Контрольно-измерительные материалы
Вопросы к зачёту
1. Предмет, задачи и методы музыкальной психологии.
2. История становления музыкальной психологии с древних времен до наших дней.
3. Основные направления музыкальной психологии.
4. Понятие музыкального сознания и его основные исторические формы.
5. Уровни индивидуально-личностного музыкального сознания.
6. Профессионально значимые качества музыканта-педагога и критерии его профессиональной компетентности.
7. Проблема музыкальных способностей, ее суть и современное состояние.
8. Нейрофизиологические и личностные предпосылки музыкальных способностей.
9. Соотношение понятий «музыкальная одаренность» и «музыкальность».
10. Музыкально-слуховые ощущения. Основные компоненты музыкального слуха и онтогенетические закономерности его формирования.
11. Проблема формирования и развития чувства музыкального ритма.
12. Музыкальная деятельность как разновидность духовно-практической деятельности.
13. Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя.
14. Роль мотивации в исполнительской деятельности.
15. «Кривые научения» в практике профессиональной подготовки музыканта.
16. Проблема мышечных зажимов.
17. Идеомоторная подготовка и ее значение в деятельности музыканта.
18. Восприятие музыки как процесс.
19. Восприятие музыки и музыкальное переживание.
20. Ощущение музыкального звука.
21. Особенности восприятия мелодии и гармонии.
22. Восприятие времени в музыке.
23. Основные психологические свойства музыкального восприятия.
24. Адекватность музыкального восприятия.
25. Синестезия как феномен музыкального восприятия. Развитие музыкального восприятия на основе использования основных сенсорных модальностей человека.
|
26. Роль воображения в развитии музыкально-слуховых представлений.
27. Музыкальная память и основные принципы ее развития.
28. Музыкальное мышление. Понятие и закономерности его формирования в онтогенезе.
29. Способы интеллектуализации музыкально-образовательного процесса.
30. Эмоциональная сфера личности музыканта и эмоции в музыке. Соотношение жизненных и музыкальных эмоций в структуре переживания.
31. Моделирование эмоций в музыке. Концепция В. В. Медушевского.
32. Основные принципы адекватного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности музыканта в процессе овладения музыкальной культурой.
33. Психологические механизмы музыкального переживания.
34. Проблема развития творческого мышления музыканта в контексте принципов развивающего обучения.
35. Психологические особенности музыкально-педагогического общения. Педагогические стили и уровни общения.
36. Психологические основы музыкального обучения. Личностные детерминанты учения.
37. Проблема формирования учебной мотивации в процессе обучения музыке.
38. Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания.
39. Психологическая характеристика методов обучения.
40. Психологические особенности деятельности музыкального коллектива. Социально-психологическая теория коллектива и ее проекция на область музыкальной деятельности.
41. Роль личности дирижера в организации коллективной творческой деятельности.
42. Особенности психических состояний музыканта-исполнителя на эстраде.
|
43. Феномен «эстрадного волнения» и психологическая подготовка к концерту.
44. Направленность личности и ее влияние на психические состояния.
45. Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями.
46. Психопрофилактика и психорегуляция стрессовых и депрессивных психических состояний музыканта в процессе сценической деятельности. Основные подходы.
Тематика самостоятельных (контрольных) работ, выполняемых в форме реферата
1. Феномен музыкального сознания личности: основные характеристики и закономерности становления и развития в филогенезе и онтогенезе.
2. Основные принципы формирования и развития художественно-образного сознания личности музыканта и их психологическое обоснование.
3. Значение волевых качеств личности музыканта для его профессиональной деятельности.
4. Эмоциональное и рациональное в музыкальной деятельности (композитора, исполнителя, дирижера).
5. Проблема музыкальных способностей в психологии.
6. Соотношение понятий «музыкальность», «музыкальные способности», «музыкальная одаренность» в психологии.
7. Проблема восприятия музыки в музыкальной психологии.
8. Основные факторы развития творческого мышления музыканта.
9. Проблема музыкальной памяти в музыкальной психологии.
10. Основные психологические особенности общения «ученик-учитель» в процессе обучения музыке.
11. Психологические характеристики творчества композитора.
12. Психологические основания появления физических зажимов у музыканта-исполнителя.
13. Основные пути снятия психологических барьеров в процессе подготовки к публичному выступлению.
14. Психогигиена и ее значение в музыкальной деятельности.
15. Значение психологических знаний для успешности деятельности музыканта (дирижера, исполнителя).