Прочитайте текст и выполните задания 1-4.




Текст 3.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

 

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, всё это может производить впе­чатления хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле, процес­сы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определённым социальным закономерностям.

Особенно важно понять роль и значение основных исторических форм духовной деятельности людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определённую последователь­ность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Напри­мер, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность челове­ка в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в ка­честве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, что­бы лучше понять их особенности и общественные функции...

Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в со­временном обществе? По мнению многих учёных, на это место всё более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребите­лей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во всё большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в част­ности, уменьшение престижности некоторых традиционных интел­лигентских профессий и рост популярности ряда новых - сотруд­ника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего, шоумена и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений.

Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности»... Один из парадоксов современного общества заключается в том, что успех или неуспех того или иного деятеля культуры лишь в незначительной степени зависит от его индивидуального таланта и усердия, но в гораздо большей степени - от внимания к нему масс-медиа. Непро­фессиональные потребители культуры тоже находятся в не меньшей зависимости от медиальных структур, так как могут выбирать лишь то, что представлено на контролируемом социальными посредниками рынке духовных ценностей.

­(А. Захаров)

1. Какие основные формы духовной деятельности людей указаны в тексте? В чем проявляется, по мнению автора, историчность этих форм духовной деятельности? Что, по мнению автора, характер­но для всех форм духовной деятельности? Найдите в тексте ответы на вопросы.

2. Найдите и подчеркните в тексте любые три социальные пробле­мы, которые, по мнению автора, порождает всё большая организа­ция и управление обществом с помощью массовых коммуникаций.

3. Опираясь на содержание текста и знания курса, определите об­щественную функцию религии и политической идеологии, укажите по одной черте сходства и различия этих форм духовной деятель­ности людей.

Согласны ли вы с оценкой современного состояния культуры как «духовного кризиса общества.) и «падения духовности.)? С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три аргумента в поддержку своего мнения.

 

Текст 4.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Целое называется механическим, если отдельные элементы его со­единены только в пространстве и времени внешней связью, а не про­никнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к свое­му единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество чело­век уходит на время из «житейского волненья, как в другой мир «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Что же в результате? Ис­кусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза».

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет меж­ду ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

Ч то же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только по нести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьёзность его жизненных вопросов...

И нечего для оправдания безответственности ссылаться на «вдох­новенье». Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнориру­ется жизнью, не вдохновенье, а содержание. Правильный не само­званный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство, и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

(М.М. Бахтин)

 

1. Какие два свойства, присущие механическому целому, называет автор? Когда, по мнению автора, целое перестает быть механиче­ским? Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.

2. Какими словами автор характеризует механическую, внешнюю связь искусства и жизни? Какие недостатки искусства, по мнению автора, являются её результатом (подчеркните два недостатка)? Най­дите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.

3. Автор пишет о взаимной вине искусства и жизни. Предположите, за какие общественные события художник может испытывать вину. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жиз­ни, приведите два примера подобных деятелей искусства (произве­дений).

4. Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого кур­са и факты общественной жизни, объясните смысл фразы: «Искус­ство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым». Дайте три объяснения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: