Краткий материал по опыту реализации Программы по реформированию и реструктуризации предприятий Республики Башкортостан.




Общая схема организации работ:

- сначала технологии успешного роста были проработаны на пилотном предприятии ОАО «Салаватстекло»;
- затем было реализовано их малое тиражирование на 10 предприятиях для апробации механизмов взаимодействия всех участников процесса развития региона (региональные и муниципальные власти, предприятия, консультанты и др.);

- далее было успешно проведено среднее тиражирование механизмов и технологий ещё на 106 предприятиях (всего 177).

Результаты: индекс физического объёма производства, например, машиностроения в республике Башкортостан вырос от 104% и составил в первый год 126,3%, во второй год 121,2%, в третий год 120,4%.

Краткое описание.

ОАО "Салаватстекло" (г. Салават, Республика Башкортостан) стало убыточным, попало в предбанкротное состояние и начало работы по реформированию (с консалтинговой компанией РОЭЛ Консалтинг). На предприятии была разработана программа роста (в терминах тех времен - программа реформирования и реструктуризации). За 4 месяца предприятие стало устойчиво безубыточным, за полгода первый раз удвоило выручку, стало инвестиционно привлекательным, обеспечило техперевооружение, выход на экспорт и обеспечило за 2 года четырехкратный рост выручки. Через год после начала работ оно стало первым пилотным объектом республиканской программы реформирования предприятий и стало осуществлять вместе с консультантами (руководитель проекта Ириков В.А. ) передачу технологий реформирования(роста) с сопровождением практической реализации консультантами сначала десятку предприятий Башкортостана, а затем в рамках разворачивания республиканской программы реформирования еще 166 предприятиям.

 

Пример документа, давшего старт первому в РФ среднесерийному процессу масштабирования технологий управления развитием промышленности на уровне региона (из переписки ОАО «Салаватстекло» с региональными властями).

«Вице-премьеру Республики Башкортостан Г-ну Сигакову Н. И.

Уважаемый Николай Иванович!

ОАО "Салаватстекло" просит Вас рассмотреть вопрос об оказании поддержки со стороны Республики Башкортостан в рамках реализации на предприятии Плана реформирования и реструктуризации.

Работа по разработке Плана реформирования и реструктуризации началась в декабре месяце 1998 г. Сейчас еще рано говорить об устойчивых результатах реформирования, поскольку весь процесс рассчитан на 1,5 года. Однако на сегодня результаты уже имеются:

в I квартале 1999 г. на 56,8% вырос объем реализации по сравнению с аналогичным периодом 1998 г.;

по сравнению с IV кварталом 1998 г. (начало реформирования) объем реализации вырос в I квартале по основной продукции (без учета стеклотары) на 26,5%;

доля денежных средств в общем объеме реализации увеличилась с 12% до 25%.

Однако имеются достаточно большие проблемы, ограничивающие темпы роста предприятия и оттягивающие срок выхода на стабильное положение:

картотека на счетах предприятия не дает возможности нарастить оборотные средства предприятия;

недостаточная доля денежных средств в общем объеме реализации (25 -26%, а нужно 35 - 40%) пока не дает возможности погашать налоговые недоимки и платить достойную зарплату работникам предприятия;

необходимость во II квартале 1999 г. проведения холодного ремонта цеха № 1, что приведет к снижению объемов производства листового стекла;

планируемое расширение производства стеклянных бутылок с приобретением импортного оборудования для покрытия потребности Республики Башкортостан в стеклотаре европейского уровня, что требует дополнительных оборотных средств.

Поэтому ОАО "Салаватстекло" просит рассмотреть вопрос о поддержке реформирования предприятия, которая может заключаться в следующем:

- реструктуризации налоговых и внебюджетных республиканских и городских недоимок и разблокирования счетов предприятия;

- предоставлении целевого налогового кредита с использованием его на увеличение объемов производства и продаж.

При этом Республика Башкортостан получит ощутимую выгоду, которая будет заключаться в следующем:

- за счет наращивания оборотных средств предприятие после окончания реформирования будет платить налоги с большей налогооблагаемой базы (ориентировочно в 1,5 - 2 раза), что за 1 - 2 года окупит недополучение налогов за время реформирования предприятия;

- предприятие сможет начать погашать налоговые недоимки прошлых лет без риска вымывания оборотных средств;

- ОАО "Салаватстекло" сможет стать пилотным проектом Программы реформирования и реструктуризации промышленности Республики Башкортостан; при этом уже через 1 - 2 месяца на предприятии можно будет организовать обмен опытом;

- ОАО "Салаватстекло" сможет предоставлять уникальный материал и практические данные по этапам реформирования, что может лечь в основу массовой Программы реформирования и реструктуризации промышленности Республики Башкортостан;

- консультанты предприятия из консультационной фирмы "РОЭЛ Консалтинг" без дополнительной оплаты будут вместе с представителями ОАО "Салаватстекло" регулярно освещать ход реформирования предприятия и разъяснять суть и методы реформирования за счет собственных ресурсов на семинарах-совещаниях для директоров предприятий республики.

В случае Вашего принципиального согласия руководство ОАО "Салаватстекло" совместно с консультантами ЗАО "РОЭЛ Консалтинг" предлагает следующую последовательность действий:

- предоставление Вам для анализа плана реформирования и бизнес-плана, в которых обосновывается все сказанное выше;

- разработка принципов, по которым будет производиться контроль со стороны руководства Республики Башкортостан за эффективностью реализации Плана реформирования и реструктуризации;

- заключение соглашения между Правительством Республики Башкортостан и ОАО "Салаватстекло" о предоставлении и принципах предоставления налоговых льгот;

-создание наблюдательного совета при Вице-премьере, который будет осуществлять регулярный контроль за ходом реформирования предприятия.

С уважением,

Генеральный директор

ОАО "Салаватстекло" В. Д. Токарев

Исполнительный директор

ЗАО "РОЭЛ Консалтинг"В. Н. Тренев »

Комментарий: все изложенные в письме предложения были приняты Правительством РБ и после проверки (включая личные приезды на предприятие Вице-премьера) фактического хода работ по реформированию и их результатов было принято решение о поддержке предприятия через реструктуризацию задолженности и целевой налоговый кредит. Кроме того, во второй половине 1999 г. с учетом результатов пилотного предприятия было принято решение о реализации с 2000 г. республиканской программы реформирования, которую возглавил Вице-премьер РБ Сигаков Н. И. Обе стороны выполнили свои обязательства, а пилотное предприятие ОАО "Салаватстекло" заметно перевыполнило намечавшиеся на 2000―2001 гг. плановые показатели.

Справка

«В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 июля 1999 г. № 228 «О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999―2000 гг.» ОАО "Салаватстекло" зарегистрировано с 10 декабря 1999 г. в реестре реформирующихся предприятий (регистрационный № 1).»

Первый заместитель министра

Р. Х. Марданов »

 

Президентом Республики Башкортостан в Послании Государственному Собранию " Энергию преобразований ― на решение жизненно важных проблем Башкортостана" задача реформирования была определена как важная составная часть структурной перестройки экономики. В Правительстве РБ были созданы специальные подразделения по реформированию: отдел экономической реформы (начальник ― Гуляев А. В.) Министерства экономики и развития и отдел реформирования предприятий (начальник ― Ардисламов В. К.) Госкомитета по промышленной политике.

 

Главные особенности и результаты республиканской программы реформирования предприятий:

она сразу стала национальным приоритетом для всех правительственных учреждений;

реформирование на всех уровнях было направлено на всестороннее, комплексное решение проблем предприятий;

― ежемесячно проводился мониторинг фактических результатов реализации программ роста предприятий,

ежеквартально подводились итоги и принимались решения о государственной поддержке каждой программы предприятия или исключении ее и предприятия из реестра реформируемых;

― заметно выросла квалификация команды управленцев, и это подтверждается улучшением работы почти всех предприятий, приступивших к реформированию;

― была активизирована работа по повышению квалификации руководителей и специалисто в в вопросах финансового оздоровления, бизнес ― планирования и других актуальных тем реформирования;

― массовый характер программы (тиражирование на 176 предприятиях), что оказало влияние на показатели и темпы социально ― экономического развития регион а.

― «темпы роста физического объема производства, например, машиностроения в 2000 г. составили в республике 112,3%, в 2001 г. – 126,3%, в 2002 г. – 121.2%, в 2003 г. – 120,4%, что заметно выше средних российских показателей».

Возникли и значительные проблемы, в т. ч. четко выявились и проблемы, сдерживающие процесс реформирования, заключающиеся в том, что не решены многие вопросы на уровне государства и региона. …На протяжении последних лет усилия государства, в основном, были направлены на осуществление макроэкономических реформ. Предполагалось, что создание макроэкономической среды станет достаточным условием для формирования эффективной промышленности. Однако на практике этого не произошло. Но в сочетании с реализацией программы реформирования предприятий состояние промышленности в регионе было заметно улучшено в основном благодаря добавлению к макроэкономическим факторам эффективной технологии управления развитием предприятий.

Региональные власти рассматривают «реформирование предприятий как важнейшую составную часть государственной политики в экономике. Именно реформирование предприятий является основным содержанием Среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан. Планы реформирования предприятий закладываются в основу Программ развития отраслей и социально-экономического развития городов и районов».

 

Напрашивается вывод о целесообразности и в настоящее время проработки и организации реализации аналогичных региональных проектов с использованием комплексных технологий управления новых поколений и с поддержкой и координацией их на федеральном уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: