Сценарные условия Минэкономразвития на 2016-2018 годы рассматривают наиболее вероятные варианты развития отечественной экономики в среднесрочной перспективе.
Макропрогноз МЭР включает базовый и оптимистичный сценарий изменения внешних факторов, и показателей российской экономики.
Последствия кризиса
Экономический кризис в 2015 году затронул все основные экономические показатели. По итогам года сокращение ВВП достигнет 2,8%, ожидают в МЭР. Инфляция вновь составит двузначное значение – 11,9%. Кроме того, реальные доходы населения сократятся на 7,8%, а безработица вырастет до 6%. Средний курс доллара будет около 60 руб./долл.
Ухудшение экономической ситуации в нынешнем году было вызвано влиянием внешних факторов и цикличностью развития экономики. В 2014 году западные государства ввели санкции против РФ, которые в первую очередь нанесли удар по финансовому и энергетическому сектору. Также в прошлом году произошел обвал котировок на нефтяном рынке. Динамика цен на нефть имеет ключевое значение для развития экономики РФ. Экспорт нефти обеспечивает наполнение федерального бюджета и приток валютных ресурсов в финансовую систему. В 2015 году стоимость нефти стабилизировалась в диапазоне 60-65 долл./барр.
Ухудшение внешней среды продемонстрировало структурные диспропорции отечественной экономики. В результате Правительством был разработан антикризисный план, направленный на стабилизацию ситуации.
Базовый сценарий
Базовый сценарий, подготовленный Минэкономразвития, предполагает сохранение нынешних тенденций на нефтяном рынке. Кроме того, в рамках данного сценария действующие санкции со стороны Запада будут действовать до конца 2018 года.
|
Базовый сценарий предусматривает следующую стоимость “черного золота”:
• 2016 год – 60 долл./барр.;
• 2017 год – 65 долл./барр.;
• 2018 год – 70 долл./барр.
На фоне повышения цен на нефть ожидается улучшение основных макроэкономических показателей:
Показатель | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Рост ВВП | 2,3% | 2,3% | 2,4% |
Инфляция | 7% | 6,3% | 5,1% |
Курс доллара, руб./долл. | 56,8 | 54,5 | 53,2 |
Реальные доходы населения | 1,1% | 2,6% | 2,8% |
Безработица | 5,9% | 5,8% | 5,7% |
Улучшение экономической ситуации отразится на замедлении оттока капитала. После 152 млрд. долл. в 2014 году, данный показатель снизится в период с 2015 по 2018 годы соответственно до 110 млрд., 70 млрд., 60 млрд., 55 млрд.
Еще одним параметром, который покажет положительную динамику в 2016-2018 годах, станет платежный баланс. На фоне снижающегося импорта, произойдет стабилизация экспорта, что обеспечит к 2017 году положительный баланс между притоком и оттоком капитала.
Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.
|
Задачи финансовой политики:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Целями финансовой политики могут являться:
• политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики;
• экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
• социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
• мировом;
• региональном;
• национальном;
• на уровне отдельных регионов внутри страны;
|
• на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта);
• отдельного предпринимателя;
• на уровне отдельного домохозяйства.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
• бюджетная политика;
• налоговая политика;
• таможенная политика;
• денежно-кредитная политика;
• инвестиционная политика;
• коррупционная политика.
Финансовая политика является частью общей экономической политики.
Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того, чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. От того насколько грамотно будет построена финансовая политика зависят темпы развития как определенных отраслей, таких как промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, так и экономики в целом.
Финансовая политика государства включает в себя бюджетно-налоговую политику, а также инвестиционную политику, социальную политику. В составе финансовой политики основополагающая роль отводится бюджетной политике, которая оказывает влияние на формирование финансовой базы для развития государства.
Цели и задачи бюджетной политики на 2017 год:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;
2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета;
4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг;
6. Оптимизация расходов на оплату труда;
7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры;
8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений;
9. Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами.
Проект федерального бюджета был одобрен на заседании правительства РФ. Документ был основан на предположении, что украинский кризис будет урегулирован, а санкции Запада в отношении России – отменены. Макроэкономический прогноз, на котором проект бюджета был основан, исходил из более высоких темпов мирового экономического роста. При этом правительство предложило экономить на росте зарплат, пенсиях и некоторых инвестиционных расходах. В федеральном бюджете отражено, что инвестиционный рост будет сохраняться в основном за счет госинвестиций. Глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства сообщил, что Минэкономразвития посчитало возможным повысить ожидания роста инвестиций. «Это прежде всего государственные капвложения, а также капвложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие». Учтены и все утвержденные проекты, которые будут финансироваться за счет ФНБ – такие как реконструкция БАМа, Транссиба и строительство ЦКАД» – отметил он. «Решения по инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60% планку размещения средств», – уточнил министр финансов Антон Силуанов. Он сообщил и то, что финансовой помощи компаниям «Роснефть» и НОВАТЭК в бюджете не предусмотрено. «Этот вопрос будет рассматриваться в процессе обсуждения заявки на получение ресурсов из ФНБ» – сказал Силуанов. В бюджете заложен и антикризисный резерв — 190 млрд. руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации. «Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, — это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях», – сообщил Силуанов. Минфин прогнозирует, что из-за низких цен на нефть бюджет может недополучить около 1 трлн. руб. Около половины этой суммы планируется покрыть из Резервного фонда.
В связи с поставленными задачами бюджетной политики следует признать, что бюджетная политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. Цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются того, чтобы создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в области инноваций. Также нужно сохранить размер налоговой нагрузки по разным секторам экономики, где был достигнут ее оптимальный уровень, принимая в учет те требования устойчивости бюджетной системы России, которые были ранее указаны.
Также на падение национальной валюты РФ оказывает влияние существующее положение российской экономики в целом. Санкции со стороны Запада вызвали ограничение возможности отечественных организаций и банков осуществлять займы на международных рынках, то есть сократилось предложение на долларовом рынке. Спрос на доллар в сентябре был особенно высок, потому что в это время российские компании должны были выплатить валютные кредиты. Следовательно, возникла ситуация нехватки доллара, а значит, что валюта удорожает.
Однако санкции, которые касаются не только определенных компаний или лиц, но и экономики России целом, способны в большей степени ослабить эту экономику. Они просто драматически ограничат доступ страны к западным рынкам капиталов и новым западным технологиям, двум вещам, в которых Россия нуждается больше всего, чтобы обеспечить рост собственной экономики.
Таким образом, падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций — отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики.
На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.
Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического рост в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.