Культура безопасности как элемент общей культуры, реализующий защитную функцию человечества




Лекция 4. Культура безопасности. Безопасность человека в социальной среде

Культура безопасности как элемент общей культуры, реализующий защитную функцию человечества

 

По оценкам специалистов в обозримом времени может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления. Результатом этого может являться исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение антропогенной нагрузки на биосферу.

Основной сущностной функцией человека, как разумного, деятельного и социального существа, является труд. При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни. Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, гомеостазным, равновесным (за исключением непродолжительных периодов развития стихийных бедствий и подобных явлений). Изменяя внешнюю материальную среду, человек детерминировано выходит из состояния равновесия, а, следовательно, переходит в менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту «потерю» безопасности, человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах собственной защиты. При этом усиление воздействий на окружающую среду приводит к повышению силы и масштабов ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. И чем больше таких изменений производится – тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора «целесообразной деятельности» с преобразования материальной среды из средства для «просто жизни», в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры.

В основе культуры лежит обмен информацией. Специфической чертой потребления информации является то, что в отличие от потребления материалов и энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту – оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию. Это дополнительно свидетельствует о необходимости использования ресурсов культуры для обеспечения безопасности жизнедеятельности на современном этапе.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из причин этой аварии. Культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию. В отличие от общей культуры, которая складывается стихийно, под влиянием в основном случайной деятельности отдельных людей и их коллективов, культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) носит целенаправленный, регулярный характер. Эти особенности связаны с конкретными ожидаемыми результатами по предотвращению глобальных угроз и опасностей, крайне ограниченным временем на их достижение.

Проблемы всемирной цивилизации условно можно разделить на два основных блока.

К первому блоку относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами, межцивилизационные и конфессиональные расколы и другие).

Ко второму – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энергетическо-сырьевая, продовольственная, стихийные бедствия и др.).

Факторы, способствовавшие появлению глобальных проблем: научно-технический прогресс, рост населения, освоение территорий, обнищание, антропогенное и техногенное давление на биосферу, урбанизация.

Во второй половине ХХ века человечество начало осмысливать катастрофичность своего положения. Стал вопрос о выработке стратегии развития цивилизации, было введено новое понятие – «устойчивое развитие». Под ним понимается такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Это означает, что цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а, напротив, должна «вписываться» в биосферу, учитывать законы ее развития и вытекающие из них ограничения и запреты. Новая модель взаимодействия природы и общества претендует на гармонизацию взаимоотношений с природой, что означает соединение социально-экономических принципов и экологического императива в единую социоприродную систему устойчивого развития.

Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых экологизация всех основных видов деятельности человека. Принятая модель требует от него изменения сознания, системы ценностей, формирование новой этики, основанной на отношении к биосфере как к фундаменту жизни. Постулируется необходимость соблюдения законов развития биосферы и вытекающих из них ограничений и запретов. Цель деятельности человека акцентируется на эффективном хозяйствовании, рациональном потреблении и здоровом образе жизни, на терпимости в межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Для этого предстоит кардинально изменить сознание людей, их психологию, их мировоззрение, их менталитет. Человеческое общество должно перестать быть обществом потребления – оно должно стать обществом «личностей безопасного типа», способных заботиться не только о себе, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле.

Человеческий фактор обеспечения безопасности является сегодня определяющим. Формирование необходимого для выживания мировоззрения должно стать средством предотвращения возможных глобальных угроз, поскольку, по выражению классика «разруха начинается не в подъезде дома, а в головах людей». Мировоззренческие корни безопасной жизни включают общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения, которые, в свою очередь, составляют ядро культуры. К таким целям и ценностям в составе культуры безопасности относятся витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, комфорт и т. д.), социальные (склонность к риску, личная независимость, желанный успех и т. д.), политические (свобода, законность и т. д.), моральные (благо, справедливость, взаимопомощь и др.), религиозные (божественный закон, спасение, благодать и др.), эстетические (идеал, гармония, совершенство). Безопасный человек ближе к идеалу, гармонии, совершенству, чем «виктимный человек» (человек – жертва).

Понятия культура безопасности и безопасность жизнедеятельности отражают взаимосвязанные явления и процессы. Культура в приложении к безопасности «… есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а – осознанное» (А. Белый). Как социальное явление культура безопасности воплощена в науке (научные знания о безопасности человека и общества), искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина систематизирует и обобщает данные разных наук, в понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества.

Культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) – состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня следует рассматривать личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности.

Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий.

В тоже время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня – т. н. системными свойствами. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования КБЖ более высокого уровня.

Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей.

Основной целью формирования КБЖ должно являться достижение такого состояния людей, трудовых коллективов, общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют необходимые условия.

Формирование КЖД на общественно-государственном уровне зависит от системы социальных ценностей и приоритетов, т. е. того, что является наиболее социально значимым по мнению общества.

Для того чтобы эти социальные ценности и приоритеты служили ориентирами, целями развития страны и, самое главное, объединяли усилия всего общества, социальных и государственных институтов в их достижении, необходимо рассмотреть категорию «общенациональной идеи» как совокупности общезначимых целей и задач деятельности общества.

Безопасность человека в социальной среде. Человек и общество. Государство и право.

Подсистема – «человек – общество», наиболее динамично развивающееся направление человеческой деятельности. Человек живет в социально-политической среде. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны. В основе общественных отношений лежат личностно-общественные интересы и потребности людей.

Выделяют такие сферы общественной жизни:

- материальную, которая охватывает процессы материального производства, распределения и потребления;

- социально-политическую, включающую социальные и политические отношения людей в обществе (классовые, национальные, межгосударственные и т. д.);

- духовную (комплекс идей и взглядов, формирующих мировоззрение человека);

- культурно-бытовую (образование, воспитание и т. д.);

В обществе постоянно разрешаются разнообразные противоречия, которые характеризуются термином – конфликт. Конфликт не является отклонением от нормы, а есть нормою сосуществования людей в социуме, формою установления приоритетов в системе интересов, потребностей, общественных отношений вообще.

Несвоевременное разрешение конфликтных ситуаций может привести к проявлению чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, угрожающих безопасности общества.

Социальное общество – это реально существующая совокупность людей, связанных относительно стойкими социальными связями и отношениями, которая имеет общие черты, условия и способ жизни и другие признаки неповторимости, своеобразия и целостности.

Функционально социальные общности направляют деятельность своих членов на достижение групповой цели. Они могут возникать спонтанно или организованно, могут быть формальными и неформальными. Любая социальная группа может рассматриваться как субъект системы «человек – среда обитания» и определять уровень такой системы.

Функционирующее сегодня классовое общество включает в себя базис и надстройку. Базис — это экономическая часть общества. Надстройка — его политическая часть. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном ее, понимании.

Государство, выступает в одних случаях как орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев общества, т. е. как агрессор, в других случаях (как защитник), выражая общенародные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др.

3. Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса и. в тоже время, играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое убежище, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

4. Государство важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. Оно берет на себя заботу об общих делах. Как основной собственник средств производства, земли и ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т.п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. В этом случае речь идет о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный переход к новому состоянию общества.

С государством связаны следующие атрибуты общества:

1. Государственная власть (ГВ) — политическое господство класса, осуществляющее руководство обществом. ГВ – важнейшая часть надстройки над соответствующим базисом классового общества. При помощи ГВ господствующий класс осуществляет свою диктатуру.

2. Государственное управление (ГУ) – деятельность законодательных, исполнительных и распределительных органов государства, направленных на охрану интересов господствующего в данном обществе класса и на защиту политической и социально-экономической основе господства этого класса.

3. Государственный аппарат (ГА) – совокупность органов ГВ и ГУ. Государственный аппарат включает парламент, правительство, административный аппарат, вооруженные силы, суды, прокуратуру, тюрьмы и связанные с ними общественные организации (партии, профсоюзы), на которые ГА опирается в своей работе.

4. Право (П) – возведение в закон воли господствующего класса,
содержание которого определяется материальными условиями жизни данного класса.

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.

1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной
власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.

Важнейшие функции государства:

- Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.

- Функция охраны природы и окружающей среды. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

- Экономическая функция, государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интерес производителей и потребителей. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д.

- Социальная функция государства состоит в устранении или смягчении возможной социальной напряженности в обществе, выравнивании социального положения людей, развитии здравоохранения, образования, культуры. Социальная деятельность государства регламентируется социальным правом, в котором прослеживается цель государства — обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

- Внешними функциями государства традиционно являются защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Итак, мы видим, что существуют противоречия между государством и личностью, между властью и народом. Эти противоречия могут достигать кульминации, тогда наступает социальная напряженность. В этот период главной задачей государства является гарантом защиты интересов и прав граждан, быть демпфером, позволяющим выровнять эти противоречия, путем создания необходимых экономических, политических и социальных условий для основной части населения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: