Работа пропагандистской машины Вермахта с населением оккупированных территорий.




Вражеская пропаганда на оккупированных территориях

Историки признают, что в первые месяцы Великой Отечественной войны нацистская пропаганда приносила Третьему Рейху ощутимые плоды на оккупированных территориях СССР. Пропагандистским «мозгом» всего Третьего Рейха можно считать Йозефа Геббельса, который сумел за годы своей работы на посту рейхсминистра образования и пропаганды отточить искусство информационной войны.

Осознавая, что одной из важных составляющих успеха германской армии на территории Советского Союза является лояльное к ней отношение со стороны местного населения, главные идеологи информационной обработки советских граждан решили разыграть главную козырную карту. Этот козырь был прост и, вместе с тем, крайне действенен для определенных категорий людей. Заключался он в том, что оккупированные территории СССР были буквально завалены узконаправленными материалами, которые открыто, скажем так, рекламировали солдат Вермахта как освободителей от «большевистского ига». «Освободители» изображались либо с лучезарными улыбками на фоне групп радостных «освобожденных» советских детей, либо с грозными лицами, которые показывали, какой «праведный» гнев они питают по отношению к большевикам и прочим «нежелательным элементам» советского общества.

Определенную роль в первые месяцы оккупации сыграла немецкая пропаганда, которой занимались специальные отделы при управах. Пропаганда сулила тем, кто готов пойти на сотрудничество с немецкими войсками буквально златые горы: от солидного по тем временам денежного довольствия, продуктовых пайков до возможности проявлять свою власть в отношении лиц на вверенной территории.

Мощное идеологическое давление осуществлялось через печать. Было организовано издание газет и листовок, в которых рассказывалось о победном шествии немецких войск. Население сгонялось для просмотра кинохроник, в городах велось радиовещание на русском языке.

Среди населения Пскова распространялись фашистские газеты: «Островские известия», «Гдовский Вестник», «За Родину» (она печаталась в городе Дно), «Северное слово» и другие, а также журналы «Новый путь» и «Победа». Целью их было обмануть русский народ, запугать его, убить у жителей оккупированных районов веру в победу Красной Армии, парализовать волю к борьбе с захватчиками, поколебать великую дружбу народов Советского Союза. Широко публиковались состряпанные гитлеровским министром пропаганды Геббельсом «победные» сводки, в которых говорилось о том, что красная армия разгромлена, что она не может оказать и не оказывает сопротивления германской армии, продолжающей победоносный марш по СССР. В газетах помещались различного рода пасквили на советскую действительность, на руководящих работников и должностных лиц.

Периодическая печать на оккупированной Псковщине представлена была газетами двадцати наименований («Свобода», «Путь к счастью», «Радость» «Новое время», «Псковский вестник» и др.) Самыми читаемыми были «Правда» и «За Родину». Газета «За Родину» печаталась на типографском оборудовании фронтовой газеты Северо–Западного фронта «За Родину» (оборудование типографии не успели вывезти при отступлении). Первый номер газеты вышел 10.09.1942 года.

Разоблачением фашистской пропаганды занимались партизаны и подпольщики, издавая газеты: «Ленинградский партизан», «Славковский льновод», «Голос молодежи», «За колхоз». Наиболее полно в коллекции представлена газета «За Советскую Родину», редактором которой был поэт и писатель Иван Васильевич Виноградов. Некоторые газеты и листовки печатались на Большой земле и забрасывались в тыл врага, а некоторые удавалось печатать в условиях оккупации. Партизанские строки скупы: не обо всем можно было писать и не всегда хватало места. Был опасен не только труд печатника, мужества требовало и распространение газет и листовок. Но значение их трудно переоценить: так люди узнавали о действительном положении на фронтах, о жизни в блокадном Ленинграде, зверствах немецких оккупантов, о том, что может сделать каждый для борьбы с врагом.

В целях идеологической «обработки» местного населения были созданы круглогодичные т. н. «политические школы». Их в обязательном порядке должны были посещать представители интеллигенции – врачи, учителя, как «основные носители идеологии».

Важная роль в работе с местным населением отводилась пропаганде германского образа жизни. Формированию положительного образа немецкой нации призваны были способствовать статьи в прессе, передачи по радио, школьные учебники.

Так, в учебнике «Родной язык. Четвертая книга для чтения» размещены несколько рассказов о Германии. Это – «Земледелие в Германии», «На заводе в Германии», «В немецкой деревне». В рассказах главная тема – трудолюбие, практичность, рационализм немецкой нации. Небольшой немецкий рассказ на русском языке «На государственной трудовой повинности в Германии» дает удивительно «трогательную» картину из жизни остарбайтеров в Германии: «В Германии все знают девушек государственной трудовой повинности. Каждый с радостью смотрит на них и читает в их ясных и открытых лицах радость труда, гордое сознание своего долга и пользы своей работы. …Где бы вы ни встретили такую девушку – в городе, в поезде или в деревне – всегда с восторгом рассказывает о своей работе, своем лагере и своих подругах». И далее еще 11 строк в этом же духе. Но вряд ли сказать мог бы кто-то из 11 тысяч вывезенных из Пскова остарбайтеров о жизни «в неметчине» с такой радостью. Для большинства это было рабство. В рассказе не упомянуто об обязательном ношении на одежде нагрудного знака «OST», клейма раба.

О полном бесправии вывезенной в Германию рабочей силы поведала в Опросном листе псковичка Катя Борисова, вывезенная на работу в Германию в 1942 году. Тогда ей было 16 лет. В Германии была отдана в работницы владельцу строительной фирмы Оскару Кальмусу. Из Опросного листа К. Борисовой: «Вставала к 6 часам, убирала 27 помещений, приготовляла завтрак для 7 человек семьи, убирала тротуары, стирала, топила кочегарку. Кормили для такой работы плохо и недостаточно. За проступки 5–летнего сына хозяев фрау Кальмус неоднократно избивала и обзывала партизанкой и русской свиньей».

Система народного образования на оккупированной территории практически была уничтожена. Если вспомнить, что говорилось вождями нацизма об образовании для русских (4-х классное образование, минимум предметов: русский и немецкий языки, счет до 500, четыре арифметических действия, Закон Божий, пение, труд, рисование), то неудивительно, что в Пскове с перерывами работало несколько школ для детей 8-12 лет (около 200 учащихся).

В сентябре 1941 года была открыта детская художественная школа, где рисованию обучалось 45 детей.

В оккупированном Пскове в мае 1942 года возобновил регулярную работу радиоузел. Передавались русские народные песни (3–4 раза в день), читались лекции о Германии, Гитлере, передавались сводки с фронта (до 6 раз в день). Темы лекций: «Хозяйство СССР и Германии», «Биография Гитлера», «Новая Европа», «Расы и расовая теория», «Две революции» (Октябрьская революция в России и приход к власти в Германии национал-социалистов), «Забота германских властей о честных советских гражданах», «Поддержка германских войск – забота о будущем своем счастье», «Адольф Гитлер и дети» и др.

Бесплатная раздача брошюр о жизни Германии, о сельском хозяйстве, промышленности, о вождях германской нации, демонстрация передвижных фотовыставок, киносборников – все это должно было убедить оккупированное население в самых «чистых» намерениях оккупантов.

Пропагандистская машина использовала любую возможность, чтобы переманить на сторону Третьего Рейха большее количество людей. Одним из таких ходов являлись кинопоказы в кинотеатрах (импровизированных кинотеатрах) оккупированных городов. Показы эти начинались с неизменного «Die Deutsche Wochenschau» – пропагандистского киножурнала, повествующего о «славных» победах Вермахта.

В качестве одного из методов нацистов на захваченных территориях был пропагандистский метод, связанный с тем, что Третий Рейх якобы собирается восстановить Русскую Православную Церковь. Православные верующие, особенно представители духовенства, весьма позитивно встретили новость, которая исходила из уст оккупационных войск. Священникам первоначально действительно дали определенную свободу на оккупированных территориях, однако назвать то, что делали нацисты в захваченных областях СССР, восстановлением церкви и духовных традиций русского народа может лишь тот человек, который крепко сидит на своих убеждениях.

Ход с «возрождением» роли РПЦ – яркая и привлекательная картинка, которая на деле ни имела ничего общего с действительностью. Церковь в итоге стала одним из механизмом пропагандистской атаки на народ, оказавшийся буквально лицом к лицу с поработителями.

В Пскове в августе 1941 года появились представители Русской Православной миссии, созданной в Риге. Возглавлял миссию Прибалтийский экзарх Митрополит Сергий (Воскресенский). Задача миссии была определена как возрождение духовной жизни на освобожденной (от большевизма) территории. Возрождение подразумевало открытие храмов, закрытых при Советской власти, восстановление приходов. Около 300 священников прибыли из Прибалтики на Псковщину в составе миссии. У миссии в Пскове было свое печатное издание – «Православный христианин». Отношение к Псковской Православной миссии до сих пор нельзя назвать однозначным. Кто–то считает Миссию неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, кто–то – относит ее участников к разряду коллаборационистов.

С началом оккупации в Пскове были открыты 10 храмов, в том числе Троицкий собор. Правда, некоторые храмы в Пскове потом снова были закрыты, в них разместились конюшни, склады торфа, угля. В конце концов, в Пскове в течение всего периода оккупации действовало два храма – Троицкий собор и церковь Дмитрия Солунского (на бывшем Петровском, нынешнем Плехановском посаде). 1 января 1942 года верующих псковичей произошла передача Псковской Православной миссии чудотворного образа – Тихвинской иконы Божьей Матери. Хранилась икона в кладовой комендатуры. На службу в Троицкий собор икону сопровождали немецкие часовые. Именно из Пскова эта православная святыня отправилась заграницу на долгие шесть с лишним десятков лет.

22 июня в Пскове отмечался оккупационными войсками как день начала борьбы за освобождение России. В этот день в Пскове проводился военный парад. В 1943 году парад немецких войск возглавила рота гвардейской бригады Русской Освободительной Армии (РОА), дислоцировавшейся в Стремутке. По некоторым сведениям, это был единственный парад РОА на оккупированной территории СССР.

Возглавивший РОА генерал А. А. Власов в апреле 1943 года предпринял агитационную поездку по тыловому району группы армий «Север». Выехав из Риги, Власов по пути заехал в Псково-Печерский монастырь, побывал в Пскове, Дно, Порхове, Дедовичах, Сольцах, Гдове, Луге, Сиверской. В поездке генерала сопровождали члены т. н. «Русского комитета», созданного в начале 1943 года в Пскове для сбора средств на создание РОА и вербовки добровольцев. В состав комитета входили городской глава Пскова В. М. Черепенькин, бывший городской глава Новгорода Пароменский, редактор газеты «За Родину» Г. Д. Хроменко. Комитет способствовал организации в Пскове курсов пропагандистов и курсов медсестер для РОА. Эта поездка генерала Власова дорого ему обошлась: выступления Власова в тылу группы армий «Север», его заявления в псковском театре и в Сольцах типа: «Мы не хотим коммунизма, но мы также не хотим быть немецкой колонией», «В Москве мы примем немцев как гостей, а не поработителей и захватчиков» не были одобрены немецким командованием. В результате А. А. Власов был отозван в Берлин.

В Пскове имелись крупные театральные труппы, артисты которых получали продовольственный паек и заработную плату. В 1992 году в Санкт-Петербурге вышла книга мемуаров Н. К. Печковского «Воспоминания оперного артиста». В ней говорится о том, что «всенародная популярность великого артиста не спасла его от сталинской тирании, бросившей без вины виноватого певца в концлагерь».
Во время выступлений на оккупированной территории в его репертуаре не было ничего антисоветского. Но дивиденты немецкой пропаганде он приносил огромные. Это видно из материалов в коллаборационистской и немецкой прессе, освещавших его деятельность. Так, орловская газета «Речь» писала 16 октября 1942 года: «Артист Мариинского оперного театра Николай Константинович Печковский на днях дал во Пскове три концерта. Псковичи с нетерпением ждали знаменитого русского артиста и чрезвычайно были рады дорогому гостю, порадовавшему население своими прекрасными песнями. Печковский не пожелал следовать с красной ордой, вожди которой несомненно желали иметь при себе такого крупного деятеля искусства. "Я рад служить своему народу и его освободителям — германским воинам», — говорит Николай Константинович"». Кроме оккупированной территории, нацистские пропагандистские службы организовали концерты Печковского в Риге, Таллине, Праге, Берлине,Вене.

В Пскове фашистам через месяц после взятия города удалось восстановить радиоузел и городскую трансляционную сеть, выведенную из строя при отступлении Красной Армии. Программа радиопередач строилась следующим образом: до 6 раз в день передавались «последние и фронтовые известия», статьи из газеты «Псковский вестник» и рижской «Правды», до 3-4 раз в день транслировались концерты и записи на грампластинках, в репертуар включались русские народные песни, рассказы, музыка. Иногда на мелодии советских песен исполнялись произведения фашистского содержания. С 1942г. сотрудники псковского Дома просветителей стали организовывать по радио выступления лиц, «пострадавших от бандитов-партизан» и «раскаявшихся в своих преступлениях партизан». Псковский священник Георгий Бениксен по предложению псковского отдела пропаганды с 1942 года стал заведовать отделом детских передач псковского радиоузла. В этих передачах принимали участие не только священники, но и воспитанники церковной школы. Для взрослых еженедельно выходил «религиозный час». По средам шли передачи «Ученые и религия», «Святые русской земли».

Геноцид против евреев нацисты могли осуществлять лишь при содействии или хотя бы при сочувственном отношении к этим акциям со стороны местного населения. Поэтому не было ни одного направления в идеологическом воздействии на жителей России, оказавшихся под немецкой оккупацией, в котором бы не присутствовали антисемитские сюжеты. Основная задача этой политики заключалась в том, чтобы доказать: у немцев и русских есть общий враг – евреи. В Псковской газете «За Родину» в течение всех лет оккупации существовала рубрика «Беседы с Домной Евстигнеевной», где носителем исконной народной мудрости выступала деревенская богобоязненная старушка. Из номера в номер в ее уста коллаборационистскими журналистами вкладывались следующие мысли: «Потерял народ наш разум, когда жидовских вшей себе за шиворот пустил. Вот они его и объели. Ну, да война выучит, жидовскую храбрость мы знаем. Немец ему в печенку въелся, вот он русский народ и гонит на убой за свои жидовские интересы».

Всего же на территории Псковской области нацисты и их пособники, включая местную и эстонскую полицию, уничтожили более 5000 местных, эвакуированных и депортированных из Европы евреев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: