Направленность личности и характер




Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенно­стей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и обще­нии, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер — врожденные особенности поведения. Психические свойства, образующие характер, называются чертами характера. Они развиваются под влиянием жизненного опыта и воспитания в процессе деятельности человека. Характер формируется и проявляется в деятельности.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он ведет себя в зна­чимых жизненных ситуациях, которые позволяют удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Проявление характера

Характер человека проявляется:

в том, как он относится к другим людям: родным, близким, товари­щам, малознакомым и т.д. — устойчивая и неустойчивая привязанность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость. При взаимодей­ствии с другими людьми выступают такие черты, как: неуживчивость, покладистость, миролюбие или склонность к спорам;

в отношении человека к самому себе: самолюбие и чувство собствен­ного достоинства или неуверенность в своих силах;

в отношении человека к делу: добросовестность, ответственность, энтузиазм;

в отношении к вещам (как к общественной собственности, так и к своим вещам).

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются у детей раннего возраста. Следо­вательно, истоки характера и признаки его стабилизации нужно искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании характера играет общение с окружа­ющими. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются со взрослыми и сверстниками, подражая всем и во всем. Взрослые поль­зуются в это время доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает условия для подкре­пления нужных форм поведения.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетание.

К. Юнг делил людей на интровертов и экстравертов.

Экстраверт ориентируется в своем поведении на внешние впечатле­ния, а не на внутреннее состояние. Для экстравертов характерны: легкая приспособляемость к изменениям в окружающей обстановке, общитель­ность, непринужденность.

Интроверт погружен в себя, руководствуется в своих поступках вну­тренними состояниями и отношениями. Плохо себя чувствует в непривыч­ной обстановке, с трудом налаживает контакты с людьми, предпочитает общаться только с теми, кого хорошо знает.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиоло­гических особенностей человека и прежде всего от тина нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявление харак­тера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания.

Особенности темперамента могут противодействовать или способство­вать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность, реши­тельность. Для меланхолика серьезная проблема — преодоление робости и тревожности.

 

Понятие способности

Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навы­кам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (Б. М. Теплов).

Виды способностей:

природные (естественные) — в основе своей биологически обуслов­ленные (такие элементарные, как восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям), они связаны с врожденными задатками, но не тождественны им. Они формируются на их основе, при наличии эле­ментарного жизненного опыта, через механизмы научения типа условно рефлекторных связей;

общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности, например, умственные способности, развитая память, совершенная речь и т.д.;

специальные способности определяют успехи человека в специфиче­ских видах деятельности, например, музыкальные, художественные, тех­нические, математические и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

Уровни способностей:

средние — подражательные, стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительская деятельность;

одаренность — начала творчества в определенной сфере деятельно­сти;

талант — творческая способность в одном ограниченном направле­нии;

гениальность — синтез нескольких талантов.

Воля — это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности или умение преодолевать внутрен­ние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Благодаря воле регулируется профессиональная деятельность человека. В профессиональной деятельности человека роль воли значительна, так как часто возникают самые различные трудности: утомление, ухудшение настроения, конфликты на производстве и т.п. Без преодоления этих внеш­них и внутренних трудностей профессиональная деятельность не может быть успешной.

На личном уровне первичные волевые качества проявляются в таких свойствах, как: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Суще­ствуют вторичные, или производные, волевые качества — решительность, смелость, самообладание, уверенность. Обычно в жизни они появляются в сочетании с характером. К третьей группе качеств (третичные волевые качества) относят качества, которые связаны с морально-ценностными критериями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиаль­ность, обязательность. Также можно отнести качества, которые одновре­менно являются отношением человека к своей профессиональной трудо­вой деятельности: инициативность и деловитость.

Основной функцией волевой регуляции поведения является повышение эффективности профессиональной деятельности человека. Волевая регу­ляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удер­живать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддер­живать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие вышеуказанных позна­вательных процессов от низших к высшим означает приобретение челове­ком волевого контроля над ними.

Приемы самовоспитания волевой регуляции поведения могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих усло­вий:

• начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодо­левать сравнительно незначительные трудности;

• преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолевать человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел не утрачивал дальнейшей перспек­тивы, не терял из виду дальнейших целей деятельности. Поэтому необхо­димым условием воспитания воли является формирование высших моти­вов деятельности — моральных принципов и убеждений;

• принятое решение должно быть исполнено. Если решение принима­ется, но не исполняется, то воля дезорганизуется;

• в случае если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую пер­спективу, важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближай­шие перспективы.

К числу важных условий формирования воли человека относится стро­гое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения за слабовольными людьми показывают, что они не умеют правильно организовывать ни работу, ни отдых. Волевой человек, разумно организуя свою деятельность, не торопясь, выполняет намеченное, поведе­ние его характеризуется собранностью и целеустремленностью.

Область психологической науки, в которой изучаются причины поведе­ния человека и средства управления этим поведением, носит название пси­хологии мотивации.

Термин «мотивация» представляет собой понятие более широкое, чем термин «мотив».

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность при­чин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве объяснения высту­пают психологические свойства субъекта поведения, во втором — внешние условия и обстоятельства его профессиональной деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, интересах
и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют
поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда говорят
о диспозиционной и ситуационной мотивации как аналогах внутренней
и внешней детерминации поведения.

В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если человек
сможет осознать свои потребности, то сможет объяснить причины своего
поведения. Определить потребности и выяснить побудительные мотивы
не всегда легко. Когда человека просят объяснить причины своего поведения, он часто испытывает затруднения (особенно ему трудно найти
оправдание дурным поступкам). В этих случаях говорят о бессознательной мотивации.

Бессознательная мотивация — это чувства и потребности,
неосознаваемые человеком, но тем не менее влияющие на его поведение.
Бывает, что человек ловит себя на мысли, что, например, бесцельно слоняется по комнате или садиться за руль, не имея при себе ключей. Последователи 3. Фрейда считают, что многие человеческие поступки мотивируются
бессознательно, т.е. большинство людей часто не осознают истинные при-
чины тех или иных поступков. Некоторые работники, например, постоянно
опаздывают, несмотря на то, что они специально выходят пораньше, но все
равно не успевают к назначенному сроку. Фрейдисты объяснили бы такую
склонность к опозданиям наличием бессознательной мотивации, напри-
мер, бессознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись
позже всех.

Случается и наоборот, что человек довольно легко и быстро находит
причины, объясняющие его поступки. Так, например, усердную работу специалист сферы общественного питания может объяснить желанием получить повышение по службе или желанием заслужить высокую награду.
В этом случае говорят о сознательной мотивации.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность
и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение
определенной цели.

Мотивация это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей
организации.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных действий.

Мотив — устойчивая осознаваемая причина, потребность человека
в различных видах деятельности или поведения. Мотивировка — объяснение своих поступков.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.

Потребность состояние нужды организма в чем-то, не всегда осозна­ваемом.

Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у чело­века чувства неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, пери­одичность возникновения и способы удовлетворения. Дополнительной является предметное состояние потребности, т.е. совокупность тех объ­ектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Классификация всех человеческих потребностей представляется невы­полнимой задачей. Однако Абрахаму Маслоу, работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифициро­вать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды (рис. 5.1). Взгляды А. Маслоу пользуются большой популярностью, так как создают впечатление, что их легко при­менять на практике.

В основание пирамиды поместили каждодневные физиологические потребности. Это самые основные из всех человеческих потребностей (потребность в биологическом существовании, нище, воде, средствах к существованию). Затем следуют потребности в безопасности — потреб­ность в физической и межличностной безопасности, защите и стабильно­сти в повседневной жизни. На следующей ступеньке находятся социальные потребности (потребность в любви, душевном тепле, взаимоотношениях с окружающими людьми). Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попа­дает уже на уровень потребности в уважении (потребность испытывать уважение со стороны окружающих; уважение, престиж, признание, потреб­ность в самоуважении, чувство собственной компетентности, мастерство). Высший уровень потребностей, на котором происходит реализация потен­циала человека — необходимость раскрыть себя, расти и использовать свои потребности максимально полно и творчески, — эго уровень самоактуали­зации.

Пытаясь определить характерные качества людей, достигших уровня реализации потребности в самоактуализации, А. Маслоу исследовал жизнь сорока девяти человек, которые, по его мнению, максимально реализовали свой личностный потенциал. Среди них Альберт Эйнштейн, Элеонора Руз­вельт, Авраам Линкольн.

Оказалось, что личностям, достигшим уровня самоактуализации, при­сущи следующие качества:

• честность и бескорыстие. Они способны на объективность и альтруизм;

• креативность. Люди ведут себя естественно и непосредственно, им нравятся нестандартные решения;

• терпимость. Они полностью принимают самих себя и готовы принять других такими, какие они есть;

• жизнелюбие. Они обладают способностью полностью погружаться в какую-либо деятельность и радоваться даже самым простым вещам;

• чувство юмора. Они умеют ценить юмор, их легко рассмешить;

• чуткость. Они испытывают глубокую симпатию и сочувствие к дру­гим людям.

 

Рис. 5.1. Иерархическая модель потребностей по А. Маслоу

По мнению А. Маслоу, в нашем мире очень мало людей, которым дей­ствительно удалось полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Он обследовал около трех тысяч студентов и только об одном из них смог сказать, что он — самоактуализировавшаяся личность. Среди людей более зрелого возраста такие, безусловно, встречаются чаще.

Согласно модели А. Маслоу, люди в течение жизни постоянно двига­ются по этой пирамиде вверх-вниз.

В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вершине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удов­летворены потребности низшего порядка. Однако некоторые исследования говорят о том, что потребности высшего порядка (самоуважение и самоак­туализация) становятся важнее, чем потребности низшего порядка (физио­логические, безопасности, социальные), по мере того как человек подни­мается по карьерной лестнице. Другие авторы отмечают, что потребности варьируют в зависимости от стадии развития карьеры индивида, размера организации и даже географического положения. Нет никаких свиде­тельств в пользу того, что удовлетворение потребностей на одном уровне уменьшает их важность и делает более важным удовлетворение потребно­стей следующего, более высокого уровня.

Второе после потребности по своему мотивационному значению поня­тие — цель.

Цель конечный, предполагаемый результат фрагмента поведения.

Рассмотренные мотивационные образования — мотивы, потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы

человека. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам:

широта — качественное разнообразие мотивационных факторов;

гибкость — подвижность связей, существующих между мотивацион­ными факторами;

иерархизированностъ — характеристика строения конкретных уров­ней организации мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей челове­ческого поведения рассматриваются такие мотивационные состояния, как: желания и намерения, ценности, интересы, задачи.

Желание и намерение — сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга непосредственные, внутренние побудители поведе­ния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Ценности можно определить как устойчивые предпочтения, в отноше­нии соответствующего хода событий или их результата.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной актуальной в данный момент времени потребностью.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необ­ходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

 

Задание№ 2: Домашнее задание подготовиться контрольной работе!!!

Повторить темы:

-Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие.

- Общая характеристика памяти, внимания

- Общая характеристика мышления и речи.

- Понятие воображения и способностей.

- Психические состояния и их регуляция.

- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

- Психические свойства личности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: