования сложно-ассоциативного представления об образе города. В этом случае в проек--гировании используются многообразные условные модели (рис. 147). При этом необходимо учитывать эстетические представления и идеалы эпохи. различных социальных групп населения.
Еще более сложную композиционную задачу представляет проектирование систем расселения регионального масштаба (рис. 148). Помимо увеличения размеров таких систем и усложнения иерархической структуры их эстетического восприятия, они отличаются от города и другими особенностями. Эстсти-
298 р
2УУ
■ ■
148. Комплексна я ciesia роионалыюй с р китеиту рно-п рос три ястве i той 1кспо(иц,ии<' Камгнныи попа /поГ.С. JauKuny) I - на мятынки прпроди; -' горола-иьо/ш;
$ -горола-врспостн;
4 - усадьбы; 5 - иегорлчесгнв
пам*1нш;и;6 кульговис
гамяттшхи и комплексы;
? - воен и »« борони те пьяы.0 сооружен ля:
5 - п рамы шленн ы есоо ружей)
ческое представление об объектах такого масштаба формируется как образ края, в котором- неразрывно связаны особенности природы и создаваемых человеком градостроительных образований. Построение композиции таких систем включает поэтому эстетический анализ и оценку качеств природного и антропогенного ландшафта как основу преобразования облика территории в процессе ее градостроительного освоения. Исследование характерных типических свойств ландшафта, формирующих представление о его идеальном образе (в соответствии с современными представлениями), анализ территориальной и пространственной структуры, геометрии ландшафта, выявление наиболее ценных в эстетическом отношении элементов (участков)-такова основа анализа, предопределяющего композиционное решение.
Следует отметить различия и в содержании предпроектного композиционного анализа при проектировании объектов разного масштабного уровня. Так, создание ансамбля площади, улицы, комплекса зданий общественного центра в сложившемся городе требует исследования композиционных качеств городской среды,, градостроительного «контекста», в котором располагается проектируемый объект.
Формирование нового города требует анализа природного ландшафта в первую очередь как исходной основы построения градостроительной композиции. Проектирование региональной системы расселения определяет задачу исследования природного ландшафта как важнейшей составляющей в облике территориальной системы.
Еще одна особенность построения градостроительной композиции на региональном уровне-отсутствие в ней четких границ. Если на всех уровнях проектирования, включая город, важной задачей является обеспечение целостности композиционной системы, то в масштабе района это требование сохраняется только применительно к задачам собственно проектным: проектировщик в силу образности представления всегда рассматривает объект проектирования
.'•>'
не только как функциональную, но и как композиционную целостность. Вместе с тем в реальности границы таких систем практически не воспринимаются, в них нельзя ощутить каких-либо композиционных «барьеров» или четких «зон влияния».
Сказанное еще раз подтверждает отмеченную особенность градостроительного мышления, которое приближается к комплексному отражению мира художественной культурой народов и поколений. Оно не столько формирует свое эстетическое видение мира в индивидуальном художественном произведении, сколько участвует в безграничном во времени и пространстве потоке художественного сознания, выражаемого как в градостроительных построениях, так и в эстетическом видении природы.
1.6. Проект и реализация
градостроительных
композиций
Для градостроительства характерна двух стадийность создания композиционных структур-первоначально в проекте, а затем-в реальном формировании комплексов зданий и сооружений, городов и поселков, региональных систем расселения. В процессе градостроительного творчества мысленный перевод языка проекта на язык реальных пространственных структур осуществляется органично: архитектор работает как бы в двух языках одновременно. При этом чем больше мастерство проектировщика, тем в большей мере его проектное представление отражает реальные художественные качества будущих объектов.
Вместе с тем аналитическая составляющая в процессе композиционного поиска относится в ряде случаев либо к реальному объекту, либо к проекту, достаточно четко разделяя эти стадии. Так, предпроектный композиционный анализ ситуации относится к реальным градостроительным или природным объектам. При этом непосредственное эмоциональное восприятие эстетических качеств среды рационально осмысливается применительно к поставленным
чичшюно-грайоаврОШПП
Глоп 2. Комяатионка* структура градостроительных объект* 301
Глава 2. Композиционная структура градостроительных объектов |
задачам. В предпроектном анализе могут решаться задачи: выявление стилистических характеристик городской застройки, акцентных и рядовых элементов композиции, видовых точек и трасс наиболее активного восприятия композиции и т.д. Полученная информация в этом случае носит рациональный характер и может передаваться в виде абстрактных символов на соответствующих чертежах.
Одновременно может решаться специальная задача достижения эстетической выразительности проектной информации и, соответственно, проводиться анализ художественных качеств, выразительности градостроительной графики как особого рода искусства. В этом плане представляют интерес исследования возможностей языка чертежа и объемно-пространственных моделей. вопросы целесообразности унификации приемов подачи информации, возможности одновременной передачи функциональной и эстетической информации и т.д.
2.1. Элементы градостроительной композиции
Наиболее общими категориями в построении архитектурной и градостроительной композиции являются п ространство и масса - п рост ранство площадей, улиц, жилых дворов (на более высоком территориальном уровне-долин, водоемов, сельскохозяйственных территорий) и масса отдельных зданий, массивов застройки, озеленения (на более высоком уровне-массивов рельефа, поселений, отдельных крупнейших сооружений). Большой диапазон масштабов градостроительного проектирования определяет значительные различия в реальных характеристиках этих категорий, в их отражении в проекте. Так, проектирование ансамбля площади
Учитывая, однако, что профессиональное мышление архитектора-проектировщика характеризуется единством видения проектного и реального строения объекта, в разборе задач композиционного анализа мы не будем, как правило. разделять их.
Названные выше особенности градостроительных систем как объектов художественного творчества определяют структуру композиционного анализа, осуществляемого в процессе проектирования и в специальных исследованиях композиции сложившихся и развивающихся градостроительных образований. Особенностями анализа являются;
выявление функциональной обусловленности композиционных решений;
выявление природной обусловленности композиции;
выявление исторической обусловленности (преемственности) композиции;
исследование композиции с учетом восприятия объектов во времени;
учет двухстадийности в формировании градостроительных объектов.
обращается к реальным параметрам
пространства, к объемам и пластике за
стройки и микрорельефа. Проектирова
ние города оперирует преимущественно
планировочными представлениями
о структуре магистралей и массивов застройки, с большой мерой условности. наделяя их объемно-пространственными характеристиками. В масштабе районной планировки полностью преобладает территориально-планировочный подход к композиции.
В планировочном двухмерном представлении композиции противопоставление пространства и массы теряетсвое значение. Более того, они часто интегрируются при обозначении композиционной структуры объекта. Например, композиционные оси города обычно понимаются одновременно как пространство
улиц и их застройка, в качестве доминанты городского плана может рассматриваться комплекс площадей и сооружений центра, в историческом городе - ансамбль кремля и окружающих его комплексом. Что же касается региональных градостроите.)1ьных систем, то там в качестве центра композиционного построения может выступать и целый
город-
Формируя территориально-пространственные композиции, градостроительство оперирует геометрическими построениями планировочных схем. учитывая и используя при этом ху-j южественный потенциал застройки. Только в застройке реализуется композиционный потенциал планировочных решении. Собственно градостроительные построения создают лишь предпосылки для окончательной реализации композиционного замысла, тогда как в застройке реализуются принципы гармонического соотношения городского пространства и массивов сооружений, обладающих многообразием масштаба, рисунка, пластики, цвета.
И все же мы можем выделить как особую задачу построение собственно градостроительной (планировочной) композиции и определить принципы гармонизации элементов в плане города и региона. Значимость решений этой задачи определяется тем художественным потенциалом, который, как будет далее показано, закладывается в решение города (системы расселения) уже на стадии его планировки.
Говоря о структуре градостроительной композиции, мы должны определить ее элементы и характер их взаимосвязи. В масштабе отдельных ансамблей мы оперируем категориями объемно-пространственной композиции, характеризуя свойства сооружений и организуемого ими пространства. Собственно планировочные композиции обращаются к более общим категориям, изображая в геометрических символах эстетическую значимость и характер элементов городского плана.
Для характеристики выразительности градостроительной композиции используются понятия двух типов. Пер-
вые определяют эстетическую значимость элементов в пространственной системе. Значимые элементы выступают в виде композиционных центров (узлов, доминант) и осей, формирующих в* совокупности основу (каркас) композиции (рис. 149). Ведущие элементы композиции выделяются на фоне рядовой застройки, образуя иерархию узлов и осей. различающихся по своей роли в композиции города. Роль ведущих элементов в композиции могут выполнять наряду с архитектурными сооружениями и пространствами также элементы природной среды. Так, например, основу композиции центрального ядра Киева составляют оси Крепдатика и набережной Днепра, композиционные узлы площадей (при этом пространственный масштаб нарастает по мере приближения к Днепру).
Вторая группа понятий позволяет описать качественные конкретно-образные свойства композиции, выделить территории, различающиеся по характеру. образному строю архитектурно-планировочного решения. Здесь речь идет о сопоставлении исторически сложившейся и новой застройки, жилых и промышленных комплексов, разных по характеру архитектурного решения общественных центров города. Для описания градостроительных элементов по характеру композиции используются понятия зона и граница, применительно к описанию градостроительной среды и собственно планировочным решениям. Выделяются, например, зоны исторически сложившейся или новой застройки, застройки разных стилей, в парковом ансамбле - регулярной или ландшафтной планировки. В тех случаях, когда рассматривается объемно-пространственная композиция отдельных комплексов, анализ характера композиции использует традиционные для архитектора модели описания отдельных зданий. Образная характеристика градостроительной среды слагается из ряда компонентов-рисунка, пластики и цвета застройки, се масштаба и ритмического построения, стилевых характеристик, т.е. всего арсенале! средств архитектора-градостроителя.
14V. Формирование узлов SX. Средства
гвайострпытелвной комполщии художественной
Москвы и взаимосвязь их со выразительности
структурой природного градостроительных ансамбле*
ландшафта (поЭ. Б>*ану -на аркулре
«Архитектурной фантазии-
ф. Гтрди)
tea i к*. слышх ооъехтоъ
Названные понятия находят различные пространственные выражения на разных масштабных уровнях проектирования. В масштабе площади или улипы в качестве доминанты может выступать отдельное здание или сооружение. Композиционные центры в масштабе города-это, как правило, комплексы зданий, площадей, отрезки улиц; в масштабе региона композиционными центрами становятся целые поселения.
Так же соответствуют масштабу объекта подходы к образному анализу градостроительных систем. В масштабе плошали речь идет о различиях в рисунке, цвете, стилевых характеристиках отдельных сооружений. В городской среде выделяются различные по характеру улицы и площади, районы застройки, различные по геометрии элементы планировки (см. рис. 145). В региональных системах наряду с характером архитектуры поселений оценивается образный характер окружающих ландшафтов.
Границы между разными по характеру композиционными зонами могут представлять собой линию (дорогу, улицу), по которой соседствуют участки застройки разной этажности, масштаба, стилевой характеристики. Границы могут приобретать территориально более развитой характер, превращаясь в «переходные» зоны. Роль таких зон могут играть территории смешанной застройки в пограничной полосе городского центра, включающей элементы разного времени строительства и разного характера; санитарно-защитные зоны между жилой и промышленной застройкой, крупные магистрали с защитными посадками. В некоторых случаях эти границы приобретают характер «барьеров», обладающих объемными характеристиками (налы, шумозащитные посадки). Иногда границы зон проходят по улицам, которые одновременно играют роль композиционных осей, что придает им особую значимость в композиции.
Разнообразие элементов и их иерархия по значимости в композиции определяют характер связей и в конечном счете-композиционную структуру градостроительных систем. Композиционные связи выражаются в направленности раз-
304 PeiiV,i V Комяошыш.мно-градоопроиюеллг.чй апаш.
Глава 2. Композицчо*"** струыпура градостроительных объектов 305
вития композиции, в ориентированности всех названных элементов. Так, структурные оси города - магистральные улицы, бз'львары, река-последовательно «разворачивают» композицию застройки, «ведут» зрителя с помощью системы ориентиров. Так же направленно организуется и композиция города в целом, в которой можно выделить центральные и периферийные зоны, центры и «подпентры»; эта система может быть весьма сложной, иерархически соподчиненной.
Итак, структура градостроительной композиции формируется из пространственных элементов. Взаимосвязь этих элементов строится на основе их сопоставления, пространственного чередования и иерархической соаодчиненности. Теория градостроительной композиции исследует законы этих отношений и формы их проявления. Задачами композиционной организации 1радострои-тельных систем являются гармонизация этих отношений, обеспечение многообразия, сложности, соподчиненное™ элементов, формирующих своеобразную, эстетически значимую и целостную композицию. Планировочное построение при этом-важный фактор и составляющая в формировании образа города.
Средствами гармонизации пространственной взаимосвязи и соотношения элементов градостроительной композиции служат такие приемы, как ритмическое чередование элементов в пространстве, их контрастное или нюансное противопоставление, соразмерность и масштабность. Можно сгруппировать эти приемы применительно к основным целям создания эстетически полноценной среды: достижения задуманного характера и силы воздействия формируемого объекта и создания целостной композиции.
2.2. Характер композиционных элементов градостроительных систем
Характер воздействия градостроительной среды, эмоциональная окраска, «тональность» этого воздей-
ствия составляют важнейшую сторону художественного произведения архитектурно-градостроительного искусства Градостроительная среда обладает высокой степенью выразительности, способностью передать сложную гамму эмоциональных переживании. В своем движении по городу человек последовательно воспринимает отдельные пространственные ансамбли - фрагменты единой городской композиции. Эти фрагменты различны по создаваемому эмоциональному эффекту, каждый фрагмент городской среды воплощает свои черты мироощущения, вплетаясь в полифоническое богатство художественного облика города.
Средствами художественного языка, формирующего облик, своеобразие, индивидуальность каждого фра] мента градостроительной среды является весь арсенал композиционных приемов (рис. 150). Сопоставление и сочетание элементов среды по силуэту, пластике, фактуре, цвету, масштабу создает многообразные по облику и эмоциональному воздействию композиционные системы. Собственно планировочные решения играют при этом роль «дирижера», организующего композицию городской среды и одновременно определяющего многие ее художественные качества. Так, регулярный метрический строй «гипподамовой» системы планировки «задает» определенную монотонность городского ландшафта и требует введения акцептов в виде комплексов зданий и пространств площадей. Радиально-кольцевая схема обладает большим потенциалом контрастного и направленного формирования композиции, акценты которой фиксируются в узловых точках плана. Криволинейные улицы формируют замкнутость перспектив, разнообразие световых эффектов, тогда как прямолинейные проспекты создают предпосылки целостного и доминантного прочтения осевой композиции.
Характер восприятия среды-локальность масштабов единовременно воспринимаемых фрагментов (независимо от уровня - городского центра, города в целом или регионального уровня»
15!. Типологическое многообразие застройки аай реконструкции
определяегсопоставимость приемов построения композиции градостроительных систем разных масштабных уровней. Как и цри восприятии городской среды, эстетический облик региона складывается из отдельных локальных фрагментов, сопоставляемых и соединяемых во времени в единую композицию, поэтому формирование композиции на любом уровне включает конкретно-чувственное образное представление об объекте, которое складывается из ряда впечатлений. Различие заключается в более сложном иерархизированном сочетании этих разовых фрагментарных представлений в нашем сознании.
Различные по характеру фрагменты кОхМпозиции непосредственно складываются в образное представление, когда речь идет о масштабах площади, улицы. 13 масштабе города происходит отбор информации-в сознании непроизвольно фиксируются лишь наиболее яркие, характерные фрагменты и общий характер застройки. Образ города складывается в сочетании этих представлений - интегрированного восприятия обшего характера среды и «вплетенных» в эту ткань образов-символов, концентрирующих образную информацию.
В масштабе региона механизм формирования образного представления о среде аналогичен. Отличие заключается веще большей «избирательности» информации и ее иерархизированносги. Наряду с реальными фрагментами среды, сознание оперирует и такими обобщенными представлениями, как «образ города», «образ ландшафта». Так, представление о ландшафте Среднего Урала сочетает и отдельные видовые кадры-пейзажи, и образное представление об исторических городах-заводах-памятниках культуры, и образ го рода-гиганта Свердловска.
Важная особенность композиции градостроительных объектов (и художественного облика среды)-сложное переплетение и наложение различных композиционных тем, формирование общего характера композиции как результата интеграции многообразных по художественно-эмоциональному строю фрагментов (рис. 151).
м гралктр-'. 307 |
доминанты, Г-фояовм мстрс*га;5-првроджиеоси юмлошцнм .4 - точки пакорамяого восприятия |
152-.Аийлизкомпотчии uc*mfi*,tacu с.южшшейся заспройкиС? здаля (то Ю- В. Рвыикжому) I -нсгариго-архитепурный |
J5J. Комлоняшанно-г.ро- стран1яые*ный анализ ансамбля уап/ы ш городе (по В. Л. Ви- |
I КОЫШИШШОЯКЫД свдхв;6 онал?п иертрхнчесхоя СОIIОЛЧИИСННОССИ «ОМЛОШЦКИ улицы асястеыс города |
■
23. Композиционная значимость элементов градостроительных систем
Наряду с различиями в характере образного строя элементов градостроительной композиции и их сочетаний самостоятельное влияние на художественную выразительность среды имеет соотнесение элементов по их значимости в композиции. Иерархия элементов по их роли, ритмическое чередование акцентных и рядовых (фоновых) элементов является средством гармонизации пространственных структур и важным условием создания целостной композиционной системы. Значимость, «акцентность» элементов градостроительной композиции обеспечивается их противопоставлением окружающей среде за счет общих параметров объектов (размеров, протяженности, высоты зданий, размеров водоемов, элементов рельефа и др.), своеобразия их пространственного решения (силуэта, пластики, цвета зданий, пластики и фактуры элементов благоустройства, малых форм, озеленения и др.). масштаба сооружений и пространств. Важную роль играет местоположение объекта в системе планировки, определяющее возможности его восприятия (рис. 152). Размещение здания в точке, замыкающей перспективу улиц, в панорамно раскрывающейся застройке, на высокой точке рельефа при-. дает ему роль доминанты-здесь выявляется значение планировочного решения в иерархическом строении композиции градостроительного объекта.
Композиция города предполагает ритмическое чередование элементов разной значимости, что помогает «расчленить» сложный процесс усвоения градостроительной композиции, иерархи-зировать его. А это в свою очередь составляет основу единого целостного восприятия композиции.
2.4. Целостность градостроительных систем
Наряду с художественной выразительностью, образностью создаваемой градостроительством среды, важ-
ной композиционной задачей является достижение целостности ее восприятия. Прежде чем говорить о средствах достижения образной целостности градостроительных объектов, следует указать на их отличие в этом плане от других объектов художественного творчества. Средовое восприятие градостроительных объектов, особенно-городов и систем расселения, часто не позволяет определить их четкие границы. Так, мы не фиксируем композиционной границы города, постепенно переходящего в пригородную застройку, тем более - не фиксируем границы районов расселения, поэтому целостности образного восприятия объекта не может помочь представление о его границах. Границы складываются в сознании как*один из «результатов» процесса восприятия. И здесь можно снова обратить внимание на сходство объектов градостроительного искусства с феноменом художественной культуры. В процессе многократного восприятия отдельных фрагментов складывается представление о целостности явления, его структуре. Одновременно можно говорить о художественной конкретности этого представления.
Вместе с тем каждый градостроительный объект формируется по единому замыслу, представляя в проекте завершенное композиционное построение. •это определяет участие архитектора-градостроителя в формировании целостных пространственных систем, направленность решения на создание условий их единого восприятия, на интеграцию образных фрагментов в единый образ города или региона.
Средствами достижения композиционной целостности градостроительных объектов является обеспечение необходимого многообразия, сложности
элементов композиции, их иерархической соподчиненное™, соразмерности элементов и их гармонического сочетания в пространстве, компактности системы. Для целостного образного восприятия градостроительной композиции необходимо достаточное многообразие ее элементов. Монотонное повторение одинаковых элементов застройки и планировки лишает композицию завершенности. В свою очередь и излишняя сложность, многотемность композиции как в планировке, так и в застройке также нарушает ее целостность.
Рагдел У. Коытгтционно.градостпрои'пельник ачалш
134. <~исте на панировочных модулей ячарновомансамбяе Версаля(ао.Ч. В. Лчисимочай) |
м<м<мч |
шиком две взаимосвязанные задачи. Первая-создание способной к развитию, «открытой» композиционной схемы. Наиболее ярко, в виде образа-символа, такую композицию предложил |
Понятие разнообразия относится к различиям и в характере элементов композиции, и в их значимости. Отсутствие акцентов в застройке, как и излишнее злоупотребление ими, в конечном счете приводит к одному результату— потере целостности композиции, ее распадению на отдельные фрагментарно воспринимаемые комплексы.
Показатель сложности планировочной композиции характеризует многообразие планировочных элементов и связей между ними. Он выражается в многообразии (числе типов) элементов |каркаса-осей и узлов; в многообразии рядовой застройки, в плотности нестандартных элементов по отношению к территории.
Сложность композиции непосредственно связана с иерархической структурой объекта (рис. 153). Как уже отмечалось, чем больше размеры градостроительного образования, тем сложнее по составу элементов и их иерархической организации становится композиция. В проекте планировки соподчинение элементов композиции фиксируется следующими характеристиками:
числом иерархических уровней в построении планировочной композиции;
соотношением на каждом иерархическом уровне акцентных и рядовых элементов;
соотношением акцентных элементов разного уровня (композиционной значимости) по их эстетическому потенциалу.
Иерархическое строение композиции непосредственно связано с иерархией функциональной организации объектов проектирования. Примером различной иерархической организации композиционных структур мо гут служить планировочные схемы городов различной величины.
Важным условием целостности композиции является соразмерность, гармоничность сочетания элементов в пространстве. Средства достижения этих качеств-симметрия и асимметрия пространственных структур, контрастное и нюансное сопоставление элементов по масштабу, ритмика чередования, «модульность». Гармонизация элементов i пространстве создает основы «прочте-
ния» композиции, познания композиционной логики и организованности (рис. 154). При этом чем четче прием организации - контрастность противопоставления, четкость ритмического построения, жесткость симметрии, тем • «понятнее» композиция и активнее ее роль в обшей системе, тем более обшир. ной становится «зона влияния» такой композиции.
Гармоничность, соразмерность элементов определяют не только условие целостности композиции, но и сдау ее эстетического воздействия, художественное совершенство. Необходимое свойство целостной градостроительной композиции - ее компактность - такое строение, которое обеспечивает эффективные визуальные и ассоциативные связи в восприятии элементов среды (рис. 155). По аналогии с функциональной компактностью речь идет об обеспечении «доступности» эстетической информации. Компактность композиционного строения достигается средствами компактной конфигурации плана (комплекса, города), обеспечивающей повышение комлозиционного единства элементов за счет их визуальной связанности и сокращения времени их последовательного восприятия в процессе передвижения; рациональным размещен нем, «равнодоступностью» акцентных элементов (композиционного каркаса) в рядовой застройке: организацией визуальных коммуникаций (раскрытием перспектив, панорам) и трасс «экспозиции», обеспечивающих включение всех эстетически значимых элементов и активное восприятие композиции. Потеря композиционной компактности может привести к расчленению целостной композиции на локальные фрагменты.
2.5. Развитие композиции градостроительных систем
Все названные характеристики градостроительной композиции дина* мичны, изменяются с ростом городской территории, реконструкцией застройки. трассировкой новых магистралей. Изменение композиционной структуры с рО" стом города ставит перед проектиро8*
Глам 2. Композиционна* структура градостроительных абкктт 309
Н. Ладовский в «параболе» развития Москвы (рис. 156). Вторая -задача - обеспечение преемственности развития композиции во всех ее характеристиках. Так сохранение целостности комнозицион-
Глаеа 2. Коми |
НУ Схема юмпозииион ио-*изуаяь ных сеяхй с. Величии УЬпюг(по иселедовачипм ЦЯИИТИА J |
157. Представление о компоту чон ной структуре города, вмявяенык р уктных |
интервью жютсмй (а), и полученное при натурном o6e.iev0Ganwi(6) (Бостон К. Линчу) |
1. Выявление композиционною каркаса города Ландшафтно-нространственнын анализ выявляет: генерализованный рельеф местности. показывающий доминантные точки города и определяющий условия восприятия конкретных городских территорий и элементов; зоны влияния значительных компонентов ландшафта (ценной зелени, крупных акваторий, памятников природы); ландшафтно-планировочные узлы разных категорий и значимости, которые являются узлами, формирующими композиционную структуру юрода (см. рис. 144,4, БУ Анализ зависимости условий восприятия элементов «г характера движения показывает распределение композиционных узлов, воспринимаемых: с движущеюся транспорта '(водные артерии, въезды в город, транспортные площади, магистрали); при пешеходном движении (пешеходные узлы, туристские маршруты и др.). Элементы дифференцируются в соответствии с их значимостью, интенсивностью и характером движения (рис. 144, В). Анализ размещения намятых н исторических мест фиксирует расположение существующих па- |
taoccmpoiam
нои структуры с ростом городской территории обеспечивается развитием композиционного каркаса, его территориальным ростом. Актуальными являются задачи образного противопоставления новой и сложившейся застройки или, наоборот, «вписывания» современной застройки в историческую ткань города.
Ориентированность, направленность развития городов определяет динамичность композиции городских планов, требует от архитектора предвидения направления развития