Тема 10. Этико-гуманистические проблемы современности




Тема 8. Проблемы прикладной этики

Прикладная этика объединяет проблемы, которые выражают области этического знания, традиционно относимые к нормативной сфере (профессиональная этика, этика общения и др.). Они соотносятся с теоретической этикой. Так, раскрытие вопросов одиночества, любви, дружбы предполагают активность самых глубоких слоев этической рефлексии. Теоретические знания выступают как средства для перехода на более конкретный уровень, позволяющий рассматривать практическое функционирование межличностных отношений. Прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации. Проблемы прикладной этики являются предельными, так как касаются фундаментальных моральных принципов, ценности самой жизни, открытыми, поскольку имеют форму дилеммы. Для их решения необходима моральная обоснованность выбора и знание предмета выбора.

Общение является значимой формой взаимодействия между людьми, основанная на потребности в другом человеке. Потребность человека в человеке предполагает взаимодеятельность. Она заключается в установлении коммуника­ции,связи между людьми, двустороннем об­мене информацией. Отличие общения от коммуникации в наличии глубинных личностных контактов, диалогичности. Общение объединяет разнообразные способы сотворчества различного уровня и интенсивности. Оно предполагает разрешение проблем добра и зла.

Общение – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.Общение предполагает самовыражение, подтверждение бытия Я с помощью Другого, нравственное развитие личности. Выделяют следующие формы общения: прямое — косвенное, межличностное — межгрупповое. Нравственными основаниями общения являются: духовное «родство», взаимопонимание, возможность диалога, бескорыстность, признание самоценности Другого, терпимость; интерес, уважение, любовь к Другому, моральная совместимость.

Нравственный смыслпроцесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами морально значимыми факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. Общение неотделимо от свободы, справедливости, равен­ства, любви. Равенство человеческого достоинствасубъектов общения ори­ентировано на поддержание честии достоинства человека, отличается доброжелательностью и уваже­нием.

Общение является условием формирования существования чело­века,способом самовыражения человеческого «Я», основным средством коммуникации иуправления людьми, жизненной потребностью и условием человеческо­го счастья.

В основе дружеских отношений лежат как практическая помощь и взаимовыручка, так и взаимопонимание и сочувствие. Дружба требует высочайшего уровня доверия между людьми. Она предполагает не только общность интересов, но взаимную симпатию, эмоциональную привязанность.

Одиночество представляет собой философскую категорию, обозначающую имманентное человеку состояние сознания, акт и продукт самопознания. С позиции этики одиночество является амбивалентным феноменом, выражающим отчуждение, утрату целостности межличностной коммуникации. Социальный прогресс, осуществляемый посредством человека, влечет нарушение культурного диалога. Важно ориентироваться на самого человека, признавая значимость его жизни в качестве доминирующей ценности. Препятствуя самореализации личности, одиночество сдерживает процесс развития.

Как составная часть мировоззрения человека одиночество выражается в сложном комплексе переживаний, обусловленных состоянием полной или частичной, реальной или мнимой изоляции от людей. Если начало и продолжение жизни напрямую связано с другими людьми, то в одиночестве это взаимодействие исчезает. Кроме того одиночество представляет собой феномен личностной моральной рефлексии, ценностный контекст которого включает диспозицию добра и зла.Подавление себя препятствует проявлению собственной индивидуальности, человек ощущает себя беспомощным, утрачивается личностная способность воспринимать себя как уникальное существо, ценное само по себе. Одиночество показывает отсутствие гуманизма и гармонии в обществе.

В отдельных случаях одиночество может привести к самоубийству, причины которого оказывается также предметом рефлексии в контексте оправдания личности перед самим собой. Однако своевольное лишение человеком себя жизни также неестественно, поскольку по своему существу личность обращена к жизни, к ее созиданию, преодолевая в себе трагедию смертности.

В качестве фактора, позволяющего преодолевать отчуждение, может быть воспринята вера. Она не только помогает индивиду «включиться» в некоторую общность, но и, соотнося свою жизнь с Божественным бытием, духовно и нравственно самосовершенствоваться. Преодолеть процесс отчужденности позволяет и общение, во время которого человек открывает себя через другого человека. Наиболее полно нравственное содержание общения выражается в дружбе и любви, которые компенсируют недостаточность и неподлинность общения. Любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающиеся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

Семья является неким фундаментальный признаком человека, как разум, вера, истина. Дар Бога первым людям воспроизводить человечество сопряжен с даром естественной взаимной любви, который по своей природе имеют и родители, и дети. Негативную функцию выполняет потребительская культура, с ее ориентацией на всевозможные удовольствия, способствующие развитию биологизма в понимании семьи. В результате из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов: терпимость, справедливость, долг, внимательность, доброта, такт, сострадание, взаимоуважение, умение понять другого, ответственность перед семьёй и обществом. Сами супруги должны с одинаковых позиций относиться к этим и другим нравственным нормам и ценностям, поскольку любовь является позитивной силой только тогда, когда люди знают об этих законах и соблюдают их. Уважение к старшим, авторитет их мнения должен быть на одном из первых мест. Поскольку ближних своих необходимо любить жертвенной любовью, в семье большое внимание должно уделяться воспитанию милосердия. Можно проявлять милосердие, посещая больных, приходя на помощь людям в трудную минуту.

Любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров – взрослых и детей, есть один – мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на общей нравственной атмосфере. В семье реализуется счастье и любовь, дети и родители вдохновляют друг друга на жизнь, творчество, придают силы и способствуют правильному восприятию смысла жизни. Тогда как народ, который не рассматривает семью как ценность, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание.

Дети, остающиеся без контроля родителей, называются «брошенными». Они предоставлены самим себе в выборе добра и зла, конкретных поступков. Забота родителей в отношении таких детей сведена до минимума. Ребенка воспитывает «улица», предоставлена абсолютная свобода. Негативной стороной такого воспитания являются передача вредных привычек, нецензурной лексики, преступности. С точки зрения этики со стороны родителей важно уделять ребенку максимум внимания, переключать его деятельность на расширение спектра своих знаний о науках, изучаемых в школе, уметь занять его спортом, научить различать добро и зло, уметь отстаивать правомерность своей позиции, совершать действия разумно, исключая поступки по инерции массы.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, этика предпринимателя. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности.

Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы преподавателя и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения. Помимо основных нравственных категорий в педагогической деятельности применимы следующие категории: профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь и педагогический авторитет преподавателя.

Под профессиональным долгом подразумевается необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к постоянному пополнению знаний и совершенствование педагогического мастерства. Педагогическая справедливость – мера объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности, проявляющаяся в его оценках поступков и поведения обучаемых. Профессиональная честь представляет собой осознание преподавателем значимости своей деятельности и признание его профес­сиональных, моральных заслуг обществом. Педагогический авторитет – моральный статус в коллективе, фор­ма дисциплины и способ регуляции поведения обучаемых.

Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в различных ситуациях, прогнозированием линии поведения и изучением факторов, влияющих на деловые процессы. Деловое общение не имеет самодовлеющего значения, служит средством для достижения выгодных для субъекта целей. В условиях рыночных отношений важно сочетать стремление к получению максимальной прибыли с уважением чести и достоинства другой личности.

Этика научного творчества – раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности. Выделяют внутреннюю и внешнюю этику науки. Внутренняя этика занимается проблемами авторства и плагиата, самоанализа, оценкой результатов исследования, совершенствованием преподавания, консультированием, популяризацией. Внешняя этика науки решает проблемы взаимодействия науки и общества.

Этика науки направлена на поиск новых объективно обоснованных знаний, требует бескорыстного, свободного поиска истины, является показателем социальной ответственности за результаты своего исследования и практическое их использование.

Понятие «открытые проблемы прикладной этики» применимо к актуальным, современным проблемам, характеризующимся значимостью в настоящее время и в перспективе, дискуссионной заостренностью. Они обладают статусом социально важных вопросов, требующих не только этического обсуждения, но и правового закрепления, вызывая широкий общественный резонанс. Проблемы прикладной этики соотносятся с вопросом ценности человеческой жизни, уточняя полномочия общества и личности относительно особенностей протекания жизни.

Наличие противоречия между отсутствием единого варианта решения той или иной проблемы связано с необходимостью ее разрешения в конкретной жизненной ситуации, не терпящей отлагательства. Теоретическая позиция по проблемам прикладной этики совмещает юридическое и моральное право, поскольку в ее основе лежит категория справедливости. Справедливость подразумевает согласованность правовой нормы с моральным представлением о добром. Несовпадение права и морали дает возможности обсуждения этических проблем.

Биоэтика – междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий.

Термин «Биоэтика» был предложен в 1971 году Ван Поттером. В книге «Биоэтика: мост в будущее» понятие использовалось для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации, однако впоследствии значение термина изменилось.

Своевольное изменение естества человека в какой-то степени является попыткой поставить личность на место Бога, негативные последствия которого могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Зарождение человека является даром Божиим, его творческим актом. Всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности является следствием неправильно воспринятой свободы и преступно по своей сути. С этической точки зрения защита человеческого достоинства, в том числе наиболее уязвимых, зависимых человеческих существ – нерожденных детей – является нравственным долгом.

Технология вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств. «Суррогатное материнство» является продуктом рыночных отношений, где купля-продажа ребенка напоминает манипуляции с рабами, не имеющими никаких прав. Методика «заказа человеческой жизни» противоречит самой сущности человека, внутри которого заложена глубокая нравственная, эмоциональная и духовная близость к родным – детям и родителям. Этот закон является основой морали, отказ от него разрушает заповеди, нравственный образ жизни. Опасность заключается и в потенциальной возможности приобретения ребенка сомнительными лицами, которые способны на преступление в отношении него.

Клонирование человека открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божьему. Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения и кровного родства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Человек не ощутит себя самостоятельной личностью, свою свободу и уникальность. Он может стать орудием борьбы тоталитарных организаций.

Современная трансплантология позволяет оказать помощь многим безнадежно больным людям. Однако недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела. Появляется угроза жизни и здоровью людей, поскольку нельзя полностью проконтролировать данный процесс. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. При изъятия органов у только что скончавшихся людей должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от сохранения жизни другого. Указанный факт делает необходимым контроль врачебной деятельности.

Тема 9. Нравственные ценности личности

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Моральные ценности обладают такими свойствами, как объективность, всеобщность, единство, единственность, иерархичность. Понятие объективности многозначно: 1) объективное – это существующее вне субъекта, вне человека; 2) объективное – это существующее вне человека и независимо от человеческого сознания; 3) объективное – это не зависящее от воли, желаний субъекта. Оценки, идеи той или иной моральной ценности субъективны, но соотносимы с мнением других. Общечеловеческие моральные ценности объективны и трансцендентны. Субъективные и объективные моральные ценности тесно друг с другом связаны.

Мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями. Система нравственных ценностей формируется из тех реальностей и поступков, которые одобряются. В него входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, моральные принципы и нормы поведения. Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра.

Существуют основные моральные принципы, которые должны регулировать отношения между цивилизованными индивидами и которые глубоко проникли в социальные традиции. К общим этическим нормам относятся нормы, одинаково понимаемые и оцениваемые большинством людей (честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность). Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

Естественные предпосылки этического в человеке существуют от рождения, как нравственный потенциал, который совершенствуются на протяжении всей жизни. Человек способен постоянно овладевать и творить добро. Он является активным началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, — выступают в качестве условия, среды и средства для человека. Нравственное совершенствование предполагает изменения качества этического в человеке. Этика любви, этика смирения предлагают совершенствование в любви и смирении.

Если совершенствование в определенном смысле абсолютно, то совершенство уникально и относительно. Стандарты этического совершенства относительны и субъективны, поскольку их центр погружен в личность. В содержание нравственного совершенствования как этической ценности входит достижение, постоянство, творчество, разумность.

Моральные ценности – вид культуры, одно из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы сложившихся норм и правил поведения. Высшие нравственные ценности являются личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека (счастье, смысл жизни, свобода).

Нравственная деятельность– это категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной деятельности людей выделяется собственно нравственная сторона. Она имеет духовно-практи­ческое содержание, поскольку реализует ценности добра в сфере практи­ческих отношений. Волевая деятельность проходит два основных этапа: этап морального выбора, решения и этап реализации решения в процессе объективного действия. Ее исходным пунктом является моральный мотив, побуждающий начать дейст­вие и довести его до конца. Действием, которое предполагает свободу выбора и нравственную ответственность, является поступок.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, то есть в усвоении ими нравственных понятий, когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. Нравственное воспитание предполагает единство нравственного сознания и устойчивых нравственных качеств. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, соответствующей нормам общечеловеческой морали. Он длителен, непрерывен, его результаты отсрочены во времени.

Деморализация – упадок нравственности личности, моральное разложение общества. Существует два вида деморализации общества. Первый вид деморализации связан с паническим страхом за себя и за своих близких. Личность теряет самообладание, уверенность и решительность. Она не могут спланировать совместную программу действий с другими людьми. Поэтому образуется мятежная толпа, настроенная действовать неразумно, разрушать и грабить.

Второй вид деморализации общества возникает от материального достатка, от безделья и скуки. Человека охватывает чувство пресыщения жизнью. В поисках ее разнообразия он все время расширяет спектр своих удовольствий. Чтобы подчеркнуть свою исключительность, человек унижает честь и достоинство других людей. Перестав осознавать императивность духовных основ жизни, он теряет основания своего собственного бытия. Выходом из проблемы является приобщение к культуре, к нормам морали. Большую роль в этом процессе играет нравственное воспитание.

Оно выполняет следующие задачи: формирует нравственное сознание, основными критериями которого являются нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; развивает нравственные чувства (гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, уважение к людям, милосердие); формирует опыт поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям.

Нравственный человек должен быть требовательным по отношению к самому себе, иметь чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности. Нормы и правила должны восприниматься им как глубоко осмысленные собственные убеждения. Высокий уровень самосознания предполагает способность субъекта правильно ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни.

Одним из ведущих свойств личности является нравственная ответственность. Она предполагает способность человека сохранять и реализовывать свои нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолевая внешние трудности и внутренние противоречия. Элементами нравственной ответственности выступает убежденность, общественная направленность, адекватная самооценка.

Одним из ориентиров жизни является нравственное кредо. Нравственное кредо внутренние законы, которыми личность руководствуется в жизни. В этом качестве выступают принципы и ценности, достижения и идеалы, ориентиры нравственного самосовершенствования. Нравственное кредо является внутренним стержнем личности, который помогает оставаться моральным человеком в любых жизненных ситуациях. Оно включает в себя смысл жизни, перспективу нравственного роста, моральные принципы.

Принцип справедливости исключает причинение страданий другим людям, принцип честности предполагает искренние отношения с другими людьми, принцип человеческого достоинства подразумевает уважение личного достоинства и достоинства другого человека, принцип долга предполагает моральную самоотдачу на благо окружающим, принцип развития связан с постоянным нравственным ростом. Нравственное кредо реализуется в профессиональной деятельности, семье, отношениях с людьми, поступках, характере. Примерами реализации жизненного кредо может быть честное отношение к людям, признание ценности жизни каждого человека, дела милосердия.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. Нравами принято считать эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо жить человеку. Социальные процессы в нормально функционирующем социуме направлены на поддержание соответствия между моральными и правовыми ценностями. Они носят самостоятельный характер. Такие ценности, как свобода, равенство и справедливость являются нормативно-ценностными регуляторами поведения человека, продолжая воплощаться в праве.

Мораль определяет ориентиры нравственного поступка, который обусловлен потребностью человека в добре, справедливости, честности, правдивости. Понимание добра и зла делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных потребностей в пользу осуществления социальных ценностей.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в профессиональной деятельности.Творческий потенциал личности является некой основой внутренних сил человека, помогающей ему самореализовываться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть – в период детского развития, а остальные появляются в разные периоды человеческой деятельности.

В структуре творческого потенциала выделяют коммуникативный, аксиологический, гносеологический, творческий и художественный потенциалы. Творческий потенциал развивается благодаря инициативности, способности двигаться вперед, уверенности в себе, максимальному использованию своих возможностей, целеустремленности.

Социальная стабильность возможность реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем. Стабильность общества придает уверенность людей в своем будущем. Сохранение социальной устойчивости в условиях снижения уровня жизни является системным процессом, где решающую роль играет взаимодействие трех факторов: социального сравнения; динамики безработицы и стоимости жизни; накопления социального нетерпения.

Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждении. Самоконтроль является составной частью системы моральных отношений общества, которая включает различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов и личный контроль каждого над собой. К механизмам самоконтроля относятся убеждения, чувства, привычки, самооценка действий, побуждений, моральных качеств, самовоспитание. Человек должен уметь контролировать свои желания и предотвращать проявление негативных сторон своего характера: раздражение заменять спокойствием, за­висть – доброжелательностью, же­стокость – милосердием, нетерпимость – состраданием. Степень самоконтроля зависит от уровня сознательности личности.

Следует также выделять индивидуальные и массовые формы воспитания. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, применяя эффективные методы влияния. Непосредственное взаимодействие личности воспитателя и воспитуемого способствует созданию особой эмоционально-нравственной атмосферы. Эффективность индивидуального воспитания зависит от уровня культуры наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого.

Недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. В коллективах возникает духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности. Воздействие на нравственный мир человека оказывает подражание и внушение. Индивидуальное и массовое воспитание тесно взаимодействуют друг с другом, формируя единый стержень воспитательного процесса.

В этом процессе особо велика роль убеждения, воздействия личным примером, ситуации выбора, общественного мнения. Убеждение направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Убеждение реализуется при чтении и анализе произведений, в этической беседе, разъяснении, диспуте.

Личный пример оказывает большое влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика человека. Он действует на уровне первой сигнальной системы, когда воспринимаемые зрением явления быстро усваиваются сознанием. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активизирует деятельность.

В системе средств нравственного воспитания важное место принадлежит общественному мнению. Общественное мнение как оценочное суждение выражает отношение общественности к нормам нравственности. Оно осуществляет контроль за поступками людей, превращая внешние требования во внутренние. Мнение для него становится мерилом целесообразности, разумности поведения. Стремления личности получить признание обществом способствует формированию настойчивости, целеустремленности, согласованности.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях, семье, обеспечивает формирование любви к Родине, творческого отношения к труду.

Нравственность представляет собой совокупность норм, определяющих поведение человека. Духовность – интеллектуальная сущность человека, противоположная телесности, стремление к высоте духа, к познанию Бога. Нравственность относится к сфере межличностных отношений, выражает стремление к самосовершенствованию. Духовность и нравственность связаны с моральными чувствами личности, реализуются в совести и предполагают осознанное стремление человека к идеалу.

Тема 10. Этико-гуманистические проблемы современности

Прагматической направленности западной этики консенсуса русские религиозные философы противопоставили этику объединения на основе любви и веры в Бога. Этика всеединства раскрыта B. C. Соловьевым, П. А. Флоренским, Е. Н. Трубецким, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым. Представителями этики русского космизма являются А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Человек воспринимается не как «венец творения», а как промежуточное звено в длинной цепи существ, имеющих прошлое и будущее. Н. А. Бердяев рассматривал космос как единство материального и духовного планов бытия, единство вселенной и человека. B. C. Соловьев – как единство Божественного и природного, единство человека в Боге. С. Н. Трубецкой видел проявление всеединства в человеке, как взаимно поддерживающее единство разума и веры, где воля выступала способностью открытия бытия. С. Л. Франк отмечал, что сознание должно было быть со-ведением, совестью, той стороной сознания, которая главенствует над остальными. Вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию. Высшим нравственным проявлением всеединства является любовь.Философов всеединства объединяет идея о том, что тайна человека заключается в существовании сверхприродной, божественной сущности личности. Только духовное начало человека определяет его подлинное своеобразие и делает его противоположным миру животных. «Естественное» состояние человека заключается в постоянном преодолении природы. Философам космизма ближе биологическая трактовка человека как существа «промежуточного», находящегося в конце бессознательной, спонтанной эволюции и, в то же время представляющего собой начало нового разумного этапа эволюции. Русский космизм непосредственно переносит бытие человека в космос. Космисты утверждают оптимизм истории, выводя его из науки. Задачу науки они видят прежде всего в выработке ее конкретных средств и методов. Отвергая западные этические концепции консенсуса и утилитаризма, русские философы начала XX в. хотели вернуть нравственному чувству абсолютный характер. Поэтому нравственность личности, общественная мораль и этика как система взглядов о нравственности сливаются у них в единую систему, основные черты которой – богопричастность, дарение и солидарность.Близость глобальных катастроф в начале XXI в. заставляет по-иному взглянуть на будущее человечества. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции в мировую систему. Существуют объективные и субъективные предпосылки глобализации. Тенденция глобализации проявилась в 70-х годах ХХ века, когда люди ощутили, что сливаются в один социальный организм. Объективным основанием глобализации является рост народонаселения, его экономической, коммуникационной и информационной связности. Субъективные предпосылки – то, на какой основе будет происходить объединение человечества. В настоящее время проявляют себя однополюсный и многополюсный сценарии развития глобализации. Однополюсной сценарий связан с утверждением в качестве мирового лидера одной страны. Это место пока занимает США, которая лидирует в военной, экономической, технологической, областях власти. В реальности мировое господство США поддерживается идеологическими иллюзиями и приемами манипуляции сознанием масс. Так, утверждение об отсутствии узурпации и помощи в достижении вершин цивилизационного развития завоеванных стран, не может восприниматься в качестве истины. Коренные жители Америки – индейцы – загнаны в резервации, в качестве рабов были привезены негры из Африки. Отношение к Афганистану, Ираку, Югославии, Косово, Украине показывают механизмы ее потенциального лидерства глобального мира.Разделение на бедных и богатых в глобальном масштабе приводит к превосходству богатых высокоразвитых стран – «золотой миллиард» – и появлению стран-изгоев третьего и четвертого мира. Н.Н. Моисеев отмечает, что работает некий «насос», который выкачивает из отсталых стран капиталы, ресурсы, таланты. В результате происходит все более углубляющаяся стратификация государств – и отсталые страны могут остаться отсталыми навсегда. «Открытое глобальное общество» означает откровенный социал-дарвинизм – глобальное пространство ничем не сдерживаемого «естественного отбора». В настоящую эпоху однополюсной глобализации происходит американизация национальных культур, что препятствуя полноценному развитию человека как вида. Культурная глобализация проявляется в унификации культурных стандартов кино, музыки, шоу-бизнесе. Человек воспринимается не как духовно-нравственная, эстетически развитая личность, а как поглощающее продукты «фаст фута» существо. Законом глобализации культуры является тотальная коммерциализация, в соответствии с которым «Человек есть то, что он может купить». Проект глобализирующегося общества состоит в стремлении полностью разлучить человека с реальностью, подменить ее виртуальными знаками. Однополюсный вариант противоречит закону культурного разнообразия и его осуществление влечет за собой угрозу глобального культурного и антропологического кризиса человечества. Выходом из него является сохранение культурной полицентричности мира, развитие всех культур, противодействие стран бывшего второго, третьего и четвертого мира экспансии Запада.Многополюсный вариант глобализации предполагает лидерство нескольких стран, среди которых могут быть Китай, Индия, Россия и др. Они должны согласованно действовать, укрепляя контакты друг с другом. В соответствие с тенденцией глобализации Россия должна сохранять идею евразийства, стать ведущим звеном синтеза именно достижений Востока и Запада. В перспективе необходима новая космоориентированная этическая система, понимающая человека в единстве с Домом, в котором он живет. Основными чертами глобальной этики являются: принцип ненасилия, принцип дискурса и принцип дарения. Принцип ненасилия предполагает отсутствие насилия в отношении народа, отказ от власти, которая достигается любыми средствами и ценой. Опасность уничтожения планеты ставит под сомнение возможность соревнования и победы даже самой сильной страны, поскольку в случае ядерной катастрофы погибнут все.Принцип дискурса связан с разрешением проблемы сопричастности и ответственности каждой отдельной личности в быстро развивающемся мире. Создателями дискурсивной этики является К. Апель (род. в 1922) и Ю. Хабермас (


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: