Кто же говорил устами малолетнего Вячеслава Крашенинникова?




Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В.А. Крашенинниковой - Л.Н. Емельяновой

Автор: Миссионерский отдел Челябинской епархии | Рубрика: Почитание отрока Вячеслава Крашенинникова («святого» Славика)

О почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой- Л. Н. Емельяновой
(Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии)

20 октября 2007 г. по поручению священноначалия Челябинской епархии Русской Православной Церкви при епархиальном миссионерском отделе была образована экспертная комиссия для изучения деятельности религиозной группы, сложившейся вокруг Валентины Афанасьевны Крашенинниковой - матери чебаркульского школьника Вячеслава Сергеевича Крашенинникова, представляемого указанной группой святым богоданным целителем, блаженным и великомучеником, молитвенным заступником перед Господом в последние времена. В задачу комиссии входило: собрать и изучить доступные материалы о жизни и деятельности В. С. Крашенинникова и на их основании, сообразуясь с соборным опытом Православной Церкви, вынести суждение о целесообразности почитания Вячеслава Крашенинникова как Божиего угодника.

Комиссией были изучены следующие материалы:

1. Аудиозапись беседы с В. А. Крашенинниковой, изданная на компакт-диске в 2007 г.;

2. Книга В. А. Крашенинниковой «Посланный Богом» (Челябинск, 2007);

3. Книга Л. Н. Емельяновой «Бог говорит избранникам своим...» (Великие Луки, 2006);
4. Различные материалы, размещенные на Интернет-сайтах.

Кроме этого, сотрудники миссионерского отдела имели возможность встретиться и поговорить лично с В. А. Крашенинниковой и с функционерами ее религиозной группы.

В качестве непосредственной методологической основы комиссией был принят доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», сделанный Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях в 2004 г.

«Святыми, - говорится в нем, - Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т. е. вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда».[1]

В этом докладе напоминаются три главных признака, которые, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, еще в XVII в. признавались необходимыми условиями присутствия истинной святости:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.[2]

Комиссией установлено следующее: субъектом религиозного почитания группы лиц, объединившихся вокруг В. А. Крашенинниковой, является ее сын - Крашенинников Вячеслав Сергеевич (1982-1993), умерший в отроческом возрасте, как сообщается матерью, от «неустановленной болезни» и похороненный на кладбище г. Чебаркуля.

Мальчик, говорится в опубликованных воспоминаниях о нем, происходил из воцерковленной православной семьи, имел ангелоподобную внешность, был необыкновенно добр, послушен, интеллигентен, благочестиво-набожен; кроме этого он с раннего детства отличался сверхчеловеческими знаниями и способностями: пророчествовал, умел диагностировать и лечить различные заболевания. Именно последнее обстоятельство обусловливало повышенное внимание к нему со стороны сначала земляков - жителей Чебаркуля и Миасса, а затем и многочисленных приезжих. По свидетельству родных, мальчика дважды вывозили в Троице-Сергиеву лавру, где он имел продолжительные беседы со старцем Наумом и где его целительский дар был удостоверен как «Божий». После смерти В. Крашенинникова вокруг него начинает складываться религиозный культ: окружается почитанием его могила на чебаркульском кладбище, пишется икона и акафист, в котором покойный прямо именуется «великомучеником»; представители религиозной группы В. А. Крашенинниковой свидетельствуют о многочисленных исцелениях и иной помощи, подаваемых после молитвенного обращения к «отроку Вячеславу Уральскому и Сибирскому», а также о явлении его в ангельском обличии. Таков «канонический» образ Вячеслава Крашенинникова, навязываемый общественному сознанию группой В. А. Крашенинниковой.

Православная Церковь всегда с большой осторожностью относилась к подобного рода явлениям: во-1-х, потому, что помнила предупреждение Спасителя о последних временах и о появлении лжехристов и лжепророков, призванных «прельстить, если возможно, и избранных» (Мтф., 24: 24); во-2-х, потому, что носителем даров Святого Духа в данном случае выступает ребенок, при том, как свидетельствуют родные, едва ли не с пеленок.[3]

Скрупулезный анализ высказываний умершего мальчика заставляет усомниться в безукоризненности его православия, как говорит об этом святитель Нектарий Константинопольский.

Необходимо оговорится сразу, что экспертная комиссия не в состоянии установить, какие высказывания В. Крашенинникова действительно принадлежат ему, а какие являются позднейшими вставками - от того, что никаких письменных свидетельств, за исключением отрывочных записей в записной книжке и школьных тетрадях, им не оставлено. Как пишет В. А. Крашенинникова, то немногое, что было, таинственным образом исчезло сразу после похорон.[4] Отличить подлинник от подлога в этой ситуации практически невозможно, поэтому, говоря о высказываниях мальчика, комиссия имеет в виду высказывания, приписываемые ему в опубликованных книгах.

Следует отметить также, что никакого систематического изложения религиозных взглядов Вячеслава Крашенинникова не существует. То, что предлагается книгами В. А. Крашенинниковой и Л. Н. Емельяновой в качестве «откровений» «святого отрока», на деле является эклектической «солянкой» - смесью древних ересей, суеверий, современной космической фантастики и околоправославного фольклора.

Например, В. А. Крашенинникова сообщает: «Однажды... Славик подошел ко мне, и, глядя на меня своим пронизывающим взглядом, очень серьезно сказал: «А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний!» Он рассказал мне, что помнит себя до рождения: «Была полотняная дорога, я несся по ней с огромной скоростью и остановился только у глубокой пропасти, она была без дна, из нее никак не выберешься. А рядом с собой я увидел высокого человека, одетого как бы в монашеские одежды. На самом кончике указательного пальца у этого человека висела маленькая, горящая лампадка. Случайно чуть-чуть отогнувшийся край одежды открыл ослепительный свет, на который невозможно было смотреть. Этот человек спокойно перешагнул через пропасть и остановился на другой стороне. Повернувшись ко мне, он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Прыгай!» Я разбежался, прыгнул и еле-еле удержался на противоположном краю пропасти. Потом я остался один, прошел немного вперед. Свернул в сторону на какую-то твердую, темную дорогу, как тоннель и... оказался у тебя, мамочка!» Славик помнил, как он собирался сюда, к нам: «Пресвятая Троица и мои друзья дали мне понемногу от себя силы. И я отправился к вам сюда на грешную Землю»... Когда Славочка умирал, он видел того же человека в темной, похожей на монашескую, одежде, которого помнил еще до своего рождения».[5]

Если отнестись к этому свидетельству серьезно, то речь здесь идет об очень древней, коренящейся в философии Платона,[6] ереси оригенизма о предсуществовании человеческой души, осужденной еще в VI веке V Вселенским собором - ереси «художественно» изложенной, но, тем не менее, легко узнаваемой.

«Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена», - было определено Собором.[7]

Как известно, Вселенский Собор осудил учение Оригена о предсуществовании человеческой души в формулировке, предложенной византийским императором Юстинианом:

«Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие души предсуществуют, будучи как бы идеями (νόας) или священными силами, что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божественной любви и потому названы душами (ψυχας) и для наказания посланы в тела, - тот да будет анафема. Если кто говорит или держится мнения, что душа Господа предсуществовала и соединилась с Богом-Словом раньше воплощения от Девы и рождения, - анафема. Если кто говорит и держится мнения, что тело Господа Нашего Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы сначала было образовано и уже после этого соединилось с Богом-Словом, a также и душа его предсуществовала, - анафема...».[8]

«Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от сообщества верных», - было указано отцами V Вселенского Собора.[9]

В том же фрагменте, приводимом Крашенинниковой, легко можно заметить начаток своеобразного и кощунственного «комплекса Христа», о чем будет сказано ниже.

Другая ересь - о предрешенности человеческого существования, - имеющая древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежащая в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Н. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова: «Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя...».[10]

Это - просто классический образец прямого подлога. Первая часть пророчества - почти дословная цитата из Откровения Апостола Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». (Откр., 22: 11). Но дальше в Откровении говорится: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам». (Откр., 22: 12). Ни о какой предрешенности в человеческой жизни, как видим, речи не идет; Господь никогда не посягал на свободу нравственного выбора. Сказанное «святым отроком», таким образом, находится в прямом противоречии с Писанием.

Правда, в другом месте Вячеслав говорит нечто прямо противоположное: «Славик говорил, что даже убийца может стать святым, если сильно каяться в своих грехах и больше не делать их».[11]

То, что в данном случае концы с концами не вяжутся, Л. Н. Емельянова просто не замечает.

Для сравнения приведем здесь высказывание знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелии Гущеровой, 1911-1996), также считавшей себя православной и даже построившей храм у себя на родине.

«Не думайте, что вы вольны делать, что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено. Можно лишь испытывать чувства: радости от доброго поступка, горечи и раскаяния от дурного... Никто не переборет судьбу. Жизнь человека строго предопределена».[12]

Развивая до конца эту логику, можно дойти до утверждения, что Бог творит как добро, так и зло. Такой фатализм, лежащий в основе многих гностических систем, в корне противоречит православному вероучению. Ереси предопределенности буквально с первых веков христианства противостояли наши Святые Отцы.

«Они признают три рода людей: духовный, земный, душевный, соответственно тому, как были Каин, Авель и Сиф, а по этому и три естества..., - писал о ереси гностиков-валентиниан святой II века Ириней Лионский в первой из пяти книг «Обличений и опровержений лжеименного знания». - И деля опять самыя души говорят, что одне из них по природе добрыя, а другия по природе злыя... Эти люди, - пишет далее св. Ириней, - сшивают старушьи басни, и потом вырывая оттуда и отсюда слова, выражения и притчи, хотят к своим басням приспособить изречения Божии».[13]

«Бог ни в чем не нуждается, - писал он далее. -...Он все сотворил и создал Словом Своим,...Он для творения не нуждался ни в помощи ангелов, ни в какой-либо силе, далеко низшей Его....Ибо в том превосходство Бога, что Он не нуждается в других орудиях для произведения созданного, но Его собственное Слово способно и достаточно для создания всего... Кому же мы должны более верить относительно создания мира, - спрашивает св. Ириней, - вышепоименованным ли еретикам, болтающим такие глупости и нелепости, или ученикам Господа и верному рабу Божиему и пророку Моисею, который с самого начала изложил о творении мира, говоря: «Вначале сотворил Бог небо и землю» и все прочее?...».[14]

Кто же говорил устами малолетнего Вячеслава Крашенинникова?

«Виновник всех ересей и заблуждений, апокалипсический дракон, древний змий, обольщающий всю вселенную (Апок., 12: 9), этот змий, несмотря на всю свою несомненную талантливость и обширную практику в течение 7419 лет, очень часто, можно даже сказать постоянно повторяется», - написал в свое время священномученик Илларион (Троицкий).[15]

Написал совершенно верно.

«Славочка не разрешал вливать ему чужую кровь... Славочка говорил, что с чужой кровью в человека входят и чужие грехи, но кровь-то все равно не приживается, не соединяется с родной кровью, так как она мертвая».[16]

На прямом запрещении переливания крови настаивает только одна псевдо-христианская секта - «Свидетелей Иеговы». Чуть выше в книге Л. Н. Емельяновой говорится о контактах Вячеслава Крашенинникова с представительницей этой секты - некоей Жанной, студенткой медицинского института: Вячеславу она нравилась больше, чем, например, баптисты, которых он считал «восхищенными бесами». Интересовался он и иеговистским журналом «Сторожевая Башня», который она приносила.[17] Видимо, разговоры с ней наложили отпечаток и на религиозные взгляды мальчика, и на формирование апокалиптической религиозной доктрины всей группы его почитателей.

«Перед самой кончиной, когда Славику стало очень тяжело, он обратился к иконе Спасителя и глядя прямо на лик Христа, сказал с сомнением: «Вот я умираю... А может смерть напрасна? И муки все мои напрасны? Может Тебя вовсе и нет? И все это напрасно?...»[18]

Всякая человеческая слабость извинительна; тем более, если это - слабость измученного болезнью ребенка. Но как можно в таком случае выставлять его великомучеником, помещать в один ряд, в частности, с боголюбивыми отроковицами Верой, Надеждой и Любовью, принявшими за Христа смертную муку, но не усомнившимися в Его существовании?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести, в чем заключается утешение плачущих; так и среди ложного наслаждения, доставляемого бесовскою прелестью, приходят минуты, в которые прелесть как бы разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Эти минуты - ужасны! горечь их и производимое этою горечью отчаяние - невыносимы. По этому состоянию, в которое приводит прелесть, всего бы легче узнать ее прельщенному, и принять меры к исцелению себя. Увы! начало прелести - гордость, и плод ее - преизобильная гордость. Прельщенный, признающий себя сосудом Божественной благодати, презирает спасительные средства предостережения ближних, как это заметил святой Симеон. Между тем припадки отчаяния становятся сильнее и сильнее: наконец отчаяние обращается в умоисступление, и увенчивается самоубийством».[19]

Очень двусмысленно отношение к Церкви самой Валентины Афанасьевны Крашенинниковой: по ее собственному признанию, она долго не решалась крестить сына, в частности, потому, что ей не нравились новые храмы и молодые священники: «Ведь я привыкла к другим Церквям, старинным, с настоящими иконами, с настоящим, пожилым батюшкой, а здесь... молодой, улыбчивый... Нет, совсем не так я представляла крещение своего сына. Виделась другая церковь, «настоящая», да и батюшка другой - «настоящий»...».[20]

Критерий подлинности для В. А. Крашенинниковой только один - возраст: храма, иконы, священника. Чем старше, тем подлиннее. В итоге: Вячеслав Крашенинников был крещен в возрасте пяти с половиной лет в «настоящей» церкви.[21]

Вообще, экклессиология группы Крашенинниковой-Емельяновой весьма специфична и, можно сказать, в высокой степени «толерантна».

С одной стороны, Вячеслав Крашенинников, по воспоминаниям его матери, сознательно исповедовал Православие и говорил, что вне Православной Церкви спасения нет.[22] С другой стороны, в книге Л. Н. Емельяновой приводится свидетельство учительницы Вячеслава Салимы Рахматуллиной, которую встреча с В. А. Крашенинниковой и память о ее сыне подвигла на обращение в ислам, на чтение книги «Крепость мусульманина» и Корана.

При этом, пишет она, «когда мне трудно, обращаюсь мысленно к Славику и прошу мне помочь, и он действительно помогает... А книга о Славике, она всегда со мной: в дороге, дома, в школе».[23]

Такое вот «правоверие», недопустимое ни с точки зрения ислама, ни тем более с точки зрения Православной Церкви.

Никакого отношения к Православию не имеют и духовные советы «святого отрока», часто совершенно нелепые:

«Славик... сказал, что в доме нельзя держать собак - это грех, что собаки должны жить во дворе».[24]

«Птиц убивать нельзя - птицы участвуют в сотворении времени - убивая птиц, - сокращаем время...»[25]

Это высказывание, на наш взгляд, также вполне еретично, поскольку прямо противоречит духу и букве Евангелия.

«Все произошло от Него и без Него ничего не произошло», - говорит святой тайновидец Апостол Иоанн Богослов. (Ин., 1: 3).

«Ибо, - комментируя этот фрагмент, пишет св. Ириней Лионский, - Он ни в чем не имеет нужды, но Словом и Духом Своим все творит, всем располагает и управляет и всему дает бытие...»[26]

Еще «совет» «святого отрока»: «Нельзя собирать маски, черепа, фантастические книги и т. д., потому что в них поселяются злые духи, а Икон Спасителя, Матери Божией и ликов святых злые духи не выдерживают. Не любят они и горящие восковые свечи, запах ладана, а особенно - Воскресную молитву, от которой начинают метаться и исчезают».[27]

Сказанное, конечно, не ересь, а, скорее, специфическая провинциальная дремучесть, круто замешанная на около-православном фольклоре, не имеющем никакого отношения к святоотеческому Православию. Впрочем, можно разглядеть в этом и начаток магизма.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом», - ясно и недвусмысленно сказал о бесах Спаситель. (Мтф., 17: 21).

Не святых икон самих по себе, а молитв, обращенных к Спасителю и Богоматери, изображенных на них, боятся бесы, иначе не могли бы они искушать подвижников даже в монашеских кельях. И уж, конечно, не горящие свечи и не запах ладана гонят их; напомним, что ладан в свое время воскурялся и перед алтарями языческих богов. Вожженные свечи и запах ладана свидетельствуют о богослужении, т. е. о вознесении молитв ко Господу и, следовательно, о близости Божией - именно этого не выносят бесы. Но даже и тут, по слову преподобного Нила Синайского, «очень завидует бес человеку молящемуся и употребляет всевозможные козни, чтобы расстроить его делание».

«Демон употребляет все усилия, чтобы воспрепятствовать молитве, или чтобы сделать ее бессильною и недействительною, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). -...Дух отверженный, когда не возможет отнять у молитвы времени, определенного для молитвы, тогда старается окрасть, осквернить молитву во время совершения ее. Для сего он действует помыслами и мечтаниями. Помыслы он наиболее облекает в личину правды, чтоб придать им более силы и убеждения, а мечтания представляет в обольстительнейшей живописи».[28]

Жития святых подвижников свидетельствуют о том, что бесы, видоизменившись в ангелов, нередко и сами вставали на молитву, желая таким образом вызвать доверие к себе. Об этом, например, повесть, размещенная в Печерском патерике: в ней диавол, желая погибели преподобного Никиты (будущего епископа Новгородского), явился к нему в виде ангела и велел перестать молиться, сказав, что он отныне будет молиться за него. И когда Никита обольстился и, перестав молиться, занялся чтением, он действительно видел беса непрестанно молящимся и радовался, полагая, что это ангел Божий молится за него. Потребовалась горячая молитва всей монастырской братии, чтобы отогнать беса от преподобного Никиты.[29]

«В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться, - говорил Вячеслав Крашенинников. - При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под эту кристаллическую решетку человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет».[30]

Сказанное, ввиду полной несуразности, вообще не нуждается в комментарии. Остается только согласиться со свт. Игнатием (Брянчаниновым), написавшим: «Прелесть, как несчастие, представляет собою зрелище горестное; как нелепость, она - зрелище смешное».[31]

Такое же отношение к Православию имеют и апокалиптические «пророчества» «святого отрока», часть которых явно фантастична, навеяна, по-видимому, западными фильмами и средствами массовой информации, вроде появления динозавров по всей земле[32] или возгорания сернистых газов на дне Черного моря,[33] а часть - например, о Кавказской войне[34] или о взрыве «двух больших домов в Америке»[35] - вероятнее всего подложна, т. е. появилась задним числом, post factum самого события. Существуют «пророчества», явно инспирированные сектами - рериховцами, в частности, которые, по свидетельству В. А. Крашенинниковой,[36] время от времени появлялись в их доме:

«Владивосток погибнет очень быстро - сразу и весь город. Волна, типа цунами, обрушится на город и сметет весь Владивосток, от него почему-то останется один фонарный столб...»[37]

Известно, что в середине 1990-х г. г. руководитель Владивостокского Центра Живой Этики Л. Г. Хакимова-Хмелева получила «информацию свыше» о затоплении Владивостока, после чего, сделав внушительный запас продовольствия, вместе с «верными» целую неделю отсиживалась на вершине горы Пидан, ожидая катастрофы.[38]

Правда, существуют и, так сказать, эксклюзивные «пророчества», например такие:

«Все гигантские строения провалятся под землю»;[39]

«При приходе Господа Ангелы будут носить огромные куски земли по воздуху и закидывать провалы, образовавшиеся на поверхности Земли, выравнивая земную поверхность. Если бы человек посмотрел на это действие, то он не увидел бы Ангелов, а увидел бы летящие по небу глыбы земли. В конечном итоге перед Новой жизнью с Господом Земля станет практически равнинной».[40]

Совершенно фольклорны представления Вячеслава Крашенинникова о посмертном существовании души.

«Славик часто и много говорил об устройстве ада, а про Рай рассказывал только некоторым людям. Когда я спросила: «Почему ты рассказываешь в основном про ад?» - Славик ответил: «Чтобы за­думались, и не попали туда, а про Рай недостойны пока слушать»... Еще он сказал, что скоро почти все бесы выле­зут на поверхность земли вместе с диаволом, и в аду будет какое-то время спокойнее, чем на Земле. Оставшиеся в преисподней бесы будут не так усердно выполнять свою работу. Славик сказал, что ад существует реально, и он под нами. Я спро­сила о Сталине. Славик объяснил, что в аду есть место, где течет кипяток, и в этом кипятке кто сто­ит по пяточки, кто по колено, кто по грудь, а Ста­лин полностью с головой там. Славик подробно рассказывал об устройстве ада. Он говорил, что на самом дне очень холодно, там лед, там самые вели­кие грешники. А есть комнаты, где люди просто сидят в темно­те, и их не мучают, а в другом месте, если кто-то высунется из огня или кипятка, то бесы с ожесто­чением и злобой загоняют его обратно и окунают с головой. В самом начале преисподней действи­тельно дрова, которые рубит как бы «по щучьему веленью» топор на огромной чурке на поленья, и там очень темно. Дальше стоят огромные котлы, куда эти дрова подвозят на волокушах, типа боль­ших санок, или подтаскивают вязанками. То и дру­гое тащат изо всех сил и с великим напряжением души грешников, а бесы их истязают и подгоняют как бы кнутами. Славик говорил: «Какие грехи, та­кие и места». Славик сказал, что есть в аду место, где главный большой червь и множество других червей лезут человеку в нос, в рот, в глаза, в уши и это очень больно. Еще, говорил Славочка, чтобы я одна не ходила на кладбище, так как червь очень умный и хорошо слышит и, высовываясь немного нару­жу, хватает и утаскивает под землю ходящих в оди­ночку. Бывает так, что земля под ногами человека про­валивается, и он улетает в кромешную адскую тем­ноту, где видит только много-много огненных мор­гающих глаз, его окружающих. Набросившиеся злобные духи-бесы такого бедолагу мгновенно живьем разрывают на мелкие кусочки. Это тоже одна из причин исчезновения людей. Бесы лютой ненавистью ненавидят людей за то, что Господь святыми восполняет число отпавших ангелов, ко­торых за неповиновение сбросил с Неба и превра­тил в бесов».[41]

Нужно растерять остатки здравого смысла, чтобы воспринимать это благоговейно и серьезно.

«Святые старцы, - напоминает свт. Игнатий (Брянчанинов), - советуя вспоминать о предметах невидимого мира, воспрещают изображать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими рисуются они в воображении человека плотского и страстного. Дозволение себе мечтательности есть отверзтая дверь в область лжи - этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности есть отступление от истины и произвольное самообольщение».[42]

Читая «откровения» «святого отрока» понимаешь, насколько прав святитель Игнатий и как далеко могут завести мечты легкомысленного фантазера.

Сущностно неправославна демонология Вячеслава Крашенинникова.

Связано это, по-видимому, с естественной впечатлительностью ребенка и некритичным восприятием им, в частности, западных фильмов, хлынувших в нашу страну именно в период отрочества Вячеслава.

Нам удалось установить смысловое заимствование, по крайней мере, из трех западных фильмов.

«Славик говорил, что инопланетяне живьем людей уволакивают и используют их как рабов, у них есть много мест, где в рабстве работают «пропавшие» люди».[43]

На этом построен сюжет художественного фильма режиссера Дона Коскарелли «Фантазм» (1979 г.), ставшего кинематографической классикой.

«Еще Славочка говорил, что ученые не все поверят «их» чудесам, и это заставит их сделать такой прибор, который позволит ученым среди людей распознавать так называемых инопланетян, то есть воплотившихся бесов, которые очень и очень страшные. В этом приборе все поддельное «под человека» у бесов будет видно как на рентгене, вся их внутренняя сущность. Таковых окажется множество, ученые просто ужаснутся... Так в мире появится информация, подтвержденная учеными о том, как и что происходит с подменой людей. Будет сделано много таких приборов, и они будут очень полезны для людей...»[44]

Это - не очень грамотный пересказ художественного фильма другого известного американского режиссера Джона Карпентера «Они живы» (1988 г.).

«Славик говорил, что когда инопланетяне берут у человека кожу, якобы на анализ, то потом, на самом деле, из маленького кусочка кожи выращивают целый пласт человеческой кожи, которой обтягивают себя. Они готовятся опуститься к нам большим количеством под видом инопланетян, гонимых «злыми космическими силами», а на самом деле Богом, но их настоящий вид будет сильно замаскирован и действовать в реальном мире они станут под видом настоящих людей, а иногда будет происходить страшная «подмена» - вместо украденного человека появится «этот», полностью внешне неотличимый от настоящего человека, а украденные люди будут или уничтожены, или в рабство отправлены».[45]

Этот рассказ-пророчество можно считать отчасти и позднейшей вставкой: помимо отсыла к упомянутому фильму Карпентера, он представляет собой лексический «ремейк» фильма Дэвида Туохи «Прибытие» (1996 г.).

Если допустить, что Вячеслав Крашенинников и не смотрел этих фильмов (что, конечно, согласуется, с его «православностью»), то наверняка он слышал их обсуждение одноклассниками, тем более, что ребенком он был очень общительным.

Еще «Славик сказал..., что на Луне очень много бесов... Только они сейчас могут показывать фокусы на Луне, и на небе, и как бы на Солнце».[46]

Православное вероучение, напротив, настаивает на духовной природе бесов, которым, конечно, не нужны «базы» на Луне. Но, если отвлечься от космической тематики, то речь может идти и о ереси пифагорейцев (в терминологии св. Иоанна Дамаскина), которые утверждали, что «на луне и выше ее все бессмертно».[47]

Совершенно фантастичны представления Вячеслава Крашенинникова о мироздании.

«Земля действительно круглая, - рассказывал он матери и каким-то загадочным ученым, приехавшим пообщаться с чудо-ребенком. - Только она на самом деле гораздо больше и не вертится, а то, что люди представляют под своей планетой, это только ее маленькая часть. И часть эта плоская... Еще внутри Земли много больших пустот,...люди не могут их обнаружить, потому что они скрыты под слоем радиоактивного песка».[48]

С западным и вестернизированным восточным кинематографом связан интерес Вячеслава Крашенинникова к динозаврам: именно в конце 1980-х г. г. в СССР появились художественные и мультипликационные фильмы о динозаврах («Годзилла» и проч.). Могли ли они не повлиять на впечатлительного ребенка? Разумеется, нет.

«Под землей, - поведал нам Славочка, - есть огромные пустоты-пространства, где течет чистая-чистая вода, а растения очень мягкие. Те динозавры, что жили на земле, ушли под землю. Из-за подземных ядерных взрывов они сейчас очень больших размеров и набирают силы. В стенах подземного пространства очень много яиц динозавров. Когда климат пойдет к потеплению, земля откроется, и они выйдут на поверхность. Они разные - травоядные и хищные. Хотя они будут на земле не очень долго, но успеют натворить очень много бед. Через некоторое время земля снова откроется, и они уйдут под землю теперь уже навсегда и никогда больше не появятся. Ученые не могут просмотреть подземельные пространства-пустоты, где живут динозавры, так как мешает слой радиоактивного песка».[49]

К сожалению, мама не смогла разглядеть за фантазиями сына обыкновенной мешанины из западно-восточных блокбастеров и «Плутонии» В. Обручева, и теперь навязывает эти детские фантазии в качестве мистических «откровений».

Интересно, какое бы место в религиозной доктрине группы Крашенинниковой-Емельяновой заняли, например, черепашки-ниндзя, если бы и о них упомянул «святой отрок»?

Сообразуясь с вышесказанным можно сделать вывод о том, что ни о каком «безукоризненном православии» ни Вячеслава Крашенинникова, ни его последователей речи быть не может.

Но существуют и другие настораживающие моменты.

Так, группой В. А. Крашенинниковой - Л. Н. Емельяновой Вячеслав Крашенинников кощунственно идентифицируется либо с кем-то из великих святых, имеющих прийти на Землю в последние времена, либо с самим Господом Иисусом Христом. Выскажем предположение: поскольку о детских годах Господа Иисуса Христа практически ничего неизвестно, помянутой группой может создаваться своеобразный апокриф, призванный заполнить историческую и религиоведческую «лакуну». Правда, формально поклонницы «отрока Вячеслава» пытаются отнекиваться:

«К Славику приезжали как-то экуменисты... Договорились экуменисты до того, что Славик и Христос - одно и то же, а значит, говорят они, вы должны знать, какой должна быть и мать Славика. Вот так и поучали. Но для меня Славик - сын. Мой сын. А кто он есть на самом деле - доподлинно только Богу ведомо».[50]

И тем не менее: «Однажды... на небе после дождя появилась радуга, а затем мальчики увидели яркое свечение от плеч и вокруг головы Славика, которое продолжалось примерно 40 минут...»[51]

О сформировавшемся у отрока «комплексе Христа» свидетельствует следующие его высказывания: «У меня все для вас, для себя даже крошечки нет!»[52]

«Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала сильно испугаетесь оттого, что так запросто обращались со мной, а потом будете мною гордиться. А еще, мне многие сильно позавидуют».[53]

«Когда пойдет шум из Лавры, и найдут древнюю Книгу пророчеств в Троице-Сергиевой Лавре, там будет написано, кто я...»[54]

«Когда я приду к Ним обратно, Они скажут: «Как же ты все это вытерпел?» А я подниму рубашку и буду им свои раны показывать».[55]

Такое самолюбование также лежит вне святоотеческой традиции Православной Церкви.

«Если хочешь спастись,...считай себя за ничто», - говорил св. Варсонофий Великий.[56]

Об истинно христианской кончине повествует «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Когда настало время кончины аввы Агафона, он пребыл три дня без движения, имея отверстыми глаза и содержа их в одном направлении. Братия толкнули его, сказав: «Авва! Где ты?» Он отвечал: «Предстою суду Божию». Братия сказали ему: «Отец! Неужели и ты боишься?» Он отвечал: «Хотя я старался всеусильно исполнять заповеди Божии, но я человек и не знаю, угодны ли дела мои Богу». Братия сказали: «Неужели ты не уверен, что дела твои благоугодны Богу?» Старец сказал: «Невозможно удостовериться мне в этом прежде, нежели предстану Богу: потому что иной суд Божий и иной - человеческий»...»[57]

«Пимен Великий говаривал братии своей: «Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня»...»[58]

«Преподобный Сисой Великий просил у ангелов, пришедших разлучить душу его с телом и вознести ее на небо, чтоб они оставили ее в теле, и дали время на покаяние, а ученикам своим, свидетельствовавшим о его совершенстве, сказал, что он не знает о себе, положил ли он начало покаяния», - напоминает свт. Игнатий.[59]

И, напротив, именно о еретиках сохранились свидетельства, как о высоко надмившихся людях: «Они провозглашают себя совершенными, так что никто, ни - даже Павел или Петр или другой кто из апостолов, не может сравниться с ними по величию знания...»[60]

Еще «Славик сказал, что после его кончины ему лучше будет удаваться излечивать болезни глазные, нервные и помогать раковым больным, а находиться он будет там, где Богу хвалу поют. А чтобы я за него не беспокоилась (т. е. не молилась - прим. мисс. отдела), он будет приходить и помогать нам и после своей кончины...»[61].

В книге Л. Н. Емельяновой приводятся свидетельства о таких посмертных явлениях. О кончине жены рассказывает житель Чебаркуля Геннадий Кунгурцев: «Жена сказала: «Геннадий, сегодня ночью ко мне в палату пришел Славик и сказал: «Тетя Шура, приготовьтесь, в эту субботу вы умрете, не бойтесь, я помогу вам проходить мытарства»...»[62]

Другое видение было детскому другу В. Крашенинникова Антону Клыкову после тяжелой операции:

«Антоном вдруг овладело какое-то странное состояние: ни явь, ни сон..., а вокруг него начала стягиваться тьма. Он подумал, что умирает; раз становится так темно. Вдруг появилась полоска очень яркого света. Свет становился все ярче и ярче и увеличивался в размерах. Когда глазам стало больно от света, он увидел в этом сиянии улыбающегося Славика, одетого в длинную одежду, как бы в девчоночью ночную рубашку. Когда Славик немного повернулся, то за спиной его стали видны большие светлые крылья, которые из-за яркого света невозможно было хорошо разглядеть. Антон спросил Славика: «Для чего ты так нарядился?» Но Славик молча смотрел и улыбался. И вдруг Антон вспомнил, что Славик умер, значит он пришел оттуда, с Неба?! Юноша стал умолять Славика, чтобы он взял его с собой, а Славик улыбался и покачал головой, мол, нет, и начал вместе со светом отходить. Видение исчезло, а Антон за несколько дней уснул впервые спокойно, <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: