Психолого- педагогическая характеристика воспитанников школы им. Достоевского.




Этих сорванцов вырастила улица. Она вложила в их головы свои порядки, где воровство- это не преступление, а способ выживания. Беспризорников, карманников, воров, хулиганов, успевших, несмотря на юный возраст, пройти сквозь огонь и воду направляли на порог новой жизни. Это были дети, изувеченные непосильными для их возраста переживаниями. Половина - с уголовным прошлым. Всё в них - и психика, и нервы, и жизненная установка - требовало даже не ремонта, а полной перестройки.

Книга Белых и Пантелеева строится так, что начинаешь видеть, как постепенно складывались традиции, правила и законы Шкиды, как шаг за шагом незаметно менялась она вся в целом, и менялся облик каждого ее воспитанника в отдельности. Из этих ребят вышли хорошие честные люди - рабочие, военные, писатели, режиссеры, учителя, агрономы…

Бывшие питомцы Шкиды не только приобрели профессии: они стали участниками большой жизни страны. Сделаться хорошим вором, шнифером или квартирником - в этом видел свое счастье Цыган. Теперь у него совсем другая мечта - служить людям. В этом заслуга школы Достоевского и её педагогов. Именно они смогли из неустойчивой психики каждого ребёнка ежедневно по кирпичику вкладывать только лучшее, построить правильные жизненные уклады и правильный взгляд на мир.

Разбор педагогической ситуации по книгам и фильму:

Педагогические приемы, способные воздействовать на воспитанников ежедневно внедрялись под руководством Заведующего школой, который открывается с самых разных сторон: добрый и мягкий, грозный и карающий, реально, трезво и мудро видящий жизнь и врученных ему ребят - и чудак, буквально ребенок, которого ничего не стоит обвести вокруг пальца опытному, прожженному хулигану. Авторы говорят только о фактах, но каждое слово, каждый жест, каждая деталь так красноречивы, что за конкретными поступками Викниксора угадывается и другая, скрытая от глаз воспитанников жизнь, явственно ощущаются долгие часы раздумий и размышлений педагога.

Так, замечательно чувствуется этот второй план в эпизоде, когда Викниксор держит речь перед укравшими табак ребятами. И в испытующем взгляде, каким он окидывает присмиревших воспитанников, и в торжественных и грозных словах и в том, как он невыносимо долго затягивает паузу перед окончательным решением и, только, вымотав как следует ребят, объявляет о полном их прощении, вызвав бурю радости и раскаяния, - во всем этом виден, конечно, продуманный и взвешенный расчет. Впрочем, вряд ли один лишь расчет, даже самый тонкий, мог бы воздействовать на этих многоопытных бузовиков. Каждой клеточкой своего существа они чувствуют, что перед ними стоит не только рассерженный заведующий, имеющий право решить судьбу любого из них. Рядом с ними близкий, необходимый им человек: в их глазах Викниксор похож сейчас на отца. Отнюдь не сентиментальному Гришке хочется показать свое лицо заведующему, "показать, что он в слезах и что слезы эти настоящие, как настоящее раскаяние". Но и Гришке суждено увидеть, что "Викниксор - гроза шкидцев, Викниксор - строгий заведующий школой - тоже плакал, как и он, Янкель, шкидец".

 

---

Республика ШКИД – реальная история о человеческом достоинстве, дружбе и первой любви. Фильм никого не оставит равнодушным, интересный сюжет удерживает внимание зрителей до последней секунды и хочется вторую серию

 

 

Экранизация одноимённой повести Григория Белых и Леонида Пантелеева. Авторы выпускники ШКИД, стало быть, фильм основан на реальных событиях. Фильм вошёл в золотой фонд отечественного кино. Его пересматривает не одно поколение Россиян, смысл картины ясен даже самым маленьким зрителям, которым неведомы война и голод, зато очень понятны чувства сверстников.

Награды:

Гран-при Московского фестиваля детского кино – 1967 г.

Приз Всесоюзного кинофестиваля детских и юношеских фильмов – 1968 г.

Действие картины происходит в 1922 году, когда в Советской России после революции и гражданской войны царили голод и разруха, по улице шаталось 4 миллиона беспризорных сирот. Дети вынуждены были воровать, чтобы выжить. Голодные и озлобленные они тысячами попадали в приёмники-распределители, откуда расселялись по тюрьмам и школам исправительного типа.

 

Герои попадают в школу имени Достоевского (ШКИД), они не приспособлены к нормальной жизни, ругаются, воруют, употребляют спиртное. Первые дни в школе царит буза и террор. Директор выжидает время и в один прекрасный день пресекает беспорядки. Вначале он устанавливает строгую дисциплину, возможно действия Винисора кому-то покажутся жёсткими, но как показала практика чуткий педагог смог вырвать своих воспитанников из «антимира» нищеты и бескультурья.

Ряд мер, постепенно расширяющих возможности ШКИДовцев, развивают в бывших беспризорниках ответственность и чувство собственного достоинства. Проверка доверием вслед за ней новые свободы для учеников, снова проверка…мягкий ненавязчивый контроль. Каждый раз, требуя прав, дети подсознательно ожидали наказания, но в место этого получали уважительное отношение.

 

Республика ШКИД, так переименовали школу по инициативе учеников, директор предложил детям сочинить гимн и нарисовать герб. Когда появилась необходимость освещать республиканские события, появилась стенгазета, проявляя свои творческие способности, дети постепенно забывали холод улицы и привычки беспризорников.

Появился театральный кружок, через некоторое время Викниксор разрешил самоуправление, старост выбирали голосованием и решением общественности могли снять с поста. Интересно следить за тем как меняются герои фильма, каждый характер прописан, все они разные и по-разному складываются их взаимоотношения друг с другом и окружающим миром. Дружба, предательство, и первая любовь, в этом фильме есть всё кроме скуки и пошлости.

 

Вы спросите, как сложилась дальнейшая судьба героев повести? Да по-разному:

Лёня Пантелеев – писал сценарии и книги, умер в 1987 г.

Григорий Белых (Янкель) – попал под репрессии, был оправдан, но во время заключения заболел туберкулёзом и вскоре после освобождения скончался.

Директор школы Виктор Николаевич Сорока-Росинский (ВикНикСор) – продолжил преподавательскую деятельность, написал ряд педагогических статей. Погиб трагически под колёсами трамвая в 1960 г.

Его супруга Элла Андреевна Люмберг немка по национальности попала под репрессии в начале ВОВ, больше о ней ничего не известно.

Николай Победоносцев (Цыган) – устраивает беспорядки в школе и прозорливый ВиНиСор, переводит его и ещё нескольких заводил в сельскохозяйственный техникум. А спустя какое-то время Цыган благодарит в письме за то, что нашёл своё призвание в общении с природой.

Купец – стал командиром и участвовал в ВОВ, по окончании боевых действий освоил профессию инженера.

Георгий Джапаридзе – не пережил блокадную зиму 1942 г.

Костя Финкильштейн – успел написать книгу «Приключения мистера Флуста в торговом порту», погиб, защищая родину.

Мамочка – устроился в типографию.

Якуша (младший гражданин республики) – переселился в Тверь, освоил профессию шофёра.

Японец – стал завклубом милиции. Выучился на режиссёра, работал в театре классической миниатюры. Талантливый драматург, автор пьесы «Владимир III степени». Вместе с Шостаковичем трудился над либретто «Нос» для гоголевской пьесы. Попал в больницу с простудой, там подружился с больным ребёнком, от которого заразился скарлатиной и умер.

Здание школы стоит по сей день – 19 дом Старо-Петергофского проспекта. Вы можете увидеть его, прогуливаясь по Петербургу и ещё раз вспомнить юных героев повести: Янкеля, Лёню Пантелеева, Викниксора, Цыгана, Антонину и остальных жителей Республики ШКИД.

 

Содержание статьи

· Почему стоит посмотреть фильм Республика ШКИД?

· Вам также будет интересно:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: