Современные концепции менеджмента.




Современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента.

 

Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идея любой теории.

 

Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. Сформулированные в науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного.

Процессный подход. Определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур.

Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций.

Системный подход. Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Его основы сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х годов XX в., когда в теории управления начали применять методы прикладной математики.

Системный подход – это общий способ мышления и подхода относительно организации и управления. Его основой является трактовка системы как определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать или будет работать не правильно.

Каждая производственно-хозяйственная организация является системой, созданной из людей (социальный компонент), капитала (экономический компонент) и техники. Все компоненты вместе используются для выполнения определенной работы, достижения определенной цели. Поэтому последователи системного подхода считают, что организации являются социотехническими системами.

В таких системах можно выделить комплексы однородных элементов – подсистемы. Понятие «подсистема» имеет большое значение для управления, поскольку дает возможность создавать внутри системы управления необходимые структурные подразделения: отделы, секторы, бюро, участки и т.д.

Фундаментальные понятия системного подхода являются основой применения научного метода исследования систем управления. Этот метод предусматривает три этапа: наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию. Первые два применяются и другими школами в научном менеджменте, а этап верификации (лат. Verus - истина) – установление достоверности – присущ только системному подходу.

Верификацию осуществляют на конкретной модели управленческой системы, как правило, в компьютерном варианте. Модель системы управления дает возможность качественно определить параметры ее экономического развития, которые непосредственно реагируют на управленческое влияние, способы их ихзменения, которые в наиболее полной мере отвечают целям социотехничесеой системы, а также предвидеть последствия принятия того или иного решения.

Сторонники системного подхода наиболее часто используют аналоговые и математические модели.

Аналоговые модели (греч. Analogia - соответствие) – отображение наиболее существенных для целей исследования характеристик (свойств, взаимосвязей, структурных и функциональных параметров). Наиболее часто аналоговую модель системы управления строят в форме математических зависимостей, отображенных в системе уравнений, описывающих ситуативное состояние объекта исследования.

Математические модели строят через применение для описания управленческих объектов, явлений и процессов методов исследования операций – нового научного направления в прикладной математике: теории игр, теории управления запасами, теории очередей, теории оптимального программирования и имитационного моделирования.

Основной вклад в теорию математического моделирования экономических процессов внесли американский математик Джон Непман (1903 - 1957), американские экономисты Василий Леонтьв (род. 1909) и Рассел Акофф (род. 1909), советские ученые: математик и экономист Леон Конторович (род. 1912), математик Виктор Глушков (1923 - 1982), австрийский биолог Людвиг Берталанфи (1901 - 1972).

Для процессного и системного подходов характерны попытки определить принципы реализации функций управления как научного компонента процесса управления. На практике эти принципы рассматривают как искусство, которым может овладеть менеджер на основе собственного опыта, проб и ошибок.

Ситуативный подход. Утверждает, что выбор и применение методов управления зависит от ситуации. Его сторонники главную задачу усматривают в обучении менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения. Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию в определенное время.

Ситуативный подход, который оформился в конце 60-х годов XX в., не противоречит концепции классической, бихевиористской школ, системного подхода, пытаясь интегрировать их разработки как частичные подходы. При ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться ко всем организациям. Одновременно ситуативный подход предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации при определенных условиях функционирования. Например, каждая организация должна иметь структуру, которая, однако, зависит от ситуации и может предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую или меньшую степень делегирования полномочий.

Практическое применение ситуативного подхода основано на умении менеджера владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижения цели организации наиболее эффективным путем.

В экономической литературе иногда ошибочно отождествляют ситуативный подход с методом ситуаций, который применяется в процессе обучения менеджеров. Метод ситуаций предусматривает изучение и анализ конкретных случаев из практики управления.

Совокупность рассмотренных концепций является основой современной теории менеджмента, которая интегрирует разнообразные направления исследований. Тем более, что свойственный современности интенсивный обмен информацией обуславливает взаимную диффузию идей, концепций и методов разных научных школ. Однако сохраняется определенная региональная специфика научных подходов и приоритетов в изучении практики эффективного менеджмента, концентрации исследований, а значит и научных разработок и рекомендаций, традиционных для определенных регионов.

В американской науке менеджмента преобладает эмпирический подход, который объединив исследователей, которые совмещают разработку теории управления с изучением практики управленческой деятельности на основе синтеза основных идей классической школы человеческих отношений с целью обобщения и расширения передового опыта, а также предоставления соответствующих знаний студентам и менеджерам – практикам.

Один из выдающихся американских теоретиков современного менеджмента, известный специалист по управленческому консультированию, профессор Питер Дракер создал учение о менеджменте как профессиональной деятельности и о менеджере как профессионале. Ему приписывают первенство в создании систематизированного учения и соответствующей учебной дисциплины, что дало возможность начать широкое изучение менеджмента в учебных заведениях. Его имя связывают со спасением от краха автомобильной компании «Форд», введением на фирме «Дженерал Электрик» децентрализованной системы управления, с послевоенным ростом японской экономики, многими другими практическими воплощениями управленческих идей.

Наиболее известным теоретическим положением П. Дракера является сформулированная в 50-е годы XX в. концепция управления по целям, которая совершила революцию в мировой управленческой мысли. Ее идея состояла в том, что управление должно начинаться с выработки целей, а уже потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процессу управления. Наиболее существенные элементы концепции:

· формирование четких и сжатых общих целей;

· участие в процессе разработки целей всех, кто будет работать в рамках этой системы;

· оценка эффективности на основе результатов.

П. Дракер критически относится к идеям школы человеческих отношений, называя их «психологическим деспотизмом», поскольку считает, что главная цель менеджмента – увеличивать продуктивность человека. Менеджеры должны заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для работников», хотя отношения в организации должны строиться на основе взаимоуважения. Развивая этот тезис, П. Дракер в начале 50-х годов выдвинул концепцию самоуправляемого трудового коллектива, которая предусматривала создания демократичного, избранного работниками и служащими органа, призванного решать социальные вопросы на предприятии. Эту концепцию он считал одной из наиболее оригинальных и важных, хотя она и не была воспринята западным сообществом.

Основой учения П. Дракера является идея о исключительной роли и доминирующем значении в предпринимательском обществе профессиональных менеджеров. По его мнению, управленческая элита, которая осуществляет построенное на инновационных методах предпринимательское управление, является основой бизнеса и играет ведущую роль в развитии не только экономики, а и общества в целом. Идея управленческого элитаризма чрезвычайно привлекательна. Она нашла сторонников и в Украине, которые предлагают целенаправленно готовить политиков, бизнесменов и менеджеров в элитных учебных заведениях. Однако этот подход небезопасен, поскольку такую «элиту» можно подбирать не по профессиональным качествам, а по другим критериям (состоятельности, влиятельности).

Среди Американских исследований в области менеджмента внимания заслуживает подход, основанный на количественных методах, применении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий в управлении. Сторонники этого подхода рассматривают управление как логический процесс, который можно выразить математически.

В 60-е годы ХХ в. началась разработка междисциплинарных концепций управления, которые опираются на использование математического инструментария, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация управленческих функций, объединение труда человека и ЭВМ обусловили пересмотр структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и др.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многокритериальных управленческих решений. В современных условиях математические методы используют на всех направлениях управленческой науки.

Представители этого направления продолжают активное развитие своих концептуальных принципов и понятийного аппарата, разрабатывают и применяют в исследованиях разные управленческие модели. Активно развивают и используют количественные методы для предоставления помощи менеджерам, которые принимают решения в сложных и кризисных ситуациях, а также для освобождения их от поточной рутинной управленческой работы.

Весомой является доработка американских ученых сторонников социальных систем, к которым относятся Ч. Барнард, социолог Герберд Саймон (род. 1916), экономист, социолог Игорь Ансофф (род. 1923) и др. Их объединяет идея, согласно которой любая человеческая организация как открытая социальная система склонна приспосабливаться к окружающей среде, а главные причины того, что происходит в ней, необходимо искать за ее пределами. Организация как система не является самодостаточной, поскольку зависит от энергии, информации и материалов, которые поступают извне, и способна приспосабливаться к внешней среде.

Таким образом, каждое предприятие является сложной системой, которая преобразует входящие ресурсы в товары или услуги функционирует внутри большей системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической сред, постоянно вступая в сложные взаимоотношения. Каждое действие не происходит изолировано, а каждое решение влияет на всю систему, которая жизнеспособна до тех пор, пока ее участники получают удовлетворение, достаточное для продолжения работы.

Исследование поведения организации во внешней среде стали основой разработки теории стратегического менеджмента, возникновения и развития которой связывают с именем И. Ансоффа. В ее основе лежат подходы к описанию действительности и прогнозирования будущего, которые базируются на системе таких гипотез:2

1. Гипотеза случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует.

2. Гипотеза о зависимости от внешней среды: проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы.

3. Гипотеза о ответственности: для достижения успеха степень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности (лат. turbulentus - неспокойный) среды.

4. Гипотеза о стратегии, способности и бездействие: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности – стратегическому поведению.

_________________________________

1Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.

 

5. Гипотеза о многоэлементности: успех компании является результатом взаимодействия и взаимодополняемости ключевых элементов.

6. Гипотеза о сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, которая оптимизирует успех фирмы.

Стратегический менеджмент развился из стратегического планирования, которое в 60-е – в начале 80-х годов ХХ в. стало основным постулатом системы менеджмента ведущих фирм в странах рыночной экономики. Такой подход к стратегии отображал доминирующую на то время концепцию предсказуемости окружающего мира, экстраполяции тенденций прошлого, а с середины ХХ в. резко возрастала динамика внешних факторов деятельности хозяйствующих субъектов экономики, вследствие чего экстраполированных темпов роста нередко не достигали, поэтому возникла необходимость в предвидении ожидаемых изменений. Основой перспективного менеджмента стал стратегический менеджмент.

Сложность внешней среды, насыщенность рынка товарами, высокие требования потребителей к их качеству и ассортименту обуславливали необходимость поиска новых, соответствующих высокому уровню экономического развития форм и методов управления производством и реализацией товаров. Фирмы США и других, экономически развитых стран начинали использовать систему организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью, которая получила название «маркетинг», или «рыночная концепция управления». Эта концепция отображает принципиально новое видение проблематики управления, ориентацию его на достижение рыночного успеха организации. Появилось понятие «маркетинговый менеджмент», которое определяет концентрацию усилий организации на завоевании и удерживании высокого положения на рынке.

В обосновании научной проблематики маркетингового управления особое место занимают труды профессора международного маркетинга в высшей школе управления Келлога при Северо-Западном университете США (Чеппл-Хилл), активного деятеля Американской ассоциации маркетинга, института изучения маркетинга Ф. Котлера. Особое значение получили написанные лично или в соавторстве книги «Вступление к маркетингу», «Основы маркетинга» и др.

Ф Котлер трактует маркетинг как универсальную форму деятельности, свойственную не только коммерческим, но и всем другим организациям, рассматривая преимущественно его управленческие аспекты. Функции менеджмента исследованы не только в общем, как необходимые элементы процесса менеджмента, а и относительно конкретных аспектов маркетинговой деятельности – стратегии и организации маркетинга, сбытовой политики, рекламы, стимулирование сбыта.

Активная (агрессивная) маркетинговая деятельность компаний, в основу которой положены теоретические основы этих учений, вызывает в США протесты, поскольку маркетинг, содействуя рационализации товарооборота, одновременно увеличивает затраты оборота и, манипулируя общественным мнением, создает искусственные, иррациональные потребности. Формой организованного протеста стало движение консюмеристов (англ. сonsumer - потребитель), которые протестуют против явлений, которые сопровождают агрессивный маркетинг: недобросовестной рекламы, манипуляций результатами социологических опросов, «ползучего» наращивания комплекса вспомогательных предметов для сопровождения основного и т.д.

Среди современных американских исследователей проблематики менеджмента достойное место занимает профессор управления торгово-промышленной деятельностью Гарвардской школы бизнеса, один из авторов концепции конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности Майкл Портер. Он был консультантом по разработке конкурентных стратегий таких известных компаний, как АТ&T, DuPont, Procter & Gambel, Royal Dutch/Shell. Мировое признание получили его труды по анализу конкуренции (пять сил конкуренции Портера), по определению стоимости предприятия (цепочка стоимости предприятия Портера) и др.

На исследование организаций существенно повлияли труды Г. Минцберга, написанные им в 70-80-е годы ХХ в. Они посвящены исследованию процессов формирования структур организаций, функциональных ролей руководителей, анализа типов развития стратегий деятельности организаций.

В конце ХХ в. в американской науке менеджмента интенсивно разрабатывали теорию паблик рилейшнз. Она предусматривает приведение в соответствие с общественными интересами тех аспектов общественного корпоративного поведения, которые имеют социальное значение. Изменение взглядов на паблик рилейшнз отображает развитие и становление этой функции как в организациях, так и в обществе в целом. Происходит самоидентификация представителей служб паблик рилейшнз в отдельную профессию, а содержания этой деятельности – в отдельную функцию менеджмента.

В науку менеджмента значительный вклад сделали научно-исследовательские группы, которые, действуя при больших американских корпорациях, в научных и научно-исследовательских учреждениях, разрабатывают аналитично-прогностические методики. Так в теории менеджмента известна матрица Бостонской консультативной группы, которая дает возможность упрощенно определять позиции предприятия на рынке. В Стенфордском исследовательском институте обоснованы методы анализа GAP, которые являются попыткой найти методы разработки стратегии и методики управления, которые дают возможность обеспечить максимально высокий уровень желаемого положения. В корпорации «Мак-Кинзи» разработана модель “7S” и усовершенствованна модель Бостонской консультативной группы, в компании «Дженерал Електрик» - модель анализа переменных, которые влияют на долгосрочную прибыльность (PIMS).

В европейской науке менеджмента наиболее известной является теория управления по результатам, разработанная финскими учеными, которая в определенной мере альтернативна одноименной американской системе. Основной идеей финской модели является разъяснение каждому работнику содержания его работы в определенной ситуации, создания условий для свободного развития умственных и физических способностей с целью достижения общих согласованных результатов и повышения качества жизни.

В европейской науке менеджмента распространена теория организационной культуры, которую можно рассматривать как вариант стабилизированной теории паблик рилейшнз. Квитесенцией ее является положение, согласно которому для успешного решения культурных проблем в организации необходимы:

· лидер, способный предвидеть будущее компании;

· распространение необходимых представлений через разнообразные средства массовой информации, чтобы укрепить их в сознании работников организации;

· установление высоких стандартов и обеспечение их исполнения;

· распространение позитивных результатов, достигнутых группой, фирмой, отдельными работниками, чтобы крепить их веру в способность достигать целей;

· вознаграждение тем, кто делает заметный вклад в достижение прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто не делает этого.

В Швеции разработан метод Lots (лоцман). Философия Lots предусматривает, что компания, государственное учреждение или другая организация должна приспосабливать свои действия к требованиям покупателей. Метод Lots охватывает детальное, последовательное обсуждение проблем бизнеса разной сложности на разных уровнях – от корпоративной миссии компании до индивидуального проекта внутри организации. Качество такого обсуждения является условием успешного применения метода Lots.

Шведская консультативная фирма «Майсигма» разработала график прибыльности, который дает возможность путем уменьшения объема капитала, сосредоточенного в оборотных фондах, повысить рациональность его использования (в отличии от традиционной теории управления, где акцент делается на уменьшение дебиторской задолженности).

Активно проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам науки и практики менеджмента в Японии. Особенностью японской науки менеджмента является обобщение эмпирических достижений в сфере управления ведущих местных корпораций их же научно-исследовательскими подразделениями. Результаты исследований предлагают широкой общественности в виде коллективных трудов или описаний успешной управленческой деятельности представителей управленческой элиты. Поскольку в деятельности этих корпораций значительную роль играют социокультура, научные исследования в отрасли менеджмента сконцентрированные на ее аспектах.

Социокультура корпорации – система убеждений и ожиданий, отображенная в ценностных установках, стиле управления и подходе к принятию решений работников корпорации.

Теория управления на основе формирования социокультуры корпораций получила название организационных «гибких» систем управления, построенных на мозаике личных отношений, коллективного труда, совместного обучения, социального происхождения и т.д. Основой концепции является понимание системы управления, как содержащей «жесткую» и «гибкую» части. Сущность понятий «жесткая» и «гибкая» подсистемы управления состоит в отделении каждой и создания системы связей между ними как условия эффективного менеджмента.

«Жесткая» подсистема – это техника и технология производства. Ее элементы со временем утрачивают свою стоимость (амортизируются), снижается их продуктивность.

«Гибкую» подсистему управления образуют системы правил, инструкций и типовых методов выполнения работ, которые являются основой формулирования и выполнения заданий, а также поведения людей. Эта подсистема охватывает методы принятия решений, порядок найма, ориентацию на строгий учет времени и самообучение, проектирования структур. Ее сущность проявляется в системе личных отношений, ценностных установок и социального взаимодействия в организации. Для описания связей между «гибкими» и «жесткими» аспектами взаимоотношений системы управления введен термин «социотехническая система». Японские исследователи настаивают на особенностях японской системы ценностей и уникальности японской культуры как основы функционирования «гибких» подсистем. Теоретические исследования обосновали специфическую японскую систему управления (рис. 2).1

 

Итак, в развитии мировой теории и практики менеджмента просматриваются три важных тенденции:

1. Определенной возвращение к прошлому, свидетельством чего является признание особой роли материально-технической базы современного производства товаров и услуг. Это обусловлено усилением влияния технического прогресса (новых технологий) на достижение целей организации, ростом роли продуктивности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.

____________________________________

1 Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193.

2. Усиление внимания к организационной культуре, к разнообразным формам демократизации менеджмента, участие рядовых работников в доходах и осуществлении управленческих функций.

3. Усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией менеджмента перед управленческой теорией встает множество новых проблем, важнейшие из которых касаются общих признаков и отличий в местном, национальном и международном управлении; закономерностей, форм, методов управления, которые являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран; особенностей национального стиля в управлении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: