Современные представления об агрессии. Агрессивность как личностная характеристика.




ВОПРОС №27.

 

В западной психологии существует большое число теоретических концепций, объясняющих механизмы агрессивности. Все они отражают воззрение и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Если проанализировать их многообразие, то можно выделить, пожалуй, пять наиболее значимых.

Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (сюда входят теории этологического и психоаналитического толка. З. Фрейд, К. Лоренц). Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (инстинкт смерти – танатос) с самого себя на внешние объекты. Этот инстинкт является врожденным, вечным и неизменным. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Культура направляет эту агрессивную энергию в приемлемое русло (армия, спортивные соревнования), ставит запреты в виде законов и моральных норм. И тогда одно из двух – либо сублимация этой энергии, т. е. превращение ее в высшие стремления, одобряемые обществом (хирургия, живопись и т. д.), либо подавление и постоянный контроль за своим поведением.

Один из основоположников этологии – науке о поведении животных Конрад Лоренц разработал этологическую теорию агрессии. Этологическая теория уподобляет агрессивность человека агрессивности животных и объясняет это чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича) биологически запрограммирован на агрессивность. Согласно Лоренцу, природа человеческой агрессивности инстинктивна и проистекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. И выливается в действие в ответ на определенные сигналы извне. Чем больше агрессивной энергии накопилось, тем меньшей силы необходим стимул, чтобы агрессия выплеснулась вовне, когда же ее накопится слишком много, агрессия может начаться и безо всякого к тому повода. Один из самых важных выводов Лоренца стал достоянием культуры: все живые существа наделены возможностью сдерживать, подавлять свои стремления к насилию. И чем сильнее животное «вооружено» (когтями, клыками), тем сильнее в нем сдерживающее начало. Люди не очень опасные существа, от природы они слабо вооружены, но совершают гораздо больше насилия к себе подобным, чем животные.

 

Вторая описывает агрессию как поведенческую реакцию не фрустрацию или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т. д.. (Л. Берковиц, Джон Доллард, Нил Миллер). Суть данной концепции в следующем: всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии, агрессия всегда является результатом фрустрации. Фрустрация – эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация – это невозможность удовлетворения потребности («хочется, но нельзя либо невозможно достичь»). Агрессия предстала результатом лишения организма возможности удовлетворить какие-то существенные потребности. Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия на самого себя); и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило не на виновника фрустрации (т. к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а на тех кто «послабее» (хотя эти «слабые» фактически невиновны), либо на тех слабых, кого в данный момент назвали «врагом». Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение.

Леонард Берковиц, американский социальный психолог, в концептуальную схему «фрустрация – агрессия» ввел три существенные поправки:

1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

2) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

3) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Таким образом, теоретики данной концепции приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды (т. е. фрустрирующих событий), нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий.

Третью составляют подходы, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения (бихевиоральные теории, А. Бандура). Альберт Бандура, канадский и американский психолог, ведущий сторонник этой концепции, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. И в частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Кроме того, названная концепция утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям, чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успехов при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения.

Другим важным элементом данной концепции является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, выделяется словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Различают положительную и отрицательную форму подкрепления.

Четвертая учитывает роль эмоциональных и когнитивных процессов (Д. Зильман). Дольф Зильман доказал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения». Таким образом, он вполне отчетливо указал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Он подчеркивал, что независимо от момента своего поведения (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.

Пятая, последняя, – агрессивное поведение человека объясняет отсутствием конструктивных способов достижения цели (С. Фишбах). Суть этой концепции достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения). В связи с этим Сеймур Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достижения какой-либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия.

Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию и агрессивное поведение, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, А.Е. Личко, А.А. Реан, и др.

Лев Семенович Выготский полагал, что в ходе исторического развития человечества возникают и формируются культурные формы поведения, причём к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и строго специфическое отношение между индивидом и окружающей его средой. Фактор социальной ситуации развития оказывает значительное влияние и на формирование агрессивности и агрессивного поведения. Если к данному периоду социальная среда, в которой развивается индивид, носит жёсткий, императивный, агрессивный характер, то агрессивное поведение, как норма выживания в данной среде, формируется наиболее всеобъемлюще. Другими словами, агрессивность и агрессивное поведение оценивается, как форма адаптации к окружающей индивида социальной среде, сочетающуюся с нормами его окружения.

По мнению Андрея Евгеньевича Личко, дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия».

Артур Александрович Реан предложил подразделять социализацию агрессии на ординарную и парадоксальную. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности в результате прямого деятельного опыта наблюдения агрессии. Причем, следует заметить, что научение посредством наблюдения оказывает на личность даже большее влияние, чем непосредственный деятельный опыт. Зачастую такой вид агрессии характерен для индивидов, бывших участниками военных действий. В менее проявленном виде воздействие способно оказать периодический просмотр сцен жестокости через кино - теле - видео прокат. При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности личности происходит вне зависимости от наличия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется в данном случае вследствие наличия у индивида значительного социального опыта подавления возможностей реализации его актуальных личностных потребностей. Причем, это подавление осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или вербальной агрессии, или же враждебности. Напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаше всего реализуется в данном социальном опыте взаимодействия с «заботой» о личности, в ее «интересах». Таким образом, результатом парадоксальной социализации агрессии можно считать фобически-агрессивный след депривационного (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности) социального опыта, лишающий личность самостоятельности. Зачастую данный вариант агрессивности развивается при дисбалансированном стиле семейного воспитания либо нарушенном процессе социализации.

 

По мнению Роберта Бэрона агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли «безопасными людьми», могут быть этому примером.

 

Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

 

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность).

Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то что термин "агрессия" обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с Целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих Фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

 

Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебностьустойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация — сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.

 

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: » выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; » тенденцию к разрушению; » направленность на причинение вреда окружающим людям; » склонность к насилию (причинению боли).

 

Арнольд Басс и Энн Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

 

Эрих Фромм выделял следующие формы агрессии:

1. Игровая агрессия — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Не мотивировано ненавистью или деструктивностью.

2. Реактивная агрессия — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества:

3. Фрустрация потребностей и желаний;

4. Зависть и ревность;

5. Месть;

6. Потрясение веры (в жизнь, любовь; разочарование).

7. Архаическая жажда крови.

8. Компенсаторная (злокачественная) агрессия — жестокость и деструктивность, насилие, служащее «импотентному» человеку в качестве замены продуктивной жизни:

9. Садизм (стремление подчинить живое своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли);

10. Некрофилия (любовь к неживому);

11. Хроническая депрессия и скука.

 

Согласно Джорджу Саймону (англ. George K. Simon), агрессию можно разделить на открытую и скрытую. Последняя чаще всего служит механизмом межличностных манипуляций. Люди, для которых характерно скрыто-агрессивное поведение, всегда стремятся настоять на своём, подчинить себе других людей и контролировать ситуацию, но при этом используют приёмы, маскирующие их агрессивные намерения. Они могут выглядеть вежливыми, обаятельными и привлекательными, оставаясь при этом беспринципными, коварными и злопамятными бойцами.

 

Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация — сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.

Личностные особенности, которые влияют на развитие агрессивности:

· Склонность к импульсивным поступкам.

· Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворённости, обиду, дискомфорт.

· Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия).

· Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.

 

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: » выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; » тенденцию к разрушению; » направленность на причинение вреда окружающим людям; » склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

 

Литература:

1. Зубова Л.В. О природе агрессивной личности. Вестник ОГУ. 05-2004 г.

2. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫАГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12476 (дата обращения: 09.09.2020).

3. Галкина Е.Н. Проблемы агрессивности у подростков и анализ способов профилактики агрессивности у подростков с точки зрения телефонного консультирования.; hildhelpline.ru/2018/04/problemy-agressivnosti-u-podrostkov-i-analiz-sposobov-profilaktiki-agressivnosti-u-podrostkov-s-tochki-zreniya-telefonnogo-konsultirovaniya/.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебник. 2003 г.

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивное поведение.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: