Ядерная проблема в Исламской Республике Иран




Иран – один из важнейших политических игроков Ближнего Востока, крупный производитель и экспортер энергоресурсов. На сегодняшний день государство является участником целого ряда региональных вооруженных конфликтов, включая сирийский, иракский и йеменский кризисы. При этом, располагая дружественными взаимоотношениями с Россией и Китаем, Иран находится в тяжелейших отношениях с США, европейскими государствами и аравийскими монархиями. К злейшим врагам исламской республики относится и Израиль. Основным «камнем преткновения» в их отношениях стала иранская ядерная программа, в которой многие страны видят опасность в виде риска возникновения новой ядерной державы.

Иранская ядерная программа имеет давнюю историю и берет свое начало еще в монархической эпохе, когда главой государства являлся шах Мохаммед Реза Пех­леви. В это время был создан Тегеранский ядерный научно-исследовательский центр и введен в эксплуатацию первый экспериментальный реактор. Вскоре шах провозгласил амбициозные планы по строительству 23 атомных реакторов и завершению замкнутого ядерного топливного цикла. Для этих целей была образована Организация по атомной энергии Ирана. Шах Пехлеви являлся союзником западных государств и на протяжении всего своего правления придерживался проамериканской политики, что обусловило высокую степень лояльности США и их европейских союзников относительно любых действий персидской монархии. Кроме того, 1963 году Иран присоединился к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, а 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. Поэтому претензий к иранской ядерной программе не было как у капиталистических государств, так и у стран «социалистического лагеря». В мирном характере использования урана не сомневался никто или, по крайней мере, открыто не говорил о своей настороженности.

После Исламской революции 1979 года к власти пришли шиитские фундаменталисты с антизападными настроениями. Внешняя политика Ирана в корне изменилась, а США приобрели статус геополитического врага. Программа по развитию атомной энергетики изначально была свернута, однако спустя несколько лет возобновлена. На фоне общего ухудшения отношений у западных стран стали возникать сомнения в мирном характере ядерной программы. Ключевым моментом стали 2002-2003 годы, когда США открыто обвинили Иран в стремлении завладеть ядерным оружием и призвали к международной изоляции исламской республики. По инициативе американского президента Джорджа Буша за страну были наложены многочисленные санкции, которые были поддержаны весомой частью мирового сообщества. С избранием Барака Обамы политика НАТО по отношению к Ирану слегка смягчилась, начались интенсивные переговоры о сворачивании программы в обмен на снятие санкций. Была сформирована «шестерка» стран, ответственных за проведение переговоров. В нее вошли США, Россия, КНР, Великобритания, Франция – пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германия. Наконец, 15 июля 2015 года соглашение было достигнуто. Согласно составленному Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). Иран допустил на ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ и запустил процедуру вывоза из страны обогащенного урана. Одновременно начался процесс снятия санкций.

Казалось, что проблема уже решена, и остается лишь завершить реализацию условий СВПД. Но в 2018 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана. Остальные участники договора заявили о приверженности СВПД. Тем не менее, решение США поставило под угрозу перспективы урегулирования иранской ядерной проблемы и привело к обострению ситуации.

Только Совет Безопасности ООН может повлиять на разрешение данного конфликта. Действия в рамках его разрешения должны осуществляться в соответствии с принципами ООН и нормами международного права. К сожалению, до сих пор эффективные резолюции не принимались по причине огромного количества разногласий между основными мировыми державами, обладающими правом вето. И данный факт еще раз подчеркивает необходимость разработки своего рода «дорожной карты» по урегулированию ситуации. Для эффективного разрешения данного конфликта Совет Безопасности должен прийти к тому, чтобы решение проблемы было исключительно мирным и не предполагало военных методов, способных привести к человеческим жертвам или нанести ущерб инфраструктуре. Оно должно быть основано на консенсусе всех заинтересованных сторон. При этом необходимо провести тщательный анализ на предмет необходимости и допустимости участия в урегулировании конфликта иностранных государств и максимально обеспечить невмешательство внешних сил.

Перед Советом Безопасности стоит задача не просто определить масштаб иранского кризиса и расследовать уже произошедшие инциденты на предмет соответствия международному праву, но и найти пути решения сложившейся ситуации, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Принятые решения должны способствовать укреплению стабильности в стране и регионе, в целом, а также позволить Ирану вновь стать полноценной частью международного сообщества и освободиться от санкционного давления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: