Текст 3.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, всё это может производить впечатления хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле, процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определённым социальным закономерностям.
Особенно важно понять роль и значение основных исторических форм духовной деятельности людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определённую последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции...
Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих учёных, на это место всё более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во всё большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности, уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых - сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего, шоумена и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений.
Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности»... Один из парадоксов современного общества заключается в том, что успех или неуспех того или иного деятеля культуры лишь в незначительной степени зависит от его индивидуального таланта и усердия, но в гораздо большей степени - от внимания к нему масс-медиа. Непрофессиональные потребители культуры тоже находятся в не меньшей зависимости от медиальных структур, так как могут выбирать лишь то, что представлено на контролируемом социальными посредниками рынке духовных ценностей.
(А. Захаров)
1. Какие основные формы духовной деятельности людей указаны в тексте? В чем проявляется, по мнению автора, историчность этих форм духовной деятельности? Что, по мнению автора, характерно для всех форм духовной деятельности? Найдите в тексте ответы на вопросы.
2. Найдите и подчеркните в тексте любые три социальные проблемы, которые, по мнению автора, порождает всё большая организация и управление обществом с помощью массовых коммуникаций.
3. Опираясь на содержание текста и знания курса, определите общественную функцию религии и политической идеологии, укажите по одной черте сходства и различия этих форм духовной деятельности людей.
Согласны ли вы с оценкой современного состояния культуры как «духовного кризиса общества.) и «падения духовности.)? С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три аргумента в поддержку своего мнения.
Текст 4.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Целое называется механическим, если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.
Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из «житейского волненья, как в другой мир «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза».
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Ч то же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только по нести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьёзность его жизненных вопросов...
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на «вдохновенье». Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а содержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство, и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.
(М.М. Бахтин)
1. Какие два свойства, присущие механическому целому, называет автор? Когда, по мнению автора, целое перестает быть механическим? Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.
2. Какими словами автор характеризует механическую, внешнюю связь искусства и жизни? Какие недостатки искусства, по мнению автора, являются её результатом (подчеркните два недостатка)? Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.
3. Автор пишет о взаимной вине искусства и жизни. Предположите, за какие общественные события художник может испытывать вину. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера подобных деятелей искусства (произведений).
4. Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, объясните смысл фразы: «Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым». Дайте три объяснения.