этап. Практикум. Повторение правописания сложных слов.




Пояснительная записка

Данный конспект занятия с использованием кейс-технологии разработан специально для воспитанников объединения по русскому языку «Пишем без ошибок» МАУДО «ГДТДиМ №1». Объединение нацелено на совершенствование навыков правописания и повышение речевой культуры школьников. Занятие было проведено в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Пишем без ошибок» 11 марта 2020 года с обучающимися 12-13 лет. Целевая аудитория – группа учащихся 6-7-х классов в количестве 15 человек.

 

Тема. Правописание сложных слов. Закрепление.

Возраст обучающихся: 12-13 лет.

Цель: повторить слитное и полуслитное написание сложных имен существительных и прилагательных.

Задачи:

обучающие: 1) повторить понимание терминов «сложные слова», «интерфикс», «полуслитное написание», 2) повторить правила написания сложных существительных и прилагательных, 3) практиковаться в применении перечисленных правил на письме, 4) произвести итоговый контроль;

развивающие: 1) развитие мышления, памяти, внимания, навыков анализа, сравнения, формирование интереса к знаниям, 2) развитие навыков правописания, 3) расширение словарного запаса и кругозора, 4) развитие умения работать в группе;

воспитывающие: 1) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к слову, 2) помогать становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Форма учебного занятия: практическое итоговое занятие по разделу «Правописание сложных слов».

Необходимые материалы и инструменты: тетради, ручки, карандаши, доска, маркеры, раздаточный дидактический материал, компьютер, проектор.

 

План занятия.

Занятие сопровождается презентацией.

1 этап. Организационный. Приветствие. Объявления. Настрой на занятие. Целеполагание. (5 мин.)

2 этап. Разминка. (15 мин.) Поскольку мы сегодня завершаем изучение раздела и повторяем пройденное на последних занятиях, то и разминка будет длиннее, чем обычно.

Раздаточный материал со словами каждому.

Повторение слов, представляющих орфоэпические сложности.

Звонит, звонят, позвонишь, дозвонишься, свекла, щавель, хвоя, красивее, красивейший, жалюзи, мусоропровод, бензопровод, воздухопровод, баловать, балованный, избалованный, баловаться, балую, баловень, закупорить, искра, зубчатый, дремота, завидно, облегчить, осведомить, вероисповедание, включишь, включит, включат, ногтя, оптовый, сливовый, формировать, нормировать, премировать, августовский, он вручит, повторим.

Поставить во множественное число: кран, сирота, торт, эксперт, договор, бухгалтер, инженер, аэропорт, вектор, вор, бант, шарф, лектор, возраст, дно, брелок, средство, благо.

Повторение слов, представляющих грамматические сложности.

Деньги в кошелёк ложить или класть? Я одел или надел куртку? Нарощенные или наращённые волосы? Едьте, езжайте или поезжайте? Приду или прийду, прийти или придти, поскользнутьсяили подскользнуться, две пары чулок или чулков, без носок или носков, нет джинс или джинсов, зимних ботинков или ботинок, без лишних килограмм или килограммов, гектар или гектаров, нет вафлей или вафель, пара блюдцев или блюдец? Сотри или стери с доски, лягте или ляжте, из Москвы или с Москвы?

Повторение правильного употребления паронимов.

Год истекший или истёкший? Окончить или закончить школу? Оплатить проезд или за проезд? У меня абонент или абонемент в бассейн? Я люблю купаться в ванне или в ванной? Производство шелкового или шелковистого волокна? Зал зрительский или зрительный? Товар дефектный или дефективный? Транспорт водный или водяной? Год удачный или удачливый? Жест благодарный или благодарственный? Чувство безответное или безответственное? Кот хозяйский или хозяйственный? Этот мальчик такой невоспитанный, настоящий (невежа, невежда)! Его дед не знал даже таблицы умножения, был полным (невежей, невеждой)! Под документом ставят роспись или подпись? Её считают зачинателем или зачинщиком празднования 8 Марта? Деятельность артистическая или артистичная? Он является дипломатом или дипломантом конкурса?

 

этап. Практикум. Повторение правописания сложных слов.

Фронтальный опрос.

Какие слова называются сложными?

Как они могут писаться?

Что такое интерфикс? Какие они бывают?

Как ещё называется дефисное написание?

Что такое аббревиатура?

Повторение правил правописания сложных слов в форме игры.

Если дефис – рука параллельно столу, если слитно – складываем ладони.

Как пишутся слова с первой частью пол-, если после неё идет гласная?

Как пишутся слова с первой частью пол-, если после неё идет заглавная?

Как пишутся слова с первой частью пол-, если после неё идет согласная?

Как пишутся слова с полу-?

Как пишутся сложносокращённые слова?

Как пишутся сложные прилагательные с наречием в первой части?

Как пишутся сложные прилагательные, являющиеся терминами?

Как пишутся сложные прилагательные, в которых одна часть не употребляется отдельно?

Как пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью?

А если между их частями можно поставить союз И?

Как пишется слово «контр-адмирал»?

Бывают ли в русском языке слова с двумя дефисами? А с тремя?

 

Группа делится на команды.

Кейсовые задания каждой команде.

Кейс 1. «Послание гостей». (10 мин.) (Слайд «Почувствуй себя корректором»)

Дан текст, составленный взрослыми людьми и адресованный вам, учащимся объединения «Пишем без ошибок». Беда в том, что с тех пор, как они закончили изучать русский язык, прошло много времени. Многие правила они забыли. Поэтому в тексте встречаются ошибки.

Вам необходимо:

1) Исправить ошибки в тексте. (Их 8, выделены жирным шрифтом.)

2) Подчеркнуть в тексте все сложные слова и объяснить их правописание. (Их 13, подчёркнуты.)

 

Текст раздаётся каждому.

Глубоко-уважаемые любители русского языка! Дорогие шестиклассники и семиклассники!

Вы большие молодцы, что пришли сюда дополнительно заниматься русским языком! Даже несмотря на то, что его уроков много в школе. Вы хотите стать грамотнее, и вашей целеустремлённости можно позавидовать.

Языкознание – наука интересная, но сложная. Особенно в той части, которая касается правописания. Придя в объединение «Пишем без ошибок», вы получили прекрасный шанс повысить свою грамотность, а также расширить свои знания по русскому языку. У нас в ваши годы, к сожелению, такой возможности не было.

Надеемся, что полученные здесь навыки останутся с вами навсегда. И например, в тридцати пяти летнем возросте вы легко будете расставлять знаки препинания в сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложениях, без труда отличите на письме «мороженое» от «замороженного» и уж, конечно, правильно поставите ударения в капризных словах «обеспечение средствами и благами».

Желаем вам успехов в освоении предмета, хороших оценок в школе, радости от познания нового, жизнелюбия, добросердечных отношений в семье, взаимопонимания в общении с приятелями и крепкого имунитета, неподвласного никаким коронавирусам!

Кейс 2. «От частей – к целому». (10 мин.) (Слайд «Лингвистические пазлы»)

Даны отдельные части сложных слов на бумажках.

Задача – составить из них сложные слова так, чтобы не осталось ни одной неиспользованной части. Объяснить правописание.

Причем количество частей у обеих команд нечётное. Что это значит? Правильно, что одно слово будет состоять их трёх корней.

Должны получиться такие слова.

У 1-й команды: гидроэлектростанция, метеосводка, термобельё, велоспорт, зоомагазин, микробиология, радиоактивность, экосистема, авиапочта, фотообъектив, видеотехника, телефильм, поливитамины, автобиография, астрофизика.

У 2-й команды: миллилитр, микроавтобус, телеспектакль, авиаконструктор, агротехника, фотолаборатория, термоизоляция, гидрокостюм, метеослужба, радиопередача, автомотогонки, биосфера, аэрогриль, геополитика, кинопрокат.

Кейс 3. «Очень сложные прилагательные» (10 мин.)

Даны сочетания слов. Их написали люди, которые не знакомы с правописанием сложных прилагательных. Потому в этих словосочетаниях сложных слов нет.

Но вам эта тема знакома.

Ваша задача - переделать их так, чтобы в каждом словосочетании было сложное слово. И грамотно записать, пользуясь изученными правилами.

Образец: садовый и огородный участок - садово-огородный участок, дом из крупных панелей – крупнопанельный дом.

1 вариант

Обряды Древней Руси - древнерусские обряды,

ветер с юго-запада – юго-западный ветер,

берёза с белым стволом - белоствольная береза,

завод по ремонту судов - судоремонтный завод,

шахматные и шашечные соревнования - шахматно-шашечные соревнования,

бледный и розовый цветок - бледно-розовый цветок,

девочка с карими глазами – кареглазая девочка,

поисковая и спасательная служба - поисково-спасательная служба,

мальчик двенадцати лет – двенадцатилетний мальчик,

русский и татарский разговорник - русско-татарский разговорник,

картонный и бумажный комбинат - картонно-бумажный комбинат,

кровать с двумя ярусами – двухъярусная кровать,

богатырь с широкими плечами – широкоплечий богатырь,

образный и поэтический язык - образно-поэтический язык.

2 вариант

Кукла с длинными ногами – длинноногая кукла,

западная и еврейская живопись - западно-еврейская живопись,

яркие и зеленые листья - ярко-зеленые листья,

мальчик с розовым лицом - розоволицый мальчик,

курорт для катания на горных лыжах – горнолыжный курорт,

вопросная и ответная форма - вопросно-ответная форма,

артист с белыми зубами - белозубый артист,

движение по железной дороге - железнодорожное движение,

теплоход с тремя палубами - трехпалубный теплоход,

ветер с северо-востока – северо-восточный ветер,

мужчина сорока семи лет – сорокасемилетний мужчина,

спортивный и оздоровительный центр – спортивно-оздоровительный центр,

хлебные и булочные изделия – хлебо-булочные изделия,

мифы Древней Греции – древнегреческие мифы.

 

И ещё несколько упражнений на закрепление правописания сложных слов.

Упражнение 1. Устно. Расшифровать сложносокращенные слова и определить их род. (7 мин.)

МКАД, ГДТДиМ, КФУ, НГПУ, МИД, ООН, ЦУМ, МХАТ, ГИБДД, КПП, ТЮЗ, вуз, эсминец, комдив, промтовары, универмаг, унитаз, замдиректора, военврач, фининспектор, завотделом, юннат.

Упражнение 2. Записать сложные слова, подчеркнуть «третье лишнее».

(5 мин.)

1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.

2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.

3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный. Упражнение 3. На слух. Сб. диктантов [1] стр. 93. Зачитываю четверостишия. Выписать из них сложные слова. (5 мин.)

4 этап. Итоговый контроль усвоенного. (8 мин.)

Словарный диктант (сдают на проверку). Сб. диктантов [1] стр. 114.

 

5 этап. Итоги. Рефлексия. (5 мин.)

Итак, мы закончили изучение темы «Правописание сложных слов». Сегодняшнее занятие было последним из раздела орфографии. На следующем занятии мы начнём изучать синтаксис и пунктуацию.

Закончите предложения.

Самой сложной для меня была тема…

Самой лёгкой была тема…

Я так и не разобрался в…

Ещё хотел бы потренироваться…

Эту тему мне хотелось бы повторить и в следующем году…

Традиционное прощание «Мы будем грамотными!»

 

Литература

 

1. Сборник диктантов. 5-9 классы / Сост. В.Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2018. – 320 с.

2. Я люблю русский язык. П/ред. Н.В. Ефремовой. Москва: Изд/ АСТ, 2018.

3. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. Н. Сычева. – Москва: АСТ, 2015. – 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: