Социальный контроль: экспектации, нормы и санкции




Практический блок

1. Продолжить таблицу «Виды санкций». В каждом столбике должно быть не менее 10 примеров санкций.

2. Заполнить схему «Социальный контроль»

 

1. Контролирующий блок

проверка на следующем очном уроке 29.09

 

 

Социальный контроль

 

1. Социальный контроль: Экспектации, нормы и санкции

2. Виды санкций

3. Формы социального контроля

 

Социальный контроль: экспектации, нормы и санкции

Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек свя­зан с обществом, в котором он проживает, бесчисленным множе­ством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Но это влияние носит не только формальный характер, как, например, действие законов, но также и скрытый психологический характер. Так, воспитываясь в опре­деленной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаб­лоны поведения, формируя собственные цели и ценности, инди­вид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них. Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведе­ние человека. В широком социально-психологическом смысле со­циальный контроль охватывает все возможные сферы влияния. В более узком, юридическом смысле, под социальным контролем понимается механизм саморегуляции в социальных системах, дей­ствующий по принципу обратной связи, когда органы социально­го управления реагируют на факторы дестабилизации социальной системы.

Г.Тард, один из родоначальников социальной психологии, объ­яснял действие социального контроля через законы подражания, на которых строятся человеческие взаимоотношения. Общество он сравнивал с мозгом, клеткой которого является сознание отдельно­го человека. При этом общество выступает продуктом взаимодей­ствия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу идей, убеждений, ценностей, желаний и т.д. (Законы подражания. -СПб., 1892). Те многочисленные социальные связи, которыми «обременен» человек, не остаются незамеченными и в самой лич­ности. В психологии есть понятие «социальный тип личности», которое определяет то типичное, что несет в себе человек, при­надлежащий той или иной социальной группе.

В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции.

Экспектации - требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Иными словами, это не столько прямые, сколько косвенные требования. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправ­дать. Многие требования-ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли. Вполне понятно, что в одной и той же ситуации экспекта­ции по отношению к ребенку будут отличаться от экспектации по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоци­руются типичным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это типичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм.

Наиболее общее представление о социальных нормах связано с понятием согласия людей о должном. Социальные нормы - это не­кие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать (!), чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно сказать, что в некоторых случаях нормы выступают как опреде­ленные правила, которые выработаны группой, приняты ею и ко­торым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совме­стная деятельность была возможна (Г.М.Андреева). Однако чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. Мы можем видеть, что люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентич­но, поскольку представления о должном в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведе­ние человека. Большинство социальных норм - это неписаные пра­вила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяю­щихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вы­рабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведе­ния. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся привычными.

Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жест­кими являются нормы. Так, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают ре­гулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе аби­туриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту стар­шего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент мо­жет делать это совершенно свободно.

Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых чле­ны группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду. С другой стороны, если человек соответствует нормам данной группы, то его поведение будет поощряться всевозможными спо­собами. Итак, все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

 

Виды санкций

Традиционно выделяют следующие виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные. Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм. По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем. Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Таким образом, можно выделить четыре типа санкций: фор­мальные негативные, формальные позитивные, неформальные не­гативные и неформальные позитивные. Так, пятерка за ответ уча­щегося на уроке - формальная позитивная санкция. Она носит не только дидактический характер, но и социально-психологический, хотя большинство учителей просто не задумываются над этим. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Один и тот же человек может получить одновременно несколь­ко разных санкций, противоречащих друг другу. Например, уче­ник на уроке может одновременно получить отрицательную фор­мальную санкцию от учителя и положительные неформальные санкции от своих одноклассников. Какая санкция будет более действенной, зависит от многих обстоятельств. В теории воспита­ния часто рассматривают типичную модель неблагоприятного семейного воспитания, заключающуюся в том, что родители од­новременно дают ребенку разные санкции. Согласие родителей по поводу санкций рассматривается как важный фактор целенаправ­ленного воспитания. На уровне общества согласие по поводу санк­ций имеет не меньшее психологическое значение, чем в семье. Ес­ли в обществе санкции часто меняются и нет согласия по поводу их применения, то на психологическом уровне человек чувствует себя совершенно незащищенным.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций. Для ученика подкрепление школьных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание. Хорошо известно, что успех несет в себе самоподкрепление в отличие от неудачи, которая может стимулировать на деятельность лишь немногих. Не следует ду­мать, что формальные санкции всегда сильнее неформальных. Сила воздействия тех или иных санкций зависит от многих об­стоятельств, самым важным из которых выступает согласие по по­воду их применения. Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет. Даже наказание ребенок может воспринять как должное, если считает его справедливым. В дан­ном случае наказание может снять чувство вины. Однако при на­казании, не соответствующем проступку, ребенок будет считать, что с ним поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма, де­лая «назло родителям». Конечно, воспитательные меры родителей и учителей - лишь маленькая часть колоссальной системы соци­ального контроля, действующего на уровне индивидуального сознания, группы, общества.

позитивные негативные
формальные неформальные формальные неформальные
Оценка, грамота, льготы и т.д. Похвала, приз, материальное вознаграждение и т.д. Выговор, штраф, отметка и т.д. Порицание, бойкот, недовольство старших и т.д.

 

Формы соци­ального контроля

 

Под формами социального контроля понимаются многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с интегральными психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп. Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную. Это происходит за счет интериоризации социальных норм.

Понятие интериоризации было введено французскими психоло­гами и социологами для обозначения процесса формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности (Ж.Пиаже, А. Валлон и др.). В процессе интериоризации происходит перенос общественных представле­ний в сознание отдельного человека. Постепенно эти представле­ния развиваются, закрепляются в ценностях и установках и опре­деляют модели поведения, выходя уже из внутреннего во внешний план. Невозможно понять действие социального контроля, игно­рируя процессы интериоризации, сопровождающие развитие че­ловека на протяжении всей жизни.

Однако не все формы социального контроля переходят во внутренний план деятельности. Некоторые так и остаются внеш­ними по отношению к конкретному индивиду. Но иные представ­ляют собой результат интериоризированных норм, имеющих ярко выраженный признак субъективности, как, например, манеры или привычки. Существует много форм социального контроля. Наи­более распространенными являются: законы, табу, обычаи, тра­диции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Уже по самому их перечислению мы можем сделать вывод об особенно­стях и возможностях интериоризации. Очевидно, что менее интериоризированным является закон.

Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавли­вая определенный порядок в обществе, закон может способство­вать либо препятствовать самореализации людей; влиять на снижение или повышение жизненного уровня населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Это особенно заметно в периоды дестабилизации общест­венной, экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинст­во субъектов вообще никак не ощущают действия правовых норм, хотя многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с ними.

Пренебрежение субъектом правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям. Напри­мер, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера. Шибутани писал, что закон не делает человека счастливым или несчастным, как и виртуозное умение водить машину нисколько не зависит от правил дорожного движения, которые, впрочем, необходимо знать. Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля в ситуации его явного нарушения, ибо именно закон определяет предел, поставленный свободе воли или действий (В.Даль).

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. Табу вклю­чают в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Чаще всего табу возникают в наиболее значимые или просто ответственные моменты жизни человека. Так, студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.п. Приметы, суеверия, предрассудки—все это факторы внутренних запретов или ограничений, связан­ных с внутренним табу. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это интериоризированные (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, - обычаи. Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции, которая носит вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние. Под традициями понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. По­скольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изме­нить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Это обусловлено многими причина­ми, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Многие соци­альные психологи и социологи выделяют функцию социальной интеграции традиций и обычаев. Так, Э.Дюркгейм еще в начале века обратил особое внимание на социальную солидарность, ко­торая возникает между людьми в связи с преобладанием обычаев, объединяющих людей. Именно в солидарности он видел главный психологический смысл обычая или традиции. Солидарность объединяет людей одного общества, интегрирует их сознание, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы.

Большинство современных социальных психологов видят главный психологический смысл традиций в их социальной целе­сообразности. Далеко не все обычаи закрепились и модифициро­вались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных на­родов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целе­сообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохра­ниться, если бы такой целесообразности не существовало, по­скольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа.

Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе мораль. Мораль регулирует неформальные

отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Принципы морали универсальны, поскольку несут в себе абсо­лютные ценности бытия. Эти ценности интериоризируются в про­цессе социального развития человека. Интериоризация понятий добра и зла происходит с самого раннего детства и определяет понимание человеком сущности мира в ценностном аспекте.

Пе­реход внешней социальной регуляции во внутреннюю

Пе­реход внешней социальной регуляции во внутреннюю осуществля­ется при всех формах социального контроля. Однако наиболее значимой в этом отношении формой является мораль.

Интериоризация морали происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального психологического и духов­ного качества личности. Совесть представляет собой особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность. По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4). Толкование В.Даля на первый план выводит постижение истинного смысла, когда совесть вы­ступает как чувство и внутреннее знание.

Философское и психологическое понимание совести больше связано с ее контролирующей функцией. В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков (Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990). Вполне понятно, что совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции. Неудивительно, что все религии мира так или иначе нацелены на формирование именно данного качества в человеке, поскольку оно является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, некоторые реалии современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого действительно уни­кального человеческого свойства.

Очень близкой к категории морали является категория нравов, служащая для обозначения обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными группами по социальной стратификации. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные. Так, нравы элиты и нравы люмпенизированной части общества имеют существенные различия. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. Манеры включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности. Говоря о манерах, следует особое внимание уделить привычке как поведен­ческой единице социального шаблона поведения.

Привычка - неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Несмотря на то что привычки чаще связаны с конкрет­ными, относительно простыми навыками, они весьма основа­тельно регулируют социальную жизнь. Собственно простой на­вык выступает обычно лишь как основа для формирования еще более сложного. Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Сна­чала через усвоение простейших привычек человек входит в культуру своего общества. В процессе взросления и развития личности привычки становятся все более сложными и опосредо­ванными, превращаясь, по мере усложнения и включения, в сис­тему уже освоенных привычек, в уникальную матрицу социаль­ного поведения.

Все хорошо усвоенные знаковые системы, которыми владеет современный человек, функционируют на уровне привычки. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. Любопытно, что на первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Однако привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором. Так, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, по крайней мере, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь ха­рактер - пожнешь судьбу, посеешь судьбу - пожнешь жизнь». Оп­ределенный социально-психологический смысл в этой пословице есть, ибо формирование хороших привычек лежит в основе очень многих психических новообразований индивида в процессе его социального развития. В отечественной педагогике в свое время уделялось много внимания развитию социально-адаптивных при­вычек у детей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой, С.Я.Рубинштейн и др.). И это вполне естественно, так как форми­рование привычек лежит в основе практически всех процессов обу­чения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при по­явлении новых обязанностей или условий жизни необходимо фор­мировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адапта­ции, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для ин­дивида. Все современные бихевиористские методики обучения ос­нованы на поэтапном формировании и закреплении положитель­ных привычек, и надо отметить, что в наше время данные методики получают все большее признание как наиболее результативные. Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходи­мость в дополнительной мотивировке познавательных процессов.

Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют индивиду шаблоны социального поведения. Конечно, если чело­веку необходимо продемонстрировать действие, которое не явля­ется привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значи­тельно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное дей­ствие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отни­мая у субъекта силы на самоконтроль.

Особой формой социального контроля является этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения, форм об­хождения или совокупность правил поведения, касающихся внеш­него проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относи­тельно свободной. Данной формы контроля стараются придержи­ваться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной сто­роны, приобретает смысл благожелательного и уважительного от­ношения к людям, с другой - может вести к развитию неискренно­сти и лицемерия.

Перечисление форм социального контроля может быть про­должено. Однако даже на основе анализа вышеназванных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, любой член об­щества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе субъект вырос. Какие ценности были интериоризированы им в процессе социализации и т.д. Во-вторых, соци­альный контроль не всегда осознается индивидом из-за процес­сов и результатов интериоризации. Следует иметь в виду, что особенно ярко влияние социального контроля можно наблюдать в процессах изменения интегральных психологических характе­ристик социальных групп: общественного мнения и психологи­ческого климата. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собствен­ную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Если человек живет в обществе, он не может игнорировать со­циальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе го­ворить и действовать, не обращая внимания на социальную регу­ляцию поведения. Так, общеизвестно право шута говорить то, что он хочет; право ребенка действовать вне зависимости от социаль­ного контроля. Юродивый в трагедии А.С.Пушкина «Борис Го­дунов» имеет право ребенка: говорить истину, а шекспировскому герою Гамлету необходимо было притвориться сумасшедшим, чтобы открыто говорить то, что он думает, и поступать так, как он хочет, не вызывая жестких социальных санкций. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главному герою - Чацкому достаточно было нарушить правила этикета, чтобы о нем заговорили как о ненормальном. Многие сюжеты художественных произведе­ний связаны с идеей освобождения личности от социального дав­ления, и лишь в немногих из них мы можем обнаружить финал, в котором человек выходит из-под влияния социального контроля без трагической развязки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: