Развитие психосоциальной практики в социальной работе
Диагностическая школа
Мэри Элен Ричмонд (1861—1928) — одна из основательниц профессиональной социальной работы в ХХ в.
1899 г. – М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Она считала, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы.
Метод кейсворк (индивидуальной работы) предполагал предварительное изучение условий жизни нуждающихся и их семей. М. Ричмонд пыталась найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индивидуального неблагополучия личности.
1917 г. – книга «Социальные диагнозы», которая стала рабочим инструментарием в практике социальных работников.
Факторы, повлиявшие на оформление данного подхода:
- работы З. Фрейда
- дискуссия о социальном реформировании (Дж. Аддамс)
- обоснование социальной работы как профессии.
Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, M. Ричмонд развивала оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента – «медицинская модель» индивидуальной работы. Она видела общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе.
Лечебные методы:
- Директивное лечение осуществляется в непосредственном взаимодействии, которое включает в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства между социальным работником и клиентом, активизацию клиента в решении его собственных проблем.
- Недирективное лечение, т.е. косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.
В 1920-е гг. М. Ричмонд реформировала метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа.
С 1922 г. M. Ричмонд разработала принципы «социальной индивидуальной работы: «ум на ум», «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». Также она предложила принципы взаимодействия социального работника и клиента – «принципы ментальной гигиены»: симпатизироватъ клиенту; отдаватъ ему предпочтение; строитъ с ним совместные ясные планы действий. Впоследствии эти принципы были взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон.
Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.
Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии: развитие предвидения и психологической поддержки.
Развитие предвидения у клиента рассматривалось как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Психологическая поддержка направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни.
В 30-50 гг. окончательно складывается модель диагностической школы, ее теоретические принципы. В дальнейшем ее психосоциальное направление найдет отражение в работах Холлис и Вудс в 1970 — 1980-е гг.
Функциональная школа
Функциональный подход в индивидуальной социальной работе разрабатывается в Пенсильванской школе социальной работы начиная с 30-х гг. ХХ в.
Развитие теоретических взглядов данной школы началось с психологической теории О. Ранка, его методов активной терапии. О.Ранк долгие годы в Европе работал с З.Фрейдом.
1923 г. – выход книги О. Ранка и Ш. Ференци «Развитие психоанализа». Главная тема — склонность пациентов реагировать действием на свои бессознательные импульсы.
В том же году выходит книга О. Ранка «Травма рождения». Он пересматривает отдельные подходы З. Фрейда. Подходы О. Ранка вызвали критику З. Фрейда и его сторонников.
Позднее он развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта, что особенно полезно было для практики социальной работы. О. Ранк полагал, что отношения между пациентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Подчеркивая значимость ситуации «здесь и теперь» О. Ранк считал важнейшей задачей подвести пациента к «осознанию» своих проблем, остававшихся до этого бессознательными.
Дальнейшие идеи О. Ранка в практике социальной работы начинает развивать В.Робинсон.
На становление функционального подхода также повлияло развитие практики социальной работы со случаем.
В социальной истории клиента начинали все более выделять психологические аспекты социального поведения.
Подходы, которые начинали складываться в конце 1920-х гг., отражали концепции интервенции, построенные на моделях помощи клиенту, приспособления его к общепринятым стандартам жизнедеятельности.
1930 г. – В. Робинсон издает книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной работе». В центре внимания клиент и его ситуация. Важным моментом является определение жизненных ценностей клиента, его индивидуальный опыт, поведение и отношения с окружающими. Большое внимание уделяется отношениям, которые устанавливаются между социальным работником и клиентом, где они — равноправные партнеры. Процесс взаимодействия становится наиболее важным компонентом в данном подходе.
В 40-е гг. Дж. Тафт обосновывает научную базу функционального подхода. Необходимо, с ее точки зрения, выстраивать такие отношения, которые бы позволили клиенту в полной мере раскрыться и осознать свое индивидуальное Я.
После длительных дискуссий о приоритетах диагностического и функционального методов в практике социальной работы, функциональный подход стали рассматривать как метод социального обслуживания агентствами клиентов, с которыми выстраивали определенные отношения в целях улучшения их индивидуального и социального благосостояния.
Метод решения проблем
На формирование данного метода повлияли дискуссии между диагностической и функциональной школами, практика социальной работы, где получает оформление система взаимодействий между социальным работником и клиентом.
Л.Голштейн дал характеристику направлениям индивидуальной социальной работы. Книга Ф. Бейстека (1950-е гг.) позволила глубже осмыслить взаимодействия социального работника и клиента.
Х. Перлман, синтезируя подходы диагностической и функциональной школ, предложила в качестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем.
Основные подходы Х.Перлман основываются на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, она предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы
Теория и практика психосоциальной работы
Развитие теории практической социальной работы в 60 —80-е гг. XX столетия шло по трем направлениям:
1. теоретическое развитие традиционных методов;
2. развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму;
3. развитие подходов к специфическим группам клиентов.
Г. Конопка, М. Росс, X. Перлман и другие исследователи начинают искать единые подходы, позволяющие осмысливать практические теории индивидуальной и групповой работы в контексте общенаучной парадигмы.
Именно в этот период начинают формироваться интегративные подходы к теории и практике социальной работы. В связи с этим адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии поведения
Начиная с 1960-х гг. Ф. Холлис развивает психосоциальные подходы на основе психоаналитической теории. В 1972 г. Ф. Холлис издает книгу «Кейсворк: психосоциальная терапия», в которой разработала дальнейшие концепты диагностической школы на основе психоаналитического подхода.
С начала 1980-х гг. Ф. Холлис расширяет своей метод, и вместе с Р. Вуд они продолжают исследовать методы психосоциальной работы.
Поведенческий подход
Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она первоначально выступала как научный метод, но впоследствии вытеснилась практикой психоанализа. Однако в 1960 — 1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи.
Эдвин И. Томас в 1960-е гг. начал вводить поведенческие методы в практику социальной работы. Это позволило получать эмпирическую информацию, что давало возможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим в социальной работе с подходом «личность — среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение клиента.