Мотивы и причины буллинга в школе.




Профилактика буллинга в школе.

Князев Олег Анатольевич, Краснодарский край, Павловский район, МБОУ СОШ №13 им. Ф.И. Фоменко, учитель физики, информатики, преподаватель-организатор ОБЖ

Что такое буллинг в школе?

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.[1]

На сегодняшний день это явление носит массовый характер, много детей во всех странах мира подвергаются школьной травли.

Выделяют несколько типов буллинга:

Физический. Он может проявляться как побоями, так и членовредительством.

Поведенческий. Это бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей.

Вербальнаяагрессия. Может выражаться в насмешках, оскорблениях, окриках.

Кибербуллинг - это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Он осуществляется через: электронную почту, онлайн чаты, социальные сети, посредством мобильной связи и т.д.

Существует также такое понятие, как моббинг, оно очень похоже на буллинг, но у них разная суть. Буллинг – это индивидуальное насилие, а моббинг – это коллективное насилие. Понятие «моббинг» было введено в 1963 году (К. Лоренцем), оно имеет такой же массовый характер, как буллинг.

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Мотивы и причины буллинга в школе.

Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

К мотивам буллинга можно отнести:

• зависть;

• месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

• самоутверждение в коллективе;

• стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

• желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

 

Причины буллинга:

1. Негативное влияние семейного воспитания

В ряде исследований было показано, что прямое влияние семьи на развитие агрессии у подростков осуществляется посредством демонстрации родителями агрессивных моделей поведения (по отношению друг к другу, самому подростку, другим детям) и положительного подкрепления. К основным факторам семейного воспитания, связанным с агрессивным поведением детей, относят особенности детско-родительских отношений, родительские позиции, стили воспитания. Влияние на формирование агрессивности как одного из видов нарушения поведения таких семейных факторов, как отчужденность, холодность, неуважение к личности подростка, эмоциональное неприятие, постоянные ссоры, непоследовательность требований, чрезмерно строгие наказания, отражено в различных исследованиях Фурманова И.А. и Чепракова Е.А. [2;3]

Если более подробно описывать влияние семьи на развитие агрессии в младшем подростковом возрасте, то можно выделить несколько видов неблагоприятных условий, создаваемых родителями, которые приводят к тому, что их ребенок начинает проявлять агрессию:

· Жестокое обращение родителей с детьми. Взрослые могут причинять страдания своим детям, как дурным обращением, так и игнорированием их. Неудивительно, что в семьях, где к детям применяются грубые и суровые наказания, с большей вероятностью вырастут агрессивные и антисоциальные люди. Насилие порождает насилие. Согласно результатам интервьюирования членов неблагополучных семей, чем больше родители бьют своих детей, тем чаще эти дети нападают не только на братьев и сестер, но и на родителей.[4] Подростки особенно склонны реагировать агрессивно, когда их бьют родители. В случае же подростков, которым свойственно антисоциальное поведение, вероятность агрессивного реагирования была значительно выше у детей, которые подвергались жестоким наказаниям со стороны родителей.

На основе этих и других данных Паттерсон сделал вывод: «Антисоциальные подростки с большей вероятностью, чем нормальные подростки, будут оставаться агрессивными в условиях применения родителями умеренных наказаний». Ровно важно и то, что агрессивное реагирование проблемных подростков не только становиться привычным для них, но и окупается, то есть оказывается вознагражденным. Как правило, с достаточно высокой вероятностью они получают то, чего добиваются. Их агрессия вознаграждается, что ведет к повторению агрессивных действий и закреплению агрессивного поведения. [5]

· Применение дисциплинарных наказаний. По мнению специалистов, применения физических наказаний, как утверждающего власть метода воспитания ребенка, посредством которого воспитывающий стремиться с помощью силы добиться своей цели недопустима, так как, с этой точки зрения, силовые методы порождают скорее упрямство и агрессию, а не принятие моральных стандартов общества. Применяемые родителями наказания, которые оценивались исследователями, во многих случаях смешивались с другими факторами. Многие родители, применяя физические наказания, были, холодны и безразличны к своим детям, временами даже явно враждебны к ним, не уделяли внимания и часто проявляли непоследовательность или попустительство в воспитании своих отпрысков. Они не были достаточно избирательными и последовательными в выборе действий, за которые награждали или наказывали, и постоянно и без разбору придирались, ругались и угрожали своим детям. [6]

· Стиль воспитания как фактор агрессии. Резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями, с точки зрения многих авторов, наиболее неблагоприятна для психики ребенка. Неустойчивость такого стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт как агрессивность, упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклоняющимся поведением.[7]

· Конфликтные семьи как фактор агрессии. Преступность и делинквентность часто связывают с негативным влиянием распавшейся семьи. Многие ученые, как обычные люди, считают, что часть правонарушителей являются социально дезадаптированными жертвами аномальных семейных условий. В силу того, что будущие преступники не только росли в бедности, но так же имели одного из родителей. Они просто не могли усвоить традиционные нормы и ценности общества. В общем, разбитая семья «как бы экранизирует другие, более весомы перемены». Другие факторы, часто сопровождающие разрушение семьи, могут в действительности обуславливать антисоциальные тенденции подростка. Некоторые из подростков не отличаются особенной агрессивностью до начала подросткового периода, но ближе к его концу становятся склонны к насильственной агрессии. Когда Фаррингтон обратил внимание на семейные условия таких подростков, он выявил, что в подавляющем числе случаев матери и отцы в таких семьях ссорились и дрались друг с другом в раннею юношеский период жизни этих детей. Далее скандалы и ссоры родителей, по-видимому, способствовали развитию сильных агрессивных диспозиций у этих подростков. Напряженные отношения в семье явно повышали их агрессивные наклонности. Подростки могут постоянно испытывать состояние дистресса, обусловленное антагонизмом между родителями. Чем сильнее скандалы, свидетелями которых бывают дети, тем более мощный дистресс они испытывают. Как и в других областях человеческого поведения, сильные негативные переживания могут продуцировать у подростков агрессивные реакции [5].

· Конфликты и развод. Когда конфликты между родителями становятся не столь серьезными, что ведут к расторжению брака, они часто являются источником сильнейших переживаний подростков и могут, таким образом, провоцировать его агрессию. [5]

 

2. Педагогическая ошибка

 

Долгое время школьная травля рассматривалась как естественный элемент социализации ребенка в учебной группе. Этому можно найти множество примеров в литературе, описывающей разные, в том числе закрытые и привилегированные учебные заведения. Только в последние несколько десятилетий представления о негативных последствиях травли и об альтернативных способах построения отношений в процессе обучения стали набирать обороты. Однако по-прежнему имеют силу и находят своих сторонников сопровождающие травлю мифы, которые амнистируют агрессоров, обвиняют жертв и поддерживают невмешательство свидетелей (т. е. упрочивают конфигурацию отношений, характерных для травли) [8;9]. В исследовании связи между убеждениями учителей относительно травли и их способами реагирования на нее были обнаружены следующие закономерности. Учителя, считающие, что буллинг позволяет детям научиться уверенности и решительности, склонны поддерживать ребенка в умении защитить себя, давать ему советы и вовлекать в ситуацию родителей. Учителя, принимающие травлю как норму, реже включаются в ситуации буллинга, реже поддерживают ребенка, оказавшегося в роли жертвы, реже вовлекают в ситуацию родителей. Учителя, убежденные, что травля прекратится, если обижаемые дети будут избегать агрессоров, активно участвуют в увеличении дистанции между жертвой и преследователем, в поиске новых соседей по парте и партнеров по игре для ребенка, подвергшегося преследованию.

 

3. Психологические причины

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

· Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

· Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

· Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

· Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

· Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

· Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

· Трусливы и озлоблены.

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.[10]

4. Социальные причины

Прежде всего здесь необходимо отметить рост пропаганды и поощрения доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в Интернете, компьютерных играх. Особенно сильно такому влиянию подвержены юноши, которые предпочитают смотреть боевики и играть в компьютерные игры, в которых присутствует ограничение по возрасту, так ка там присутствуют сцены физического насилия и убийства (шутеры, файтинги, экшены и т.п.) 11]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: