Доклад эксперта Экономического и социального совета ООН




«Влияние отношений между ведущими мировыми державами на решение наиболее острых экономических и социальных мировых проблем в условиях современных вызовов»

 

В данном докладе ставится цель рассмотреть с точки зрения международного права влияние сотрудничества между ведущими странами мира на успешное решение наиболее острых и сложных мировых экономических и социальных проблем.

В условиях возрастания глобализации мировой экономики развитие государств в значительной степени определяется уровнем международных экономических связей, в первую очередь между ведущими странами, ростом взаимного экспорта и импорта, увеличением прямых инвестиций, которые повышают эффективность развития экономики в отдельных государствах.

Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 1 мая 1990 года, провозглашает глубокую приверженность глобальному консенсусу в отношении скорейшего содействия международному экономическому сотрудничеству для обеспечения устойчивого роста мировой экономики[1]. Снижение международной политической напряженности, возрастание интеграции мировой экономики и широкое движение к экономическим и политическим реформам – всё это создаёт возможность для укрепления международного экономического сотрудничества, основанного на необходимости обеспечить справедливые и равные возможности для всех народов.

Более того, мировое сообщество неизбежно сталкивается с серьёзными вызовами, адресованными всем государствам без исключения: киберпреступность и политический экстремизм, природные катастрофы, эпидемии и продовольственная безопасность, борьба за природные ресурсы и контроль над транспортными путями, которые в определенный момент могут трансформироваться в угрозы региональной и национальной безопасности.

Всё вышеприведенное доказывает, что решение наиболее острых экономических и социальных мировых проблем в условиях современных вызовов возможно только при эффективном сотрудничестве ведущих мировых держав. Организация Объединенных Наций — это та мировая площадка, в рамках которой государства должны сотрудничать и регулировать конфликты на основе принципов дипломатии и норм международного права. Поэтому положительным моментом является то, что мировые лидеры собираются на ежегодных дебатах, проводимых в Генеральной Ассамблее ООН, где они ведут прямые и содержательные дискуссии по самым важным глобальным и региональным вопросам. К сожалению, три крупнейшие державы, такие как Соединенные Штаты Америки, Россия и Китай, в прошлые годы демонстрировали, что диалог и дипломатия не могут угнаться за возникающим в нашем мире духом конфронтации. Какое бы название мы ни дали этой конфронтации, она усилилась настолько, что ее уже трудно игнорировать, преуменьшать и оправдывать тем, будто мир уже перешел из эпохи геополитического соперничества между великими державами к более просвещенному либеральному порядку. Более того, конфликт этот осложнен колоссальным увеличением мощи и влияния, и вместе с тем, неясностью намерений третьего ключевого игрока: Китая, важнейшей державы в составе нового глобального стратегического треугольника.

Однако в настоящее время обстановка в мире меняется в связи с выборами, предстоящими сразу в нескольких странах Европейского Союза, результатом состоявшихся выборов в США, продолжением становления Китая как ответственной глобальной державы, а также стабилизацией экономики России.

Для того, чтобы иметь возможность эффективно реагировать на современные угрозы и вызовы, равно как и на тенденцию снижения относительного веса России и Соединенных Штатов в международной системе, необходима выработка новой философии отношений. Их следует нацелить на решение задачи преодоления усугубляющегося мирового беспорядка и связанных с этим угроз национальной, региональной и международной безопасности. Это предполагает курс на выстраивание максимально дружественных отношений между Россией и США, которые в ряде случаев могли бы содержать даже элементы военно-политического союза по противодействию значительной части спектра новых угроз и вызовов. Особенно важно, что эти тесные отношения должно быть открыты для подключения других стран. Поскольку большинство вызовов носит глобальный или, по крайней мере, наднациональный характер, они могут быть преодолены только полноценными коллективными действиями всех заинтересованных дееспособных членов международного сообщества. В условиях сокращения лидерских и в целом внешнеполитических возможностей Москвы и Вашингтона двустороннего формата попросту недостаточно для эффективного регулирования тех или иных сфер международной жизни. Требуется многостороннее и весьма широкое взаимодействие.

Наиболее приоритетным с точки зрения перечисленных выше задач представляется выстраивание трехсторонних партнерских форматов Россия – США – Китай и Россия – США – Европейский союз. Российско-американское партнерство может выступать органичным дополнением и связующим звеном союзнических отношений России и ЕС в области безопасности, экономики и человеческих связей («Союз Европы»), новых отношений Россия – НАТО и стратегического взаимодействия России и Китая. Пока подобные установки не находят отражения во взаимоотношениях всех этих субъектов.

Современный мировой порядок гораздо сложнее системы, существовавшей во времена биполярного противостояния. Разделение стран на «миры» и категории, проведение строгой разграничительной линии между индустриально развитыми и развивающимися странами больше не соответствует реалиям стремительно меняющегося мира. Более того, такое устаревшее деление вводит в заблуждение при описании международных отношений, складывающихся в рамках современной мировой системы. В ней, как подчеркивает В. Барановский, «произошло и продолжает происходить перераспределение удельного веса между различными существующими и возникающими центрами влияния, в частности в том, что касается их способности оказывать воздействие на другие государства и мир в целом. Главная интрига в формирующейся международной системе развертывается по линии отношений между развитым и развивающимся миром. Мир уже не делится на относительно небольшую индустриальную часть и множество слаборазвитых стран. Все это говорит о том, что серьезные перемены и фундаментальные международно-политические преобразования, происходящие в современном мире, все глубже затрагивают развивающиеся страны. Таким образом, налаживание отношений между великими державами не только позволит сделать шаг к решению наиболее острых экономических и социальных мировых проблем, но и создаст предпосылки для подъема экономики других государств.

На основании всего вышеизложенного, ООН предлагает на настоящем заседании Экономического и социального совета:

(1). Рассмотреть проекты решений делегатов – стран участников ООН по экономическим и социальным проблемам;

(2). Критически оценить текущее положение мировой экономики и на основании настоящего экспертного заключения выработать проект решения экономических и социальных проблем, явившихся следствием разобщенности мирового сообщества;

(3). Рассмотреть предложения делегатов по созыву в дальнейшем конференции или организации процесса решения названных проблем.


[1] Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах. Принята резолюцией S-18/3 Генеральной Ассамблеи от 1 мая 1990 года// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/int_economic_coop.shtml



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: