фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»




Консультация для родителей «Использование народного

 

Когда-то половое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.


Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась,
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Например:
Чешу, чешу волосынки, расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся. Дочка маму слушайся!

 

Как у доченьки моей ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей речи плавные как ручей!
А в очах – озера синь, а стан будто у осин!
Она прытка словно лань, а душа – цветущий май!
Радость – доченька моя.


В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например, для мальчиков:

«Будем рано будить, на работку посылать,
На работу на таку, да на веселую страду,
Будем сено косить, да будем в кучки носить.»
Будешь большой, будешь рыбку ловить,

Будешь лес рубить, тетерьку ловить.

Тятьку, мамку кормить»

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

Пошла Маня на базар, принесла домой товар:
Родной матушке - платок, братьям-соколам по козлиным сапогам

А сестрицам лебедицам - да по новым рукавицам.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина».
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Таким образом, роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Для этого мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками. И сделать работу более живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим; способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста; формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: