Эксперимент 11. Светильник с кнопочным управлением
← Кнопочный переключатель | Оглавление | Кнопочные ковбои →
В этом эксперименте мы добавляем порцию яркости светодиоду одной кнопкой и убавляем другой.
Список деталей для эксперимента
§ 1 плата Arduino Uno
§ 1 беспаечная макетная плата
§ 2 тактовых кнопки
§ 1 резистор номиналом 220 Ом
§ 1 светодиод
§ 7 проводов «папа-папа»
Принципиальная схема
Схема на макетке
Обратите внимание
§ Если вы переделываете схему из схемы предыдущего эксперимента, обратите внимание, что на этот раз нам нужно подключить светодиод к порту, поддерживающему ШИМ.
Скетч
p110_plus_minus_light.ino
#define PLUS_BUTTON_PIN 2
#define MINUS_BUTTON_PIN 3
#define LED_PIN 9
int brightness = 100;
boolean plusUp = true;
boolean minusUp = true;
void setup()
{
pinMode(LED_PIN, OUTPUT);
pinMode(PLUS_BUTTON_PIN, INPUT_PULLUP);
pinMode(MINUS_BUTTON_PIN, INPUT_PULLUP);
}
void loop()
{
analogWrite(LED_PIN, brightness);
// реагируем на нажатия с помощью функции, написанной нами
plusUp = handleClick(PLUS_BUTTON_PIN, plusUp, +35);
minusUp = handleClick(MINUS_BUTTON_PIN, minusUp, -35);
}
// Собственная функция с 3 параметрами: номером пина с кнопкой
// (buttonPin), состоянием до проверки (wasUp) и градацией
// яркости при клике на кнопку (delta). Функция возвращает
// (англ. return) обратно новое, текущее состояние кнопки
boolean handleClick(int buttonPin, boolean wasUp, int delta)
{
boolean isUp = digitalRead(buttonPin);
if (wasUp &&!isUp) {
delay(10);
isUp = digitalRead(buttonPin);
// если был клик, меняем яркость в пределах от 0 до 255
if (!isUp)
brightness = constrain(brightness + delta, 0, 255);
}
return isUp; // возвращаем значение обратно, в вызывающий код
}
Пояснения к коду
§ Мы можем пользоваться не только встроенными функциями, но и создавать собственные. Это обоснованно, когда нам нужно повторять одни и те же действия в разных местах кода или, например, нужно выполнять одни и те же действия над разными данными, как в данном случае: обработать сигнал с цифровых портов 2 и 3.
|
§ Определять собственные функции можно в любом месте кода вне кода других функций. В нашем примере, мы определили функцию после loop.
§ Чтобы определить собственную функцию, нам нужно:
o Объявить, какой тип данных она будет возвращать. В нашем случае это boolean. Если функция только выполняет какие-то действия и не возвращает никакого значения, используйте ключевое слово void
o Назначить функции имя — идентификатор. Здесь действуют те же правила, что при именовании переменных и констант. Называть функции принято в том же стиле какПеременные.
o В круглых скобках перечислить передаваемые в функцию параметры, указав тип каждого. Это является объявлением переменных, видимых внутри вновь создаваемой функции, и только внутри нее. Например, если в данном эксперименте мы попробуем обратиться к wasUp или isUp из loop() получим от компилятора сообщение об ошибке. Точно так же, переменные, объявленные в loop, другим функциям не видны, но их значения можно передать в качестве параметров.
o Между парой фигурных скобой написать код, выполняемый функцией
o Если функция должна вернуть какое-то значение, с помощью ключевого слова return указать, какое значение возвращать. Это значение должно быть того типа, который мы объявили
§ Так называемые глобальные переменные, т.е. переменные, к которым можно обратиться из любой функции, обычно объявляются в начале программы. В нашем случае — это brightness.
§ Внутри созданной нами функции handleClick происходит всё то же самое, что в эксперименте «Кнопочный переключатель».
|
§ Поскольку при шаге прироста яркости 35 не более чем через восемь нажатий подряд на одну из кнопок значение выражения brightness + delta выйдет за пределы интервала [0, 255]. С помощью функции constrain мы ограничиваем допустимые значения для переменной brightness указанными границами интервала.
§ В выражении plusUp = handleClick(PLUS_BUTTON_PIN, plusUp, +35) мы обращаемся к переменной plusUp дважды. Поскольку = помещает значение правого операнда в левый, сначала вычисляется, что вернет handleClick. Поэтому когда мы передаем ей plusUp в качестве параметра, она имеет еще старое значение, вычисленное при прошлом вызове handleClick.
§ Внутри handleClick мы вычисляем новое значение яркости светодиода и записываем его в глобальную переменную brightness, которая на каждой итерации loop просто передается в analogWrite.
Вопросы для проверки себя
1. Что необходимо для определения собственной функции?
2. Что означает ключевое слово void?
3. Как ведет себя программа при упоминании одной переменной с разных сторон от оператора присваивания =?
Задания для самостоятельного решения
1. Доработайте код таким образом, чтобы шаг изменения яркости настраивался в одном месте.
2. Создайте еще одну функцию и переделайте код так, чтобы одна функция отвечала за отслеживание нажатий, а другая — за вычисление яркости светодиода и возвращала его в analogWrite.