Исследователи игры связывают ее происхождение в основном с
• магико-культовыми потребностями социальной группы
• врожденными биологическими потребностями организма.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне исторического развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На ранних стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, детской игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы, пращи, арканы и т.п.), являющиеся точными копиями орудий взрослых, не меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли детские игры-упражнения, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений.
В первобытном обществе игры взрослых отражали смену времен года, восход и заход созвездий, рост и созревание плодов, жизнь и смерть человека и т.д., т.е. они разыгрывали порядок вещей в природе, как они этот порядок воспринимали. На ранних ступенях развития общества игры выступали в их коллективизирующей и тренирующей роли.
|
Позднее из игры стали выделяться культовые игры и создаваться культы, ритуалы, праздники и т.д. как отдельные явления. Игры древних охотников, воинов и земледельцев со временем потеряли магическое значение, а сами игры остались (метание, забрасывание, бег, хоровод и т.п.) Карнавальные маски были когда-то атрибутами культовых церемоний. Игра в карты, раскладывание пасьянса напоминает колдовство. Игра в «кошки-мышки» была, возможно, ритуалом, связанным с выбором искупительной жертвы.
В дальнейшем и детские игры, и игры взрослых усложнялись. С усложнением орудий труда и дальнейшим разделением труда в обществе дети постепенно исключаются из недоступных для них сфер производственной деятельности. Сложные орудия труда при уменьшении их размера для детей теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство.
Это привело к появлению сначала изобразительных игрушек, затем игрушек, лишь напоминающих предметы, с которыми действуют взрослые. Возникает сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в своих чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых.
Связь игры с празднествами. В Древних Афинах на период Олимпийских игр устанавливалось перемирие, отменялись наказания преступникам. Греки считали, что боги покровительствуют игрокам и сами желают принимать в них участие. В Древнем Риме состязания, зрелища, гладиаторские бои и военные парады составляли содержание праздников, которые должны были продемонстрировать силу государства и авторитет императора. Игры так же были массовым зрелищем. Они давали народу отдых и развлечение, пищу для эмоций.
|
Игра была предшественницей театра. Установлена связь театра с народными обрядовыми трудовыми играми в Древней Греции, на Востоке.
С утверждением христианства церковь стала занимать все более враждебную позицию по отношению к играм. Серьезно-трагические мировоззрения христиан не гармонировали со стремлением народа к играм. Однако в католических странах осуждение игры церковью было в значительной мере номинальным, и карнавалы в городах продолжались неделями, причем в народных играх иногда участвовало и духовенство. В эпоху Реформации запрет на игры сделался более жестким. Игры рассматривались как грех, излишество, непристойность; преследовались в уголовном порядке. Этическая позиция протестантов - враждебное отношение к играм, праздности, свободному общению. В основанных пуританами — членами протестантской церкви — североамериканских колониях преследовались кегли, карты, кости, театр, танцы. Безделье каралось трехлетним трудом на галерах.
Русская народная культура издавна была богата играми. До селам и городам бродили скоморохи, гусляры, выступали бродячие артисты, забавлявшие публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками, прибаутками. По праздничным дням устраивались обрядовые игры, различные состязания, петушиные бои, медвежья травля, лошадиные бега, бои «стенка на стенку». Скоморохи выступали как организаторы народных гуляний. По сути это были первые «массовики-затейники». Одна ко Стоглавый собор уже в XVI веке осудил «скоморошьи потехи», а в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче «бесчинства», «бесовские игры», песни, хождения с медведями были запрещены под угрозой штрафа и батогов.
|
При Петре I существенно обогатился дворянский аристократический досуг. Петр стремился, и небезуспешно, внедрить в России ассамблеи, бальные вечера, карнавалы, маскарады. Игровой «потешный» элемент был широко представлен в повседневной жизни петровского двора, в управлении и военном деле, сослужив немалую службу в его реформаторских усилиях. Петр почти насильственно внедрял игровые формы и строго карал «ослушников», не желавших участвовать в веселых компаниях и ассамблеях.
В послепетровскую эпоху народная игровая культура стала оскудевать. Со стороны религиозно-политических институтов морали и общественного мнения мы обнаруживаем- двойственное отношение к играм: иногда их поддерживают, возвышают, превращают в священную обязанность. В других случаях игра подвергается гонениям. Это объясняется, по-видимому, тем, что функции игры по отношению к любому конкретному обществу противоречивы: игра обучает, развлекает, воспитывает, развивает дух солидарности, но она же и пародирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов, положений.
Однако предреволюционное и послереволюционное время резко обеднило культуру, утратило традиции игрового потенциала, используемого прежде всего в системе семейного воспитания детей и в рамках собственно общения друг с другом.
В конце 20 – начале 21 века мы наблюдаем всплеск интереса к игре, прежде всего, к игре – шоу. В конце 80-х и в 90-х годах прошлого столетия на телевизионных экранах появляется множество популярных игр, многие из которых популярны и по сей день.
Человек конца XX — начала XXI века легко меняет роли, маски, образы, а следовательно, потенциальная возможность игровых составляющих его поведения и жизненных установок гораздо выше, чем в предшествующих культурах. Все это позволяет сделать вывод, что расширение процесса можно рассматривать как современную социокультурную тенденцию, создающую богатое, содержательное основание для игр. Игра не только воспроизводит, но и производит человеческие отношения, она создает особый тип социальных связей.
Массово-затейный жанр отличается повышенным интересом к отдельной личности. В игре человек, как в хорошей работе, проявляет самые лучшие свои качества.
Организация игрового общения сегодня становится неотъемлемой частью любой социально-досуговой акции, праздника, народного гулянья. Именно игра превращает каждого присутствующего в документального героя, активно действующего участника зрелищного представления. В играх ярко выражено активно творческое начало ее участников. И несмотря на предварительную обусловленность замысла само игровое действо определяется во многом выдумкой и фантазией самих играющих. В процессе игры часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет игры принимает новые обороты, запланированное содержание обогащается, расширяется, обрастает именно этим интересен игровой жанр.
__________________________________________________________________