Оценивание контрольных / самостоятельных работ обучающихся в процессе текущей (в т.ч. рубежной) диагностики




Примерная рабочая программа

По развитию речи

Класс

АООП ООО (вариант 2.2)

(1-й год обучения на уровне ООО)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная рабочая программа по развитию речи (5 класс) составлена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2).

Учебная дисциплина «Развитие речи» входит в предметную область «Филология» (наряду с учебными предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»), является специальным предметом.

Специальный предмет «Развитие речи» направлен на развитие у обучающихся всех видов речевой деятельности, потребности и мотивации речевого общения, развитие связной монологической и диалогической речи, достижение уровня коммуникативно-речевого развития, позволяющего понимать, воспроизводить и самостоятельно строить речевые высказывания, соответствующие по содержанию и лексико-грамматическому оформлению теме и цели общения при соблюдении языковых норм и правил речевого этикета. Овладение содержанием дисциплины способствует речевому развитию обучающихся – расширению лексического состава, усложнению грамматической и синтаксической структуры речи, закреплению умений логично строить высказывания, вносить уточнения в сообщения, выражать согласие и несогласие, аргументировать собственную точку зрения, вводить доказательства, предлагать темы для обсуждения, а также развитию умений создавать устные и письменные высказывания на разные темы, составлять деловые бумаги, необходимые в жизни, активно участвовать в диалогах и полилогах.

Учебный предмет «Развитие речи» способствует не только качественной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (с учётом особенностей и возможностей обучающихся), но и качественному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают самостоятельные высказывания обучающихся по изучаемой теме (устные и письменные), активное участие в устном обсуждении темы (проблемы).

Цель учебной дисциплины заключается в развитии и коррекции у обучающихся с нарушенным слухом устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций.

Основными задачами изучения учебного предмета являются следующие:

– развитие способности использовать возможности языка как средства коммуникации и познания;

– совершенствование словарного запаса, обогащение лексикона словами, выражающими морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также лексическими единицами с переносным значением и др.;

– развитие способности понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать в языке связи между предметами и явлениями;

– развитие умений пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств в зависимости от их коммуникативной функции;

– развитие умений осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, а также тексты смешанного типа (описательно-повествовательные) и включать в структуру продуцируемых рассказов элементы рассуждений; осуществлять раскрытие тем и микротем.

Универсальные учебные действия (УУД) в АООП определяются в соответствии с программой развития УУД, разрабатываемой образовательной организацией.

Содержание учебной дисциплины представлено следующими разделами: «Школьная жизнь (Изучаем школьные предметы)», «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Дружба и настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость (речевой этикет)», «Деловые документы», «Школьные мероприятия», «Любимые праздники», «Интересные профессии», «Полезные советы», «Моё будущее». В рамках каждого тематического раздела предусмотрены письменные работы в виде изложений, сочинений и др.

Тематические разделы учебной дисциплины «Развитие речи» выстраиваются не линейно, а концентрически: многие из них начинают осваиваться в первом полугодии и повторяются во втором, при этом происходит углубление и расширение содержания темы.

На материале указанных тематических разделов проводится работа по уточнению словаря и его обогащению за счёт новых для обучающихся слов, по развитию диалогической и монологической речи. Работа над монологом предусматривает обучение пересказу, написанию сочинений и изложений, продуцированию рассказов: о чём-либо в соответствии со своими наблюдениями, по полученным впечатлениям, с опорой на картинный материал.

При организации и проведении словарной работы незнакомые обучающимся слова вводятся в связи с прохождением новой темы. Учитель сам выбирает конкретную лексику, которая естественным образом обусловлена темой. Жёсткого закрепления лексики за той или иной темой не существует. При отборе лексики учителю следует учитывать уже имеющийся у обучающихся словарный запас, который в определённой мере пополняется за счёт внеучебных слухоречевых контактов обучающихся с нарушенным слухом с окружающими людьми.

Развитие диалогической речи составляет одну из центральных задач развития речи. С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения выступает в виде необходимого условия развития диалогической речи; с другой стороны, развитие (совершенствование) умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поскольку реплики диалога могут иметь разную длину, состоять из более либо менее развёрнутых сообщений в виде 2 – 3 предложений, на базе диалога обеспечивается развитие монологической речи (умений строить повествования, осуществлять описания, включать в структуру описательно-повествовательных рассказов элементы рассуждений). При обучении диалогу за основу берётся их группировка по типам используемых диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции [1]:

·вопросо-ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли с побуждением назвать его;

·вопросо-ответные единства, требующие подтверждения либо отклонения чего-либо;

·диалогические единства, включающие сообщение, вопрос и ответ на него;

·диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение;

·диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.

В организации работы по развитию монологической речи большое внимание уделяется обучению изложению текстов. Предусмотрены изложения с различными заданиями, в том числе творческого характера:

·подготовка сжатого изложения;

·расширение фрагмента текста, предложенного для изложения, посредством описания названного в нём предмета (растения, человека, животного или др.);

·придумывание начала либо концовки текста, введение данной части в текст изложения;

·включение в изложение элементов рассуждения (оценка поведения / поступка персонажа и др.).

Работа над монологом предполагает также обучение различным видам рассказывания (написанию сочинений):

– пересказ;

– построение рассказа по картине;

– построение рассказа по серии картин;

– построение рассказа на основе личного опыта (с предварительной подготовкой и без неё).

Развитие речи осуществляется по трём направлениям:

– освоение системной организации языка. Как и на уроках русского языка, это происходит в процессе систематизации языковых наблюдений, выполнения упражнений, анализа значения и структуры типов высказываний. Специальной отработке подлежат многозначные и однокоренные слова; лексические единицы, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия и др. Также обучающиеся упражняются в построении простых и сложных предложений, диалогов, планов к рассказам. Коммуникативная функция речи является материалом языкового анализа;

– развитие языковой способности. Работа по этому направлению представляет собой логическое продолжение деятельности, реализованной в период начального обучения, но осуществляется в усложняющих условиях речевой коммуникации. Обучающиеся овладевают способностью произвольно видоизменять речевой материал, развёртывать или завершать диалог, поддерживать или менять тему беседы, осуществлять синонимическое преобразование предложений, а также осознавать языковые регулярности, сходства в типах предложений, объяснять правильно и ошибочно построенные предложения. Языковая способность на этапе получения основного общего образования поднимается до уровня лингвистической. Это отражается на знаниях способов словообразования и словоизменения, правил соединения слов и пользования речевыми моделями;

– развитие речевой деятельности происходит по линии совершенствования произносительных навыков, восприятия знакомого и нового речевого материала на слухозрительной и слуховой основе. Усиливается роль письменной речи, предстающей в виде способа косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника) и важного средства развития познавательной деятельности.

Совокупная реализация работы по каждому направлению обеспечивает овладение обучающимися предметными, матапредметными и личностными результатами освоения программного материала по развитию речи.

Принципы отбора и организации учебного материала [2].

Конкретный речевой материал, составляющий содержание работы по учебной дисциплине «Развитие речи», отбирается и выстраивается на основе ряда принципов.

Психолингвистические принципы. Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку, чтобы обеспечивать овладение обучающимися речевыми умениями и навыками непосредственно в процессе речевой деятельности. Речевая деятельность при этом выступает в качестве не только формы, но и объекта обучения. В данной связи для уроков отбирается речевой материал, который содействует развитию у обучающихся с нарушенным слухом разных видов речевой деятельности: слуховое и слухозрительное восприятие речи (понимание устной речи), говорение, чтение (понимание письменной речи), письмо (изложение, сочинение и др.). Работа, направленная на совершенствование произношения, навыков слухозрительного восприятия устной речи, на развитие и использование остаточного слуха, предусматривается для проведения на каждом уроке [3].

Основной единицей учебного материала на уроках развития речи является текст: работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена.

Организационно-методические принципы. Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Работа на уроке строится на основе определённой темы. Тема предстаёт в виде содержательного стержня урока развития речи, позволяя отбирать такие речевые ситуации, в которых обучающийся выступает не в роли стороннего наблюдателя, фиксирующего происходящее, а в качестве участника событий. В первую очередь обучающиеся усваивают то, что закономерно связано с особенностями их жизни, с делами, с тем, что вызывает интерес. С помощью темы задаётся не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы, побуждающие обучающихся к речевым высказываниям. В рамки одной темы включается материал, позволяющий параллельно либо последовательно организовывать работу по развитию у обучающихся разных видов речевой деятельности и форм речи. Тематически сгруппированная лексика «обслуживает» на серии уроков по тематическому разделу сразу все разновидности речи. При этом грамматические средства языка (связи слов, структуры предложений) являются нейтральными как по отношению к тематическому разделу, так и в отношении к видам речи. Одни и те же грамматические формы независимо от темы используются в диалогах, устных и письменных монологах.

Дидактические принципы. Учебный материал отбирается с учётом возрастных и речевых возможностей обучающихся с нарушенным слухом. Обеспечивается постепенный переход от более простых и доступных к более сложным видам деятельности с речевым материалом. Речевая деятельность усложняется по содержанию высказываний. Усложнение происходит от близкого к далёкому, от наглядного к отвлечённому. Также усложнение речевых высказываний происходит по лексическому составу, грамматическому оформлению, по композиционному строению. Материал уроков развития речи должен иметь воспитательную направленность, что обеспечивается специальным подбором текстов, ориентированных на формирование речевого этикета, на привитие обучающимся моральных норм.

Организация и проведение уроков развития речи осуществляется с учётом особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся:

– требуется организация особой пространственной и временной образовательной среды. Это предусматривает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися; использование в процессе уроков как репродуктивных, так и продуктивных видов деятельности с учётом возрастных, психофизических возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся. Предусматривается рациональное распределение времени урока для обеспечения предъявления материала, его закрепления, выполнения обучающимися видов деятельности разной степени сложности. Также предусматривается систематическое повторение ранее освоенного материала; формирование у обучающихся способности рационально использовать отведённое на уроке время на осуществление самостоятельной, подгрупповой и фронтальной работы. Одновременно с этим обучающиеся должны иметь возможность действовать в оптимальном для них режиме, параллельно с этим овладевая способностью программировать предстоящую деятельность. Уроки развития речи должны проводиться с использованием разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования). Способ предъявления речевого материала – на слуховой, слухозрительной основе – обусловлен возможностями обучающихся, их слухоречевым опытом. Требуется использовать на уроках различные зрительные опоры, в том числе за счёт применения современных информационно-коммуникационных технологий. Новая для обучающихся лексика обязательно отражается графически;

– требуется осуществление коррекционно-образовательного процесса с использованием специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения. Все используемые методы, приёмы, средства должны содействовать развитию у обучающихся различных видов высказывания, связной речи в целом, формированию языка как средства общения и орудия мышления. При выборе методов и приёмов необходим учёт ряда факторов[4]:

·сущность речевых умений и навыков, которые формируются у обучающихся,

·особенности языкового материала, на котором происходит формирование речевых умений и навыков,

·состояние речевых и познавательных возможностей обучающихся,

·специфика различных видов и форм речи, формируемых у обучающихся (ведение диалога, построение устных высказываний, написание сочинений и изложений и др.).

На уроках требуется проведение бесед, организация работы с текстами по указанным в программе тематическим разделам в сочетании с различными наглядными средствами, а также наглядно-практическими, наглядно-действенными приёмами обучения.

К числу обходных путей обучения относится реализация межпредметных связей в коррекционно-образовательном процессе. Это находит выражение в том, что речевой материал, использованный в процессе других учебных дисциплин, а также на специальных занятиях по программе коррекционно-развивающей работы, применяется для оформления обучающимися своих реплик, при построении устных и письменных рассказов;

– требуется обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач. Это предусматривает закрепление отработанного обучающимися материала в ходе предметных декад (недель), реализуемых во внеурочной деятельности, в процессе специальных занятий по программе коррекционно-развивающей работы, при организации самоподготовки и др. В результате развитие речи обучающихся осуществляется силами всех педагогов, задействованных в непосредственной работе с ними, а также родителями (законными представителями) – при организации выполнения домашней работы.

Также для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся требуется:

– создание на уроках условий, обеспечивающих деловую и эмоционально комфортную атмосферу, формирование активного сотрудничества обучающихся, расширение их социального опыта. Для этого на уроках должна организовываться фронтальная, индивидуальная работа. Необходимо использовать различные коллективные формы организации деятельности обучающихся: парами, группами, что содействует формированию умений сотрудничать, помогать друг другу в осмыслении анализируемых текстов, планов к ним;

– постановка и реализация на уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности. На уроках развития речи должна регулярно проводиться словарная работа. Условно в словарной работе выделяется несколько разделов:

·объяснение нового словаря,

·закрепление словаря, включение его в речевую практику обучающихся;

·выполнение лексических, лексико-стилистических упражнений.

Весь приобретённый речевой материал обучающиеся должны использовать в своей активной речи. Учителю следует не только вводить в речь обучающихся образцы различных высказываний, новые слова и словосочетания, но и уточнять ошибочно построенные и недостаточно полные предложения, а также помогать пользоваться речевыми образцами при выражении мыслей;

– учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений. Обучающиеся с нарушенным слухом нуждаются в предъявлении им нового и малознакомого речевого материала на слухозрительной основе. Устное сообщение материала подкрепляется письменной речью. Этот способ предоставления информации реализуется в рамках каждого тематического раздела учебной дисциплины.

Оцениванию на уроках подлежат как предметные (по традиционной оценочной шкале), так и личностные достижения обучающихся. Оцениванию в обязательно порядке подвергаются все изложения и сочинения обучающихся;

– обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании осваиваемого программного материала. Материал к урокам развития речи должен отвечать требованию его смысловой доступности для обучающихся (лексика, фразеология, синтаксис). Обучающиеся должны быть заняты анализом, преобразованием вполне понятного им текста, построением плана к продуцируемому сложному синтаксическому целому;

– целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать своё мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

 

Учебный предмет «Развитие речи» является органическим продолжением учебного предмета «Русский язык» и тесно связан с ним. В данной связи личностные и метапредметные результаты дисциплин «Развитие речи» и «русский язык» являются едиными.

Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание роли языка в развитии личности и его значения в получении школьного образования;

2. Уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; потребность пользоваться речевыми средствами.

Метапредметные результаты:

1. Владение разными видами речевой деятельности:

·адекватное понимание содержания сообщений, предъявляемых в устной (устно-дактильной) и письменной формах;

·способность извлекать информацию из разных источников: учебника, справочной литературы, в т.ч. разных видов школьных словарей;

·владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

·способность осознавать цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

·умение с использованием вербальных и невербальных опор воспроизводить содержание воспринятого текста;

·способность адекватно (в соответствии с учебной, коммуникативной ситуацией) излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·способность соблюдать в практике речевого общения основные лексико-грамматические нормы русского литературного языка, а также соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе построения письменного сообщения;

·умение выступать перед сверстниками с небольшими сообщениями (в устной, устно-дактильной формах).

2. Применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и умения анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.).

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми; овладение адекватными моделями речевого поведения в различных ситуациях общения.

Предметные результаты:

1. Умение самостоятельно выявлять основной смысл прочитанного текста (формулировать главную мысль своими словами), устанавливать смысловые связи между частями текста, составлять план рассказа.

2. Умение различать оттенки слов в тексте, использовать их в самостоятельной речи, понимать семантику наиболее употребительных фразеологических оборотов, а также сравнений, эпитетов, метафор.

Умение строить синтаксические конструкции разного типа, соблюдая в речи грамматические закономерности:

·простые нераспространённые и распространённые предложения, разны по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),

·сложные предложения:

– указывающие на местонахождение предмета (Ребята поехали в музей, который находился в центре города),

– характеризующие предмет по тем или иным свойствам и качествам (Маше подарили книгу, о которой она давно мечтала),

– выражающие причину желательности / нежелательности, возможности / невозможности того или иного действия, необходимости / отрицания действия (Денис не хочет ехать в лес, потому что там много комаров; Женя не может носить кроссовки, потому что они ему малы; Надо взять зонт, потому что пошёл дождь),

– указывающие на знания / умения, незнания / неумения чего-либо (Витя не умеет писать, потому что он маленький),

– указывающие на причинные отношения (Мама не смогла прийти на школьное собрание, потому что она уехала в командировку),

– указывающие на цель или назначение действия (Егор сам сделал ёлочные игрушки, чтобы украсить школьную ёлку),

– выражающие противопоставление с союзами а, но (В квартире тепло, а на улице холодно),

– указывающие на место или направление действия со словами где, куда, откуда (Саша побежал туда, где играли его одноклассники),

– выражающие сообщение, высказывание - сочетание глаголов говорить, кричать, отвечать, объяснять, повторять и т.д. с союзами что, как (Учитель ещё раз повторил, что праздничное в пятницу не состоится),

– указывающие на мыслительную деятельность, чувство, состояние - сочетание глаголов думать, понимать, знать, чувствовать, радоваться с союзами что, как (Миша обрадовался, потому что ему купили собаку),

– указывающие на совпадение действий по времени с союзами когда, пока (Когда я был в школе, приехал отец),

– указывающие на разновременность действий с союзами когда, после того как (Когда прозвенел звонок, все ребята разошлись по классам),

– выражающие обусловленность действия с союзом если (Если завтра не будет дождя, мы поедем на экскурсию).

3. Умение вести диалог, расспрашивать собеседника об участниках событий, о времени, месте, причинах, обстоятельствах событий.

4. Умение отвечать на вопросы по тексту (повествовательным, описательным, описательно-повествовательным, с элементами рассуждения), составлять план к тексту (вопросный, простой).

5. Умение составлять небольшие по объему записки-сообщения, мини-отчёт о выполненных действиях, писать поздравления в открытке.

6. Умение составить sms-сообщения и ответить на них, найти необходимую информацию в Интернете (по заданию учителя).

7. Умение осуществлять подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на план (словесный, картинный); соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения. Умение воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида человека, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием.

8. Умение находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему; составлять повествовательные, описательные, описательно-повествовательные рассказы, а также рассказы с элементами рассуждения (писать сочинения объёмом не менее 30 слов).

9. Умение писать изложение текстов (90 – 100 слов).

10. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Тематические разделы:

1. Отдых, развлечения

2. Школьная жизнь (изучаем школьные предметы)

3. Природа и человек

4. Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)

5. Отношения в семье

6. Я и мои друзья (моя семья)

7. Здоровый образ жизни

8. Вежливость (речевой этикет)

9. Моя страна (мой город)

10. Интересные профессии

11. Любимые праздники

12. Деловые документы

13. Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.)

14. Жизнь без опасностей

15. Школьные мероприятия

16. Дружба и настоящий друг

17. Человек в городе

18. Моё будущее

19. Полезные советы

 

Репродукции картин

1. Виноградов С.А. «Весна»

2. С.И. Грибков С.А. «Водовоз»

3. Пластов А.А. «Летом»

4. Решетников Ф.П. «Опять двойка»

5. Серебрякова З.Е. «За обедом», «Катя в голубом у ёлки»

6. Юон К.Ф. «Зимний солнечный день»


Распределение учебных часов по тематическим разделам

№ п/п Название тематического раздела Количество часов Диагностика: стартовая, текущая (рубежный контроль), промежуточная
Всего Распределение по четвертям
       
1. Отдых, развлечения            
2. Природа и человек           Стартовая диагностика (изложение)
Промежуточная диагностика (изложение)
3. Школьная жизнь (изучаем школьные предметы)            
4. Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)            
5. Отношения в семье            
6. Я и мои друзья (моя семья)           Письменное изложение текста (рубежный контроль за 1 четверть)
7. Здоровый образ жизни            
8. Вежливость (речевой этикет)            
9. Моя страна (мой город)            
10. Интересные профессии            
11. Любимые праздники           Сочинение с элементами рассуждения (рубежный контроль за 2 четверть)
12. Деловые документы            
13. Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.)            
14. Жизнь без опасностей            
15. Школьные мероприятия            
16. Дружба и настоящий друг           Сочинение с элементами рассуждения (рубежный контроль за 3 четверть)
17. Человек в городе            
18. Моё будущее            
19. Полезные советы            
Итого            
Рекомендуемое количество часов на письменные работы – 85 ч. (62,5 % учебного времени)

Распределение учебных часов с указанием количества учебного времени на выполнение устных и письменных работ

№ п/п Название раздела. Количество часов
Всего Виды работ
Устные Письменные
1. Отдых, развлечения      
2. Природа и человек      
3. Школьная жизнь (изучаем школьные предметы)      
4. Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)      
5. Отношения в семье      
6. Я и мои друзья (моя семья)      
7. Здоровый образ жизни      
8. Вежливость (речевой этикет)      
9. Моя страна (мой город)      
10. Интересные профессии      
11. Любимые праздники      
12. Деловые документы      
13. Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.)      
14. Жизнь без опасностей      
15. Школьные мероприятия      
16. Дружба и настоящий друг      
17. Человек в городе      
18. Моё будущее      
19. Полезные советы      
Итого      

 


Примерное тематическое планирование [5]

 

№ п/п Направления (разделы работы) темы Характеристика деятельности обучающихся
I четверть
Отдых, развлечения (6 часов)
1. Примерные темы: 1. Празднование Дня знаний 2. Вспомним летние каникулы 3. Игры и развлечения летом 4. Летом в лесу (сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Летом») Составляют рассказ о праздновании Дня знаний, оформляют его в виде сочинения-миниатюры (повествовательный рассказ на основе личного опыта). Составляют рассказ о летних каникулах, оформляют его в виде сочинения (повествовательный рассказ на основе личного опыта). Составляют диалоги о летних каникулах, работая в парах, подгруппах. Пишут сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Летом». Составляют предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности; распространяют простые предложения за счет уточнения места, времени, обстоятельства действия, признаков предметов. Используют в рассказе элементы описания.
Природа и человек (5 часов)
2. 1. Прутики багульника (по Ю. Яковлеву). Подробное изложение 2. Осень (пересказ текста) 3. Сбор урожая (повествовательный рассказ по сюжетной картине / серии картин) 4. Золотая осень (рассказ по пейзажной картине) Пишут контрольную работу (изложение) в рамках стартовой диагностики. Осуществляют пересказ заданного текста. Составляют повествовательный рассказ по сюжетной картине (или серии картин). Составляют рассказ по пейзажной картине. Составляют планы к рассказам повествовательного и описательного типа, выражают своё отношение к природе, эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции речевыми средствами. Составляют простые распространённые предложения с опорой на иллюстративный материал. Составляют сложные предложения с придаточными условия и времени, соблюдая в речи грамматические закономерности; самостоятельно описывают явления природы с использованием усвоенных действий и признаков предметов. Выделяют в текстах части, законченные в смысловом отношении.
Школьная жизнь (изучаем школьные предметы) (6 часов)
3. Примерные темы: 1. Классный кабинет 2. Школьная библиотека 3. Новые учебные предметы 4. Мои успехи Составляют план описательного рассказа о классном кабинете, пишут описательный рассказ по плану. Составляют план описательного рассказа о школьной библиотеке, пишут описательный рассказ по плану. Участвуют в диалоге, сообщают о расписании уроков в 5 классе, о новых учебных дисциплинах. Пишут рассказ по личным впечатлениям. Составляют диалоги о событиях в школе. Проходят проверку восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.
Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.) (3 часа)
4. Примерные темы: 1. Школьный праздник 2. Классный час 3. Достижения российских спортсменов Беседуют, задают друг другу вопросы, работая в парах, группах. Делятся личными впечатлениями о событиях школьной жизни. Выступают с устными сообщениями перед одноклассниками. Определять значение новых слов с опорой на их морфемный состав; отделяют существенную информацию от несущественной; строят предложения с однородными членами. Обдумывают предстоящий ответ; отбирают необходимые языковые средства, осознавая цель высказывания и адресата: что-то сообщить, объяснить, описать и т.д.
Отношения в семье (8 часов)
5. Примерные темы: 1. Моя семья (описательный рассказ по семейной фотографии) 2. Близкие и дальние родственники, родственные связи 3. Семейный быт 4. Семейные традиции / праздник 5. Помощь детей родителям 6. Семейный обед (описательный рассказ по репродукции картины З.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: