нервной системы, центрального мозга.




Начиная с кембрия, т. е. в течение 500 млн лет, — мы видим,

Что от времени до времени, с большими промежутками... идет

Увеличение сложности и совершенства строения центральной

нервной системы, центрального мозга.

Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинкта­ми. К основным инстинктам можно отнести инстинкты самосо­хранения, размножения, территориальный, иерархий, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жиз­ненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких, как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения.

Затем, примерно 50 млн лет назад, у высших животных поя­вился новый, более совершенный уровень психического отра­жения — подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два больших класса: положительные и отрицатель­ные. К положительным относятся: радость, удовольствие, удов­летворение, эйфория и др. В числе отрицательных эмоций мож­но назвать: неприязнь, гнев, разочарование, неудовлетворен­ность, подавленность, обиду и др.

В качестве примера психики, представленной главным обра­зом бессознательным, можно привести психику крокодила. Бо­лее сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровни психического отражения, является психика собаки.

Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший ес­тественным эволюционным путем. Сознание присуще только челове­ку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, альтруизм, отличают челове­ка от животных и относятся к сфере сознания.

К надсознанию мы относим психические образования, кото­рые способен сформировать у себя человек в результате дли­тельных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад (рис. 6.1).

Есть люди, которые могут ходить босиком по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями психики таких людей, а не особенностями строения кожи на подошвах их ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить бо­сиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у других людей. Эти образования относятся к надсознанию. Пу­тем целенаправленных тренировок каждый человек может сформировать у себя различные сверхспособности.

Четкое разделение названных четырех уровней психического отражения возможно только по двум критериям. Во-первых, по временной последовательности возникнове­ния в процессе эволюции психики. Сначала появилось бессоз­нательное, затем подсознание, после — сознание и, наконец, надсознание. Во-вторых, по степени сложности самого процесса психического отражения. Бессозна­тельное — более простой уровень психики по сравнению с под­сознанием и т.д.

В психике конкретного человека или животного не сущест­вует жестких границ между различными уровнями психического отражения. Здесь психика функционирует как единое целое, имеющее, естественно, в силу своей сложности определенную структуру. Нет общепринятых точек зрения и на время возник­новения как самой психики, так и различных ее уровней.

Если представить время макроэволюции психики в виде от­резка длиною в 1 метр, то сознанию будет соответствовать отре­зок длиною в 1 мм, а подсознанию — 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет при­мерно 0,1% времени эволюции бессознательного.

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного, со­стоит в том, что бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на обыденный взгляд.

Рис. 6.1. Эволюционная структура психики человека:

В принятии человеком решения на выбор того или иного варианта поведения в конфликте участвуют все уровни его пси­хики. Сам человек наиболее полно фиксирует и осознает те психические процессы, которые происходят на уровне сознания. Однако из этого не следует, что сознание всегда играет опреде­ляющую роль в поведении и деятельности индивида.

Сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессо­вых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием ал­коголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьша­ется. В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности чело­века заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Но именно стресс характерен для поведения человека в кон­фликте. В конфликтных ситуациях часто не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот, сознание адаптирует, если успевает и может, стереотипы поведения, заложенные в бессоз­нательном, к особенностям конкретной обстановки.

Для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании различных конфликтов. Без такого учета дать сколь-нибудь действенные практические ре­комендации по регуляции поведения и деятельности человека в конфликтных ситуациях вряд ли возможно.

 

6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле

Важность постановки проблемы эволюции «социальной жизни» животных как одного из направлений эволюционной теории стала осознаваться сравнительно недавно, во второй по­ловине XX в., хотя уже в середине прошлого столетия появился ряд интересных работ, посвященных этому вопросу (подробнее см. [65]). Гипотеза о биосоциальном характере эволюции жизни на Земле родилась в прошлом веке на стыке трех научных на­правлений: эволюционного учения Дарвина, социологии Конта и Спенсера и сравнительной психологии. Наиболее значитель­ной работой того времени стал фундаментальный труд «Социальная жизнь животных» А. Эспинаса, опубликованный в России в 1882 г. В соответствии с идеями, изложенными в этой работе, социология животных развивалась практически до 20-х годов нынешнего столетия. Одно из важных положений работы — доказательство автором того, что всякое взаимодействие животных, хотя бы в малой степени устойчивое, естественно и неиз­бежно порождает организацию этих животных.

В начале XX в. интерес к проблеме социального взаимодей­ствия животных заметно падает и вновь усиливается лишь в 60-е годы. В середине 70-х годов на Западе начинает формироваться новая наука — социобиология, которая сначала получает в СССР в целом негативную оценку.

В отношении же социобиологии человека можно сказать, что она настолько далеко ушла от реального биологического исследования, что трудно определить ее жанр, ее место в системе наук. Это не на­учное направление, а скорее совокупность труднодоказуемых гипо­тез [53].

Однако ряд авторитетных отечественных специалистов в об­ласти социального поведения животных, таких, как Е.Н. Панов, Ю.М. Плюснин и др., практически одновременно с зарубежны­ми этологами и энтомологами начали, а точнее продолжили разработку проблемы биосоциальной эволюции.

В современных условиях социобиология еще не приобрела окончательно статуса самостоятельной науки, по крайней мере в России. Однако ряд социобиологических идей, гипотез, теорий может быть полезным для конфликтологии. Рассмотрим кратко

некоторые из них.

• Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции
животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к со­
вместной форме существования. Последняя имеет ряд преиму­ществ перед одиночным образом жизни, связанных с возможно­стью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социу­ма, эффективностью взаимной защиты (Д. Кэмпбелл).

• Сформулировано положение о социогенезе, т. е. развитии
форм социального взаимодействия животных по мере разви­тия жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс воз­никновения и развития какого-либо вида организмов или их
группы) — две ветви эволюции, оказывающие взаимное
влияние.

• Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной
эволюции социальной жизни от простых организмов до че­ловека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хро­мосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно,

... вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории [89].

Другими словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать — усложняться или упрощаться.

Они таковы, каковы по своей природе. Эволюционным изме­нениям могут подвергаться те конкретные формы, е которых ре­ально воплощены инвариантные типы отношений [89].

Существует и другая гипотеза: социогенез есть непрерывный процесс прогрессивного развития социальных форм в едином ряду от «амебы до человека». Анатомо-физиологические струк­туры организма оказывают решающее влияние не только на уровень развития его индивидуального поведения, но и на фор­мы сообществ, которые данные организмы образуют.

Предложены четыре инвариантных типа отношений, в кото­рые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов — территорий, пищи и т.п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание поряд­ка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю. Плюснин).

Для понимания основных тенденций эволюции социального взаимодействия конфликтологу необходимо хотя бы в самом общем виде представлять сравнительный характер эволюции орудий уничтожения (оружия и боевой техники), средств труда и самого человека. Один из возможных вариантов такой сравни­тельной оценки представлен на рис. 6.2.

Наиболее высокими темпами Homo sapiens (человек разум­ный!) совершенствует орудия уничтожения своих собратьев. Се­годня орудия уничтожения людей настолько «совершенны», что с их помощью можно гарантированно уничтожить более 10 раз все человечество, а заодно и значительную часть остальных ни в чем не повинных 2 млн видов животных на Земле.

Гораздо более медленными темпами совершенствуются средст­ва труда. Если орудия уничтожения создаются для того, чтобы обеспечить возможно большее количество смертей людей, со­кратить их жизнь, то средства труда служат для продления и об­легчения жизни. В настоящее время сотни миллионов людей на Земле не имеют хорошего питания, хотя бы сносного жилья, необходимых лекарств, работы, одежды, бытовой техники и т.д. Смерть от голода, в том числе и детская, — обычное явление в ряде развивающихся стран. Пища, одежда, жилище, лекарства создаются с помощью средств труда. Следовательно, они намного менее совершенны по сравнению с орудиями уничтожения.

Еще медленнее развивается сам человек. Физически люди сей­час в целом слабее своих предков, живших 2000 лет назад. Каче­ство мышления Аристотеля и современного лауреата Нобелев­ской премии, по-видимому, сопоставимы, хотя объем, т. е. ко­личество знаний, которым обладает человек сегодня, конечно, гораздо больший.

Прогресс же в области социального взаимодействия людей еще менее заметен. Количество погибших, искалеченных, другие виды ущерба от войн, убийств, насилия и эксплуатации одних групп другими век от века возрастают. Масштабы же ущерба и взаимо­помощи служат двумя основными критериями оценки качества социального взаимодействия. Поэтому если степень совершенст­ва социального взаимодействия постепенно возрастает, то темпы этого улучшения отстают от темпов развития самого человека.

 

6.3.Обоснование необходимости изучения зооконфдиктов

Биосоциальный характер эволюции жизни на Земле позво­ляет выдвинуть предположение о необходимости исследования зооконфликтов — конфликтов в животном мире. Конфликты у человека и животных, естественно, имеют существенные отли­чия. Однако из-за непрерывного характера социогенеза эти конфликты не могут не иметь общих закономерностей. Наличие таких закономерностей в том числе обусловлено существовани­ем бессознательного и подсознательного уровней отражения в психике человека. Ведь в формировании поведения человека в конфликте участвует вся его психика, а не только сознание, время эволюции которого очень непродолжительно по сравне­нию со временем эволюции бессознательного.

Почему в объект конфликтологии целесообразно включить зоо-конфликты? Потому что в человеке гораздо больше биологического, чем принято считать. Опрос примерно 1000 специалистов, прове­денный известным ученым КМ. Амосовым (р. 1913), показал, что усредненная оценка экспертами соотношения биологического и социального в человеке составила 1:1. Сам Н.М. Амосов счита­ет, что биологического в человеке вдвое больше, чем социаль­ного. Эти данные говорят о том, что невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его био­логическую природу. Сделать это довольно сложно, поскольку человек свои биологические мотивы часто не осознает, а если осознает, то маскирует их от окружающих и даже от самого себя.

В настоящее время бессознательные и подсознательные компо­ненты конфликтного поведения человека в исследованиях отечест­венных гуманитарных наук практически не учитываются. Это заметно упрощает наши представления о конфликте.

Психика человека по содержанию в ней бессознательного и подсознательного во многом генетически связана с психикой животных. Поэтому одним из перспективных, на наш взгляд, путей изучения бессознательной и подсознательной мотивации конфликтного поведения у человека является исследование причин конфликтов у животных. Та часть мотивов, которую че­ловек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зоокон фликте выступает в свободном от социальных наслоений виде. Для животных типичны конфликты, связанные с борьбой за об­ладание пищей, территорией, другими жизненными ресурсами, определенной ролью в группе животных. Похожие противоре­чия часто порождают конфликты и в человеческом обществе.

Таким образом, необходимость изучения зооконфликтов, включения их в объект конфликтологии вызвана следующими

причинами:

• важностью применения общеметодологического принципа
историзма при определении объекта конфликтологии и ис­
следовании конфликтов. Принцип историзма требует рас­
смотрения изучаемых явлений в их становлении и развитии.
Чем более длительный промежуток времени развития явле­
ния изучается, тем более глубоко мы проникаем в его суть,
объясняем причины изменений, прогнозируем будущее;

• очевидной возможностью использовать в интересах конфлик­
тологии прогрессивные идеи эволюционной теории Ч. Дарвина
и современной социобиологии. Очень много интересного и
полезного человек узнал, изучая строение и эволюцию орга­
низмов животных. Точно так же будет весьма полезно иссле­
довать социальную жизнь животных и зооконфликты;

• сложностью рационального объяснения поведения людей в
большинстве конфликтов, имеющих тяжкие последствия:
войнах, убийствах, самоубийствах. Существенная роль бес­
сознательного в конфликтах, связанных с уничтожением че­
ловека человеком, требует изучения неосознаваемых компо­
нентов поведения на животных, у которых они выступают
более явно. То, что происходит последние 10 лет в Чечне, на
рациональном уровне никакому объяснению не поддается. В
этом конфликте катастрофические потери с самого начала
несут почти все его основные участники. Мотивы тех не­
скольких десятков «господ», которые «сознательно» сколачи­
вают на людской крови и страданиях политический и финан­
совый капитал, также иррациональны. Без изучения зоокон­
фликтов нам никогда не объяснить движущие силы кон­
фликтов, подобных чеченскому.

Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является выраженный антропоцентризм, прису­щий подавляющему большинству людей. Антропоцентризм мо­жет быть обыденным и научным [18].

Обыденный антропоцентризм заключается в естественном стремлении человека к тому, чтобы, во-первых, поставить себя в центр мироздания, во-вторых, выделить свой вид из остального животного мира и поставить человека над всеми. Такое понима­ние человеком своего места в мире формируется естественным образом самими объективными условиями жизни людей. Одна­ко сегодня помимо человека на Земле обитает еще более двух миллионов видов различных животных. Млекопитающие, к ко­торым принадлежит человек, являются одним из малочислен­ных видов среди других живых существ (рис. 6.3).

Если человек настолько совершенен, то почему он столь ма­лочислен? Человек сегодня — наиболее сложное и могуществен­ное существо на Земле. Но то, что он наиболее совершенен по сравнению с другими видами животных, еще требует доказа­тельств. Дальние предки человека — питекантроп, неандерталец, кроманьонец — вымерли, не сумев приспособиться к неблаго­приятным обстоятельствам. Крокодилы же как вид живут на Земле уже около 200 млн лет и не исчезли даже после катастроф мелового периода, вызвавших гибель динозавров (В. Бердников).

Научный антропоцентризм — концепция в философии и других науках, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов действительности в центр внимания надо ставить человека [42]. В частности, антропоцентрический принцип классификации живых организмов сохранялся в биологических науках в течение двух ты­сячелетий. Согласно этому принципу, чем сложнее организация животного, чем больше она приближается к организации человека, тем более она совершенна. Более сложно организованных живот­ных считают высшими, менее сложно организованных — низши-ми.Только во второй половине прошлого века были высказаны первые сомнения в правильности деления животных на «высших» и «низших». Дарвин указывал следующее [34]:

Я не думою, чтобы у кого-нибудь было ясное представле­ние о том, что подразумевается под «высшим»...

Выдающийся отечественный биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский

(1900-1981) писал:

Пока нет не то что строгого или точного, но даже мало-мальски приемлемого, разумного, логичного понятия прогрессив ной эволюции. Биологи до сих пор не удосужились сформулиро­вать, что же такое прогрессивная эволюция. На вопрос - кто про­грессивнее: чумная бацилла или человек - до сих пор нет убеди­тельного ответа.

 

Рис. 6.3. Соотношение числа видов [18]

Генетики доказали, что по ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) различия между человеком и шимпанзе не превышают 2%. Это соответствует уровню внутривидовых вариаций, обна­руженных у других животных. ДНК является основным носите­лем генетической информации и определяет передачу наследст­венных признаков от родителей детям. Морфологические разли­чия между человеком и шимпанзе, т. е. различия в форме и строении организма, находятся на уровне представителей раз­личных семейств [89].

Таким образом, последние достижения науки, расширение представлений об эволюции социальной жизни животных свиде­тельствуют о необходимости исследования зооконфликтов и включении их в объект конфликтологии.

 

6.4. Основные виды эволюции конфликтов

В зависимости от масштабов временных рамок, охватывае­мых эволюционным процессом, различают девять видов эволю­ции конфликтов: макроэволюция, межвидовая у животных, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропо­генезе, общественно-историческая, эволюция конфликтов в XX в., в онтогенезе у человека, эволюция конкретных конфликтов.

1. Макроэволюция конфликтов заключается в постепенном
изменении конфликтов, происходящих с периода возникнове­
ния психики у живых организмов и по конец XX в., включая
эволюцию конфликтов у человека. Примерная продолжитель­
ность макроэволюции — около 500 млн лет. Эта эволюция про­
должается и является наиболее общим типом эволюции кон­
фликтов.

Межвидовая эволюция конфликтов у животных — посте­
пенное, непрерывное, длительное, количественное и качествен­
ное изменение характеристик конфликтов, происходящее по
мере развития видов животных в течение примерно 500 млн лет.
Животные на Земле развивались в такой последовательности:
рыбы — земноводные — рептилии — птицы — млекопитающие —
человек. По мере развития видов животных изменялись кон­
фликты между ними. Зооконфликты у рыб носили иной харак- тер, чем у земноводных, последние вели внутривидовую борьбу иначе, чем рептилии, и т.д. Эти изменения составляют межви­довую эволюцию конфликтов. Важно, что сущность типичных конфликтов между животными по мере развития видов скорее всего не изменялась. Подавляющее число конфликтов было свя­зано с борьбой за пищу, территорию, особь противоположного пола, иерархическое место в группе животных. Такой эволюци­онный процесс продолжается и сегодня.

3. Внутривидовая эволюция конфликтов у животных — посте­
пенное, медленное изменение характеристик конфликтов, про­
исходящее по мере развития одного конкретного вида живот­
ных. Например, акулы насчитывают сегодня около 250 видов,
объединенных в 21 семейство. Они обитают в океане уже около
350 млн лет. Изменение характеристик конфликтов между аку­
лами за этот период составляет внутривидовую эволюцию.
Межвидовая эволюция конфликтов одна, внутривидовых эво­
люции конфликтов несколько миллионов, столько, сколько су­
ществовало и существует видов животных. Они длятся столько
времени, сколько существует вид.

4. Эволюция конфликтов в онтогенезе у животных представляет
собой изменение характера конфликтов по мере развития живот­
ного от рождения до старости и смерти. Выявление тенденций дан­
ного типа эволюции интересно прежде всего для понимания эво­
люции конфликтов в онтогенезе человека.

5. Эволюция конфликтов в антропогенезе изменение харак­
тера конфликтов у людей по мере формирования человека до
общественно-исторического этапа его развития. Важные тен­
денции эволюции этого типа, по-видимому, можно обнаружить,
изучая конфликты у австралийских аборигенов. Они живут как
сообщество уже около 30 000 лет и находятся в своем развитии
в начале общественно-исторического этапа в эволюции других
цивилизаций. Продолжительность этого вида эволюции состав­
ляет примерно 500 тыс. лет.

6. Эволюция конфликтов в процессе общественно-исторического
развития человека
охватывает период примерно в 10 000 лет. Кон­
фликты в группах первобытных людей отличались от конфликтов
в древних Шумере (3000 до н. э.), Греции (2000 до н. э.), Риме
(700 до н. э.) и конфликтов в истории средних веков, новой и но­
вейшей истории.

Одна из весьма опасных эволюционных тенденций конфлик­тов в этот исторический период — заметное постоянное увеличе­ние числа людей, гибнущих в результате войн, военных кон­фликтов, террора, убийств и самоубийств. Темпы постоянного роста количества жертв конфликтов пока не определены. Вы­дающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии (науки о поведении живот­ных) К. Лоренц пришел к такому выводу [73]:

Есть веские основания считать вндтривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных ус­ловиях культурно-исторического и технического развития.

7. Эволюция конфликтов в XX в. выделена нами в самостоя­
тельный вид эволюции в силу, во-первых, существенного изме­
нения характера социальных конфликтов, во-вторых, чрезвы­
чайной значимости для человечества понимания тенденций раз­
вития конфликтов в завершающемся столетии. Социальные
конфликты в нашем веке претерпели радикальные перемены.
Резко возросли их масштабы. Человечество перенесло две миро­
вые войны, борьба за власть внутри государств и террор господ­
ствующих социальных групп унесли десятки миллионов жизней.
Эволюция всех типов конфликтов в XX столетии нуждается в
специальном и срочном исследовании.

8. Эволюция конфликтов в онтогенезе ~ изменение характера
конфликтов по мере развития человека от рождения до старости
и смерти. В жизни человека выделяют следующие основные
возрастные периоды: младенческий (до 1 года), детский (до
3 лет), дошкольный (до 6 лет), младший школьный (до 11 лет),
подростковый (до 15 лет), юношеский (до 21 года), зрелый (до
60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет) [42]. В
каждом периоде конфликты, в которые вступает человек, носят
отпечаток его возрастных особенностей. В результате исследо­
вания частоты применения физического насилия в межличност­
ных конфликтах в мужских коллективах получены следующие
данные. Суворовцы (средний возраст до 17 лет) применяют фи­
зическую силу против оппонента в 78,3% конфликтов [66]; во­
еннослужащие срочной службы (средний возраст 19 лет) в кон­
фликтах «по вертикали» применяют насилие в 50,2% [129]; кур­
санты I и II курсов военных училищ (средний возраст 20 лет)
применяют насилие в 36,3% конфликтов; курсанты III и ГУ курсов (средний возраст 21,5 лет) — в 6,4%; молодые офицеры (средний возраст 27 лет) — в 4,5% конфликтов.

9. Полученные военными конфликтологами данные выявили од­ну из тенденций эволюции конфликтов в онтогенезе. По мере взросления юношей и молодых мужчин частота применения ими фи­зического насилия в межличностных конфликтах со сверстниками заметно сокращается. Для возрастов от 17 до 27 лет сокращение составляет примерно 17 раз.

9. Эволюция конкретных конфликтов — постепенное, относи­тельно длительное изменение характеристик конкретного кон­фликта по мере его возникновения, развития и завершения. Эволюционными тенденциями обладают длительные конфликты: семейные, служебные, международные и др.

Столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет (1337—1453 гг.). Она имеет свою эволюцию. Первые 35 лет принесли успех Англии, отвоевавшей часть французской территории. Затем в течение десятилетия Англия почти полно­стью потеряла захваченные» территории. Однако в 1415 г. англи­чане снова захватили север Франции. Почти 40 лет французы воевали за освобождение своих земель. После окончания войны Англия еще 105 лет удерживала за собой французский порт Ка­ле. Фактически этот территориальный конфликт длился 221 год. Кроме динамики он имеет и эволюцию, знание которой — важ­ное условие понимания сути конфликта.

Выводы

1. Эволюция конфликта — это его постепенное, непрерывное,
относительно длительное развитие. Она тесно связана с
эволюцией психики человека, которая развивалась от бес­
сознательного к подсознанию, сознанию и сверхсознанию.
Жизнь человека, его поведение в конфликтах определяются
бессознательным и подсознанием в той же, если не боль­
шей, степени, чем сознанием.

2. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный харак­
тер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии
форм социального взаимодействия в едином ряду от
«амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипо­
теза об отсутствии прогресса в социальном взаимодейст­
вии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых
взаимоотношений, которые не изменяются по сути в про­
цессе всей эволюции животных [65].

3. В процессе антропогенеза наиболее высокими темпами
«совершенствуются» орудия уничтожения, более медлен­
но — средства труда и сам человек. Прогресс в социаль­
ном взаимодействии людей еще менее заметен.

4. Биосоциальный характер эволюции животных вызывает не­
обходимость изучения зооконфликтов в интересах познания
конфликтов у людей. Основное препятствие для понимания
этого — естественный для человека обыденный и научный
антропоцентризм.

5. Основными видами эволюции конфликтов являются: макро­
эволюция; межвидовая эволюция у животных; внутривидо­
вая у животных; в онтогенезе у животных; в антропогенезе;
общественно-историческая; эволюция конфликтов в XX в.; в
онтогенезе у человека; эволюция конкретных конфликтов.

6. Один из важных результатов эволюционного анализа кон­
фликтов состоит в предположении, что в конфликтах чело­
век ведет себя как самое непредсказуемое и беспощадное
существо на планете. Крокодил гораздо совершеннее чело­
века, если в качестве критерия оценки степени совершенст­
ва взять количество погибших в конфликтах с себе подоб­
ными крокодилов и людей.

 

Вопросы и задания к разделу

Ответьте на вопросы

7. Дайте характеристику основных предпосылок формирования
конфликтологических идей.

8. Назовите отрасли отечественной конфликтологии и дайте их
сравнительную характеристику.

9. Обоснуйте периодизацию истории отечественной конфликтологии.

10. Охарактеризуйте историю развития отраслей отечественной
конфликтологии.

11. Дайте характеристику истории и современного состояния за­
рубежной конфликтологии.

12. Раскройте основные проблемы современного этапа развития
отечественной конфликтологии.

13. Охарактеризуйте перспективы и трудности в развитии Россий­
ской конфликтологии в начале XXI в.

14. Раскройте значение, предмет и задачи российской конфликто­
логии.

15. Обоснуйте эволюционную структуру психики человека.

16. Опровергните или обоснуйте необходимость изучения зоокон-
фликтов.

17. Дайте характеристику девяти типов эволюции конфликтов.

Выполните задания

Оцените свои практические знания о конфликтах. Установите, какие основные факторы повлияли на их формирование. Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях конфликтологии. Определите причины различий.

Проанализируйте два-три реальных конфликта из собственного опы­та, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.

Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей семьи,
организации, в которой вы работаете или учитесь, в России.
Определите, какую роль играет бессознательное и подсознание в
вашей жизни. Вспомните свое поведение в острых конфликтах.
Усиливается ли влияние подсознания на ваше поведение в кон­
фликте по сравнению с обычными ситуациями или ослабевает?

 

Глава 7 Общая характеристика зооконфликтов

Рождение социобиологии связывают с выходом в свет в 1975 г. книги «Социобиология: новый синтез» американского зоолога Э. Уилсона (р. 1929). Объектом ее исследования выступает соци­альное взаимодействие живых организмов, включая человека. Проблема конфликтов между животными в социобиопогии пока не сформулирована. Социобиологи исследуют не конфликтные ситуа­ции во взаимодействии животных, а их агрессивное поведение только как процесс.

В данном разделе предпринята попытка определить, какие знания из области социобиологии могут быть полезны конфликтологам, и наметить пути проведения исследований в социобиопогии с учетом интересов общей теории конфликтов.

Несомненную ценность для конфликтологии представляет характе­ристика агрессивного поведения животных, разработанная в этоло­гии — науке о поведении животных и социобиологии.

 

7.1. Роль агрессии в животном мире

Агрессивное поведение животных представляет собой демон­страцию угрозы или действия животного, направленные против представителей того же вида животных, реже другого. Агрессив­ное поведение животных обычно является результатом противо­положных мотивов: нападения и бегства.

Биологическое значение агрессии заключается в обеспече­нии выживания вида в целом и каждого из животных в услови­ях естественного отбора. Для вида, для его сохранения, расши­рения среды его обитания выгодно, чтобы территорию или самку завоевывал сильнейший из соперников. Это основная функ­ция внутривидовой, т. е. направленной против представителей

своего вида животных, агрессии. Вторая функция внутривидо­вой агрессии — обеспечение благоприятного распределения особей в том жизненном пространстве, в котором этот вид может оби­тать (К. Лоренц).

Внутривидовая агрессия позволяет поддерживать необхо­димые для нормальной жизни дистанции между животными, разграничивает индивидуальные и стадные территории, обес­печивает расширение среды обитания более сильных живот­ных. Агрессия является инструментом, позволяющим уста­навливать и поддерживать иерархическую структуру в сооб­ществе животных.

Внутривидовая борьба у животных редко ведется с целью причинить реальный ущерб сопернику, нанести ему серьезные раны или убить. Чаще она имеет ритуализированный характер, не причиняющий борющимся особям серьезного вреда. Сначала животное, как правило, демонстрирует сопернику готовность к защите собственных интересов. Это выражается в подаче преду­преждающих звуковых сигналов: рычание, шипение, крики и т.п. Животное принимает позы, предупреждающие о возмож­ной агрессии, совершает демонстративные движения. Ритуалы, с помощью которых регулируется внутривидовая борьба живот­ных, подчас имеют достаточно сложный характер [95].

Этологами открыт очень важный закон, которому подчиня­ется внутривидовая агрессия. Доказано: чем сильнее «воору­жено» животное, чем больше у него клыки, острее когти, боль­ше вес и сила, тем значительнее генетические ограничения, на­кладываемые на применение этого «оружия» против сородичей во внутривидовой борьбе.

Существенную роль играет агрессия в борьбе между видами. Она, естественно, имеет другой характер по сравнению с внут­ривидовой агрессией. Однако конфликтологов интересуют так­же межвидовые столкновения у животных, поскольку им при­сущи все признаки зооконфликта: борьба двух животных; про­тиворечие между ними; выраженные эмоции, мобилизующие животных на борьбу.

Основные типы конфликтов в животном мире рассмотрены ниже.

 

7.2. Внутривидовые конфликты между животными

В социобиологии и этологии исследования внутривидовых конфликтов у животных пока не ведутся. По крайней мере на­ми не обнаружено ни отечественных, ни зарубежных публика­ций, в которых единицей анализа внутривидовой борьбы был бы конфликт. Вместе с тем использование конфликтной ситуа­ции в качестве единицы анализа столкновений животных было бы перспективным не только для конфликтологии, но и для социобиологии. Исследование внутривидовой агрессии с по-мощью такой структурно-функциональной единицы, как кон­фликтная ситуация, позволило бы выявить новые характери­стики агрессии, которые трудно обнаружить, изучая ее только как процесс.

Конфликтная ситуация как единица анализа внутривидовой борьбы у животных имеет пространственные и временные гра­ницы, а также систему содержательных характеристик. Внутри­видовая агрессия животных носит не непрерывный, а дискрет­ный характер. Любой акт агрессии имеет достаточно четко фик­сируемые начало и завершение. Он разворачивается на ограни­ченном пространстве. К содержательно-динамическим характе­рист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: