Перспективы развития информационного общества




 

За последние годы многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную форму, но преследуют одну цель - войти в число лидеров мирового сообщества.

Например, в основу инициативы Еврокомиссии была положена концепция Европейского Пути - так официально именуется разрабатываемая стратегия развития Европейского союза. Показательно, что эта стратегия разрабатывается на основе идей устойчивого информационного общества и при самом активном участии консультационного органа Евросоюза - Форума информационного общества.

В своем докладе на Международном симпозиуме «Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы» Poitiers-Futuroscope, Франция, 1-5 марта 1999 г. от имени Форума информационного общества профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества.

Важнейшие среди них:

активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе - политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:

справедливость,

всеобщая включенность в информационное общество,

сопротивление социальной разобщенности,

избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),

партнерские отношения между государственными и частными организациями,

инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,

создание новых рабочих мест,

доступ к образованию, профессиональной (пере) подготовке и (пере) обучению в любом возрасте,

политика социального согласия между всеми регионами;

культурное и лингвистическое разнообразие;

большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;

развитие систем (пере) обучения на распределенной мультимедийной основе;

развитие систем профессиональной (пере) подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных документов можно отметить подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран большой семерки (G-7) документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества являются:

интеллектуализация общества, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества - знаний;

создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях;

формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности;

разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

 


Заключение

 

Если разобраться в теоретическом смысле понятия «информационное общество» и проанализировать то, что действительно происходит в обществе начала XXI века, то можно прийти к парадоксальному выводу: внедрение в жизнь человека так называемых «информационных технологий» скорее удаляет нас от того информационного общества, о котором писали философы.

Такого рода информационное общество нигде не состоялось, хотя основные технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи налицо: преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во «вторичном» и рост доли «третичного» сектора экономики, тотальная компьютеризация и т.п. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института «нового общества», скорее, академическое знание было инкорпорировано в процесс капиталистического производства.

Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение - это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе, именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде сообщение - коммуникация - интерпретация.

Сегодня создается ничуть не больше интеллектуальной продукции или знания, чем в Античности или Средневековье. Принципиальная разница заключается в ином - сейчас неизмеримо больше коммуникаций. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, сети Интернет - вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание. Современный более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.

Итак, информация - это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию. Если определить информацию подобным образом, станет понятным, почему главным феноменом компьютерной революции стал Интернет, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В глобальной сети Интернет не создается никакого знания, но зато многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций.

Информационное общество, таким образом, оказывается фантомом постиндустриальной эпохи. Технологические сдвиги, с которыми связывали формирование такого рода социальной организации, налицо, а ожидаемые перемены институциональной структуры не происходят.

В курсовой работе рассмотрены особенности развития современного общества, вступившего в информационно-коммуникационную фазу, когда принципиально изменилось всё коммуникативное пространство социума вследствие широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

 


Список литературы

коммуникативный общество информационный глобализация

1 Басин М., Швилович И. Синергетика и Internet. - СПб.: Наука, 2005. - 71 с.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю.В. Никуличева // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988. - 330 с.

Бжезинский З. Between Two Ages: America’s Role in the Technetronic Era / На рубеже веков: Роль Америки в Технотронной Эре. New York: The Viking Press, Inc, 1970 - 355 с.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб. Изд-во Буковского, 1995. - 267 с.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб. Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.

Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М. Прогресс, 1966. - 426 с.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития - М.: Издательство МГУ, 2002. - 208 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: 2002. - 240 с.

Ракитов А.И. Информационная технология и информатизация современного общества. М., 1989. - 217 с.

Стоуньер Т. Информациооное боганство: профиль постиндустриальной экономики (Новая технократическая волна на Западе). М., 1986. - 396 с.

Тоффлер Э. Третья волна. - М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2002. - 261 с.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е.Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004. - 400 с.

Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня / Елена Ван Поведская, Агустин Досиль Масейра и др.. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Чернов А.А. Информационные технологии как база для развития глобального информационного общества // Тамбовский курьер, №12 (336), 18 марта 2002. - 15-16 с.

Курносов И.Н. Информационное общество: стратегический курс для России // Информационное общество, 1997, вып. 4-6, (электронное издание) https://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/32f0003767670c08c32575bc003829ac (дата обращения 16.09.2012)

Окинавская Хартия глобального информационного общества // КомпьютерПресс. - 2000. (электронное издание) https://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения 19.10.2012)

Прохоров А. Рынок информационных технологий 2005-2006: цифры, тенденции, прогнозы // КомпьютерПресс. - 2006. - №1 (электронное издание). https://www.compress.ru/Archive/CP/2006/1/1/ (дата обращения 07.10.2012)

Прохоров А. Интернет как новая глобальная индустрия. Анализ, тенденции, прогнозы // КомпьютерПресс. - 2006. - №1 (электронное издание). https://www.compress.ru/article.aspx? id=9445&iid=402 (дата обращения 19.10.2012)

Кашлев Ю.Б. Информация. Дипломатия. Психология.РАЗДЕЛ I.

Информационное общество. Имидж Государства. Информационные войны. ЧАСТЬ 1Становление глобального информационного общества и место России. // Компьютер Пресс. - 2002. (электронное издание) https://evartist.narod.ru/text10/79.htm (дата обращения 22.10.2012)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: