The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary




ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

CHRISTMAS TREE TOY AS THE REFLECTION OF CULTURAL TRADITIONS

А. В. Яковлева, Н. В. Родионова

A. V. Yakovleva, N. V. Rodionova

Чувашский государственного педагогический

Университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Аннотация. Статья посвящена неразрывной связи истории развития елочной игрушки с историей, религиозными обрядами, культурой и традициями разных народов.

Abstract. The article is devoted to the inextricable link between the history of the development of the Christmas tree toy with the history, religious rituals, culture and traditions of different peoples.

Ключевые слова: Елочные игрушки, традиции, Рождество, культура.

Keywords: Christmas toys, traditions, Christmas, culture.

 

У каждого из нас при воспоминании о новогодних праздниках возникает незабываемое ощущение праздника, детства, волшебства. Детьми мы с нетерпением ждали новогодних чудес, готовились к ним, шили костюмы и украшали елку. Невозможно себе представить этот замечательный праздник без елочных игрушек. В каждой семье они были свои, многие из них бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В этих маленьких предметах отразилась история и культура нашей страны.

Итак, елочные игрушки! Что мы о них знаем, откуда они к нам пришли, кто и когда их придумал, и почему мы их так любим?

Елочными игрушками принято называть объекты художественного проектирования, используемые для украшения елки и интерьеров к новогодним праздникам. Мы вынимаем их из своих сокровищниц всего на пару недель в году и снова прячем их по окончании праздников. Но несмотря на столь редкий ритм эксплуатации елочные игрушки в полной мере подвержены влиянию веяний эпохи и моды. Они, пожалуй, даже историю отдельно взятой страны могут проиллюстрировать, ведь очень часто в елочных игрушках запечатлены символы той или иной эпохи [6].

Обычай украшать новогоднюю елку уходит истоками далеко в древние времена, в языческие обряды. В самых разных культурах существовал культ почитания деревьев, что объясняется представлениями древних людей о мироустройстве в виде Мирового дерева. Объектами поклонения у разных народов были самые разные деревья: дуб, сосна, ясень, кипарис, береза, верба. Позднее произошла христианизация языческой традиции, которая сформировалась в рождественский ритуал в Средневековье [2].

По преданию, традиции украшения елки мы обязаны христианскому богослову Мартину Лютеру. Однажды, в канун Рождества, он возвращался домой, наблюдая на небосводе густую россыпь ярких, искрящихся звезд. Казалось, что не только небо, но и все деревья усыпаны сияющими звездочками [3, c. 36]. Увиденное зрелище восхитило Лютера и вдохновило его на украшение своего жилища. В результате в доме появилась украшенная свечами и звездой елочка. Для глубоко религиозного Мартина Лютера эта елочка стала воплощением кануна Рождества и Вифлеемской звезды, указывавшей путь к пещере, где родился Иисус.

В средневековой Центральной Европе 16 века смешались языческие и христианские традиции. В рождественскую ночь праздничный стол украшался маленьким буковым деревцем, усыпанным различными фруктами, орехами.

К концу 17 века жители Германии и Швейцарии начали украшать свои дома к рождественским торжествам миниатюрным хвойным деревцем наряду с лиственным. Изначально елочки подвешивались к потолку и украшались яблочками и конфетами, олицетворявшими сытую и безбедную жизнь. Позднее вместо нескольких маленьких подвешенных ёлочек стали наряжать одну большую елку в гостиной [5].

Традиция украшения своего жилища к рождеству праздничной елкой в 18-19 веках разошлась по всей Европе [7, c. 15]. Эмигранты из Европы, особенно из Германии, привезли в Америку традицию украшения елки свечами, фруктами и сладостями, вместо которых позднее появились восковые, ватные, картонные и стеклянные игрушки.

Украшать елки на Рождество в России начали с легкой руки Петра I, у которого в молодости было много друзей в Немецкой слободе. Их обычай украшения ели яблоками и шишками на Рождество приятно удивил и позабавил будущего царя. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе [4].

Однако укоренился этот обычай среди россиян лишь к середине 19 века. Украшали елку завернутыми в фольгу лакомствами, расписанными вручную немецкими шарами. Позднее появились игрушки из ваты, папье-маше, тертого стекла [8, c. 72]. Ни в одной другой стране елочные игрушки не отражают столь ярко историю страны как в России.

В российской елочной игрушке ярко отразились все этапы развития страны. Особенно выделяется советский период – все достижения страны были воплощены в елочной игрушке – дирижабли, самолеты и спутники с надписью «СССР», парашюты, космонавты. Целые наборы игрушек были выпущены к 150-летию Александра Сергеевича Пушкина, изображавшие персонажей его сказок [1, c. 89].

Традиция украшения новогодней елки по-прежнему очень популярна. Прилавки современных магазинов заполняются самыми разнообразными елочными игрушками задолго до Нового года, и люди с удовольствием раскупают все это изобилие. Однако несмотря на объемы промышленного производства игрушек, особо ценятся авторские экземпляры, так как именно они, обладая неповторимой индивидуальностью создают атмосферу новогоднего волшебства.

Существует множество техник создания елочных игрушек, вот наиболее распространенные:

· Лоскутное шитье. Эта техника позволяет сделать замечательные небьющиеся игрушки. Для семей с маленькими детьми они как нельзя кстати.

· Валяние из шерсти. Войлочные новогодние игрушки получаются яркими, обладают национальным колоритом.

· Папье-маше. Очень экономичная, но трудоемкая техника. Игрушки хрупкие и боятся влаги. Но эта техника позволяет создавать очень изящные и тонкие по исполнению работы.

· Украшения из бумаги (оригами, квилинг). Материал позволяет создавать сложные и изящные игрушки, к сожалению, довольно хрупкие.

· Игрушки из фольги. Достаточно пластичный материал, позволяет создавать разнообразные игрушки.

· Соленое тесто, полимерная глина. Данные материалы дают неограниченный простор для творчества.

О елочных игрушках мы вспоминаем лишь раз в году, украшая свой дом к Новому году. Создаваемая с их помощью в доме атмосфера праздника и волшебства греет нам душу весь следующий год. Культура народа, история прошлых времен продолжается в этой традиции. Лучшие образцы российской елочной игрушки не только связаны с историей и культурой народов России, но и являются произведениями прикладного искусства.

 

Литература:

1. Близнюк, А. Новогодняя и рождественская игрушка / А. Близнюк // Наука и жизнь. – 2003. – № 12. – С. 22-25: ил.

2. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

3. Душечкина, Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература / Е. В. Душечкина. – Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. – 360 с.

4. История традиции украшения новогодней елки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/ny2014_advice/20131227/985102650.html

5. Елочная игрушка как отражение русской истории и культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doc4web.ru/mkh/issledovatelskaya-rabota-yolochnaya-igrushka-kak-otrazhenie-russ.html

6. Елочные игрушки: что можно считать раритетом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/world/articles/32564/

7. Петулько, Т. Чудо-праздник / Т. Петулько // Мой кроха и я. – 2006. – № 12. – С. 154-156: ил.

8. Сальникова, А. История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку / А. Сальникова. – Москва: Издательство «Новое литературное производство», 2010. – 240 с.: ил.

 

Личные данные:

 

1. Яковлева Анна Валерьевна

Yakovleva Anna Valeryevna

2. Студентака 4 курса факультета художественного и музыкаль-ного образования ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Россия, Чебоксары

3. anna_yakovleva96@mail.ru

4. 429904, Цивильский р-н, д. Вторые Вурманкасы, ул. Новая, д. Х.

 

1. Родионова Надежда Васильевна

Rodionova Nadegda Vasilyevna

2. Старший преподаватель кафедры дизайна и методики про-фессионального обучения ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Россия, Чебоксары.

3. rodionnv@gmail.com

4. 428011, г. Чебоксары, ул. Гремячевская, д. ХХ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: