Можно ли откладывать брачный контракт (агд) на долгий период после помолвки?




Сватовство в Исламе.

 

БисмиЛляхиРрахмааниРрахиим.

 

Содержание:

Предисловие.

Определение.

Его хукм.

К кому обращаются за сватовством женщины.

К кому не разрешено свататься

Сватовство к женщине, к которой уже посватался мусульманин.

Просьба о совете в сватовстве и упоминание недостатков сватающегося.

Положение взгляда при сватовстве. Хукм этого.

А) Обусловлено ли знание сватаемой или ее согласие для того, чтобы посмотреть на нее?

Б) Повтор взгляда на невесту.

В) Если невеста не понравилась.

Г) Взгляд невесты на жениха.

Д) Отправка фото невесты по Интернету.

Е) О красоте избранника (цы).

Ж) Может ли девушка нарядиться для того, кто посватался к ней?

Уединение с невестой

Прикосновение к невесте

Разговор со сватаемой.

Отказ от сватовства.

О том, как проводится сватовство.

Можно ли откладывать брачный контракт (агд) на долгий период после помолвки?

 

📚Предисловие

 

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

 

Это краткая работа об ахкамах сватовства, дающая общее ознакомление с этими положениями, которая была составлена по основе прекрасной книги шейха Абу Малика Камаля ибн Саида Салима, которая называется "СахихФикх ас-Сунна уаадиллятухууатаудыхмазахиб аль-аимма". Мы перевели этот раздел из книги шейха, с некоторыми правками и сокращениями, и также добавили в некоторых местах слова признанных ученых.

 

 

📚1. Определение

 

Сватовство (аль-хытба) — это испрашивание женщины для брака. И если на него отвечено, то не считается это заключенным никахом, и женщина остается посторонней для сватающегося до тех пор, пока не будет заключен никах. И сватовство — это преддверие к никаху. И не влечет оно за собой того, что влечет за собой никах, как это будет разъяснено дальше.

 

 

📚2. Его хукм.

 

Аль-хытба, сватовство, не является условием достоверности никаха. И если был заключен никах без него, то он достоверен. Оно в преимущественном большинстве случаев является лишь средством к никаху.

 

И у большинства оно является дозволенным, по причине слов Всевышнего Аллаха: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный» 📌(2:235)

 

И у шафиитов главное слово в мазхабе — это его желательность, по причине того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посватался к Аише и к Хафсе. И это за исключением тех случаев, когда есть к данной женщине какое-то препятствия из препятствий никаха или других факторов. В таком случае не разрешено к ней сватовство.

 

📚3. К кому обращаются за сватовством женщины.

 

✔️1) Основа в том, что обращаются за сватовством женщины к ее опекуну.

 

И передается от Урвы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Абу Бакру со сватовством относительно Аишы. И Абу Бакр сказал ему: «Ведь я твой брат!» И Пророк (салляЛлахуалейхиуасаллам)ответил: «Ты мой брат в религии Аллаха и Его Книге, а она мне дозволена». 📌 Аль-Бухари, 5081.

 

Также он сватался и к Хафсе.

 

Передают со слов ‘АбдуЛлаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда моя дочь Хафса бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал в битве при Бадре и умер в Медине, я повстречался с ‘Усманом бин ‘Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”. Он сказал: “Я подумаю над этим”. И я ждал несколько дней, а потом он сказал (мне): “Я думаю, что не стану жениться сейчас”. Через некоторое время я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт ‘Умар”, однако Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на ‘Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!”»

📌См. «Сахих аль-Бухари»/4005.

 

✔️2) Разрешено обращаться за сватовством взрослой женщины к ней самой.

 

И это по причине хадиса УммСалямы, да будет доволен ей Аллах, в котором она сказала: «Когда умер Абу Саляма, послал ко мне Пророк Хатыба ибн АбиБальта засватать меня». 📌Передал Муслим, 6/81

 

Сказал имам Аш-Шаукани: "В этом хадисе довод на то, что к взрослой бывшей замужем женщине сватаются к ней самой".📌См. "Нейлюльавтар", 6-164, см. также "Матолибули ан-нуха", 5-25.

 

Однако отсюда не понимается ложно, что никях заключается без уали, и уали (опекун) является условием действительности любого никяха.

 

✔️3) Желательно для опекуна предлагать свою подопечную праведным людям.

 

На это много доказательств из Корана и Сунны.

 

В священном Коране приводятся слова пророка Шуайба, обращённые к Пророку Мусе, мир им, со следующим смыслом: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих на условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников». 📌(28:27)

 

В комментариях к этому аяту учёный-богослов Абу Абдуллах аль-Куртуби пишет: «В этом аяте указывается на то, как попечитель (вали) девушки предлагает взять свою подопечную в жёны. Это установленная сунна: благочестивый человек Мадьяна (Шуайб) предлагает свою дочь благочестивому израильтянину (Мусе)<…>. Поэтому хорошо (хасан) предлагать свою подопечную благочестивому человеку, следуя за праведными предками».

📌См. «Аль-Джамиу ли ахками аль-Куръани», 16 том, стр. 261.

 

Также пришло в Сахихе аль-Бухари, что Умар ибн аль-Хаттаб, когда повзрослела его дочь Хафса, предложил ее Усману, затем Абу Бакру, затем засватал ее Посланник Аллаха(салляЛлахуалейхиуасаллам). 📌Аль-Бухари, 5122.

 

И в других хадисах также пришло подобное.

 

✔️4) Узаконено для женщины предложить себя праведному мужчине, чтобы он взял ее своей женой.

 

На это указывает Сунна.

 

Передается от Анаса, что он сказал: «Пришла женщина к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предложила ему себя. И сказала: «Посланник Аллаха, есть ли у тебя во мне нужда?» И сказала дочь Анаса: «Как же она не стеснительна и какой же это позор!» И ответил ей Анас: «Она лучше, чем ты. Хотела стать женой Пророка и предложила ему себя». 📌Передал аль-Бухари, 5120, ан-Насаи, 6/78, и другие

 

Назвал имам Аль-Бухари раздел, где привел этот хадис: "Предложение женщины себя для праведного мужчины" См. "Сахих аль-Бухари".

 

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “И это так, как назвал главу (аль-Бухари), что дозволено женщине предложить себя в жены праведному мужчине, показывая тем самым свое желание к нему по причине его праведности и достоинстве, или по причине его знания и почета, или по причине религиозного какого-либо качества. И нет за это на ней никакого порицания и упрека”. 📌См. “ат-Таудых ли-шарх аль-Джами’ ас-сахих” 24/370.

 

Сказал Бадруддин аль-Айни: "В этом – довод на дозволенность для женщины предлагать себя праведному мужчине, и рассказать ему о ее желании (выйти замуж) за него, по причине его праведности и достоинства, или по причине его знания и благородства, или по причине какого-то из его религиозных качеств. И в этом довод на то, что нет никакого позора на ней за это, однако это указывает на ее достоинство!" 📌См. "Умдатуль Кори", 29-283.

 

Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Дочь Анаса обратила внимание на внешнюю сторону и не поняла суть картины, пока Анас не сказал: «Она лучше тебя». А что касается той, которая предлагает себя в жены человеку из-за мирской причины, то это худшее из того, что может быть и является позорным”. См. «‘Умдатуль-къари» 20/113.

 

Пришло от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что женщина предложила себя Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мужчина сказал ему: «Жени ее на мне…», и до конца хадиса. 📌Передал аль-Бухари, 5126, Муслим, 1425.

 

Сказал имам Абу Бакр Ибн аль Мунзир:

"В данном хадисе довод на дозволенность для женщины предлагать саму себя в жены праведному человеку". 📌Источник: "Аль Авсат", 8/335.

 

📚4. К кому не разрешено свататься

 

✔️1) Женщины, запретные для никаха, все равно, будь это вечный запрет (как матери, молочные сестры и т.п.) или временный (как вторая сестра, если ты женат на первой, или женщина, которая в данный момент замужем за другим человеком, и т. д.) И это потому, что сватовство — это преддверие к никаху. И если никах с какой-то женщиной является запретным, то является запретным и сватовство.

 

Читайте статью:

На ком можно, а на ком нельзя женится. Махрамы

https://vk.cc/46bZA7

И тут видео: https://vk.cc/5Nqzw9

 

 

✔️2) Запрещено свататься к женщине в идда.

 

И хотя она входит в общем в число временно запретных женщин, однако в этом вопросе есть свои ахкамы и подробности. И отличается хукм сватовства к женщине в идда в зависимости от ее положения.

 

Из шарха на книгу "Булуг аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама:

Вопрос: 3989 Можно ли свататься к девушке (или женщине), которая находится в сроке ожидания ('идда) после первого мужа.

https://youtu.be/AQwAtruCpRA

https://youtu.be/DcpCA9MejhU

 

3990 Можно ли намекнуть на сватовство к девушке (или женщине), которая находится в сроке ожидания ('идда) после первого мужа.

https://youtu.be/cGrefPtSL_w

https://youtu.be/caPvhAol4PQ

 

3991 Если посватался к девушке, находящейся в сроке ожидания ('идда) после первого мужа, а затем у них произошел брак, действителен ли он.

https://youtu.be/Cs4QNBC3aM4

https://youtu.be/1N6GYYJr8y8

 

 

Виды идда и ахкамы, связанные с этим:

•а)Если женщина ждет идда после смерти ее мужа.

 

В таком случае не разрешено мужчине прямо говорить ей о сватовстве, как например: «Я хочу взять тебя замуж», или «Когда истечет твоя идда, я возьму тебя замуж». И ученые единогласны в запретности этого. Однако разрешено намекнуть ей о своем желании касательно этого, не выражаясь прямо.

«На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный» (2:235)

 

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Кто сделает подобное (то есть прямо скажет женщине, что хочет ее взять в жены по время идда) заслуживает наказание, которое удержит от этого его и ему подобных. И наказывается посватавшийся, и та, к кому посватались, оба, и выносится решение о запрете жениться ему на ней, наказывая его противоположным тому, к чему он стремился». 📌Источник: Маджму аль-Фатауа, 8/32.

 

Что же касается разрешенного в этом случае, то это ат-та'рид (намек). И это слова, которые подходят для указания как на сватовство, так и на другое. Но из них все же больше понимается именно то, что имеется ввиду, а не другое.

 

Примером этому служит то, как истолковал Ибн Аббас этот аят, сказав: «Как например если скажет: «Я думаю о браке и хотел бы, чтобы мне было облегчено с праведной женщиной». 📌Передал аль-Бухари, 5/124.

 

•б) Если женщина находится в идда после возвратного толяка (например, после первого или второго толяка)

 

И такой женщине нельзя ни прямо говорить о сватовстве, ни намекать ей в течение ее идда, поскольку в течение ее идда от такого вида толяка она все еще фактически является его женой. Поскольку ее муж вправе в любой момент, не спрашивая ее, вернуть ее в брак.

 

И назвал Всевышний Аллах женщину в идда от такого толяка женой, сказав: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях. Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и чище для вас. Аллах знает, а вы не знаете».📌 (2:232)

 

И запрещено в таком случае говорить ей даже намеком, и на этом ученые единогласны.

📌См. "Нихаятульмухтадж", 6-18, "Аль-Икна", 2-76.

 

 

•в) Если она ждет идда после окончательного развода.

 

Не разрешено прямо говорить такой женщине о сватовстве по единогласному мнению. Затем ученые разногласят, дозволено ли намекать ей об этом, на два мнения.

 

Первое мнение: Разрешено намекнуть ей. И это мазхаб большинства ученых — маликитов, шафиитов (в том, что более сильно в их мазхабе) и ханбалитов. И их доводы следующие:⬇️

 

1. Обобщенность слов Всевышнего Аллаха: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах – Прощающий, Выдержанный» 📌(2:235).

 

2. Хадис Фатимы бинт Кейс о том, что Пророк (салляЛлахуалейхиуасаллам)сказал ей, когда развел ее муж трижды: «Пережди идда у Ибн УммМактума, воистину он слепой человек..., а когда идда закончится, поставь в курс меня». 📌Муслим, 1480

 

Сказал ан-Навави: «В этом хадисе дозволенность намека о сватовстве женщине, разведенной окончательным разводом. И это правильное мнение у нас».

📌Источник: "ШархСахих Муслим", 10-97

 

3. То, что это женщина, которая не может вернуться к своему бывшему мужу. Точно также как и не может вернуться та, которая ждет идда после смерти мужа. И они одинаковы в этом смысле, в отличие от той, которая ждет идда после толяка, когда муж может ее вернуть.

 

 

Второе мнение у ученых: не разрешено намекнуть ей. И это мазхабханафитов и более слабое слово в мазхабешафиитов. Их доводы:

 

1. То, что аят, разрешивший намекнуть о сватовстве, был ниспослан касательно женщины, которая ждет идда после смерти мужа. Не разрешено распространять его на других женщин, ждущих идда.

 

2. То, что это может обидеть ее бывшего мужа и привести к враждебности.

 

И намного более правильным мнением является дозволенность этого по причине хадиса Фатимы бинт Кейс.

 

 

• г) Если она ждет идда после недействительного никаха или разрыва никаха.

 

Как например если она ждет идда после:«лиана» (взаимное проклятие мужа и жены после того как муж обвинил жену в прелюбодеянии), или вероотступничества мужа, или после прелюбодеяния и т. п.

 

И пришло большинство ученых, как маликиты, шафииты, ханбалиты и большинство ханафитов, к дозволенности намека ей о сватовстве по причине обобщенности аята и по аналогии с трижды разведенной, и потому что право мужа на нее кончилось.

 

 

✅Действителен ли никах, если посватался прямо в период идда, а затем заключил никах, когда истекла идда?

 

Если мужчина посватался к женщине в период ее идда ясными словами, затем заключил с ней никах после истечения ее идда, то на нем грех, но никах будет действительным. Если же мужчина сделал с ней никах, когда еще не истекла ее идда, то брак не действительном. И брак действителен в первом случае потому, что сватовство не является условием достоверности никаха. И не портится никах, даже если оно случилось неправильным образом. И это мазхаб большинства ученых.

 

 

✅Что делать, если мужчина женился на женщине в период ее идда?

 

Если мужчина женился на женщине, когда еще не истек срок ее идда, то никах не действителен, и они расходятся. И ей надлежит выждать идда сначала от первого мужа, а затем от второго, если они уединились. И ее махр принадлежит ей в случае, если она не знала о хукме этого. Если же она знала о том, что не разрешен брак в такой ситуации, то у правителя мусульман есть право, как оставить ей ее махр, так и изъять его в казну мусульман в качестве наказания.

 

Передается от Саида ибн Мусеййиба, Сулеймана ибн Ясара то, что Тулейха была женой Рашида ас-Сакафи, и он развел ее окончательным разводом, и она вышла замуж, когда еще не истек срок идда. И ударил ее Умар ибн аль-Хаттаб, и ударил ее мужа и разлучил их, и затем сказал:

«Любая женщина, которая заключила никах в период ее идда, то:

(1) Если ее новый муж не вошел к ней, то они разлучаются, затем она выжидает остаток идда от ее первого мужа, а затем ее новый муж является сватающимся из числа сватающихся.

(2) Если же он вошел к ней, то они разлучаются, затем она ждет остаток идда от первого мужа, затем ждем идда от второго, и затем этот второй никогда не женится на ней».

 

И сказал Саид ибн Мусеййиб передав этот асар: «И ей остается ее махр за то, что он вступил с ней в связь». 📌Передал Бейхакы, 7/441, и Абдур-Раззак, 10539, и хадис достоверный.

 

И в этом вопросе — разрешено ли ее новому мужу посвататься к ней после истечения идда или нет — имеется разногласие среди ученых. И помимо Умара, о запрещенности этого сказали Малик, Лейс ибн Сад и аль-Аузаи.

 

Среди тех же, кто сказал о дозволенности, сподвижник Али ибн АбиТолиб.

 

Сказал табиинАто: «Пришли к Али ибн АбиТолибу, да будет доволен им Аллах, с таким случаем. И он приказал разлучить их и приказал ей выждать идда от первого мужа, затем отдельно выждать идда от второго, и затем, когда истекла ее идда, у нее есть выбор — если хочет, то выйдет замуж за второго мужа, если нет — то нет». 📌Передал аш-Шафии в аль-Умм, 5/233, и аль-Бейхакы, 7/441, и Абдур-Раззак, 10532.

 

И более правильным является слово Али, да будет доволен им Аллах, поскольку основа — дозволенность посвататься к любой дозволенной женщине и по причине отсутствия доказательства на хукмУмара, да будет доволен им Аллах. И вполне возможно он посудил об этом для наказания и устрашения.

 

Однако если он женился на ней в идда зная о запретности, то будет уместно правителю мусульман запретить ему жениться на ней в качестве наказания, действуя против того, к чему он стремился.

 

Из шарха на книгу "Булуг аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама:

Вопрос 4289 На что из махра имеет право женщина, если ее бывший муж женился на ней после хуль'а, во время 'идды, а затем развел ее до половой близости.

https://youtu.be/kPR2U8K9vyo

https://youtu.be/y2oul0e8Tbo

 

 

📚5. Сватовство к женщине, к которой уже посватался мусульманин.

 

Если мусульманин уже посватался к какой-то женщине, то не разрешено другим перебивать сватовство своего брата.

 

Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И пусть не сватается человек во время сватовства своего брата до тех пор, пока он не женится или не оставит». 📌Аль-Бухари, 5143, Муслим, 1414.

 

Также от Ибн Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть же не сватается человек во время сватовства своего брата, до тех пор, пока не оставит сватовство посватавшийся до него или не разрешит ему». 📌Бухари, 5142, Муслим, 1412.

 

И это предостережение указывает не на нежелательность, а на запрет у подавляющего числа ученых, из числа имамов четырех мазхабов и других ученых, поскольку это предостережение от причинения вреда мусульманину, а это запрещено. И также по той причине, что это приводит к вражде и злости и причинению обид мусульманину и приводит к восхвалению себя и ругани других и сплетням о них.

 

Что же касается того, когда именно становится запретным перебивать сватовство другого мусульманина, то более правильным мнением является то, что сам факт сватовства со стороны другого мусульманина делает запретным другому свататься к этой женщине, если он знает о сватовстве того мусульманина. И не разрешено ему свататься к ней в таком случае, кроме как если он знает недовольство этой женщины и ее опекуна первым посватавшимся, или разрешил ему первый посватавшийся, или отказался он от сватовства.

 

Из шарха на книгу "Булуг аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама:

И это мазхаб Абу Мухаммада Ибн Хазма, выбор имама аш-Шаукани и других ученых.

Вопрос 3986 Можно ли свататься к девушке (женщине), к которой уже кто-либо посватался.

https://youtu.be/kVfqahCCkE8 / https://youtu.be/oxWGRehpUZ4

 

Вопрос 3988 Можно ли свататься к женщине (христианке или иудейке), к которой уже посватался кто-то из неверующих.

https://youtu.be/0kT57ReC-Aw / https://youtu.be/yanju-tDG3s

 

📎А) Можно ли перебить сватовство фасика (нечестивца, грешника), если он посватался к праведной мусульманке?

 

И исключением из этого является случай, когда первым посватавшимся к праведной мусульманке является фасик, и у праведного мусульманина больше прав, чем у такого, и нет запретности у такого фасика. 📌См. "ХашиятульАдави", 5-103.

 

И это мазхабмаликитов, и некоторых других ученых.

 

Сказал Ибн аль-Косим, ученик имама Малика и большой ученый мазхаба: "Запрет касается только не нечестивца. Что же касается нечестивца, то разрешено перебивать его сватовство".

📌Источник: "Шарх аз-Заркани", 3-162.

 

И сказал Коды аль-Ияд: "И не стоит даже разногласить в этом!" 📌См. "Шарх аз-Заркани", 3-162.

 

Сказал Хафиз Ибн Хаджар: "Эти слова Ибн аль-Косима касаются того случая, когда та, к которой сватаются, является благочестивой (скромной), и фасик будет неравным ей (в религии), и его сватовство в таком случае будет равно его отсутствию".📌См. "Фатхульбари", 9-200.

 

Однако призываем братьев не делать кому-то тафсик (обвинять в нечестии), опираясь на свои страсти и желание посвататься к той или иной женщине.

 

 

📎Б) Если мусульманин посватался во время сватовства другого мусульманина, затем был заключен никах, действителен ли никах?

 

В этом вопросе есть разногласие среди ученых, и более правильно, что такой человек впадает в грех и ослушание, однако никах действителен. И это мазхаб большинства ученых, Абу Ханифы, аш-Шафии, и один из риваятов от Ахмада и Малика. И это потому, что как уже предшествовало, сватовство не является ни частью договора никаха, ни условием его достоверности. Поэтому достоверен никах, даже если сватовство было осуществлено неправильным образом.

 

Из шарха на книгу "Булуг аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама:

Вопрос: 3987 Если человек все же посватался к той девушке, к которой уже посватались до него, а затем у них произошел брак, действителен ли он.

https://youtu.be/6zQvQjc7BCg / https://youtu.be/xlAPdCFRgYk

 

 

📚6. Просьба о совете в сватовстве и упоминание недостатков сватающегося.

 

Если просят совета у человека касательно сватающегося или той, к кому сватаются, то он обязан быть правдивым, даже если придется упомянуть их недостатки. И это не будет из запретной гыйба (сплетней), если его намерение при этом — это насыха и предостережение, а не причинение обид.

 

И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Фатиме бинт Кейс, когда она обратилась за советом к нему: «Что касается Муавии, то у него нет денег, что касается Абу Джахма, то он бьет женщин, поэтому выходи замуж за Усаму Ибн Зейда». 📌Муслим, 1840.

 

Сказал аль-Куртуби в шархе хадиса: "В этом хадисе то, что доказывает дозволенность упоминания недостатков сватающегося, или того, с кем предстоит работать, или того, чье слово или фетву нужно принимать. И это не считается гыйба (сплетней), или клеветой, если упоминается не со стороны принижения его и приписывания ему недостатка, однако со стороны рассказа (о существующем недостатке), и выполнения насыха, и отдачи амана, как делали это люди хадиса и другие".📌См. "Аль-Муфхим", 14-102.

 

Сказал 'Али аль-Кари: "В этом хадисе явное указание на дозволенность упоминания недостатка (потенциального) супруга, чтобы (потенциальная) супруга сторонилась его, дабы она не попала в затруднения". 📌См. "Миркат аль-мафатих", 5/2176.

 

Сказал Абу аль-Уалид аль-Баджи: "Этими словами Пророк ﷺ соблюл женскую потребность в имуществе её супруга". 📌См. "Аль-мунтака", 4/106.

 

Сказал Ибн Таймия: "Пророк ﷺ разъяснил ей, что он бедный и, возможно, не способен соблюдать её права". 📌См. "Мадмжу' аль-фатауа", 28/230.

 

Сказал Ибн 'Усаймин: "В этом хадисе довод на то, что женщина может отказать человеку, если он будет бедным". 📌См. "Ликаат аль-баб аль-мафтух", 14/231.

 

 

📚7. Положение взгляда при сватовстве. Хукм этого.

 

Имам Ахмад, сказал: “Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!”📌См. “ШархМунтаха аль-ирадат” 2/621.

 

Согласилось большинство людей знания на том, что тот, кто хочет взять в жены какую-то женщину, разрешено ему посмотреть на нее. И на это указывают следующие доказательства.

 

✔️1. Слова Всевышнего Аллаха: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» (33:52).

 

И красота женщины не известна кроме как если увидеть ее.

 

✔️2. Хадис Абу Хурейры, что он сказал: «Я был у Посланника Аллаха(салляЛлахуалейхиуасаллам), и пришел к нему мужчина и рассказал ему, что он посватался к женщине из Ансаров. И сказал ему Посланник Аллаха(салляЛлахуалейхиуасаллам): «Ты посмотрел на нее?» Он сказал: «Нет». Пророк (салляЛлахуалейхиуасаллам)сказал: «Иди и посмотри на нее, потому что в глазах ансаров есть что-то». 📌Передал Муслим, 1424, Ан-Насаи, 6-69.

 

(Смысл этого в том, что они маленькие, как сказали ученые, см. "Шархсахих Муслим", 9-210).

 

✔️3. Хадис Джабира, что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (салляЛлахуалейхиуасаллам)сказал: «Если посватался кто-либо из вас к женщине, и он может посмотреть в ней на что-нибудь, что притягивает его к никяху с ней, то пусть сделает это». 📌Передал Абу Дауд, 2082, Ахмад, 3/360, Хаким, 2/165, аль-Бейхакы, 7/84.

 

✔️ 4. Хадис Сахля ибн Сада, что он сказал: «Пришла женщина к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О Посланник Аллаха, я пришла к тебе, чтобы предложить себя тебе». И посмотрел на нее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и посмотрел на нее сверху вниз, затем опустил голову и замолчал…», и до конца хадиса. 📌Передал аль-Бухари, 5126, Муслим, 1425.

 

✔️5. Хадис Мугиры ибн Шу'бы, что он посватался к женщине, и Пророк (салляЛлахуалейхиуасаллам)сказал ему: «Посмотри на неё, истинно, так будет ближе к тому, чтобы между вами были любовь и согласие». 📌Передал Ат-Тирмизи, 3087, и шейх аль-Альбани назвал достоверным

 

И мудрость в узаконенности этого в том, чтобы успокоилась его душа в решении жениться на ней, и видение жены перед браком во многих случаях ведет к продолжительности совместной жизни, в отличие от того, если посватавшийся не видел ее вплоть до заключения никяха, ведь воистину, он может неожиданно обнаружить то, что ему не подходит или не нравится, и такой брак не продлится долго.

 

И переводчик этой работы сам сталкивался со случаем, когда некоторые братья женились, ни разу не видя своей невесты, и расставались с ней через несколько дней, теряя время, нервы, деньги, портя жизнь себе и сестрам, поэтому велика важность и мудрость этого.

 

В то же время, если кто-то заключил никях без того чтобы увидеть невесту, то его никях достоверен, поскольку видение невесты не является условием достоверности никяха.

📌См. «Маджмуульфатауа», 29-355.

 

На что можно смотреть при сватовстве:

 

Нет разногласия у людей знания, говорящих о дозволенности взгляда на невесту, в дозволенностивзгляда на лицо и кисти рук. 📌См. "Аль-Мугни", 6-552.

 

Затем разногласят ученые, можно ли смотреть только на лицо и кисти рук, или на что-либо иное, на несколько мнений.

 

Из шарха на книгу "Булуг аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама:

Вопрос 3970 Каково постановление того, чтобы посмотреть на ту девушку (или женщину), на которой человек собирается жениться.

https://youtu.be/JDzkJscKNsI

https://youtu.be/CExkm5ONuIY

 

•1. Нельзя смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук.

 

И это слово большинства ученых: ханафитов, маликитов, шафиитов, и одно из мнений у ханбалитов.И также мнение Абу Умара аль-Аузаи. Сказали они: это потому, что лицо включает в себя все красоты и является местом, куда падает взгляд, и оно указывает на красоту, а кисти рук указывают на телосложение, и также потому, что они показываются обыкновенно, и не разрешено смотреть на то, что не показывается обыкновенно.

 

Имам Шафи сказал: «Если мужчина хочет жениться на женщине, то не позволено ему видеть ее без покрывала. Он может посмотреть на ее лицо и руки, если она покрыла (голову), с ее и без ее разрешения. Аллах сказал (перевод смысла): «… и не выставляйте на показ прикрас, кроме тех что видны…» (24:31)» Он сказал: «Лицо и руки» 📌См. al-Haawial-Kabeer, 9/34.

 

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Если он желает посвататься к ней, то мустахабом является посмотреть на нее, вместо того что он испытает разочарование. Другим мнение является то, что это не мустахаб, а дозволенное, но первое мнение более правильно, потому что имеются хадисы на этот счет. Разрешено смотреть несколько раз, для того чтобы сложилось впечатление о физической внешности, с ее разрешения или без ее разрешения. Если трудно посмотреть на нее, то он может послать женщину посмотреть на нее, чтобы та описала ее ему. Женщина также может посмотреть на мужчину… Разрешено посмотреть на лицо и руки, спереди и сзади, ему не следует смотреть на что-либо еще» 📌См. Rawdatal-Taalibeen (7/19-20).

 

Абу Ханифа разрешил также посмотреть на стопы, так же как и на лицо и руки.📌См. Bidaayahal-MujtahidwaNihayyatal-Muqtasid, 3/10.

 

«Можно смотреть на лицо, руки, стопы, и не более чем это» Ибн Рушд, также процитировал вышесказанное.

 

 

•2. Разрешено смотреть на то, что показывается обычно (перед махрамами), как например шея, руки и ноги.

 

И это главное слово в ханбалитскоммазхабе. И их доказательства следующие:

 

От имама Ахмада были переданы различные сообщения, среди которых сказано, что можно смотреть на лицо и предплечья. В другом сообщении сказано, что можно смотреть на то, что обычно видно, на шею, икры и т.д.

 

Также, это передано от Ибн Кудама в al-Mughni (7/454), имам ибн Каййум аль Джаузия в Tahdheebal-Sunan (3/25-26), и аль Хафиз ибн Хаджар в Fathal-Baari (11/78)…

 

- они говорят, что Пророк (салляЛлахуалейхиуасаллам) разрешил смотреть на женщину так, что она не знает, из этого ясно, что разрешено смотреть на то, что показывается у нее обыкновенно, а это данные части тела, которые ей дозволено показывать перед махрамами.

 

- также сторонники этого мнения аргументируют асаром, в котором сказал Абу Джафар аль-Бакир, что Умар, когда сватался к дочери Али, обнажил ее голени. (Абдур-Раззак, 6-163, Саид Ибн Мансур, 521).

 

Однако данный хадис недостоверный, поскольку Абу Джафар аль-Бакир не застал ни Али, ни тем более Умара. Али умер в 40 году хиджры, а Абу Джафар родился в 57 году хиджры не говоря уже о том, когда он повзрослел и созрел. И этот иснад не просто мурсаль, а му'даль (из которого скинуто 2 и более передатчика). А заявления о том, что он мог слышать от достоверных передатчиков из членов семьи Али, является лишь предположением, на котором не строится тасхих и тад'иф хадисов, до тех пока это предположение не является очень преобладающим.

 

Поэтому нет никакого довода в этом хадисе для сторонников данного мнения, поскольку этот хадис слабый.

 

Второму мнению отдавали предпочтение шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и шейх Ибн Усаймин. Однако они говорили о том, что при этом они не должны уединяться! Также они категорически не дозволяли общаться даже по телефону с той, к кому он посватался.

 

Также следует указать на то, что никто не имеет право принудить женщину показать тому, кто посватался к ней, выше лица и кистей рук, если она отказывается это сделать, о чем говорил имам Ибн Къудама в "аль-Мугъни" 7/456.

 

 

•3. Разрешено смотреть на всё тело.

 

Это мнение Дауда аз-Зохири и Абу Мухаммада ибн Хазма, и одна из передач от Ахмада. Их довод — обобщенность слов хадисов «Посмотри на нее…», и «...он может посмотреть в ней на что-нибудь, что притягивает его к ней…»

 

✅И более правильным является мнение большинства ученых, о том, что не разрешено смотреть ни на что, кроме того, что не является ауратом, а это лицо и кисти рук. А обобщённость хадисов, которой аргументируют сторонники двух других мнений, конкретизируется доказательствами, запрещающими смотреть на аурат посторонней женщины. Более того, по лицу и кистям рук человек вполне может составить представление о женщине, поскольку лицо указывает на красоту и комплекцию, а кисти рук указывают на телосложение.

 

Сказал Ан-Навави: "Дозволено ему смотреть лишь на ее лицо и кисти рук, поскольку они не являются ауратом! И потому, что лицо служит доказате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: