Раздел II. Методика обучения грамоте
Тема 2.1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫМЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Цель: раскрыть научные основы методики обучения грамоте.
Задачи: определить лингвистические и психологические основы обучения грамоте; охарактеризовать методы обучения грамоте; начать формировать понятие о звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте.
План
1. Понятие грамоты, ее значение для формирования личности ребенка. Задачи обучения грамоте.
2. Лингвистические и психологические основы обучения чтению и письму.
3. Методы обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (чтению).
1.
Обучение грамоте рассматривается как часть единого курса русского языка. В этот период дети знакомятся с основными понятиями курса, которые, с одной стороны, вводят детей в систематический курс, а с другой, являются основой для овладения умением читать.
Задачи обучения грамоте (согласно современным программам по ОГ)
1. Научить ребенка читать и писать.
2. Совершенствовать фонематический слух детей: научить детей распознавать все фонемы русского языка и отдельные качества этих фонем (гласные – согласные, у гласных: ударные – безударные, у согласных: твердость – мягкость).
3. Обеспечить грамматико-орфографическую пропедевтику (т.е. подготовку)
4. Усвоение детьми теоретических понятий из области фонетики и графики.
5. Развивать речи и мышление ребенка.
6. Расширять, углублять и конкретизировать представления детей об окружающей действительности.
2.
Письмо и чтение – это виды письменной речи. Чтение – расшифровка письменных знаков, их перевод в звуковые, а затем в смысловые единицы. Письмо – это зашифровка смысловых (звуковых) единиц с помощью графических знаков.
|
Способ перевода одних единиц в другие зависит от особенностей письма.
Русское письмо звуко-буквенное. Обозначаемой единицей является фонема (звук в сильной позиции), а единицей для обозначения – буква.
Чтобы обозначить звучащее слово буквами, нужно сначала расчленить слово на звуки, т.е. произвести его звуковой анализ, а затем обозначить звуки соответствующими буквами.
Чтобы прочитать слово, нужно установить звуковое значение букв и соединить их в слово, т.е. производить операцию звукового синтеза.
Из сказанного были сделаны следующие методические выводы:
метод обучения грамоте должен быть звуковым.
обучению грамоте должны предшествовать занятии по тренировке детей в звуковом анализе и синтезе.
Оптимальным является такое устройство графики, когда между звуками и буквами устанавливается однозначное соответствие. Однако в русском письме такого соответствия нет. Большинство русских букв многозначны: такими являются согласные, которые обозначает два звука: парные твердый и мягкий, буквы гласных: е ё ю я, буква ь. Например: м ал и м ял. С другой стороны, некоторые звуки могут обозначаться на письме разными буквами (м а л и м я л).
Несоответствие между звуками и буквами при их чтении и письме регулируется правилами графики, в основе которых лежит позиционный принцип. Он гласит: звуковое значение многозначной буквы устанавливается с учётом её места в слове или её соседства с другими буквами.
При чтении позиционный принцип регулирует:
|
1) чтение букв согласных: звуковое значение многозначной согласной буквы устанавливается на основе последующей буквы гласного;
2) на чтение букв е, ё, ю, я: их звуковое значение зависит от места в слове и от соседства с другими буквами.
При письме позиционный принцип учитывается
3) при выборе букв для обозначения гласных;
4) при обозначение звука [й].
Согласно позиционному принципу в методике обосновывается расположение букв: сначала дети знакомятся с гласными как основой чтения большинства согласных букв, а затем переходят к изучению букв согласных.
Методистами также сделан вывод о том, что детей необходимо знакомить с правилами чтения многозначных букв и с правилами выбора букв для обозначения звуков.
Например, на основе позиционного принципа формулируется правило чтения согласных букв: посмотри сначала на гласную букву и установи, на что она указывает (на твердость или мягкость предшествующего согласного). И только после этого прочитай буквосочетание.
Дети знакомятся со способами обозначения мягкости согласных, с правилами обозначения звука [й].
При обучении грамоте необходимо учитывать то, что минимальной естественной единицей речевого потока является слог – один или несколько звуков, произносимых на одном толчке воздуха. Из этого положения сделан вывод о том, что базовой единицей при обучении чтению должен быть слог, а первый тип чтения – слоговым.
Обучение грамоте учитывает ряд положений из области фонетики.
1. Дети усваивают ряд фонетических понятий, без которых невозможен процесс овладения чтением (слово, слог, звук, согласный звук, гласный звук, твердый согласный, мягкий согласный). Их дети усваивают в элементарном виде, однако с опорой на научное толкование.
|
Лингвистами установлено, что наиболее важными отличительными признаками гласных от согласных являются артикуляционный и акустический признаки.
Как по этим признакам дети будут отличать гласные от согласных?
2. Гласные и согласные фонемы в речевом потоке оказываются в разных фонетических позициях. Различают сильные и слабые позиции. Сильные и слабые позиции учитываются при выборе опорных, исходных слов, из которых выделяется изучаемый звук (Астра, Окуни; барабан, конь).
Позиции учитываются при отборе языкового материала на уроках письма.
3. Фонемы в речевом потоке связаны по-разному. Между одними фонемами существует сильная связь (произносительно ее разорвать нельзя), а между другими – слабая связь. Пример: са-м – смысл слова понятен,, с-ам – затруднительно понимание смысла. Самая сильная связь существует между гласной фонемой и предшествующей ей согласной фонемой (СГ) Все остальные слабые связи: ССГ, СГС.
Учет сильных и слабых связей между фонемами позволило авторам традиционного букваря выделить внутри слога вспомогательные единицы чтения (слог типа СГ и буквы вне слияния). Это упрощает чтение слогов сложной структуры, если они разбиты на вспомогательные единицы чтения.
4. Живые фонетические процессы (ассимиляция, редукция) часто приводят к несоответствию между произнесенным и написанным словом. Чтобы дети прочитывали и воспринимали слова в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо два прочтения: 1) орфографическое, 2) орфоэпическое.
Обучение чтению и письму учитывает данные психологии о сущности процессов чтения и письма.
С психологической точки зрения, чтение является сложным мыслительным процессом, включающим ряд операций: 1) восприятие, различение и узнавания букв; 2) перекодировка букв в фонемы; 3) воспроизведение звуковой оболочки слова и осмысление читаемого.
Каждый из названных этапов представляет для начинающего чтеца значительную трудность:
- ребенок путает буквы, с трудом их узнает в потоке текста (из-за неразвитости зрительного анализатора);
- не всегда правильно соотносит звуки и буквы (недостатки фонематического слуха),
- не может «слить» гласный и согласный (отсутствие гибкого звукового синтеза);
- с трудом осмысливает прочитанное или не осмысливает его, так как много времени затрачивает на сам механизм чтения.
Методический вывод: при обучении первоначальному чтению необходимо продумывать способы знакомства с буквами, и запоминания их формы, проводить звуковые упражнения для развития фонематического слуха, звукового синтеза, обучать механизму чтения СГ с ориентировкой на последующий гласный, проводить специальную работу по осмыслению читаемого.
Элементарное письмо также представляет собой цепочку операций:
1) дифференциация звуков в слове, четкое и ясное произношение их во внешней или во внутренней речи,
2) установление соответствия между звуками (фонемами) и буквами и соотнесение фонемы со зрительным образом буквы;
3) моторная операция: воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы или их комплексов. Таким образом, для овладения письмом необходимы достаточный уровень сформированности звукового анализа структуры слова, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, а также развитая мелкая мускулатуры руки.
И письмо и чтение имеют много общего между собой.
Во-первых, и чтение, и письмо могут успешно формироваться на основе развитого фонематического слуха и звукового анализа, их объединяет действие по установлению соответствия между звуками и буквами.
Это в свою очередь позволило методистам сделать вывод о том, что обучение чтению и письму должно идти параллельно.
В процессе их формирования выделяются общие этапы.
1 этап - подготовительный (добуквенный): на этом этапе дети еще не изучают букв, они совершенствуют фонематический слух, овладевают языковым анализом, у них формируются элементарные языковые представления о связной речи, предложении, слове, слоге, ударении, звуках, они тренируют мелкую моторику руки.
2 этап – основной: на этом этапе дети учатся читать и писать буквы усваивают правило чтения и письма слогов разной структуры; тренируются в чтении и письме слов, предложений и текстов.
3.
В истории обучения грамоте было открыто великое множество самых различных способов (или методов) обучения.
Эти методы классифицируются по трем основаниям.
Первым основанием является то, какая языковая единица выбрана в качестве исходной, стартовой. Такой единицей может быть буква, звук, слог, целое слово. Соответственно методы по этому основанию могут быть поделены на буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.
Вторым основанием служит ведущий вид мыслительной деятельности (анализ или синтез, или то и другое). По этому основанию выделяются аналитические, синтетические и аналитико-синтетические методы.
Третьим основанием служит соотносительная очередность чтения и письма. Если чтение (т.е. процесс раскодирования) идет впереди письма, то перед нами метод чтения-письма. Если сначала идет обучение письму (т.е. обозначению знаками звуков речи), а потом чтение того, что обозначено, перед нами метод письма-чтения. Если чтение и письмо идут одновременно, то метод обучения грамоте является комбинированным.
Так, господствовавший до конца 19 века буквослагательный метод – это ярко выраженный буквенный синтетический метод.
О других методах прочитайте самостоятельно Львов, Рамзаева, Светловская, с. 32 – 42.
Современным методом обучения грамоте является звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод был разработан К.Д.Ушинским в книге «Родное слово» (1864).
Сущность метода:
– исходной единицей ОГ является звук;
– ведущими видами деятельности выступают анализ и синтез;
В соответствии с этим методом, обучение грамоте начинается с анализа звучащей речи. Речевой поток делится на предложения, предложение – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Завершается анализ выделением нового изучаемого звука. Новый звук артикулируется, распознается, обозначается буквой. С этого момента начинаются синтетические упражнения: буквы соединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения и текст.
Модель звукового-аналитико синтетического метода.
Самостоятельно: основные черты звукового аналитико-синтетического метода.
Список литературы
Эльконин Д.Б. Как научить детей читать – Любое издание.
https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm#$p323
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
https://pedlib.ru/Books/4/0033/index.shtml
Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М., 2000.
https://nashol.com/2014092879914/metodiki-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-lvov-m-r-goreckii-v-g-sosnovskaya-o-v-2007.html
Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. (Глава 4. Методика обучения письму.)
https://eknigi.org/nauka_i_ucheba/135724-russkij-yazyk-v-nachalnyx-klassax-teoriya-i.html
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения. Учебное пособие. – Пенза, 2014.
https://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf