Хеви-метал
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эта статья — об одном из направлений рок-музыки. О метале в общем см. Метал.
У этого термина существуют и другие значения, см. Тяжелый металл (значения).
Хеви-метал | |
![]() | |
Направление | Метал |
Истоки | Хард-рок Блюз-рок Психоделик-рок |
Место и время возникновения | Конец 1960-х, Начало 1970-х, ![]() |
Годы расцвета | 1980-е, весь мир |
Поджанры | |
Глэм-метал· дэт-метал· дум-метал· готик-метал· грув-метал· пауэр-метал· спид-метал· трэш-метал· прогрессивный метал | |
Родственные | |
NWOBHM· NWOAHM | |
Производные | |
Альтернативный метал· христианский метал· стоунер-рок· дроун-метал· краст-панк· фанк-метал· индастриал-метал· ню-метал· неоклассический метал· фолк-метал сладж-метал· рэп-метал· металкор· пост-метал· симфоник-метал· викинг-метал· блэк-метал | |
![]() |
![]() | |
Примеры хеви-метала | |
![]() | Iron Maiden - Fear of the Dark |
![]() | Judas Priest - The Sentinel |
![]() | Black Sabbath - Never Say Die |
Хе́ви-ме́тал (англ. heavy metal — «тяжёлый металл ») — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest. Иногда «хеви-метал» служит гиперонимом и им обозначают весь метал в целом, а его первоначальный вид называют «традиционным хеви-металом» или «классическим металом».
От хеви-метала в той или иной степени произошли все прочие виды метала. Классический хеви-метал пережил расцвет в 1980-е годы благодаря таким группам как Iron Maiden, Judas Priest, Manowar, Motorhead, Accept и другим, после чего постепенно начал уступать в популярности новым жанрам. Однако и в XXI веке традиционный хеви продолжают исполнять многие группы, как старые, так и новые, нередко в смешении с близким ему пауэр-металом.
|
Содержание
- 1 Название
- 2 Черты жанра
- 3 История
- 3.1 Хард-н-хеви
- 3.2 Глэм-метал
- 3.3 Новая волна британского хеви-метала
- 3.4 Распространение
- 3.5 Хеви-метал в наши дни
- 4 Примечания
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом споров.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжёлые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой… »)[1] Слова «Heavy metal thunder » есть в песне группы «Steppenwolf» — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году.[2] Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность[3].
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применён к альбому «Kingdom Come» [en] группы «Sir Lord Baltimore»[en] критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о «Led Zeppelin» и «Black Sabbath».[4][5] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хеви-металом»[6], которые сейчас считаются разными жанрами.
|
Черты жанра
Хеви-метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом так называемой новой волны британского хеви-метала. Для современного хеви характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, высокий. Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы, встречаются песни про любовь.
Для музыкантов и поклонников тяжёлой музыки характерна особая эстетика (см. Новая волна британского хеви-метала и Металлисты).
Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с применением световых и пиротехнических эффектов.
История
Хард-н-хеви
Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США.
Группа «Judas Priest»
Уже в 1960-е в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции (например, «Helter Skelter» The Beatles[7][8]). Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Затем начали появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа «Iron Butterfly»).
Тони Айомми, прародитель тяжёлого метала
Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath» и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как «Queen», «Uriah Heep», «Genesis» и «Blue Oyster Cult», с их продолжительными, сложными гитарными соло.
|
Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок-группы. До появления «новой волны» британского метала эти термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви-металу, например, «Led Zeppelin», позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Иногда сами музыканты некоторых хард-рок-групп, например, участники «Deep Purple» и «AC/DC», не любят, когда их называют «металлистами» или «хеви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал) для обозначения таких пограничных групп[9].
Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы «Aerosmith», «Kiss», «Bon Jovi», «Guns'n'Roses». В Австралии сформировалась группа «AC/DC». В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа «Scorpions» и «Bonfire», в Швеции — «Europe», Yngwie Malmsteen.
Глэм-метал
«Kiss» в своей знаменитой раскраске
Основная статья: Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали «Kiss» и Элис Купер, а такие группы, как «Mötley Crüe», «Twisted Sister» и «Cinderella», подняли глэм на вершину мейнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдодокументальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.
Новая волна британского хеви-метала
Основная статья: Новая волна британского хеви-метала
Брюс Дикинсон, вокалист «Iron Maiden»
В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.
Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна Британского Хеви-Метала» (англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Iron Maiden и Motörhead. Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели «Saxon», «Sledgehammer», «Diamond Head» и др.
Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.
Ещё одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в мелодике. Если у таких групп, как «Deep Purple» и «Led Zeppelin», мелодии, риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман «Iron Maiden»), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки «косухи», цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист «Judas Priest».
Группа «Земляне», фото журнала
«Soviet Life» (США) октябрь 1984
Распространение
«Ария» стала самой успешной метал-группой в России
В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как «Manowar», «Virgin Steele», «Savatage», предпочитали издаваться на английских лейблах и выступать в Британии. Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метала. «Manowar» подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп[ источник не указан 3566 дней ].
Вслед за «Scorpions», в Германии появились свои группы, такие как «Accept», «Warlock», «Running Wild» и др.
В СССР первые тяжёлые группы появились ещё в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось только во второй половине 80-х, с началом перестройки.
Музыкальный критик Артемий Троицкий писал по поводу первых метал-групп СССР начала 1980-х годов:
Практикующим металлическим группам — «Круиз», «Группа Гуннара Грапса» и «Земляне» — удалось замечательно сплавить каноны хеви-метал и массовой эстрадной песни, что обеспечило им стабильное положение. Остальные существовали на грани (а иногда и за гранью) запрета…
— (Из книги «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990)[10][11]
Группы «Чёрный кофе», «Ария», «Легион», «Мастер», «Круиз» и «Чёрный Обелиск» стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы «Ария», хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия.
Во Франции хеви-метал был представлен группами «ADX», «Trust», «Shakin' Street», «Mystery Blue». В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить «Muro» (представлявших спид-метал).
Метал породил субкультуру своих поклонников — так называемых металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп.[12][13] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки.
Йоаким Канс из «HammerFall» — представителей хеви в XXI веке
Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.[14] Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио, одним из отцов-основателей хеви-метала, на своих концертах.
Хеви-метал в наши дни
Хеви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хеви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.
С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хеви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хеви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как «HammerFall», «Edguy», и др., стиль которых можно теперь определить как мелодик-метал. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как «Metallica», «Megadeth» и «Iced Earth», позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа «Lordi» в 2006 году выиграла конкурс песни «Евровидение».
Примечания
· Уильям Берроуз. «Нова Экспресс» — Lib.ru
· · Heavy Metal — Истоки и направления. Журнал «Хулиган»
· · Walser Robert Heavy Metal // Encyclopaedia Britannica
· · Lester Bangs 1949 −1982
· · Рок-энциклопедия — Heavy Metal
· · 1983 Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll
· · Q, March 2006. Rewind. The Story Behind the Song. The Beatles. Helter Skelter. Стр. 46-47.
· · Erlewine, Stephen Thomas. White Album review. www.allmusic.com. Дата обращения 2 марта 2010. Архивировано 1 марта 2012 года.
· · Gromko.ru. Елена Савицкая: Терминология «металлической» музыки Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine
· · Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: Свободная библиотека, maxima-library.org
· · Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: История советской рок-музыки (СМИ СССР)
· · Григорьев Олег — Советская Россия, Москва, № 10, 28.1.1999. Подшивка Лэймара
· · «Марсианский Словарь» — «Бумеранг», апрель 2006.
14. · Oodyssey of the Devil Horns by Steve Appleford Архивировано 22 ноября 2007 года.
[скрыть] ![]() | |
Поджанры |
|
Элементы музыки |
|
Субкультура и имидж |
|
Категории:
- Музыкальные жанры
- Хеви-метал
Навигация
- Вы не представились системе
- Обсуждение
- Вклад
- Создать учётную запись
- Войти
- Статья
- Обсуждение
- Читать
- Править
- Править код
- История
Поиск
Начало формы
Конец формы
- Заглавная страница
- Рубрикация
- Указатель А — Я
- Избранные статьи
- Случайная статья
- Текущие события
Участие
- Сообщить об ошибке
- Сообщество
- Форум
- Свежие правки
- Новые страницы
- Справка
- Пожертвовать
Инструменты
- Ссылки сюда
- Связанные правки
- Служебные страницы
- Постоянная ссылка
- Сведения о странице
- Цитировать страницу
Печать/экспорт
- Создать книгу
- Скачать как PDF
- Версия для печати
В других проектах
- Викисклад
- Элемент Викиданных
На других языках
- العربية
- Deutsch
- English
- Español
- Suomi
- Français
- Հայերեն
- 日本語
- Português
Править ссылки
- Эта страница в последний раз была отредактирована 4 августа 2020 в 17:39.
- Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.
- Политика конфиденциальности
- Описание Википедии
- Отказ от ответственности
- Свяжитесь с нами
- Мобильная версия
- Разработчики
- Статистика
- Заявление о куки
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B2%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB