Католикос всех армян Нерсес V Аштаракеци (Торос Шахазизян-Камсаракан).




Летию со дня кончины посвящается

Андреевский кавалер –

Католикос всех армян Нерсес V Аштаракеци (Торос Шахазизян-Камсаракан).

Выдающийся деятель армянского освободительного движения первой половины XIX века Католикос всех армян (1843–1857) Нерсес V Аштаракеци, в миру Торос Шахазизян-Камсаракан, родился 13 (26) февраля 1770 года в селе Аштарак в семье иерея Арутюна.

С 8 лет Торос учился в духовной школе Эчмиадзина «Жарангаворац», где отличился твердым характером, находчивостью, трудолюбием и удивительной памятью. Молодой отрок в 1791 году крестным отцом Архиепископом Галустом рукоположен был в дьяконы с дарованием духовного имени Нерсес.

24 сентября (7 октября) 1794 года в Смирне Архиепископом (впоследствии Католикосом) Даниелом рукоположен в монашествующего иерея. Тогда же в качестве патриаршего уполномоченного отправлен был в Грецию, Молдавию, Валахию, а в 1799 –1807 годы в Тифлис, Одессу, Бессарабию и Нор-Нахичеван.

В 1799 году в Константинополе иеромонах Нерсес получил все степени Архимандритства и назначен патриаршим викарием. Будучи горячим сторонником русской ориентации, он приложил много усилий для освобождения Армении от тяжелого гнета ханов и беков и ее присоединения к России. С начала 1800-х годов он развернул активную национально-патриотическую деятельность за освобождение Армении от персидского ига с помощью военной и дипломатической силы православной России, для чего много общался с представителями политических и военных кругов русского Императорского Двора. В 1804 году он активно помогал русским Императорским войскам во время первого похода на Эривань.

В 1807 году Нерсес назначен был викарием главы Армянской епархии Нор-Нахичевана, но в 1808 году вызван был в Эчмиадзин и назначен управляющим делами патриаршества Святого Престола. 21 июня (4 июля) того же года Католикосом Даниелом I (1807­­­-1808) рукоположен во Епископы, одновременно получив чин Архиепископа.

В 1814 году владыка Нерсес возглавил Армянскую епархию Грузии и Имеретии. Утвердившись в Тифлисе, объявил он непримиримую войну невежеству и порокам реакционеров, уделял много внимания духовному воспитанию и образованию подрастающего поколения. По его инициативе основано было первое крупное среднее учебное заведение в Закавказье - Тифлисская армянская школа Нерсесян, торжественное открытие которой состоялось 24 декабря 1824 года (6 января 1805 года).

Тем временем положение Закавказского края было очень тяжелым. Подвластные России мусульманские народы готовы были взбунтоваться. Грузия трепетала, опасаясь вторжения персов. В Тифлисе царила паника. Переправившись через Аракс, Аббас-Мирза осадил Шушу, храбро защищаемую полковником Реутом. Сын же его занял Елисаветполь и готовился к вторжению в Кахетию. Главнокомандующий А. С. Ермолов, использовав задержку персов у Шуши для сосредоточения войск, направил отряд уроженца Карабаха Князя Валериана (Рустама) Григорьевича Мадатова (1782–1829) преградить персам путь в Кахетию, что и удалось.

С началом Русско-персидской войны 1826–1828 годов Князь Мадатов был вызван в Тифлис и вскоре во главе отряда выступил против неприятеля. Действовал он решительно и отважно, одно его имя воодушевляло солдат и страшило врагов. Когда персы направляли на него огонь, ему говорили: "Вас видят, в Вас метят", он отвечал: "Тем лучше, что меня видят, скорее убегут".

Встретив под Шамхором персидские войска, Князь Мадатов развернул свой отряд для боя и, применив военную хитрость (выдав движение обоза за подход подкреплений), принудил противника к отступлению. В решающем сражении под Елизаветполем (прежнее название - Гандзак) главнокомандующий И. Ф. Паскевич поручил Князю Мадатову возглавить первую линию войск, и она своей стойкостью обеспечила победу Русской Армии. За эту победу Валериан Григорьевич был произведен в генерал-лейтенанты, но орденских наград ему не пожаловали.

В организации армянского ополчения и сопротивления врагу, в деле присоединения Восточной Армении к России и переселении 40 000 армян из Персии в Россию поистине великой была роль Архиепископа Нерсеса. В июле 1826 года обратился он к армянскому народу с призывом бороться против персидских войск. Он напоминал своим соотечественникам о том, что Россия «распростерла мощную десницу свою... для спокойствия и благоденствия» армянского народа, что Россия и раньше в случае надобности защищала армян, тем более она это сделает теперь, когда признана «пред целым светом заступницею и покровительницею нации нашей...»

16 (29) июля 1826 года 60-тысячное персидское войско во главе с Аббас-Мирзой, нарушив Гюлистанский мирный договор, внезапно вторглось на территорию Карабаха. Русские могли противопоставить ему лишь около 7 тысяч штыков пехоты и не более 3 тысяч регулярной кавалерии и казаков. Начались ожесточенные бои. 48 дней продолжалась героическая оборона крепости Шуша.

В своих посланиях и обращениях владыка призывал армянский народ оказывать всемерную поддержку Русской Армии и сохранять традиционную верность России. Он справедливо считал, что в создавшихся условиях необходимо "сохранить зоркость ума, славу веры христианской и родной нации армянской, чтобы прибыть в гавань желанную".

Архиепископ Нерсес лично участвовал в освобождении Эривани, Эчмиадзина и Сардарапата. После овладения последним русские войска двинулись на Ереван, оборону которого взял на себя бежавший из Сардарапата Гасан-хан - брат ереванского сардара. В Ереванскую крепость по приказу хана насильно согнаны были тысячи человек, преимущественно армяне - жители города и окрестных сел. В этот решающий момент Архиепископ Нерсес Аштаракеци, постоянно пребывавший в рядах Русской Армии, установил связь с узниками и всячески старался содействовать победе русского оружия.

29 марта (11 апреля) 1827 года генерал-адъютант И. Ф. Паскевич (1782–1856) назначен был главнокомандующим Русскими войсками на Кавказе и получил повеление от Государя Императора Николая I Подвиголюбивого немедленно начать наступательные действия покорением ханств Эриванского и Нахичеванского, чтобы очистить от персов весь левый берег Аракса. 8 (21) июля сдалась крепость Аббас-Абада. Двинувшийся на выручку Аббас-Мирза был разбит 5 (18) июля при Джеван-Будахе.

"Поход открылся весною 1827 года, - писал очевидец событий Н. Г. Устрялов. - Путь от Тифлиса к Эривани пролегал чрез два горных хребта, еще покрытые снегом и едва доступные для человека. Русские солдаты проложили дороги, устроили переправы, перевезли осадные орудия, обозы, и, к изумлению врагов, явились под стенами Эривани 24 апреля (7 мая) с многочисленною артиллериею, без которой тщетны были прежде все усилия генерала от инфантерии Князя Павла Дмитриевича Цицианова (1754–1806) и генерал-фельдмаршала Ивана Васильевича Гудовича (1742–1820) овладеть ее твердынями, знаменитыми на Востоке. Аббас-Мирза, считая Эривань оплотом Персии, собрал все свои силы, употребил все свое искусство, чтобы спасти ее от русских, но напрасно: пораженный графом Паскевичем на правом берегу Аракса, отбитый командиром осадного корпуса Афанасием Ивановичем Красовским (1780–1849) от монастыря Эчмиадзинского, он ушел в Тавриз, почти без войска. Славная Эривань пала, разгромленная русскими орудиями. Путь в Персию был открыт".

Мобилизовав армянский народ, Архиепископ Нерсес Аштаракеци привел его в долину Аракса, где создал несколько добровольческих батальонов (две армянских и одну грузинскую дружины), снабдил их пшеницей и всем необходимым для военных действий. С Крестом в одной руке и мечом в другой (на груди он носил крест Просветителя, на боку — меч), верхом на коне, Архиепископ Нерсес сам предводительствовал отрядами. Так, 1-я армянская дружина численностью 117 человек выйдя из Тифлиса, пришла к Эривани в составе почти тысячи добровольцев. Безуспешно правитель и тиран Эривани Гассан-паша пытался привлечь к обороне крепости армян. Ободренные известием о том, что в рядах Русской Армии сражается за освобождение Армении Нерсес Аштаракеци, армяне отказались защищать город. Русские войска и армянские добровольческие отряды в сопровождении Нерсеса Аштаракеци 13 (26) апреля 1827 года после упорных боев вошли в Святой Эчмиадзин, который встретил их Крестным ходом и колокольным звоном.

Армянский просветитель Хачатур Абовян (1805-1848), в романе «Раны Армении» запечатлел волнующую картину вступления русских войск в Эривань:

«Солдаты стали входить в крепость, а в тысячах мест, в тысячах окон люди не в силах были рот открыть, - так душили их слезы. Но у кого было в груди сердце, тот ясно видел то, что эти руки, эти застывшие, окаменевшие, устремленные на небо глаза говорят и без слов, что и разрушение Ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Эриванские крепости для армян… Старики, дети, девушки, старухи… бросаются на шею солдатам и замирают у них на груди в душевном умилении. С тех пор как Армения потеряла свою славу, с тех пор как армяне вместо меча подставили свою голову, не видали они такого дня, не испытывали подобной радости».

Эривань взята была Русской Армией 1 (14) октября в день Покрова Пресвятой Богородицы, в воспоминание чего граф Паскевич, как сообщал он Государю, одну из тамошних мечетей отдал для церкви гарнизона покоренного города. Государь Император 6 (19) ноября 1827 года горячо благодарил своего "старого командира" и наградил его орденом Святого Великомученика Георгия 2-го класса.

Спустя пять дней после взятия Еревана русскими войсками – 6 (19) октября 1827 года Нерсес Аштаракеци вместе с комендантом крепости Эривань подполковником А. Бородиным назначен был членом Ереванского временного управления – первого органа новой власти в Восточной Армении.

В ночь с 9 на 10 (22-23) февраля 1828 года в деревне Туркманчае, на пути к Тегерану, подписан был мирный договор с Персией. Шах обязался уступить России армянские территории к северу от Аракса - ханства Эриванское и Нахичеванское, заплатить 20 миллионов рублей серебром контрибуции и даровать значительные преимущества русским, приезжавшим в Персию по торговым делам.

Узнав об освобождении Еревана и Восточной Армении, армяне Индии, например, в своих письмах и посланиях на имя Архиепископа Нерсеса Аштаракеци писали: «Армянский народ, обитающий в разных городах Индии, совершенно восхищен, что древняя отчизна их - Араратская страна... находится в пределах России. Армения воскресла из пепла… солнце жизни взошло над Араратской долиной… и в этом наша нация обязана человеколюбивой московской нации, среди которой мы всегда можем жить безопасно и защищенно». В другом письме из Мадраса в 1829 году они писали: «...разными путями и чрез Архиепископа Нерсеса получены, наконец, после продолжительного ожидания, благоприятные известия о присоединении древней Армении к России и о том, что армянской нации оказывается высочайшее покровительство. Мадрасские армяне, принимая живейшее участие в соотчичах своих, из Персии в Армянскую область переселившихся, восхищены этим событием. Некоторые из них обещают сделать пожертвование в пользу армянских училищ и библиотек, существующих в пределах России, другие желают сами переехать на жительство в Россию. Большие торговые дома решительно помышляют об устройстве и окончании своих дел в Индии, дабы прийти в возможность и удалиться оттуда, и потом водвориться в своей отчизне. Хотя агенты Великобритании и рассеивают разные слухи, дабы поколебать армян в их намерениях и дабы более привлечь их в свои пространные индийские владения, но средства сии могут токмо смущать временно, ибо будущее прочное благоустройство Армянской области привлечет армян к водворению в ней…»

За подвиг и мужество, проявленные в Русско-персидской войне в 1828 году владыка Нерсес Высочайше пожалован был орденом Святого благоверного Князя Александра Невского. В дневнике Князя Евдокима Лачинова за 1828 год читаем: «Утром двадцать девятого декабря Нерсес навещает могилу отца. Вместе с ним приходят генерал Красовский, офицеры, солдаты, аштаракские богачи, простой народ. Нерсес склоняется над могилой отца и говорит: “Отец, слышишь, наступил, наконец, час, о котором мечтала твоя светлая душа. Наш народ будет жить, русские ступили на нашу землю. Подними голову, отец, посмотри, кто здесь стоит”.

Но недолгой была радость армян от присоединения к христианскому государству. Как часто случается, после того, как победа одержана, Русское правительство не выполнило своих обещаний о предоставлении Армении автономии. Естественно, армяне рассчитывали на признание своих заслуг в виде дарования Армении статуса автономии. Статус этот они не получают по независящим от себя обстоятельствам. В 1830 году происходит восстание в Царстве Польском, и Государь Император Николай I Подвиголюбивый приходит к выводу, что более ни одному народу не следует давать в Империи автономии. А потому в новых границах Российской Империи армянское национально-освободительное движение не находит поддержки. “ Своенравная ” позиция еретического армянского духовенства все более раздражает Русскую Православную Церковь.

В августе 1828 года, за стремление создать автономную национальную область в пределах Российской Империи, Архиепископ вызвал в свой адрес неудовольствие Русского правительства и, благодаря стараниям графа и кавалера Ивана Федоровича Паскевича Эриванского, фактически выслан был из Закавказья в Бессарабию, под предлогом назначения главой армянской епархии Бессарабии, главой который владыка пребывал до 1843 года.

К этому времени Армения оказывается разделенной между несколькими губерниями. Но армяне воспринимают сложившуюся ситуацию с полным спокойствием. В тот момент образ "идеального русского", по всей видимости, сложившийся под сильным впечатлением долгожданного освобождения от исламского ига и описанный армянским писателем Хачатуром Абовяном, доминировал. "Кавказ был завоеван как оружием русских, то есть лиц, пришедших из России, так и оружием туземцев Кавказа. На протяжении шестидесятилетней войны на Кавказе мы видим, что в этих войнах всюду и везде отличались тамошние туземцы. Они дали в русских войсках целую плеяду героев, достойных самых высших чинов и знаков отличия", - писал русский публицист того времени. А это уже давало не просто равноправие с русскими, а статус русского. "Армянин, пробивший себе дорогу и стяжавший себе имя в кавказской армии, сделался русским, пока приобрел в рядах такой высоко и художественно-доблестной армии как Кавказская, честное имя и славу храброго и способного генерала".

В 1831 году Католикос всех армян Епрем I Дзорагегци отказался от престола в пользу Архиепископа Нерсеса Аштаракеци, однако вновь вмешался генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич. Прибыв в Эчмиадзин, начал обрабатывать он умы служителей. Даже откровенные сторонники Нерсеса вынуждены были молчать и следовать воле Паскевича, ибо не хотели идти “супротив правителя”. И вот когда наступил день избрания, Князь Василий (Барсег) Осипович (Овсепович) Бебутов (1791–1858) предпринял решительные меры. В ту ночь Князь Бебутов имел ряд встреч с противниками Нерсеса и “в свойственной ему манере, после убеждения, с улыбкой на лице, угрожающе покачивая указательный палец, произносил – “цыц”… или “смотри”… И эти слова армянского Князя “цыц” и “смотри” распространились среди в большинстве своем не знающих русского языка служителей монастырской общины и в дальнейшем использовались обязательно с поднятым пальцем при любом подходящем случае”.

Выборы, прошедшие в воскресенье, 15 марта, во время большого паса, показали, что И. Ф. Паскевич имеет куда большее влияние, чем В. О. Бебутов – владыка (Нерсес) не был избран. И это не удивительно, ибо в то время Князь Бебутов был еще генерал-майором. Это потом он станет генералом от инфантерии и будет кавалером практически всех российских до ордена Святого Андрея Первозванного включительно и некоторых персидских орденов. Однако с течением времени события изменились, и 16 (29) апреля 1843 года владыка Нерсес единогласно избран был Католикосом всех армян.

Армянская область, однако, недолго просуществовала как самостоятельная территориальная единица. В Санкт-Петербурге за ее ликвидацию энергично выступил сенатор барон П. Д. Ганн, являвшийся председателем Закавказской правительственной комиссии. Генерал-майор В. О. Бебутов, как член Совета главного управления Закавказским краем, выступил против. Противился этому и Архиепископ Нерсес. Возникший конфликт закончился в пользу барона Гана, влиятельного лица в Правительствующем Сенате.

В это время Россия перешла к политике давления, цель которой заключалась в полной русификации Армении. Согласно Манифесту 1836 года, против которого решительно высказался Архиепископ Нерсес, были закрыты начальные школы, запрещено обучение на армянском языке и его использование в учреждениях, введена обязательная воинская повинность для армян, которую они должны были отбывать в русских частях. Русскому влиянию все больше и больше подвергалось и церковное управление.

Католикос Нерсес V до самого дня своей смерти неоднократно жаловался на вмешательство и нарушения обещаний. В начале июня 1843 года оставил он Кишинев и направился в Санкт-Петербург, но по дороге заболел и долгое время прикован был к постели. 28 ноября (11 декабря) 1843 года он принят был Государем Императором Николаем I Подвиголюбивым.

Не смотря на все возрастающее давление, Россия защищала армян от разбойных нападений мусульман — персидских и татарских ханов, утверждала мир, порядок, справедливость и равные права граждан перед законом. Это дало возможность вновь заняться мирным трудом и достичь материального процветания.

В мае 1844 года Католикос Нерсес V посетил города по маршруту Москва – Кишинев – Новый Нахичевань – Одесса – Тифлис и 8 (21) мая 1845 года прибыл в Эривань. 9 (22) июня 1845 года, в праздник престольного Эчмиадзина в Эчмиадзине он помазан был Священным миром на престол Армянской Апостольской Церкви. Все время своего Первосвятительства он настойчиво добивался пересмотра принятого 11 (24) марта 1836 года "Положения об управлении делами Армянской просветительской Церкви России".

В течение всего времени Первосвятительства Нерсес V не благословил на службу ни одного неграмотного священника. Он собрал средства для основания школы Нерсесян и здесь стал направлять на духовную стезю лишь грамотных служителей Церкви.

В январе 1857 года Высочайшим рескриптом Государя Императора Александра II Освободителя Католикос Нерсес V пожалован орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

В феврале 1857 года флигель-адъютант Государя полковник Князь Владимир Иванович Барятинский (1817–1875), которому было поручено вручить высшую Императорскую награду, прибыл в Тифлис. Официальная встреча назначена была на 12 (25) февраля 1857 года. Однако к назначенному сроку Нерсес V Аштаракеци не явился. На следующий день утром обнаружили, что он скончался за письменным столом с пером в руке.

27 февраля (12 марта) 1857 года 121-й Католикос всех армян Нерсес V Аштаракеци предан был земле в подворье Святого храма в Эчмиадзине, рядом с могилой Католикоса Даниэла I.

 

 

Литература:

Ерицян А., «Католикосат всех армян и армяне Кавказа в XIX веке». Т. 1-2, Тифлис, 1894-95, (на армянском языке).

Ерицян А., «Материалы биографии Католикоса Нерсеса V Аштаракеци». Тифлис, 1899, (на армянском языке).

Орманян М., Азгапатум. Т. 3, Иерусалим, 1927, (на армянском языке).

Парсамян В., «Грибоедов и армяно-русские отношения». Ереван, 1947, (на армянском языке).

Месроп Арх. Ашчян. «Страницы из истории Армянской Церкви». Ереван, 1994, (на армянском языке).

 

Подготовил Александр Рожинцев.

27 февраля 2016 года

Святой град Тихвин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: