То, в каком положении находится ребенок, влияет на его мышечный тонус, его возможность двигаться и развиваться. Мы уже убедились, что, то, как мы берем ребенка на руки, поворачиваем его, изменяет мышечный тонус и способствует развитию правильных движений. Так же это влияет на развитие зрения и слуха.
Если у ребенка спастический церебральный паралич, то мышечный тонус повышен, мышцы напряжены. Обдумывая положение ребенка, когда он сидит, лежит, стоит, мы можем снизить мышечный тонус и простимулировать развитие активных, правильных движений. Многие дети, кода лежат на спине, откидывают голову назад. Это приводит к тому, что спина ребенка выгибается, плечи выводятся назад (лопатки соединяются), колени слишком выравниваются и ноги сводятся вместе. Это типичное положение при полном выгибании тела. Если сломаем этот стереотип движения; приподнимем голову, наклоним немного вперед, слегка согнем ноги в коленях, то все тело ребенка расслабится, что позволит ему двигаться более свободно. Если ребенок выгибается очень сильно, то здесь можно порекомендовать поместить eгo в гамак, так, мы сможем предотвратить спазмы и полное выгибание.
у ребенка с гемиплегией, рука и нога одной стороны тела находится в неправильном положении, это следствие повышенного мышечного тонуса в пораженной части тела. Поддерживая пораженную часть тела ребенка, вы сможете помочь ему. Задача - развитие симметричных, правильных движений.
Хорошее положение для ребенка, играть лежа на животе, так как в этом положении развиваются и укрепляются антигравитационные мышцы. Если руки ребенка сильно прижаты к груди, то можно подложить под грудь ребенка уголок или расположить ребенка на колене, так, чтобы руки были вытянуты вперед. Если ноги ребенка перекрещены и плотно прижаты друг к другу, то между ног ребенка можно положить какой-нибудь предмет, который будет удерживать ноги в правильном положении, и поможет сломать неправильный стереотип движения.
|
Ребенок лежит на животе у Вас на коленях.
Поднимите его руки и вытяните вперед. Стимулируйте перенос веса на одну руку, занимая одновременно другую руку.
Ребенок в пронационном положении на уголке, весовая нагрузка на предплечье. Ноги разведены.
Ребенок в пронационном положении на мяче.
Руки подняты и вытянуты. Ноги удерживаются в разведенном положении, причем, колени выведены кнаружи.
Те же принципы могут быть использованы и тогда, когдаребенок сидит или стоит. Когда ребенок сидит на стуле, его тазобедренный сустав, колени и голеностоп должны быть согнуты под углом 90 градусов. Если стул слишком высок для ребенка, необходимо сделать подставку для ног, чтобы избежать излишнего выпрямления ног. Иногда необходимо поместить между ног ребенка какой-нибудь предмет, чтобы ребенок не сползал со стула. Так же полезно для ребенка сидеть на ролике или скамейке, с перекинутыми в разные стороны ногам. Лучше, если ребенок сидит по-турецки, чем W - образное положение.
Положение сидя; ноги выпрямлены
Кисти рук на коленях или на столе, фиксированы
Если ребенку трудно удерживать ноги прямо, в положении стоя, можно зафиксировать колени, с помощью свернутого в рулон журнала. Выпрямленные и немного опущенные руки помогут ребенку удерживать вес тела в положении стоя. Если руки ребенка согнуты, то и ноги ребенка тоже будут согнуты. Удерживая руки ребенка прямо, вы тем самым помогаете ему выпрямлять ноги.
|
Положение сидя, ноги вытянуты и разведены
Положение сидя, ноги сложены по-турецки.
Сидение верхом, расставив ноги.
Далее вы увидите неправильные положения ребенка, когда он лежит, сидит, стоит, и то, как эти положения могут быть изменены, помогая ребенку выполнять более правильные движения и изменить мышечный тонус. Правильное положение, позволит ребенку развиваться и открыть весь свой потенциал.
Сидение на крестце - голова опущена, тело согнуто, таз немного выдвинут вперед. Руки согнуты. Ноги сведены, колени повернуты вовнутрь. |
Поза сидения W -образная, ноги согнуты и вывернуты вовнутрь. |
Выпрямленный тазобедренный пояс, колени и стопы. Руки разведены и согнуты. |
Низкий тонус/гибкий ребенок. Ноги согнуты и разведены. Спина согнута. |