Прошлое, настоящее, будущее в пьесе«Вишнёвый сад»




Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой «Вишневый сад». История циклична: по спирали (иногда и вниз) развивается и меняется общество, моральные и этические нормы также подвергаются переосмыслению. Жизнь человека невозможна без памяти о прошлом, при бездействии в настоящем и - без веры в будущее.

На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «вся Россия – наш сад» и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить или же будет вырублен под самый корень.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности.

Действие разворачивается на рубеже исторических времен, когда на смену изжившему себя дворянству приходит купечество, предпринимательство. Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, старый лакей Фирс являются представителями прошлого. Они часто вспоминают старые времена, когда не было надобности беспокоиться о чем-либо, особенно о таких низменных вещах, как деньги. Аристократы наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – они не хотят приспосабливаться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Вишневый сад для Раневской – драгоценные воспоминания, самое лучшее, что у нее было и есть в жизни, она не допускает мысли о том, чтобы продать его, вырубить, уничтожить. Для Гаева имеют значение даже такие вещи, как столетний шкаф, к которому он обращается со слезами на глазах: “Дорогой, многоуважаемый шкаф!”Для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. И Фирс так думает, не хочет перемен, даже отмену крепостного права он воспринял как величайшее горе, отказался от воли, оставшись в имении. Он искренне любит семью Раневской и Гаева, остается предан им до самого конца. Фирс не осознает, что бывшие хозяева не способны принять решения о будущем - его, старого слуги, или своего собственного, будущего горячо любимого вишневого сада…Они просто отдаются течению жизни и плывут по нему куда вынесет.

На смену дворянству и старине приходит нечто новое – купечество, олицетворение настоящего. Представителем этого поколения является Ермолай Алексеевич Лопахин. Он родом из простой семьи, его дед был крепостным крестьянином, а отец торговал на деревне в лавке, но благодаря собственным усилиям Лопахин смог многого добиться и сколотить состояние. Для него на первом месте деньги, в вишневом саду он видел лишь источник прибыли. Ума Ермолая хватило на то, чтобы разработать целый проект, чтобы помочь Раневской в её плачевном положении. Именно смекалистость и тяга к материальным благам отличают преуспевающих в обществе настоящего времени.

Но ведь рано или поздно настоящее тоже должно чем-то смениться. Будущее всегда видится изменчиво и смутно, именно таким его и показывает А. П. Чехов. Будущее поколение довольно разношёрстно: совсем юная – 17 лет - Аня и Варя, 24-х лет (ее привязанность к быту, прошлому подчеркнута деталью: всегда с ключами на поясе,- не случайно она нравилась Лопахину),«вечный студент» Петя Трофимов, горничная Дуняша, как в кривом зеркале отражающая свою барыню неразборчивостью в любви и неспособностью проявить волю; и молодой лакей Яша, законченный негодяй.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – они не боятся реализоваться в жизни, не боятся труда. Аня меняет свое отношение к прошлому и будущему под влиянием Пети. В 1 действии она молча соглашается с мечтой дяди выдать ее замуж за богатого для спасения семейства от долгов. А в 4-ом действии уходит из обреченного дома со словами: «Здравствуй, новая жизнь!» Петя не скрывал, как трудно бывает жить в бедности он потому в свои 26 лет и выглядит «облезлым барином»), но он считает, что это лучше, чем согласиться жить за чужой счет (а Раневская этого и не замечает, так привыкла …).Он справедливо утверждает, что обломовщина «переродила» дворянскую интеллигенцию, так что прежним хозяевам имения должно быть стыдно жить на свете: “Мы отстали по крайней мере лет на двести, нет ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску …”. Он увлекает своими идеями Аню, у нее уже готов план, как устроить свою жизнь: «Мы будем много работать, мы… посадим новый сад, еще краше прежнего». Здесь явная перекличка со словами Пети: «Вся Россия наш сад…»

Но есть и другой тип молодёжи, его представляет юный лакей Яша.
Совершенно беспринципный, пустой, способный на одни усмешки и ни к чему не привязанный человек. Цинично его отношение к матери, старику Фирсу, к малой родине и России в целом. Что же будет, если будущее будут строить такие, как Яша? Или такие, как преуспевающий в настоящем Лопахин? Его мечты обновить Россию трудом дачников безосновательны-дачники, они дачники и есть, им дело только до себя…Обеспеченность не принесла ему счастья, он не удовлетворен своей жизнью, остро ощущает отсутствие высшего смысла, чтобы быть подстать родной шири, одухотворенности образа вишневого сада – самого трогательного образа пьесы. Но сам же Лопахин и губит САД, отдает под топор и его, и ДОМ.

Отношение к прошедшему, настоящему и будущему в комедии неоднозначно, сложно, вызывает и сочувствие к тому хорошему, что должно уйти(таков закон развития жизни), и тревогу за будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: