Задонский Тихон св. Сокровище духовное от мира собираемое. М., 2000. С. 332–337.




Дорожная карта

 

1. Реферируя текст Тихона Задонского, статью Д. И. Фонвизина «Животное, скот» и его же «Письмо Тараса Скотинина…», выясняем, как в русском православном сознании воспринималось определение «скот», что оно значило в определении человека и его качеств.

 

2. Затем открываем комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» и начинаем ее внимательно читать. Выписываем все слова, где бы они ни звучали и кто бы их ни говорил, связанные с семантикой животных и скотства. Задача: выписать все слова такого типа по всему тексту, чтобы увидеть, как их много. Например, уже в 1 действии читаем: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ли я тебе, воровская харя, чтобы ты кафтан пустил пошире». Выписываем слова «скот» и «харя». И т. д.

 

3. Доходим до действия 3, явления 1. Здесь видим диалог Правдина и Стародума, которые рассуждают о человеке, его чести и долге. Анализируем и выписываем основные положения с комментариями. Это сложный материал, поэтому думаем и ищем ответы на вопросы: что такое честь? что такое благонравие и добронравие? что за богатство имеет Стародум (он говорит – «мою душу, мою честь, мои правила»)? У вас доложен получиться своеобразный «каталог» идеальных качеств человека, как видел их Д. И. Фонвизин.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задонский Тихон св. Сокровище духовное от мира собираемое. М., 2000. С. 332–337.

 

Портрет Тихона Задонского

Справка:

Тихон Задонский (в миру – Тимофей Савельевич Соколов, 1724–1783) – епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Современник Д. И. Фонвизина. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

В 1769 году удалился на покой и стал монахом в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Пользовался огромным авторитетом у своих современников как духовный наставник и мудрец. На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения (собрание его сочинений, вышедшее в 1826 году, насчитывает 16 томов). Плодом размышлений его о природе и о людях были очень популярные в среде читателей книги «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

 

[Фрагменты главы «Скот» из книги «Сокровище духовное…»]:

 

«Какое в скоте и зверях наблюдается злонравие, такое имеется и в человеке <…>. В скоте видим самолюбие. Видим, как он сам один пищу хочет пожирать, со скоростью хватает ее и пожирает, а прочий скот не допускает и отгоняет. Это есть и в человеке. Сам обиды не терпит, но прочих обижает. Сам презрения не терпит, но прочих презирает. Сам о себе клеветы слышать не хочет, но на других клевещет. Не хочет, чтобы имущество его было похищено, но сам чужое похищает. <…>. Словом, хочет сам во всяком благополучии быть, и злополучия избегает, а о других, подобных себе людях, не думает. Вот скотское и премерзкое самолюбие!

В скоте примечается гордость. То же видится и в человеке. Видим, как бедный человек других унижает, а себя превозносит. Как других презирает, а себя прославляет. Как других обвиняет, а себя извиняет. Как других осуждает, а себя оправдывает, других злословит и хулит, а себя хвалит. Видим, как везде первенства ищет, другими хочет владеть, над другими господствовать, другими повелевать, от всякого почтение иметь. Что означает выдумывание красивых и златотканых одеяний, богатых домов, высоких карет и дорогих коней, богатых трапез, многоразличными кушаниями и напитками наполненных, и прочая суета и пышность, — что, говорю, это все означает, если не гордость, в сердце человеческом кроющуюся, которая во всем и во всякой вещи ищет себе прославления? Гордость везде и всем хочет себя показать, а смирение, Богу и людям любезное, — скрыться. Видишь, человек, гордость человеческую, но знай, что чем мерзостнее перед Богом порок, тем он скрытнее и мало кем узнается. А узнается только теми, которые со всяческим прилежанием себя рассматривают и в различных находятся искушениях. Зачем же земля, пепел, и тень смертная гордится?

Видим в скоте гнев и ярость. То же имеется и в человеке. Видим, как он гневается, как негодует, ропщет, злится, как себя терзает, весь от гнева, как лист от ветра, трясется, как себя заклинает, как злословит, ругается и часто страшную хулу извергает, как обидевшему грозит, как на него злится и ищет, как бы ему отомстить. Это действие богомерзкого и пагубного гнева, в сердце у человека кроющегося!

<…>.

О, какой смертоносный яд, какое великое и пагубное зло в сердце человеческом кроется! Как беден и окаянен человек! Внешний вид показывает человека, как он создан, а внутри истинное животное, даже хуже животного <…>. О бедный человек! В какое ты состояние пришел, согрешив перед Господом и Создателем своим, послушав совета лукавого врага своего! О, создание Божие высокопочтенное, создание, образом Божиим и подобием удобренное, в какую подлость и гнусность впало! Где твоя первозданная красота и благолепие? Где твоя святость, чистота, правда и непорочность? Где твой Божественный свет, который душу и разум твой просвещал? Где твое блаженство богоподобное, которое Создатель твой в начале тебе даровал? Все это отошло от тебя! Всего этого лишил тебя грех твой. Лишил блаженства, и вверг во всяческое бедствие и окаянство. <…>. Лишил Божественного образа и подобия, и изобразил животное безóбразие. Был ты создан по образу и подобию Божию, но сделался безóбразен и подобен животному. «Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» (Пс. 48:13, 21). Был свободен, но сделался пленником; был свят и чист, но сделался оскверненным и мерзким. <…>. Был храмом Святого Духа, но стал жилищем нечистых духов. О лютое падение! О пренесчастливые перемены! Люто то время, день и час, в который человек лукавого змеиного совета послушал и заповедь Создателя своего преступил! <…>. Бедный человек, ты, который крестился во имя Святой Троицы и имя свое записал Иисусу Христу Сыну Божию! Смотри, какая мерзость в сердце человеческом кроется! Что тебе пользы, что ты имя Божие исповедуешь и часто взываешь: «Господи! Господи!», а злой и скотский нрав в себе имеешь?».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: